Студопедия — ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ 8 страница






Но лучше всего писатель чувствует себя в сфере комического. Его сатирическое дарование особенно рельефно проступает в новелле «Гусиный бунт в Бютцеве» (Die Ganse von Biitzow, 1865), действие которой происходит в Германии во время французской революций 1789—1794 гг. Автор остроумно высмеял филистерство немецкого бюргерства, не способного на героические действия.

«Бунт» в Бютцеве произошел потому, что бургомистр города запретил выпускать на улицу гусей. Автор сопоставляет бютцевский бунт с событиями французской революции, чтобы еще сильнее оттенить убогий и жалкий характер политической жизни немецкого бюргерства. Наподобие Парижа, в Бютцеве есть свои якобинцы и жирондисты. К последним принадлежит мамзель Хорнборстель, которой больше всего хочется снова утвердиться в правах любовницы бургомистра, отвергнувшего ее.

Пародийным целям новеллы соответствует «высокий стиль», па который порой переходит автор, чтобы лишний раз подчеркнуть ничтожество своих героев. «Я буду воспевать крики гусей и народа, гнев мамзель Хорнборстель, насилие, месть и искупление... мужество и якобинские речи буйных вождей».

О глубоком разочаровании Раабе в немецком бюргерстве, показавшем в XIX в. свою неспособность довести до конца освободительную борьбу, погрязшего в мелких дрязгах, красноречиво свидетельствует новелла «Наследство Тэклы». Название новеллы напоминает о возвышенных шиллеровских героях из трилогии «Валленштейн» — о Тэкле и Максе. Но у Тэклы Раабе нет ничего общего с героиней Шиллера, она ее полная противоположность. Все ее помыслы сосредоточены на сугубо прозаических делах — урвать побольше из наследства богатого дядюшки.

Одним из лучших своих произведений Раабе считал новеллу «Zum wildem Mann», 1873, переведенную на русский язык под названием «Аптека «Лесной великан». В ней писатель ясно и недвусмысленно выразил свое отношение к преуспевающим буржуазным дельцам и стяжателям. В новелле разрабатывается одна из центральных тем реалистической литературы XIX в. — пагубное влияние денег на человека.

В начале произведения один из его героев — Август — предстает в облике мечтательного и бескорыстного юноши, равно-Душного к богатству. Он подарил большую сумму денег скромному аптекарскому ученику Филиппу Кристеллеру, купившему на них аптеку.

Август тем временем отправился за океан, где сделал карьеру и совершенно преобразился, стал трезвым и циничным дельцом. Через 31 год он вернулся на родину, но его привлекли сюда не воспоминания детства. Он решил потребовать назад подаренные деньги, причем с процентами, набежавшими за эти годы.

Совершенно равнодушно Август затягивает петлю на шее преданного ему Кристеллера, вынужденного все распродать, чтобы расплатиться со своим «благодетелем».

Деловая хватка Агостино (Августа) проявляется во всем, даже в мелочах. Он, например, расспрашивает о рецепте приготовления понравившейся ему наливки, с тем чтобы получить в Америке патент на ее изготовление и извлечь соответствующую прибыль.

Неприятие буржуазной цивилизации получило в позднем творчестве Раабе своеобразное и противоречивое выражение. Писатель отказывается от разработки широких картин современной общественной жизни, острой социальной проблематики. Он находит своих героев в узком семейном кругу, в частной жизни. В противовес неприемлемой современной буржуазной действительности Раабе дает приукрашенное изображение бюргерского прошлого с его добрыми, патриархальными правами. Характерна в этом отношении его повесть «Летопись Птичьей слободы» (Die Akten des Vogelsangs, 1893—1895).

Прошлое Птичьей слободы, с которой связано детство героев этой повести, овеяно дымкой романтической мечтательности. Тогда «маленький человек» был по-своему счастлив, но те времена прошли. В современном мире процветают аморальные люди, авантюристы типа Карла Троцендорфа, нажившего большое состояние в Америке. Сатира автора становится беспощадной, когда речь заходит об этом дельце и его чванливой жене.

Самые честные и благородные люди делаются ненужными, лишними, смешными чудаками. Так именно сложилась жизнь Вельтена Андерса, который не нашел себе места в мире преуспевающих собственников.

Раабе не ограничивается сатирой на крупных хищников, он развенчивает мир собственничества в целом, его филистерскую мораль. Этот отвратительный мир презирает Вельтен Андерс, который, по словам автора, «был не в силах побороть усталость от собственности». Вельтену настолько опостылела собственность, что, став после смерти матери наследником имущества, он уничтожает вещи или раздает их, «чтобы навсегда освободиться от всякой собственности на земле». Вельтен порой выступает под видом чудака и даже шута, но жизнь его глубоко трагична. Любимая им девушка Елена бросила его, чтобы стать женой миллионера. Она разбила жизнь своего друга, но не стала счастливой и сама. Собственнический мир антигуманен по своей сущности, он несет страдания людям.

В романе Вельтену противопоставлен его друг Карл, благоразумный и преуспевающий чиновник. Он не совершает низостей, но мир его, где главным была «радость собственности», ограничен и убог.

Раабе создал яркое художественное произведение, проникнутое глубоким лиризмом. Он широко использует юмор, иронию.

Автор прибегает и к символике. Так, образ Птичьей слободы символизирует собой патриархальную бюргерскую Германию, гибнущую под натиском алчных стяжателей. В романе неоднократно повторяется четверостишие Гете, играющее роль своеобразного лейтмотива:

 

Ожесточись! Ибо

Чувствительное сердце —

Лишь жалкое достояние

На нашей шаткой земле.

(Пер. Вс. Розанова)

 

Эти слова позволяют лучше понять эволюцию характера Вельтена, чрезвычайно уязвимого из-за своей чувствительности и доброты: он ожесточился против собственнического мира.

Раабе до конца своей жизни оставался убежденным реалистом, хотя его реализм отмечен чертами известной ограниченности. Он был противником натуралистических и декадентских течений, получивших большое распространение в литературе «конца века».

Творчество Раабе занимает видное место в истории немецкой литературы. Его демократические традиции, тема «маленького человека» найдут своеобразное продолжение в творчестве Г. Фаллады, Л. Франка и других писателей.

С глубокой симпатией о творчестве Раабе писал Ф. Меринг, отмечавший гуманизм писателя. Критик не закрывал глаза и на противоречивость Раабе, оставшегося в стороне от больших прогрессивных движений своей эпохи:

«Из своего малого света Вильгельм Раабе смотрел своим добрым и мягким взглядом на все, что он скрывал в себе человеческого, и, прежде чем он навсегда исчез, осветил его лучами заходящего солнца» 1

 

Примечания

1. Меринг Ф. Литературно-критические статьи, т. 2, с. 208.

Фридрих Шпильгаген (Friedrich Splelhagen, 1829—1911)

 

Во второй половине XIX в. большой популярностью пользовалось творчество Шпильгагена. Особенно широкую известность его романы получили в России, где у него было немало почитателей в передовых слоях русского общества.

Шпильгаген принадлежал к левым, радикальным кругам интеллигенции, оппозиционно настроенным к господствующему общественно-политическому строю. Его известность в литературе началась с романа «Проблематические натуры» (Problematische Naturen, 1860). Герой романа Освальд Штейн и есть эта проблематическая натура, раздираемся внутренними противоречиями, долго не находящая своего места в жизни. Вначале читатель видит его в процессе избавления от романтических иллюзий, которые были ему свойственны. Затем он увлекается великими деятелями прошлого, героикой революционных сражений. В конце концов Штейн оказывается на баррикадах, среди участников революции 1848 г.

Шпильгаген стремился в этом романе дать правдивую картину описываемой эпохи, изобразить широкие слои немецкого общества — народ, буржуазию, дворянство.

Как уже отмечалось в критике, в «Проблематических натурах» намечаются основные контуры шпильгагеновского романа, в котором политическая тема переплетается с семейно-бытовой1 Острый политический материал сочетается со сложной приключенческой интригой. Здесь и мотивы незаконнорожденных детей, неравных браков, всевозможных тайн, недоразумений, дуэлей, пропавших документов и т. п.

Большим успехом в свое время пользовался политический роман Шпильгагена «Семья Гогенштейн» (Die von Hohenstein, 1864). Писатель явился основоположником жанра политического романа в немецкой литературе. В основе «Семьи Гогенштейн»— изображение революционных событий на юге Германии в 1849 г. Автор обстоятельно показывал картины революционного брожения, охватившего широкие круги среднего сословия, армию, изображал политические собрания, разрозненные выступления народа, выборы в парламент.

Обычно композиция романов Шпильгагена строится вокруг судьбы главного героя. Его глазами автор смотрит на окружающий мир. То или иное событие показывается в связи с тем, какое отношение к нему имеет герой. Символично, что своему герою автор дает имя Мюнцер (один из вождей Крестьянской войны XVI в.). Он — личность выдающаяся. Это талантливый журналист, блестящий оратор, поборник прав народа, настроенный весьма радикально.

В ходе революции, принесшей Мюнцеру немало разочарований, его взгляды претерпевают значительные изменения. Он теряет веру в революционные возможности народа, в его ум и организованность. Он становится индивидуалистом и эстетом. По своему складу, по вкусам Мюнцер — натура аристократическая. Он не стал ренегатом, но запутался в противоречиях. И в данном случае дело объяснялось не только личной неполедовательностью Мюнцера.

Перед Шпильгагеном стояла трудная задача создания образа героя-революционера, с которой автору трудно было справиться. В обрисовке Мюнцера кое в чем чувствуются романтические приемы. Писатель наделяет Мюнцера, подобно романтическим героям, чертами исключительности, титанизма, индивидуализма, что мало соответствовало облику настоящего революционера. Политическая деятельность Мюнцера осложнена тем, что он запутался в личной жизни: Мюнцер увлекся красавицей Антонией фон Гогенштейн, изменил скромной, глубоко преданной ему жене.

Роман носит ярко выраженный антидворянский характер. Образы юнкерства даны, как правило, в резко отрицательном, сатирическом освещении. Это относится прежде всего к главе семьи Гогенштейнов, старому генералу, человеку деспотичному, наполовину выжившему из ума. Ему ничего не стоит запустить табуреткой в своего слугу, если тот в чем-то не угодил ему. В конце концов он даже совершает убийство и его сажают в тюрьму, но дело замяли и генерала освобождают.

Другой представитель Гогенштейнов обкрадывает городскую казну, не найдя другого способа уплатить долги. Такова знать, ничтожная, морально разложившаяся. Поэтому наиболее честные выходцы из ее среды, такие, как майор Дегенфельд и Вольфганг Гогеиштейн, соединяют свою судьбу с судьбой восставшего народа.

При всем стремлении автора к объективному изображению революционных событий эта задача выполнена им лишь отчасти, так как у него было свое, либерально-буржуазное понимание революции. Однако свободолюбивый пафос романа звучал достаточно сильно и находил широкий отклик среди передовых читателей.

Из всех произведений Шпильгагена наибольшей популярностью пользовался роман «In Reih und Glied» (1866), который не совсем точно переведен на русский язык как «Один в поле не воин». По своему содержанию, образу главного героя роман напоминает «Семейство Гогенштейн», но по широте и глубине охвата жизненного материала превосходит его. И в этом романе все сюжетные линии ведут к образу главного героя Лео Гутмана. Он тоже личность необыкновенная — политический деятель и народный трибун. В некоторых отношениях образ Лео больше удался автору, чем образ Мюнцера который был во многом статичен. Лео же показан в развитии, в становлении, изменении своего характера, взглядов.

Живым прообразом Лео явился Фердинанд Лассаль, деятельность которого носила чрезвычайно противоречивый, а порой и авантюристический характер. Автор же рассматривал Лассаля как подлинного героя и революционера.

То, что Шпильгаген наделяет образы главных героев чертами исключительности, было характерно для мелкобуржуазных радикалов середины XIX в., не веривших в творческие силы народа и связывавших дело его освобождения с деятельностью выдающихся политических и государственных деятелей, которым отводилась решающая роль. После первых неудачных попыток повести за собой народ, воодушевив его для революционной борьбы, Лео в дальнейшем совершенно отказывается действовать, опираясь на народ. Он вращается в свете, своими выдающимися дарованиями обращает на себя внимание короля, которого думает использовать в благородных освободительных целях. Словом, он выступает в роли шиллеровского маркиза Позы.

Но милостивое внимание короля было недолгим. Отсюда неизбежно новое разочарование Лео, крах его надежд и гибель.

Однако у автора вовсе не было намерения развенчать Лео Гутмана. Он по-прежнему надеялся, что освобождение Германии принесут выдающиеся политические деятели типа Лео.

В дальнейшем политическая проблематика романов Шпильгагена слабеет, теряет свою остроту. В романе «Молот и наковальня» (Hammer und Amboß, 1869) социально-политические проблемы подменяются нравственными, классовые конфликты труда и капитала трактуются в утопическом плане. Все это вело к ослаблению реализма творчества Шпильгагена, которое постепенно утрачивало актуальное значение. Шпильгаген явно пережил свою славу. Но глубоко прав был Ф. Меринг, сказавший: «Из-за бесплодия его последних десятилетий не следует забывать тот сев, который он посеял сорок лет назад; все, кто был тогда молод и живо интересовался великими вопросами жизни народа, —не только в Германии, но и в других странах, особенно в России, — на всю жизнь сохранят в себе частичку Шпильгагена... и вспомнят о нем с благодарностью»2.

 

Примечания.

1. См.: Тронская М. Л.:Шпильгаген. — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 164

2. Меринг Ф.:Литературно-критические статьи, т. 2, с. 211

Теодор Шторм (Theodor Storm, 1817—1888)

 

Своеобразное преломление гуманистические и реалистические традиции немецкой литературы нашли в творчестве Теодора Шторма, который был одним из любимых писателей Томаса Манна.

Шторм — выходец из бюргерской среды Шлезвиг-Гольштейна, находившегося в те годы под датским владычеством.

Его отец был состоятельным адвокатом. Будущий писатель также значительную часть своей жизни вынужден был заниматься адвокатурой.

Литературная деятельность Шторма начинается в 40-х гг. В 1843 г. вместе с двумя университетскими друзьями, братьями Моммзен, он выпускает книгу стихов «Песни трех друзей» (Liederbuch dreier Freunde), в которых сказались романтические веяния. Воздействие позднего романтизма можно ощутить в творчестве Шторма вплоть до 50-х гг. Для стихов начинающего поэта характерна любовь к родному краю, народному творчеству, отдельные мотивы которого находят преломление в его лирике.

Революционные события 1848 г. вызвали оживление освободительного движения в Шлезвиг-Гольштейне. Шторм относится к этому движению с горячим сочувствием и принимает в нем живейшее участие. Но освободиться от датской оккупации удалось только в 1863 г. После подавления движения Шторм вынужден был эмигрировать за пределы Шлезвиг-Гольштейна.

Шторм вошел в историю немецкой литературы как талантливейший поэт-лирик и новеллист.

Значительная часть лирики Шторма посвящена сложному миру человеческих переживаний, особенно теме любви. В ней находят хвое волнующее выражение такие мотивы, как радость встречи и горечь расставанья, неудавшаяся любовь. В поздние годы чаще звучат мотивы уходящей молодости, надвигающейся старости, одиночества.

Яркими образцами подобной лирики являются широко известные его стихи «Гиацинты», «Рука женщины». Последнее стихотворение носит глубоко психологический характер. В нем поэт говорит о душевной драме женщины, о скрываемых ею страданиях.

 

Я знаю, ни единый стон

С уст молчаливых не сорвется.

Но в тайне, что хранят уста,

Твоя рука мне признается.

Я взгляд не в силах отвести,

На ней остался след страданья,

Ведь за ночь ей передалось

Больного сердца трепетанье.

 

(Пер. А. Энгельке)

 

Шторма-лирика не без основания сравнивают с такими русскими поэтами, как Тютчев и Фет.

Глубокие и проникновенные слова о поэзии Шторма сказал Томас Манн:

«В лирике Шторма, которую он несчетное количество раз просеивал и процеживал, остались, кажется, одни жемчужины... По меньшей мере пять-шесть образцов этой лирики могут быть поставлены в один ряд с самыми высокими и чистыми творениями человеческого духа, которым глубина чувства и совершенство языка дают право на бессмертие»1.

У Шторма есть и политическая лирика, в которой слышны отзвуки бурных событий 1848—1849 гг. Так, в стихотворении «Осенью» (Im Herbst), «Могилы в Шлезвиге» (Gräber im Schleswig), «Прощание» (Abschied) с большой силой звучат освободительные патриотические мотивы. Автор пишет о мужестве молодежи, пролившей кровь за свободу родного края.

Мастерство Шторма-прозаика проявилось прежде всего в новеллистике, которой он отдавал предпочтение перед большими эпическими жанрами. И в ней сказывается лирический склад его характера. Недаром Шторм писал, что его новеллистика выросла из лирики. Новеллы Шторма лиричны, он стремился к показу внутреннего мира человека, к созданию у читателя определенного настроения. Сюжет для него не является главным.

Ярким примером такой психологической новеллы, является «Иммензее» (Immensee, 1849). В ней мало внешних событий, зато обстоятельно и топко рисуется смена различных душевных настроений героя. В новелле воссоздается горькая история разрушенного счастья, неудавшейся любви Рихарда Вернера, любимая девушка которого выходит замуж за богатого дельца.

Лирическое начало ясно ощутимо и в новелле «В университетские годы» (Auf der Universität, 1863), в центре которой — трагическая история дочери портного Лоры, загубленной богатым бездельником. Значительное место в новелле занимает тема социального неравенства. С нескрываемым осуждением показан в ней мир богатых тунеядцев.

В ряде других новелл Шторма на первом плане — социальная проблематика, разрабатываемая в реалистическом духе. Сюда относится известная новелла «В замке» (Im Schloss, 1861), в которой ставится тема осуждения поместного уклада жизни, его несостоятельность в новых условиях. Автор показывает, как старое дворянское поместье доживает свой век, хотя его обитатели не отрешились от чувства высокомерия и надменности.

Этим людям вымирающей касты противопоставлен крестьянский сын Генрих Арнольд, воплощающий в себе новое, здоровое жизненное начало. Он талантливый человек, упорный труженик, многообещающий молодой ученый. Во всех отношениях он стоит на голову выше титулованной знати.

С годами критическое отношение писателя к окружающему миру усиливалось. В тесной связи с этим наблюдается и усиление трагизма в его новеллистике. При этом трагический исход чаще всего мотивируется господством буржуазно-денежных отношений, духом стяжательства. К наиболее известным новеллам такого характера относятся «Карстен Попечитель» (Carsten Curator, 1877), «Ганс и Гейнц Кирх» (Hans und Heinz Kirch, 1882) и др. В последней новелле автору удалось с большой силой показать семейную драму Кирхов. Гордый и независимый Гейнц восстает против тирании отца, удачливого и сильного человека, руководствующегося, однако, лишь коммерческими соображениями. В конце концов он теряет своего сына, который находит более значительные нравственные ценности за пределами собственнического мира.

Одним из лучших произведений Шторма является повесть «Всадник на белом коне» (Der Schimmelreiter, 1888). В ней автор обретает подлинно народного героя Хауке Хайена, строителя заградительных плотин, играющих большую роль в жизни приморского края.

Хауке — сын сурового и мужественного народа — всю свою жизнь посвятил строительству плотин. Он заботится не о личном благе, он борется с силами природы, с косностью людей, относящихся с недоверием и даже враждебностью к его бескорыстному подвигу.

Для создания характера народного героя в повести удачно использован фольклорный колорит. Из фольклора заимствован и образ всадника на белом коне.

Однако некоторые новеллы Шторма не свободны от элементов идеализации, сентиментальной идиллии, ослабляющих реализм писателя. Недаром И. С. Тургенев, высоко ценивший талант Шторма, прочитав новеллу «Из заморских стран» с примирительной концовкой, выразил пожелание, чтобы у нее была трагическая развязка, что более соответствовало бы жизненной правде.

Среди писателей-реалистов второй половины XIX в. видное место занимает Роберт Швейхель (Robert Schweichel, 1821 — 1907). Швейхель был активным участником революции 1848— 1849 гг., человеком революционных взглядов. После победы реакции он подвергался преследованиям властей и был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Позднее вместе с В. Либкнех-том и А. Бебелем Швейхель принимал участие в организации социал-демократической рабочей партии Германии, был активным участником рабочего движения.

Швейхель — талантливый литератор, написавший немало произведений и среди них замечательный роман из эпохи Крестьянской войны «За свободу» (Urn die Freiheit, 1898), который буржуазное литературоведение замолчало, сделав вид, что этой книги не существует,

Ф. Меринг, по достоинству оценидший писателя, выражал уверенность, что настанет день, когда Швейхель «будет восстановлен в своих правах». И такой день наступил. В ГДР и в нашей стране роман «За свободу» получил глубокое признание и широкое распространение.

Литературное наследие Швейхеля не равноценно. Лучшим в нем остался роман «За свободу». Все предшествующее творчество явилось как бы подготовительной работой к созданию этого произведения. Первый сборник новелл «В горах и долинах» (In Gebirg und Tal, 1864) и ряд последующих книг были посвящены жизни крестьян, простых людей, о которых автор писал с глубокой симпатией. В ряде книг Швейхель изображал жизнь рабочих.

К написанию романа «За свободу» Швейхель готовился долго, тщательно изучая исторические материалы об эпохе Крестьянской войны. За 25 лет до появления романа он опубликовал большую новеллу «Геройская смерть Флориана Гейера» (Florian Geyers Heldentod). Судьбе этого видного руководителя Крестьянской войны будет уделено значительное место на страницах романа.

Действие романа развертывается во Франконии, в той части Германии, где происходили наиболее напряженные сражения восставших крестьян.

Автор создает широкую панораму Крестьянской войны, показывая ее руководителей и рядовых участников. Перед читателем встают яркие образы ее руководителей Флориана Гейера, Венделя Гиплера, не раз на страницах книги упоминается имя Томаса Мюнцера.

В отличие от трагедии Лассаля «Франц фон Зикинген» Швейхель уделяет должное внимание изображению восставшего народа. Он создает1 такие яркие образы участников народной войны, как Симон Нейфер, его порывистая сестра Кетэ, подмастерье Каспар Эчлих. Особенно запоминается образ Черной Гофманши, олицетворяющей собой народное горе и жажду мести своим поработителям. Когда-то у нее казнили мужа, теперь она растит внука, чтобы он отомстил за деда, но внук тоже убит дворянином. Черная Гофманша находится среди повстанцев, она неустанно требует беспощадно мстить угнетателям.

В романе показаны социальные причины, заставившие крестьян взяться за оружие, — это невыносимый гнет крепостничества.

К восставшим крестьянам примыкают ремесленники, часть бюргерства и рыцарства, но последние оказываются ненадежными, вероломными союзниками. Таков, например, рыцарь Гец фон Берлихинген. Лишь Флориан Гейер, хотя он и выходец из рыцарства, остается до конца верным восставшим. Автору удалось создать живой и полнокровный образ этого вожака повстанцев.

Роман заканчивается поражением Крестьянской войны, но он не имеет пессимистического звучания: простые люди не отказались от надежды на свое освобождение. Мысль о неодолимости народа по-своему выразил Каспар Эчлих: «Конечно, они разбили бедный народ, но его не одолели».

 

Примечания.

1. Манн Т. Собр. соч. М, 1959—1961, т. 10, с. 17—18,

Теодор Фонтане (Theodor Fontane, 1819—1898)

 

Самым значительным немецким реалистом второй половины XIX в. является Теодор Фонтане.

Его отец был владельцем аптеки, но из-за своей непрактичности лишился ее. Материальные затруднения помешали будущему писателю получить хорошее образование. Он рано был вынужден думать о заработке. Трудовая деятельность Фонтане началась со службы в аптеках, где он выполнял обязанности провизора.

Первые его стихотворные опыты относятся к середине 30-х гг., но систематические занятия поэзией начинаются позже, с 40-х гг. В 1844 г. в Берлине он вступает в литературный кружок «Туннель», среди членов которого преобладали консервативные настроения. Здесь неодобрительно относились к свободолюбивым высказываниям молодого поэта, оказавшегося восприимчивым к предреволюционным настроениям кануна 1848 г.

Отмечая демократизм и свободолюбие раннего Фонтане, в то же время следует сказать о больших противоречиях в его взглядах. Это подтверждается и фактом его пребывания в «Туннеле».

Фонтане приветствовал революцию 1848 г., хотя позднее довольно насмешливо рассказывал о своем участии в ней. Тем не менее он переживает увлечение революцией, пусть несколько наивное. Он даже критикует Франкфуртское национальное собрание за колебания и нерешительные действия против феодально-монархического режима. Фонтане выступает за демократическую республику. Конституционная монархия кажется ему половинчатым решением вопроса. Он сторонник воссоединения Германии на демократической основе.

Первое признание поэту принесли баллады, написанные на материале военной истории Пруссии. Они не свободны от противоречий, но его коллеги по «Туннелю» отнеслись к ним одобрительно, хотя отдельные баллады вызывали у них возражения. Так, например, в балладе «Йорк» рассказывалось о генерале, который патриотический долг перед родиной ставил выше присяги королю. В ней были строки, явно расходившиеся с охранительными тенденциями «Туннеля»:

 

 

Ведем себя мы робко,

Нам воли не дано.

Закупорено пробкой

Игристое вино.

Кто вызволит из пытки,

Свободу даст и свет?

Филистеры — в избытке,

Вот только Йорка нет.

(Пер. И. Фрадкина)

 

В балладах поэт воспевал мужество и смелость. Недаром первый сборник его назывался «Мужи и герои» (Männer und Helden). В стихотворении «Желание», написанном накануне революции, он ясно и недвусмысленно объяснил, почему он так симпатизирует мужественным людям: «Близится битва, и время требует мужей решительного действия».

 

Поражение революции привело к постепенному изменению во взглядах писателя. После того как он оставил опостылевшую ему службу в аптеке, Фонтане стал профессиональным литератором. В течение почти двух десятилетий ом сотрудничает в правительственной прессе и консервативных органах печати. Но даже в пору своей близости к консервативному лагерю Фонтане нередко высказывал критические суждения по поводу правительственной политики, по адресу правящих классов.

В 50—60 гг. Фонтане не создает значительных художественных произведений. Написанное им — по преимуществу очерки о странах, в которых он был в качестве иностранного корреспондента. Таковы его книги репортажей «Лето в Лондоне» (Ein Sommer im London), «Из Англии» (Aus England), относящиеся к 50-м гг. Затем возникают пятитомные очерки «Странствия по Бранденбургской марке»1(Wanderungen durch die Mark Brandenburg).

Объединение Германии вокруг милитаристской Пруссии вначале приветствуется Фонтане, но вскоре он начинает говорить о своем разочаровании. С годами оппозиционность к прусскому режиму возрастает, суждения о нем приобретают остро критический характер. Богатейший материал об умонастроениях писателя содержат его письма, которые Томас Манн, написавший интересный этюд о Фонтане, назвал «прекрасными». В письме к дочери Фонтане признавался: «Я становлюсь все демократичнее». Писатель осуждает шовинизм, усиление прусской военщины, которую он считал отжившей кастой.

Фонтане высказывается против политики запугивания и террора в отношении рабочих и социал-демократической рабочей партии. В период подготовки «исключительного закона против социалистов» он писал в 1878 г. жене: «Миллионы рабочих не менее умны, не менее образованны, не менее честны, чем дворянство и буржуазия; во многих отношениях они превосходят дворянство и буржуазию... Они представляют не только беспорядок и восстание, они представляют также и идеи, которые отчасти правомерны и которые нельзя ни убить, ни изгнать из жизни посредством тюрем»2.

Свои надежды на достижение более справедливого общественного устройства Фонтане порой связывал с народом, который он называл «четвертым сословием».

Критическое отношение писателя к немецкой, действительности в полной мере нашло отражение в его художественном творчестве, расцвет которого падает на 80—90-е гг. По меткому выражению Т. Манна, первые шесть десятков лет жизни писателя были как бы подготовкой к последним двум.

Фонтане безгранично любил литературу, был предай ей, сознавая ее большое воспитательное значение. В то же время он судил со свойственным ему скептицизмом о том трудном положении, в котором находился современный немецкий писатель. В остроумной форме эта мысль выражена в балладе Фонтане о Фридрихе II, в которой приводится мимолетный обмен репликами короля с писателем:







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия