Студопедия — КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НАЧАЛА XX в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НАЧАЛА XX в.






 

Реализм начала XX в. в Германии связан прежде всего с именами Г. и Т. Маннов, Келлермана, Вассермана.

С развитием критического реализма немецкая литература снова завоевывает мировое признание, надолго утраченное ею после Гете, Шиллера, Гейне.

Подъем в культурной жизни Германии тесно связан с усилением социально-политической борьбы в стране, с ростом оппозиционных, антиимпериалистических настроений, с ростом рабочего движения.

Выдающимся писателям XX в. удается преодолеть известную узость в изображении общественной жизни, свойственную реалистам второй половины XIX в. (Т. Шторм, В. Раабе, Т. Фонтане). Лучшие произведения этих писателей характеризуются возросшей глубиной социальных обобщений, острой проблемностью. К таким произведениям относятся «Будденброки» и новеллы Т. Манна, «Учитель Унрат» и «Верноподданный» Г. Манна, «Туннель» Келлермана. В этих книгах содержалась острая критика буржуазной Германии, особенно милитаризма и пруссачества (Г. Манн). С большой силой прозвучала тема гибели бюргерской культуры в произведениях Т. Манна.

Одной из важных задач литературы становится изображение борьбы труда и капитала, эксплуатации рабочих («Туннель» Келлермана, «Бедные» Г. Манна). Однако при всей симпатии писателей к эксплуатируемым сказалась их оторванность от рабочего класса. Рабочие изображались ими то как забитая масса, то как стихийная сила, неспособная оказать решающего влияния на ход общественной жизни.

Развитие реалистической литературы XX в. происходит в условиях острейшего кризиса буржуазной культуры, широкого распространения модернистских течений. Поэтому даже на творчестве крупнейших писателей в разной мере сказались декадентские влияния. Этого не удалось избежать ни Маннам, пи Келлерману, что, несомненно, усложнило путь идейно-художественного развития этих реалистов.

Генрих Манн (до 1918 г.) (Louis Heinrich Mann, 1871—1950)

 

Генрих Манн — крупнейший писатель критического реализма первой половины XX в. Он вошел в историю не только немецкой, но и мировой литературы. Его имя стоит в одном ряду с именами Голсуорси, Шоу, Уэллса, Роллана, Драйзера и других крупнейших европейских писателей.

Г. Манн родился в вольном городе Любеке в семье сенатора и судовладельца, ярко изображенной в романе его брата Томаса «Будденброки». Здесь прошли его детские и гимназические годы. Высшее образование он получил в Берлинском и Мюнхенском университетах.

Литературная деятельность Г. Манна началась в 90-х гг. В 1893 г. он опубликовал свой первый роман «В одной семье» (In einer Familie), но сам писатель началом зрелого творчества считает 1900 г., когда был напечатан его социальный роман «Земля обетованная» 1, в котором выявились наиболее характерные особенности дарования Г. Манна.

В 90-х гг. он несколько раз бывал во Франции, Италии. Особую роль в духовной жизни писателя сыграла Франция, ее реалистическая литература, ее революционные традиции. С этой страной его связывали прочные нити, о ней он много писал, сотрудничал и ее прессе.

Из русских писателей особой любовью Г. Манна пользовались книги Л. Толстого, Достоевского, Горького.

Путь идейного развития Г. Манна был сложным и противоречивым. Его можно рассматривать как процесс постепенного преодоления сословных предрассудков, унаследованных им от буржуазной среды, из которой он вышел.

В 1910 г., подводя итоги первых лет литературного творчества, писатель в предисловии к очерку «Вольтер — Гете» (Voltaire — Goethe) замечает: «Мне теперь 39 лет, и, оглядываясь на пройденный путь, на созданные мною шесть романов, я вижу, что я шел в них от утверждения индивидуализма к почитанию демократии. В «Герцогине Асси» я воздвиг храм в честь... свободной, прекрасной наслаждающейся личности. «Маленький город» я создал, напротив, во имя народа, во имя человечества»2.

«Земля обетованная» (Im Schlaraffenland)—это западные кварталы Берлина, где когда-то жили крупные финансовые и промышленные дельцы, биржевики. Неограниченным властителем этого мира выступает банкир Туркхеймер, влияние которого основано на его колоссальных богатствах.

Уже в этом романе определился характер творчества писателя как социального сатирика. Зло и беспощадно он срывает маски с хищников и дельцов, обличает их эгоизм, варварство, цинизм, нравственную опустошенность.

Сюжетную основу романа составляет история жизни молодого крестьянского парня Андреаса Цумзе, который приезжает в Берлин на поиски своего счастья. Он начинающий поэт, но свою «судьбу» найдет не в литературе, а в салоне стареющей жены банкира Адельгейды Туркхеймер, чьим любовником вскоре станет.

Покровительство Туркхеймеров дает возможность Цумзе жить на широкую ногу. Но успешно начавшаяся карьера обрывается из-за того, что молодой выскочка зазнался и обнаглел. Он посягнул на любовницу самого Туркхеймера, на «девчонку Мацке» и был незамедлительно наказан изгнанием из дома Туркхеймеров.

Разоблачая грязь и аморализм буржуазного общества, писатель прибегает к гиперболе, к гротеску. В гротескном плане характеризуется сам Туркхеймер, его окружение. Вот каким, например, изображено лицо фрау Пимбуш, жены владельца ликеро-водочного завода:

«Казалось, этот низкий лоб был изборожден порочными мыслями. На нем лежал какой-то искусственный зеленый отблеск, словно на плохо приклеенной коже театрального парика. Зеленоватые глаза с припухшими веками были обведены красными кругами... Голова, словно сверкающий всеми красками разбухший ядовитый цветок, сидела на слишком тонком стебле».

Тема сатирического обличения паразитизма буржуазии не единственная в романе. С большой тревогой писатель размышляет о судьбе художника, искусства в мире буржуазных толстосумов. Их мещанские вкусы оказывают губительное воздействие на художника, вынужденного считаться со своими заказчиками, приспосабливаться к их требованиям.

Г. Манн вошел в литературу, когда в ней преобладали различные декадентские направления. Он испытал некоторое влияние декаданса, но оно было недлительным и неглубоким. Его можно почувствовать в вышедшей вслед за «Землей обетованной» трилогии «Богини, или три романа герцогини Асси» (Die Göttinnen, oder die drei Romane der Herzogin von Assy, 1902— 1903), которую буржуазные литературоведы, недовольные реалистическим, обличительным творчеством писателя, особенно старательно сближали с декадентской литературой. Но подчеркивая то, что сближало трилогию с книгами модернистов, они не отмечали их различия, содержащейся в трилогии полемики против декадентства.

В трилогии затрагиваются вопросы общественной жизни, искусства, любви, но освещаются они во многом в духе индивидуалистической философии Ницше.

Героиня трилогии — последний отпрыск знатного аристократического рода красавица Виоланта фон Асси. В ее лице автор сделал попытку создать образ свободной, гармонически развитой счастливой личности, противопоставляя ее скудости, серости, лицемерию мещанского бытия.

Виоланта — чистосердечная, жизнелюбивая, искренняя натура, презирающая мещанско-буржуазный мир и его лживую мораль. Она увлекается политической деятельностью, примыкает к группе заговорщиков, стремящихся к свободе и справедливости. Но это увлечение Виоланты было неглубоким. Сама героиня признается, что судьба народа ей безразлична. Затем приходят другие увлечения — искусством, любовью. Во всем этом героиня проявляет необузданность своих желаний.

Виоланта гибнет очаровательной, нераскаявшейся грешницей.

Попытка писателя создать образ гармонически развитого человека, «свободной наслаждающейся личности» окончилась неудачей, и Г. Манн позднее осудил индивидуализм своей героини, живущей ради своих удовольствий. Мысль о возможности существования такой личности в условиях хищнического, эксплуататорского общества сама по себе была утопичной.

В создании образа Виоланты сильнее всего сказалась связь с декадентством, с ницшеанской философией. Но люди, окружающие героиню, изображаются в других тонах, в подчеркнуто иронических, сатирических. Автор выводит целую галерею светских паразитов и бездельников, развратных и аморальных хищников. Эта часть книги выдержана в реалистическом духе и по своему характеру примыкает к «Земле обетованной».

Связь с декадентской литературой ощущается и в романе «Погоня за любовью» (Die Jagd nach Liebe, 1904), главный, герой которого кое в чем близок Виоланте Асси.

В романе «Учитель Унрат» (Professor Unrat, 1905) сатирический талант Г. Манна достигает своего расцвета. В этом произведении писатель окончательно избавился от декадентских влияний и твердо встал на путь социально значительного реалистического творчества.

 

В центре внимания автора — школьный учитель, тиран и педант Рат, прозванный своими учениками Унратом (Unrat — мусор, нечистоты). Он держит в страхе не только гимназистов, но и жителей небольшого городка, значительная часть которых в свое время была его учениками. Унрат одержим духом нетерпимости, преследования, желанием уличить кого-нибудь в непотребных мыслях, недозволенных действиях. Ему хочется показать, что он строгий и бдительный страж существующего порядка. Гимназистов, проявляющих признаки неповиновения, он жестоко наказывает и даже старается испортить им карьеру. Они боятся и ненавидят сухого педанта.

Но вот в провинциальном болоте появляется самоуверенная артистка кабаре Фрелих, в сетях которой запутался недавний ревнитель нравственности и порядка. Уволенный из гимназии, он мстит городу тем, что превращает свой дом в место оргий и разврата. Он намеренно насаждает порок и аморализм.

Унрат стал собирательным образом, живым воплощением гнусного прусского режима с его духом муштры и казармы. Образ его дан в сатирических, гротескных чертах. Вот в каких словах передается первое впечатление от его уродливой внешности: «Старик тут же вздергивал плечо, всегда правое, которое и без этого было выше левого, и бросал из-под очков косой взгляд па крикуна. Одеревенелый подбородок Унрата с жидкой бурой бороденкой начинал ходуном ходить. Не имея возможности уличить крикуна, он поневоле пробирался дальше на своих тощих, искривленных ногах, глубже нахлобучив на лоб засаленную фетровую шляпу».

Очень выразительна речевая характеристика Унрата. В его речи много казенно-бюрократических оборотов, вроде «настоящим имею довести», «доложу господину директору», «принять к сведению» и пр. Речь его путаная, изобилующая словами-паразитами («так сказать», «ясно и самоочевидно», «извольте запомнить»). Напыщенные обороты соседствуют с грубыми, вульгарными.

Автор развенчивает прусскую систему воспитания, направленную на подавление всякой свободной мысли, готовившую послушных, не рассуждающих рабов существующего режима, Г. Манн показал в романе плоды педагогической деятельности Унрата, умственно и нравственно калечившего своих учеников. У воспитанника Эрцума крайняя тупость сочетается со звериной жестокостью, грубостью, отвращением к культуре; любимый ученик Унрата с выразительной фамилией Ангст (Angst — страх) — это воплощение трусости; Кизеляк — подлый и беспринципный человек, продажная душа, льстец и подхалим, нечистый на руку, не раз попадавшийся на воровстве.

Роман «Верноподданный» (Der Untertan) был закончен еще в 1914 г., но в нем содержалась столь смелая и решительная сатира на вильгельмовскую Германию, что о напечатании его в то время невозможно было и думать. Книга увидела свет лишь в 1918 г.

Интересно отметить, что в России она появилась значительно раньше. Переведенная с рукописи, она была издана уже в 1914 г.

«Верноподданный» стал самым крупным сатирическим романом в довоенной немецкой литературе и выдающимся произведением мировой литературы.

Композиционно роман построен в форме жизнеописания главного героя Дидериха Геслинга. Образ его дается на богатом социально-политическом фоне Германии конца XIX в. Таким образом, в романе изображена жизнь не только ловкого дельца и политикана, но и всего немецкого общества той эпохи.

В создании образа Геслинга с большой силой проявилось возросшее реалистическое мастерство писателя. Характер Геслинга показан в развитии и с самых различных сторон.

Дидерих рос в небольшом провинциальном городке Нетциге в семье владельца бумагоделательной фабрики. Отец его был суровым человеком, который жестоко взыскивал с сына за малейшие провинности, нередко прибегая и к порке. Страх перед сильными появляется у мальчика очень рано. Чтобы добиться расположения отца, Дидерих заискивает перед ним, подслушивает разговоры рабочих и доносит на них. Страх внушает ему и полицейский, который, по мнению мальчика, мог любого засадить в тюрьму. Страх внушают и учителя, больно наказывающие розгой.

Дидерих рано проникся трепетом и почтением к власти, силе. Почти с гордостью он сообщает дома о том, что учитель Бенке выпорол сегодня троих: «В том числе и меня». Перед строгими учителями он благоговел и слушался их беспрекословно, зато добродушным досаждал мелкими каверзами. В день рождения классного наставника кафедра и доска украшались цветами. «Дидерих обвивал зеленью даже карающую трость». Он почти с гордостью ощущал, как безликая власть попирает человеческое достоинство. Но еще большую радость доставляло ему то, что он мог осуществлять тираническую власть по отношению к своим младшим сестрам. Он любил играть в тирана.

Став студентом Берлинского университета, Дидерих поступает в студенческую корпорацию «Новотевтония». Здесь продолжается его воспитание в духе национализма, шовинизма, верноподданничества. Однако «патриотизм» Геслинга не помешал ему увильнуть от службы в армии (под вымышленным предлогом он постарался быстрее демобилизоваться). Но позднее он относится с презрением к тем, кто не служит в армии кайзера.

Для Геслинга характерно, что любой свой низкий поступок, любую подлость он оправдывает высокими моральными принципами. Так, он обманывает доверившуюся ему девушку Агнес, узнав, что дела ее отца сильно пошатнулись и брак с ней стал невыгоден. Свой поступок он оправдывает тем, что в наше суровое время не следует впадать в сентиментальность.

Г. Манн с большим искусством изображает любовь Геслинга к Агнес, первую и последнюю в его жизни. Под влиянием этой любви в нем появляются проблески человечности. Он начинает чувствовать возвышенное в жизни. Ему приходит в голову мысль, «что до встречи с Агнес он вел бессмысленную, бесцветную, убогую жизнь». Но Геслинг не был бы Геслингом, если бы надолго оказался во власти этих высоких чувств. В конце концов холодная расчетливость, здравый смысл дельца одержали верх, и он порвал с невыгодной невестой.

Вернувшись в Нетциг, Геслинг получает в наследство от умершего отца фабрику и женится по расчету на Густе Даймхен.

К этому времени он окончательно сложился как черствый, жестокий делец, как воинствующий националист и шовинист и беспринципный человек, который ради выгоды готов пожертвовать любыми моральными соображениями, совершить любую подлость. С вышестоящими он угодлив, к простым людям безжалостен и жесток.

Ведущей чертой его характера стало верноподданничество. Его идеал — кайзер Вильгельм II. Геслинг подражает ему во внешности (он даже усы закручивает по-кайзеровски) и в образе мыслей (он почти дословно повторяет в своих речах высказывания кайзера).

С возвращением Геслинга в Нетциг в городе начинается борьба партий — «партии народа», возглавляемой старшим Буком, и «партии кайзера», которой руководят Геслинг и юнкер фон Вулков.

Г. Манн не щадит ни сторонников партии кайзера, ни либералов. Все они беспринципные, ничтожные люди, и между ними нет большой разницы.

Из массы жалких либеральных политиканов он выделяет лишь старого Бука. У него славное прошлое. Он участник революции 1848 г., за что едва не поплатился жизнью. Бук — честный, гуманный, уважаемый человек, сохранивший верность республиканским идеалам.

Но писатель не идеализирует и Бука. Он во многом растерял революционный пыл своей молодости и олицетворяет по существу пройденный этап, вчерашний день. Там, где нужно действовать, Бук ограничивается разговорами. Его удовлетворяет мелкая благотворительность: организация приюта для сирот или народной столовой. Ни к какой революции он больше не стремится. Он стал благодушным и близоруким. Не разглядел Бук в лице Геслинга опасного врага свободы, считая его поначалу чуть ли не соратником по борьбе. Так Г. Манн развенчал либерализм.

Г, Манну был очевиден оппортунистический, соглашательский характер руководства правой социал-демократии. В романе она представлена образом Фишера, механика на фабрике Геслинга. В описании его внешности есть нечто гротескное — обезьянья походка, чрезмерно длинные руки, хитрая, неприятная ухмылка, оскал желтых зубов. Фишер и Геслинг не симпатизируют друг другу, у них разные взгляды, но они нужны друг другу и заключают тайные, взаимовыгодные сделки.

Фишер — «ручной социалист», демагог, готовый прийти на помощь хозяину. Геслинг в свою очередь помогает механику завоевать депутатский мандат в рейхстаге. За это «социалист» Фишер обещает содействовать в сооружении памятника кайзеру в Нетциге. Эти политические «противники» не перестают оказывать взаимные услуги и в будущем.

Остро сатирической, гротескной предстает и фигура регирунгс-президепта фон Вулкова, перед которым трепещет весь Нетциг. Он выступает своеобразным олицетворением уродливого, прогнившего кайзеровского режима. Бросаются в глаза грубость и цинизм этого носителя власти, он резок и бесцеремонен в обращении. Для Вулкова очень характерна поза, в которой он однажды предстал перед посетителем: «Он уперся кулаками в колени и разглядывал пол, словно призадумавшийся хищник». Вулков полон прусской спеси, что, однако, не мешает ему вступать в грязные сделки с презираемыми им буржуа, вроде Геслинга, хотя он и держит их на почтительном расстоянии. Но, третируя Геслинга, Вулков в нужный момент поддерживает его, называя «полезным малым».

Заключительная сцена романа имеет глубоко символический смысл. В ней изображено открытие памятника Вильгельму I, о чем так настойчиво хлопотал Геслинг и другие верноподданные. По замыслу Геслинга, этот акт должен был увенчать его карьеру: ему был обещан орден. Но в самый торжественный момент, когда Геслинг произносит речь, разражается страшная гроза, которая мгновенно разгоняет всех собравшихся, в том числе «отряд почетных дев в белых одеяниях». Перепуганный Геслинг прячется от дождя с орденом в руке, который в самый последний момент ему вручил полицейский.

Разбушевавшаяся стихия—это символ надвигающихся социальных бурь, которые сметут реакционный режим. Правда, в романе нет и намека на то, как это произойдет, какие общественные силы обновят старый мир. К осознанию этих проблем писатель придет позднее.

Символична и другая сцена в конце романа — смерть старого Бука, знаменующая собой конец революционности либеральной буржуазии. На смену Буку пришел Геслинг, буржуа новой формации, жестокий и циничный хищник.

Высмеивая своих персонажей, Г. Манн почти нигде не выступает с прямым их осуждением. Он предпочитает, чтобы они сами разоблачали себя перед читателем. Писатель любит сопоставлять высокие разглагольствования героев с их поступками, опровергающими, высмеивающими смысл этих рассуждений. Геслинг, например, очень своеобразно задумал осуществить воспитание своих рабочих: он приказал снабдить уборные туалетной бумагой с напечатанными на ней моральными и политическими сентенциями. Идея настолько понравилась ему, что он решил выпускать эту бумагу в широких масштабах, чтобы она «победно распространяла во всем мире немецкий дух». Так высмеяна затея Геслинга.

Г. Манн нередко прибегает к сарказму, язвительной насмешке. Например, частые упоминания о кайзере сопровождаются льстивыми определениями его исключительности, на что не скупятся его поклонники. В одной из сцен писатель прокомментировал «исключительность» кайзера короткой саркастической фразой: «Из кареты выходил седьмой по счету мундир» (т. е. кайзер).

Важнейшей особенностью сатирического мастерства Г. Манна является гротескная заостренность его образов. В качестве одного из приемов он использует гиперболу, но его преувеличения никогда не нарушают жизненной правды. При всей многогранности образов автор особо выделяет одну-две черты.

У Геслинга прежде всего выступает его холопство, у Фишера — беспринципность и карьеризм, у Вулкова — грубость.

Точно так же создается и внешний портрет, в котором обыгрываются отдельные черты. Автор не раз фиксирует внимание читателя на сытом брюшке и вильгельмовских усах Геслинга.

Кроме гиперболы, часто используется контраст. По принципу контраста построена сцена, в которой после верноподданнического экстаза, вызванного лицезрением кайзера, Геслинг падает в грязную лужу.

«Верноподданный» — крупнейший сатирический роман, в котором впервые подвергся беспощадному обличению германский империализм. Сила и глубина реалистического обобщения была такова, что легко угадывались существенные черты будущего развития Германии. В образе Геслинга угадывается прообраз будущего фашиста, а в кайзеровской Германии конца XIX в. Г. Манн отмечал явления, которые таили в себе опасность фашизма.

«Верноподданный» явился первым романом трилогии, названной автором «Империя» (Das Kaiserreich). Вторым романом были «Бедные» (Die Arrnen, 1917). Сюжетно оба эти произведения тесно связаны друг с другом. В «Бедных» читатель снова встречается с Геслингом, теперь уже генеральным директором большого концерна, еще более жадным и циничным эксплуататором, с Наполеоном Фишером, который хотя и стал депутатом рейхстага, но продолжает угодничать перед Геслингом.

Миру хищников и их прислужников противопоставлены рабочие, «бедные», которые и находятся в центре внимания писателя. Изображая пролетариат, писатель стоял на демократических позициях, однако, достаточно противоречивых. Он с симпатией относится к миру тружеников, но изображает их в значительной мере только как жертв социальной несправедливости.

Г. Манн выступает сторонником равенства и всеобщего благоденствия, но достижение всего этого мыслится мирным путем. Описывая бунт рабочих, автор показал и его поражение, которое представляется ему неизбежным.

В основу сюжета романа положена история молодого рабочего Бальриха, человека умного, наблюдательного, возмущенного несправедливым отношением Геслинга к своим рабочим. Бальрнх узнает о вопиющей несправедливости по отношению к маляру Геллерту, который когда-то ссудил отца Геслинга деньгами. Попытка Бальриха добиться справедливости оказывается безуспешной, и тогда он решает изучить юриспруденцию, чтобы во всеоружии знания защищать правое дело.

В художественном отношении «Бедные» значительно уступали «Верноподданному», произведению цельному и совершенному. В «Бедных» писатель изображал недостаточно знакомую ему жизнь рабочих. К тому же в этом романе он стоял перед проблемой создания положительного героя, которую ему удалось решить двумя десятилетиями позже, преодолев целый ряд иллюзий в своем идейном развитии. Трилогия «Империя» была завершена художником после первой мировой войны.

Генрих Манн осудил первую мировую войну. Он был ее непримиримым противником. С радостью встретил ом весть об Октябрьской революции в России.

 

Примечания.

1. По-русски этот роман иногда называют «В стране кисельных берегов».

2. Цит. по кн.: Серебров Н. Н. Генрих Мани. М, 1964, с. 12.

Томас Манн (до 1918 г.) (Thomas Mann, 1875—1955)

 

Томас Манн — один из крупнейших мастеров критического реализма XX в. Его творчество, насыщенное богатейшим идейно-философским содержанием, занимает особое место в современной немецкой литературе.

Он выходец из той же среды патрицианской буржуазии Любека, что и его старший брат Генрих. В жизненной и писательской судьбе братьев, двух выдающихся реалистов, есть черты сходства, но вместе с тем и немало различий. К критическому отношению к буржуазной цивилизации они пришли во многом разными путями. Путь Томаса Манна был более сложен, извилист и противоречив. Непримиримое отношение к милитаризму и пруссачеству у Генриха Манна определилось значительно раньше.

Детство и юность Т. Манна прошли в Любеке, в обстановке, так любовно и живо описанной им в романе «Будденброки». В 1891 г. после смерти отца его торговая фирма была ликвидирована, и семья перебралась в Мюнхен. Так как состояние, оставшееся от отца, было незначительным, Томас вынужден был поступить на службу в страховую компанию.

Весь свой досуг он посвящает литературе. В Любеке он пробует сочинять стихи, в Мюнхене больше занимается прозой и пишет новеллы. В 1894 г. ему удается напечатать свой первый рассказ «Падшая» (Gefallene). Т. Манн оставляет службу, решает посвятить себя журналистике, писательской деятельности.

В 1898 г. выходит первый сборник его новелл «Маленький господин Фридемаи» (Der kleine Herr Friedemann), который не привлек к себе внимания. Но в ранних новеллах довольно ясно наметились некоторые особенности и позднего творчества Т. Манна. В них звучит тревожная мысль о неустроенности, каком-то неблагополучии современного мира. К более глубокому осознанию этой мысли он придет позднее. Внимание молодого писателя привлекают психологические проблемы, в особенности тема души больного, ущербного человека.

В эти годы Т. Манн испытал большое влияние реакционной философии Ницше и Шопенгауэра, так усложнившей идейную эволюцию писателя. Философия Ницше, порожденная кризисом буржуазной мысли, была глубоко индивидуалистической и антидемократической. Она проникнута ненавистью к революции, к народу, уделом которого считается рабский труд. Ницше проповедовал культ сильной личности, «сверхчеловека», которому все позволено. Ради утверждения своего господства «сверхчеловек» может попирать все нормы права и морали, он может совершать любое насилие, жестокость и даже убийство. Ницше проповедовал войну, считая ее нормальным состоянием человечества.

Т. Манн не разделял крайностей философии Ницше, но он воспринял его аристократизм мысли, неверие в народ, в революцию, рассматриваемую им как разгул слепых инстинктов.

Известное воздействие на писателя оказали идеи Шопенгауэра о господстве над миром слепой и неразумной воли, о бессмысленности и хаотичности окружающего мира. Его же философией навеяна столь частая в творчестве Т. Манна тема болезненности, вырождения и распада.

В дальнейшем писатель медленно и с трудом освобождается от влияния буржуазной философии — от иррационализма, от неверия в революцию и народ. Художник должен был пройти большой и сложный путь, для того чтобы на склоне жизни проникнуться симпатией к идеалам социализма и осудить антикоммунистическую политику буржуазных правительств.

Постепенному преодолению наиболее реакционных тенденций буржуазной философии содействовало и то, что Т. Манн воспринял традиции гуманистической культуры прошлого, идею всесторонне развитой гармонической личности, гуманизм великих немецких писателей XVIII и начала XIX в. — Лессинга, Гете, Шиллера, а также своих ближайших предшественников — Шторма, Раабе, Фонтане.

Писатель не замыкался в рамки национальной культуры, хотя он и был прочно связан с ней. Он высоко ценил французскую и английскую литературу, скандинавских писателей.

Особое значение в его жизни имела русская классическая литература XIX в. — Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Чехов и прежде всего Л. Толстой. Русской литературе он посвятил ряд статей и речей — «Гете и Толстой», «Анна Каренина», «Толстой», «О Достоевском — с чувством меры» и др. Весьма красноречивую оценку роли и значения русской литературы в его собственном творчестве Т. Манн дал в письме к Г. Ланге: «Ты прав в своем предположении, что я с давних времен многим обязан и во многом признателен русской литературе, которую я еще в юношеской новелле «Тонио Крегер» назвал «святой русской литературой». Я не справился бы в возрасте 23—25 лет с работой над «Будденброками», если бы не укреплял и не ободрял себя повторным чтением Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX века действительно — одно из чудес духовной культуры» 1.

Т. Манн вошел в литературу в тот момент, когда в ней возобладали всевозможные модернистские, декадентские течения. Он не примыкает ни к одному из этих новомодных направлений, выступая писателем-реалистом уже в своих первых новеллах, хотя кое в чем модернистские, натуралистические влияния в них проявились.

Своим первым большим произведением, романом «Будденброки» (Buddenbroocks. Verfall einer Familie, 1901), Т. Манн сразу же занял почетное место в немецкой литературе. В этой книге он задумал описать историю своей семьи, свое детство, создать своеобразную семейную хронику хорошо знакомой ему среды. Но по мере работы писателя замысел его расширялся. Роман перерастал рамки семейной хроники. Он все больше приобретал обобщающий характер: из истории упадка одной буржуазной семьи он превращался в повествование об упадке и вырождении бюргерства, буржуазной цивилизации в целом. Понимание такого широкого, обобщающего смысла нарисованной им картины пришло к писателю не сразу. В речи «Любек как форма духовной жизни», произнесенной им в 1926 г., он признавался: «У меня не возникало и мысли, что ценность книги выходит за пределы чистой художественности, что мой роман нечто большее, чем автобиография, что он дает картину ганзейской жизни девятнадцатого века и приобретает, таким образом, значение культурно-исторического документа. Не возникало и мысли, что эта его ценность может быть еще и в воссоздании определенного эпизода духовной истории немецкого бюргерства вообще... Все это я узнал много позже».

История семьи Будденброков прослежена на четырех поколениях. Автор показал, как от периода процветания эта семья неуклонно движется к упадку и вырождению. Недаром у романа подзаголовок «Упадок одной семьи».

Представитель первого поколения этой семьи — Иоганн Будденброк-старший, крупный торговец зерном. Он живет в пору процветания буржуазного общества и сам является олицетворением физического и духовного здоровья. Это энергичный, жизнелюбивый человек, удачливый коммерсант, при котором фирма богатела и расширялась. Весьма характерно его вольнодумство в духе просветителей XVIII в. Он противник ханжества и суеверия, в его манере говорить чувствуется простонародная грубоватость.

Второе поколение семьи представлено его сыном, консулом, тоже Иоганном (младшим). Он унаследовал дело отца, и оно в его руках процветает. Он трезвый делец, но это другой человек. Он уже отказался от вольнодумных идей отца, он религиозен, осторожен. У него больше образованности, лоска. Его характер и взгляды формировались в другое время, в эпоху реакции, когда в Европе установилось господство Священного союза. У него уже нет смелости, энергии Иоганна-старшего. Под стать ему и жена, оказавшаяся под влиянием церковников.

Черты упадка, лишь наметившиеся во втором поколении, с большой силой ощущаются в третьем поколении, изображенном в романе с наибольшей полнотой. Оно представлено детьми Иоганна-младшего — Томасом и Христианом и их сестрами — Тони и Кларой.

Томас — способный и умный делец, он достигает на первых порах успеха, свидетельством чего явилось избрание его в сенат вольного города. Но затем успех сменяется неудачами, его фирма оказывается на грани разорения. Он все сильнее ощущает усталость, силы его иссякают, и он лишь усилием воли заставляет себя вести дела. Чувство бессмысленности своего существования все чаще овладевает им. Томас погибает странной для этого аккуратного человека смертью —он падает на улице в грязь и умирает.

Еще более наглядно черты вырождения и упадка проявляются в характере его брата Христиана, человека болезненного, неврастеничного, вечно жалующегося на головные боли. Он неудачник и бездельник, своеобразный домашний шут и насмешник, для которого нет ничего святого. Христиан отказывается от торговой деятельности и ведет праздный образ жизни. Он смеется над вековыми традициями бюргеров, над их гордостью и порядочностью. «Собственно говоря, каждый коммерсант— мошенник»,— заявил он однажды купцам. Христиан одно время увлекался театром, в нем есть артистическая жилка, но и это увлечение оказалось бесплодным. Он во всем никчемный, неприкаянный человек, один из «блудных сыновей» бюргерского сословия. Он стоит как бы на перепутье: с бюргерством он во многом порвал, но ничего другого не нашел.

Жизнь его нелепа и несуразна. Он женится на легкомысленной женщине, но и она постаралась избавиться от него, добившись помещения Христиана в дом для умалишенных.

Черты упадка Будденброков проявляются и в нарушении некогда прочных семейных связей. В этом плане весьма драматична судьба сестры Томаса — Тони, красивой, сердечной и непосредственной натуры. Она дорожит честью семьи, благополучием фирмы. Ради этого она отказалась от личного счастья, от любви к студенту Мортену, дважды неудачно вышла замуж без любви, по соображениям выгоды.

Тони могла бы быть счастлива, порви она с кастовыми предрассудками, отдайся велению сердца, но она не решилась нарушить бюргерские традиции.

Полное вырождение Буддеиброков наступает в четвертом поколении, представленном мальчиком Ганно. С самого рождения он отмечен слабостью и болезненностью. Запас жизненных сил в нем ничтожен. Он чуждается реальной жизни, боится ее, ко всему равнодушен. Он умирает рано, еще в детстве. В самый последний момент два голоса зовут его к себе — голос жизни и смерти. Последний оказался более властным. Смерть Ганно во многом случайна, по неизбежна: жизненные силы иссякли в нем. Образ болезненного и в то же время талантливого Ганно (он страстно любит музыку и пытается творить) является излюбленным в творчестве Т. Манна. Те или иные разновидности «художника» будут встречаться и в дальнейшем его творчестве.

Нетрудно убедиться в том, что изображенная в романе среда хорошо знакома писателю, она родная, близкая ему, и он любовно относится к ней. Автор подчеркивает порядочность, коммерческую честность Будденброков. И все-таки критическое отношение Т. Манна к бюргерскому миру несомненно. Писатель отмечает угасание гуманистических традиций в среде бюргерства. На смену старинному бюргерству приходят новые дельцы— эгоистические, черствые и жестокие. В романе появляются эпизодические образы подобных дельцов —Хагенштремы, Кистенмакеры. На эту буржуазию нового склада Т. Манн смотрит со страхом и неприязнью.

Причины, вызвавшие угасание семьи Будденброков, представлены в романе недостаточно четко. Ясно одно, что автор не затрагивает социально-экономических факторов, вызвавших кризис буржуазного уклада. О них в пору создания романа он и не подозревал. Он склонен был частично объяснить этот процесс биологическими факторами.

Но, как отмечают исследователи, биологическая трактовка этой проблемы тоже проводится непоследовательно2. В подобных случаях писатели-натуралисты, дававшие биологическую трактовку общественных явлений, выдвигали такие факторы, как наследственность, алкоголизм, голод, нищета. В романе Т. Манна такие причины не выдвигаются. Частично элемент наследственности отмечается, когда речь идет о матери Ганно Герде, внесшей в четвертое поколение Будденброков «сомнительную» кровь. Но не это явилось решающей причиной постепенного угасания рода Будденброков. Истолкование судьбы бюргерской семьи тесно связано с философией Шопенгауэра, которым увлекался молодой писатель. Следы этого увлечения видны на страницах романа. Так, Томас Будденброк под старость делается восторженным почитателем Шопенгауэра. При освещении судеб своих героев писатель исходил из шопенгауэровского тезиса о том, что жизнь бессмысленна и жестока, что существование человека сводится к бесконечным страданиям и разочарованиям, что только в смерти жизнь обретает настоящий смысл. Таким образом, в конечном итоге причины гибели семьи Будденброков не просто биологические. Этот процесс не обусловлен никакими причинами. Для Т. Мапна в самом суще







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1084. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия