Студопедия — ЭКСПРЕССИОНИЗМ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКСПРЕССИОНИЗМ 1 страница






 

Экспрессионизм явился широким идеологическим течением, имевшим место в разных сферах культуры: в литературе, живописи, театре, музыке, скульптуре. Он был порождением бурных социальных потрясений, пережитых Германией в первой четверти XX в. Как направление экспрессионизм возник перед первой мировой войной и сошел с литературной арены в середине 20-х гг. 10—20-е гг. нашего столетия называют «экспрессионистским десятилетием».

Экспрессионизм стал своеобразным творческим ответом немецкой мелкобуржуазной интеллигенции на те острейшие проблемы, которые выдвинули мировая война, Октябрьская революция в России и Ноябрьская революция в Германии. На глазах у экспрессионистов рушился старый мир и рождался новый. Писатели все острее начинали осознавать несостоятельность капиталистического строя и невозможность общественного прогресса в рамках этого строя. Искусство экспрессионистов носило антибуржуазный, бунтарский характер. Однако обличая капиталистический уклад жизни, экспрессионисты противопоставили ему абстрактную, расплывчатую социально-политическую программу и идею о духовном возрождении человечества.

Далекие от подлинной пролетарской идеологии, экспрессионисты пессимистически смотрели на действительность. Крушение буржуазного миропорядка воспринималось ими как последняя точка мировой истории, как конец мира. Кризис буржуазного сознания, ощущение грядущей катастрофы, несущей гибель человечеству, отражается во многих произведениях экспрессионистов, особенно накануне мировой войны. Это явственно ощущается в лирике Ф. Верфеля, Г. Тракля и Г. Гейма. «Конец мира» — таково название одного стихотворения Я. Ван Годдиса. Этими настроениями пронизана и остро сатирическая драма австрийского писателя К. Крауса «Последние дни человечества», созданная после войны.

Общей философской базой экспрессионизма стали идеалистические учения Гуссерля и Бергсона, оказавшие ощутимое влияние на философско-эстетические воззрения писателей-экспрессионистов.

«Не конкретность, а абстрактное представление о ней, не действительность, но дух — таков основной тезис эстетики экспрессионизма» 1. Экспрессионисты рассматривали искусство прежде всего как самораскрытие «творческого духа» художника, который равнодушен к отдельным фактам, деталям, приметам конкретной действительности. Автор выступал как толкователь событий, он стремился прежде всего выразить свое собственное отношение к изображаемому в страстной, взволнованной форме. Отсюда глубокий лиризм, субъективность, характерная для всех жанров экспрессионистской литературы.

Эстетика экспрессионизма строилась на последовательном отрицании всех предшествующих литературных традиций, особенно натурализма и импрессионизма — его непосредственных предшественников. Полемизируя со сторонниками натурализма, Э. Толлер писал: «Экспрессионизм хотел большего, чем фотография... Реальность должна была быть пронизана светом идеи». В противовес импрессионистам, непосредственно фиксировавшим свои субъективные наблюдения и впечатления от действительности, экспрессионисты стремились нарисовать облик времени, эпохи, человечества. Поэтому они отвергали правдоподобие,все эмпирическое, стремясь к космическому, универсальному. Их метод типизации был абстрактным: в произведении выявлялись общие закономерности жизненных явлений, все частное, индивидуальное опускалось. Жанр драмы, например, подчас превращался в своеобразный философский трактат. В отличие от натуралистической драмы человек в драматургии экспрессионистов был свободен от детерминирующего воздействия среды. В драме отсутствовали реальное разнообразие жизненных противоречий и все то, что связано с неповторимой индивидуальностью. Герои драм часто не имели имени, а обладали только классовыми или профессиональными признаками.

Но решительно отвергая в своих декларациях все традиционные художественные формы и мотивы, экспрессионисты на самом деле продолжали некоторые традиции предшествовавшей литературы («Бури и натиска», Бюхнера, Уитмена, Стриндберга).

Литературе экспрессионизма присущи напряженная динамичность, резкие диссонансы, патетика и гротеск.

Общая эстетическая платформа экспрессионизма объединяла самых разных по своим политическим убеждениям и художественным вкусам писателей: от И. Бехера и Ф. Вольфа, связавших позже свою судьбу с революционным пролетариатом, до Г. Йоста, ставшего затем придворным поэтом третьего рейха.

Внутри экспрессионизма можно наметить два направления, противоположных по своим идейно-эстетическим позициям. Писатели, демонстративно подчеркивавшие свой аполитизм, равнодушие к злободневным общественным проблемам, группировались вокруг журнала «Штурм (Der Sturm). Левые экспрессионисты («активисты»), связанные с журналом «Акцион» (Aktiоп), декларировали и последовательно отстаивали лозунг социальной миссии художника. Театр рассматривался ими как трибуна, кафедра проповедника, а поэзия — как политическое воззвание. Социальная устремленность и подчеркнутая публицистичность— характерная особенность «активистов», наиболее значительных художников экспрессионизма: И. Бехера, Ф. Вольфа, Л. Рубинера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Э. Толлера, Л. Франка, Ф. Верфеля, Ф. Унру. Размежевание между этими двумя группами экспрессионистов было вначале незаметным, более четко оно обозначилось во время мировой войны и революции. Пути многих левых экспрессионистов в дальнейшем разошлись. Бехер и Вольф стали основоположниками литературы социалистического реализма в Германии. Г. Кайзер, Газенклевер, Верфель отошли от революционных устремлений, характерных для раннего этапа их творчества.

Война была воспринята экспрессионистами как всемирная катастрофа, как бедствие, обнаружившее моральное падение человечества.

Защищая человеческие ценности, экспрессионисты выступили против милитаризма и шовинизма,, Леонгард Франк, например, в сборнике новелл «Человек добр» (Der Mensch ist gut, 1917), название которого стало лозунгом-девизом многих экспрессионистских произведений, страстно осуждал войну и призывал к действию. Столь же решительно заклеймил империалистическую бойню в драме «Род» (Ein Geschlecht, 1918—1922) Ф. Унру. Одновременно он попытался дать свое гуманистическое представление о будущем человечества. Но идеи Унру, как и других экспрессионистов, были утопичны и отвлеченны. Бунт носил индивидуалистический характер, а писатель ощущал себя одиночкой.

В произведениях большинства экспрессионистов война представлена как всеобщий ужас, она воссоздана в абстрактно-аллегорических картинах. Смутные грандиозные образы свидетельствуют о том, что экспрессионисты не поняли подлинных классовых причин возникновения войны. Но постепенно у наиболее радикальных экспрессионистов антивоенная тема связывается с темой революции и борьбы народных масс против капиталистического рабства за свое освобождение. Не случайно именно эти поэты восторженно приветствовали Октябрьскую революцию. Бехер пишет стихотворение «Привет немецкого поэта Российской Социалистической Федеративной Республике». Со стихотворением Бехера перекликается «Послание» Рубинера.

Ноябрьскую революцию в Германии экспрессионисты встретили с воодушевлением, хотя и не поняли необходимости революционного насилия в борьбе с контрреволюцией. В произведениях экспрессионистов поэт, интеллигент играет большую роль, чем восставший революционный народ.

В 1923—1926 гг. происходит постепенный распад экспрессионизма как направления. Он сходит с литературной арены, на которой господствовал в течение полутора десятилетий.

На всех этапах развития экспрессионизма социальная драма рассматривалась его теоретиками как ведущий жанр, отвечавший общественно-политическим и литературно-философским идеям нового направления.

Одним из зачинателей экспрессионистской драматургии был Вальтер Газенклевер (Walter Hasenclever, 1890—1940), опубликовавший в 1914 г. драму «Сын» (Der Sohn). Драматург выбирает характерную для экспрессионистов тему борьбы между отцом и сыном. Этот конфликт трактовался у Р. Зорге в драме «Нищий», у А. Броннена в пьесе «Отцеубийца» и т. д. Газенклевер придает конфликту обобщенный характер, выражая типичные идеи левого экспрессионизма.

Герой драмы изображается как представитель передового человечества, выступающий против старого реакционного мира, олицетворением которого является отец-тиран.

Идеалистическое осмысление действительности не дало Газенклеверу возможности раскрыть основные общественные конфликты эпохи. Идеи автора воплощены в абстрактных образах-символах, иллюстрирующих заранее сформулированные тезисы. Драма «Сын», написанная накануне мировой войны, передавала тревожные мысли, характерные для передовой интеллигенции тех лет.

Антивоенная тема звучит в драме «Антигона» (Antigona, 1917), написанной по мотивам софокловской трагедии. Газенклевер насыщает древнегреческий сюжет остро злободневной проблематикой. Жестокий правитель Креонт напоминает Вильгельма II, а Фивы — империалистическую Германию. Антигона со своей проповедью гуманизма резко противостоит тирану Креонту. Народ изображен в пьесе как инертная, пассивная сила, неспособная сокрушить реакционный режим.

После поражения Ноябрьской революции, трагически воспринятого Газенклевером, из его творчества исчезает социальная тематика.

Одной из самых значительных фигур экспрессионизма был Георг Кайзер (Georg Kaiser, 1878—1945), в творчестве которого с наибольшей отчетливостью отразились основные черты экспрессионистской драмы. Его пьесы отличаются обнаженной тенденциозностью, острым драматическим конфликтом, строгой симметричностью построения. Это прежде всего драмы мысли, отражающие напряженные раздумья Кайзера о «новом человеке» и буржуазно-собственническом мире, который резко осуждается драматургом. В подчеркнуто абстрактных образах его пьес чувствуется ярко выраженная антибуржуазность. Герои драм Кайзера, как и герои других экспрессионистских драм, лишены индивидуальных примет, они абстрактны, но со страстной силой передают заветные мысли автора.

Г. Кайзер был очень продуктивным писателем и создал около 70 пьес. После первой мировой войны он стал, пожалуй, самым популярным драматургом Германии, произведения которого ставились на немецкой сцене и за рубежом.

Большую известность принесла Г. Кайзеру драма «Граждане из Кале» (Die Bürger von Calais, 1914), сюжет которой взят из истории Столетней войны между Францией и Англией. Однако исторические события и исторические герои не интересуют автора. Драматург-экспрессионист сосредоточивает внимание прежде всего на столкновении идей и изображении абстрактного человека, отражающего точку зрения автора.

Драматическое действие развивается не через поступки персонажей или раскрытие их душевного мира, а через развернутые речи-монологи, напряженные экстатичные диалоги. В речи героев преобладают ораторские интонации, патетика. Г. Кайзер широко использует антитезы (например, «Выходите — к свету — из ночи. Свет хлынул — мгла рассеялась»). Характерной особенностью языка пьесы является лаконизм и динамичность, обусловленные почти полным отсутствием придаточных предложений.

Более полно и последовательно проблематика творчества Г. Кайзера отразилась в его драматической трилогии «Коралл» (Die Koralle, 1917), «Газ I» (Gas I, 1918) и «Газ II» (Gas II, 1920), ставшей классическим произведением немецкого экспрессионизма. Написанная в период острых социальных потрясений, вызванных империалистической войной и поражением Ноябрьской революции в Германии, «Трилогия о газе» насыщена социальными проблемами. Прежде всего следует отметить ее антибуржуазный пафос.

Г. Кайзер обличает в трилогии капиталистический строй, калечащий человека и превращающий его в автомат. Это весьма характерный мотив экспрессионистской литературы, видевшей в технике страшную силу, несущую гибель человеку.

«Коралл» является своеобразной экспозицией всей трилогии. Главный герой драмы — Миллиардер, владелец шахт, беспощадно эксплуатирующий рабочих. Когда-то он изведал горькую нужду и хочет, чтобы его дети ничего не знали о мире бедняков. Однако сын и дочь случайно знакомятся с тяжелой нуждой тружеников и восстают против социальной несправедливости. Сын присоединяется к шахтерам, объявившим забастовку после обвала в шахте. Но яростный бунт сына — этого «нового человека» — носит отвлеченный характер. Герой пьесы, как и сам автор, далек от классового, социально-исторического понимания общественных отношений. Его представления о социальном переустройстве мира абстрактны и утопичны: «Задача грандиозна. Нет места сомнениям. Дело идет о судьбе человечества. Мы объединимся в горячем труде...» — заявляет он.

Во второй части трилогии главным героем является сын Миллиардера, унаследовавший гигантские предприятия отца, производящие газ. Он хочет стать социальным реформатором и спасти человечество от порабощающей власти техники, которая перестала повиноваться человеку. Сын Миллиардера призывает рабочих и служащих стать свободными земледельцами. Но утопический призыв к возврату на лоно природы никого не вдохновил. В финале одинокий герой выражает надежду, что все же этот «новый человек» появится. Реплика дочери, завершающая пьесу, подкрепляет эту веру: «Он родится! И я буду его матерью».

В последней части трилогии действие развертывается на том же заводе. В центре пьесы снова «новый человек», ищущий выхода из тупика социальных противоречий. Это — правнук Миллиардера, ставший рабочим. Он зовет к всеобщему братству, солидарности людей труда и предлагает остановить производство ядовитого газа. Вместе с ним все с пафосом скандируют: «Не надо газа!» Но идет война, и Главный инженер убеждает рабочих возобновить производство газа. Тогда трагически одинокий герой, видя бессилие своих проповедей, производит взрыв, в результате которого все гибнут.

Трилогия Кайзера построена на столкновении «человека идеи», «нового человека», с «механическим человеком», «человеком-функцией». Конфликт носит прямой, острый характер. Герои являются олицетворением идей и лишены индивидуальности. Автор не наделяет их именем, а обозначает: Миллиардер, Сын, Рабочий, Человек в сером, Человек в голубом, Капитан и т. д. Язык положительных героев отличается ораторскими интонациями, патетической риторикой. Речь же «человека-функции» характеризуется «телеграфным», «механическим слогом»..

Творчество Эрнста Толлера (Ernst Toller, 1893—1939) относится к периоду наивысшего подъема экспрессионизма (1914— 1923). Война и революция сформировали его как писателя и определили характер его драматургии. Ненависть к империалистической войне и прусскому милитаризму привела Толлера в ряды Независимой социал-демократической партии и сделала активным участником революционных боев. В 1918—1919 гг. Толлер был одним из руководителей правительства Баварской Советской республики. Он последовательно отстаивал идею политического искусства и свои драмы рассматривал как орудие политической борьбы. Отсюда и насыщенность его драм злободневными проблемами, их социально-философская направленность, открыто выраженная тенденциозность.

Драматургический дебют Толлера «Превращение» (Die Wandlung, 1919) явился страстным осуждением войны, призывом к молодым людям Германии выступить против империалистической бойни. Отдельные сцены пьесы Толлера печатались как антимилитаристские листовки. Название пьесы передает ее основное содержание — это внутреннее превращение, происшедшее с главным героем, который перешел от ура-патриотических настроений к антимилитаристским взглядам.

В отличие от других экспрессионистов, Толлер был убежден в том, что только пролетарская революция сможет защитить человечество и избавить его от социальных бедствий. Писатель возлагал надежды на пролетариат, который должен, по его убеждению, стать творцом будущего. Однако классовую борьбу Толлер понимает субъективистски-идеалистически и видит в обществе не антагонистические классы, а массу и человека, между которыми находится в трагическом противоречии политический деятель. Этика и политика находятся у Толлера в непримиримом противоречии. Это особенно рельефно отразилось в пьесе «Человек — масса» (Masse — Mensch, 1921)

В драме, посвященной «пролетариям», изображается революционерка София Ирен Л. (Женщина); она самоотверженно предана революции и искренне желает отдать свою жизнь освобождению народа. Но она отвергает насилие как средство борьбы, ибо оно, по ее мнению, порочит светлое дело революции. Женщина находится в тюрьме, ей грозит смертная казнь. Народ во главе с Безымянным хочет ее освободить, но она отказывается, так как для ее освобождения необходимо убить одного из тюремщиков. И ее расстреливают.

Устами Женщины Толлер гневно осуждает контрреволюцию, мир насилия. Однако конкретное изображение классового конфликта заменяется столкновением идей Женщины и убеждений Безымянного, олицетворяющего суровую и непреклонную волю восставшего народа.

«Человек — масса» — типичная экспрессионистская драма-проповедь, герои которой схематичны, плакатны; они — рупоры идеи автора. Но такова сознательная художественная установка Толлера.

В лучших произведениях левых экспрессионистов было много неподдельной боли и гнева, яростного бунта против империализма и мещанской сытости. Экспрессионисты пытались уловить и передать основной конфликт эпохи и быть глашатаями Своего времени.

Некоторые художественные завоевания экспрессионизма были использованы искусством социалистического реализма. По мысли Ф. Вольфа, немецкий театр XX в. проходит путь от «экспрессионистско-пацифистской драмы к эпическо-политическому театру». Важным было также то, что экспрессионисты в лице «нового человека» утверждали образ положительного героя, стремившегося активно воздействовать на мир. Экспрессионизм активизировал восприимчивость к нравственным и социальным проблемам. И все же в экспрессионистских произведениях остается разрыв между искусством и конкретной общественной жизнью.

Творческие достижения левых экспрессионистов оказали влияние на развитие немецкой и других литератур после второй мировой войны. Ярко выраженная контрастность, обнаженность идейной проблематики, искусство монтажа, усиление роли пантомимы — все эти выразительные средства творчески используют в своей художественной практике М. Вальзер, П. Вайс, Р. Кипхардт, М. Фриш, Ф. Дюрренматт и другие современные писатели.

 

Примечания.

1 Павлова Н. С. Экспрессионизм. — В кн.: История немецкой литературы, т, 4, с. 537.

Бернгард Келлерман (Bernhard Kellernianii, 1879—1951)

 

Крупным немецким писателем-реалистом XX в. по праву считается Бернгард Келлерман. Он выходец из семьи чиновника. В юношеские годы Келлерман переживает то увлечение техникой и посещает занятия в Высшей технической школе, то живописью, думая сделать ее своей профессией. Глубокий интерес к живописи Келлерман сохранит и в поздние годы. Но свое главное призвание он найдет в литературе, где довольно быстро получит признание.

Уже первый роман Келлермана «Йестер и Ли» (Jester und Li, 1904) принес ему успех. Вышедшие в дальнейшем романы «Ингеборг» (Ingeborg, 1906), «Глупец» (Der Tor, 1909), «Море» (Das Meer, 1910) закрепили его.

В ранних произведениях Келлермана довольно значительно влияние декадентской литературы. Ведущими чертами его мировоззрения- этой поры являются идеализм, индивидуализм.

Зрелое творчество Келлермана начинается с романа «Туннель» (Der Tunnel, 1913), принесшего ему мировую славу. Он был переведен на многие языки мира, экранизирован. В самой Германии роман выдержал небывалое число изданий.

Главным героем романа, действие которого происходит в Америке, является талантливый инженер Мак Аллан. Он выходец из шахтерской семьи и сам с раннего детства работает в шахте. Одаренному юноше удается получить образование инженера. У Аллана возникает дерзкий замысел построить туннель под Атлантическим океаном, который соединил бы Америку с Европой.

Для осуществления этого грандиозного проекта нужны огромные деньги. Он обращается к миллиардеру Ллойду, который в предчувствии большой прибыли соглашается принять участие в финансировании проекта и создает большое акционерное общество.

Прокладка туннеля ведется бешеными темпами, не считаясь ни с техникой безопасности, ни с жизнью рабочих. В результате через несколько лет строительства происходит страшная катастрофа, во время которой гибнут тысячи людей. Лишь через 26 лет после начала работ строительство туннеля удается довести до конца.

При всей фантастичности проекта в романе нарисована в основном реалистическая картина действительности. Особенно сильно и впечатляюще показана хищническая эксплуатация рабочих, циничное пренебрежение к безопасности их труда. «В своем романе «Туннель»,— писали В. Пик и О. Гротеволь в приветственном письме Келлерману в связи с его семидесятилетием,— вы дали потрясающее изображение безжалостной эксплуатации, присущей монополистическому капиталу» 1.

Большой заслугой писателя является то, что в центре романа поставлено изображение труда, современного индустриального труда, предоставляющего большие возможности в покорении природы человеком.

Однако рядом с захватывающими картинами труда встречаются эпизоды, свидетельствующие об ограниченности идеалов писателя. Он показал рабочих стихийной массой, которой движет лишь слепая ненависть к капиталистам. Необузданная стихия приводит порой к трагическим последствиям. Так, например, после катастрофы в туннеле возмущенная толпа, считая Аллана единственным виновником гибели рабочих, убивает его жену и дочь.

В пору создания «Туннеля» автор плохо знал рабочее движение, и попытка изобразить его оказалась явно неудачной. Роль народа вообще недооценивается писателем. Поэтому в центре его внимания находятся не рабочие, а инженеры, являющиеся решающими двигателями технического прогресса. Это сказалось и в трактовке образа Аллана, чрезмерно приподнятого над рабочей массой.

Противоречивость позиции писателя проявляется и в изображении капиталистов. С одной стороны, это беспощадные хищники, которые одержимы лишь страстью к приумножению своих богатств. Такими и изображены Ллойд, финансист Вульф. С другой стороны, автор невольно любуется могуществом, энергией, смелостью Ллойда, который... «шагал по земному шару, созидая и разрушая». Необычайная работоспособность и энергия подчеркиваются и в Вульфе.

Более проницательно и правдиво показан конфликт Аллана с капиталистами. Вначале он выступает смелым и жизнерадостным человеком, полным дерзновенных замыслов. Миллионеры использовали его ум и талант, нажили огромное состояние на туннеле. Судьба же самого Аллана искалечена. Он превратился в дряхлую развалину, инвалида. «Создатель туннеля, он стал его рабом... Почти все человеческие чувства притупились в нем». Выходец из народа, сам неутомимый труженик, Аллан невольно становится пособником капиталистов в эксплуатации рабочих.

Как отмечалось в критике, фантастическое начало в романе не противопоставлено действительности, а как бы вырастает из нее. В эпоху технического прогресса проект строительства туннеля не столь уж и фантастичен. Келлерман все время стремится связать элементы фантастики с фактами реальной жизни.

В «Туннеле» возобладала реалистическая манера письма, но элементы экспрессионизма в романе еще весьма ощутимы. Они проявляются в чрезмерном увлечении гиперболизацией, контрастами и отчасти мелодраматическими эффектами. Образы главных героев созданы в основном в духе реалистической типизации. Они показаны в развитии, разносторонне. В то же самое время образ Мак Аллана наделен чертами исключительной личности.

В романе «Девятое ноября» (Der 9. November, 1920) автору удалось преодолеть некоторые из противоречий, так резко проступавших в «Туннеле». За годы, прошедшие со времени написания «Туннеля», взгляды писателя во многом изменились. Особенно наглядно изменилось его отношение к войне. Дело в том, что в начале первой мировой войны Келлерман испытал определенное воздействие шовинистической пропаганды. Будучи военным корреспондентом, он пишет очерки о войне — «Война на Западе» (Der Krieg im Westen, 1915), «Война в Аргоннском лесу» (Der Krieg im Argonnerwald, 1916), в которых фронтовые жертвы и лишения оправдывались интересами защиты родины, а фронтовая жизнь героизировалась. Одной из целей очерков было, по-видимому, стремление поддержать боевой дух армии. Правда, автор и в это время относился критически к оголтелым милитаристам, и война как средство разрешения государственных конфликтов нередко вызывала его осуждение.

Годы военных испытаний и поражение Германии сделали Келлермана решительным противником войны, что нашло отражение в романе «Девятое ноября». Это произведение прежде всего антивоенное. Сам автор в предисловии к переизданию этого романа в 1945 г. четко определил антимилитаристский замысел своего произведения:

«В романе «Девятое ноября», написанном вскоре после окончания первой, мировой войны, я стремился прежде всего заклеймить позором милитаризм. Я считал своим долгом раскрыть немецкому народу глаза па опасности, таящиеся в милитаристском образе мыслей, изобличить его антинародный дух, вскрыть присущее милитаристам пустозвонное бахвальство, отталкивающее чванство, цинизм и грубость чувств, бездарность и растленность. Я ставил своей целью во весь рост показать кровавый призрак милитаризма, витающий на черном фоне войны; я хотел, чтобы он послужил грозным предостережением для немецкого народа».

Носителем духа милитаризма выступает главный герой романа генерал фон Гехт-Бабенберг, обрисованный ярко, правдиво. По своему происхождению он принадлежит к родовитой прусской военщине, веками выступавшей хранительницей самых реакционных, шовинистических и антинародных устремлений. Дух кастового чванства, брезгливое и пренебрежительное отношение к простому человеку характерны для генерала. Он думает лишь о войнах, завоеваниях, о том, чтобы немецкие снаряды рвались над французской столицей. Смерть тысяч людей, развалины разрушенных войной городов для него ничего не значат. Недаром его прозвали «кровавый Гехт».

Образ генерала показан глубоко и разносторонне. Читатель прослеживает его жизненный путь, начиная с детства и кончая его смертью. Он видит его и в служебной обстановке, и в частной жизни.

Судя по заглавию романа, в центре внимания писателя должна была находиться Ноябрьская революция 1918 г. в Германии, но она показана лишь в конце книги. Больше всего автор занят изображением последнего периода войны. При этом описанию фронтовой жизни уделено немного места, а основные события романа происходят главным образом в тылу, в Берлине.. Келлерман показывает те бедствия и лишения, которые война обрушила на гражданское население — гибель на фронте близких людей, голод, болезни, отчаяние.

Показаны и виновники войны, те, кто наживался на ней, — биржевики, спекулянты, заводчики. Роскошь и изобилие их жизни изображены по контрасту с нищетой и страданиями простого люда.

В романе резко противопоставлены два лагеря — милитаристский и демократический, но изображение их далеко не равноценно. Автору несомненно удались отрицательные образы, особенно представители прусской военщины. Но при всем демократизме взглядов Келлермана образы народа, прогрессивных деятелей выглядят схематичными, неживыми. Самая серьезная неудача постигла автора при создании образа Аккермана, больше похожего на библейского пророка, чем на революционера.

Аккерман, бывший студент, рядовой солдат выступает в романе антагонистом генерала. Он произносит антивоенные речи, проклинает виновников войны и призывает к низвержению существующего строя. Но в действии он не показан. Насколько жизненным и ярким выглядит Гехт-Бабенберг, настолько же вялым и бесплотным — Аккерман. Но симпатии писателя к нему несомненны, недаром он нередко выступает рупором его мыслей.

Большой заслугой Келлермана является неоднократно подчеркнутая им мысль об огромном революционизирующем влиянии Октябрьской революции на освободительное движение народов всего мира. «Свет с Востока», как говорит о русской революции Аккерман, достиг Запада. «Жаром горит на небе молодое солнце. Оно поднялось из далекой России, омытое кровью и слезами. Оно перешагнуло Вислу. Оно перешагнет Рейн. Омытое кровью и слезами, оно перешагнет Ламанш... Придет день, и оно, это молодое солнце, поднимется над водами Тихого океана, на берегах которого обитают желтокожие народы».

Однако глубокого проникновения в суть революционных событий в Германии, показа их сложности, противоречивости в романе нет. Далеко не все было ясно в этих событиях и самому писателю.

В целом роман, однако, был заметным явлением в немецкой прогрессивной литературе.

После прихода Гитлера к власти Келлерман остался в Германии, однако, сотрудничать с нацистами отказался. Ничего не дала и попытка запугать его (он был исключен из Академии искусств, власти запретили и сожгли его роман «Девятое ноября»).

Не имея возможности высказать всю правду о фашистском рейхе, писатель осторожно, косвенно порицал идейные основы нацистской идеологии. В романе «Песня дружбы» (Lied der Freundschaft, 1935) он воспевает мирный труд, дружбу людей.

Разгром фашизма придал новые силы уже немолодому писателю. С небывалой для его возраста энергией он пишет публицистические статьи, роман, занимается общественной деятельностью. Находясь на посту вице-президента «Культурбунда», Келлерман многое сделал для демократического обновления немецкой культуры, для налаживания новых дружеских связей между немецким и советским народами.

Келлерман придавал большое значение завершению своего романа о фашизме «Пляска смерти» (Totentanz, 1948), начатого еще в последний период войны.

Место действия романа — один из крупных промышленных городов. То, что происходило в этом городе, имело место и в других городах. Он в миниатюре представляет собой всю Германию. В книге ярко описаны будни фашистского рейха, атмосфера страха, выслеживания, доносов, арестов, концлагерей, еврейских погромов. «Горожане обезумели от страха. Они не решались даже перемолвиться словом с лучшими друзьями: а вдруг те состоят на службе в гестапо? С этого дня все ушли в себя».







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 767. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия