Студопедия — ЭКСПРЕССИОНИЗМ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКСПРЕССИОНИЗМ 7 страница






 

Да, это имя — важное звено

В цепи заветных драгоценных слов.

И если с губ слетит оно,

о сколько вслед за ним слетит голов!

(Пер. В. Нейштадта).

 

воспринимаются и как авторская речь, и как внутренний монолог героя. И лишь в конце автор выражает свое преклонение перед подвигом мужественного борца-антифашиста:

 

Так он молчал. Не нужно величанья,

Ни громких слов не нужно, ни похвал.

Но встанем все и в тишине молчанья

Склонимся перед тем, кто так молчал.

 

Воспевая национальных героев-антифашистов, Бехер сознательно обращается к славным революционным и демократическим традициям своего народа, находя в прошлом примеры самоотверженного служения народу и родине. Идея неразрывной связи революционной борьбы с освободительным движением народа в прошлом особенно подчеркивается Бехером в стихах, посвященных деятелям Компартии Германии — «В. Пик» (W. Pieck), «Трое» (Die Drei), «Памятник» (Das Denkmal). К оценке прошлого своего народа Бехер подходит с позиций ленинского положения о двух культурах в каждой национальной культуре. Так, в поэме «Лютер» (Luther, 1938) он рисует известного религиозного реформатора и переводчика Библии на немецкий язык Лютера в непосредственной связи с Томасом Мюнцером, революционным руководителем Крестьянской войны в Германии. Своими знаменитыми 95 тезисами, обличавшими злоупотребления католической церкви, Лютер вызвал к себе жгучую ненависть реакции во главе с папой римским. В то же время его проповеди встречают горячий отклик среди народных масс, и Лютер, независимо от своих намерений, становится вдохновителем народного революционного протеста. Реакция пытается физически расправиться с Лютером, но из-за боязни «возмущенья мужичья» не может сделать этого и прибегает к хитрости:

 

Сдружимся с ним, чувствительно польстим

И до себя, как равного, возвысим.

Чего приказом не добыть простым,

Добиться можно угожденьем лисьим.

 

(Пер. Б. Пастернака)

 

Когда вспыхнуло крестьянское революционное движение, Лютер не только не поддержал народ, но обвинил Мюнцера в злоупотреблении его проповедями и стал призывать светские власти к расправе с повстанцами:

 

Дерите смело кожу с них живьем.

Я всем вам обещаю отпущенье.

И бог вас вспомнит в царствии своем.

 

Осуждая все постыдное, рабское, что проявилось в Лютере в момент восстания, Бехер воспевает самоотверженную борьбу революционного крестьянства, знамя которого, как эстафету, подхватывают современные борцы-антифашисты. Повстанцы беспощадно истреблены, но знамя уцелело, и один из оставшихся в живых поет:

 

Наш флаг, в сердцах людей гори!

Зови народ на бой и стань преддверьем

Иных времен, счастливой той поры,

Когда мы лишь в одних себя поверим.

 

Бехер вдохновенно воспел национальных героев своей страны, художников и музыкантов. Но патриотизм Бехера сочетается с интернационализмом. Рименшнейдер, Бах, Гельдерлин, Гете ставятся в один ряд с Данте, Микеланджело, Сервантесом и Шекспиром.

Горячо откликается Бехер на события в Испании. Участию немецких антифашистов в освободительной борьбе испанского народа, интернациональной солидарности трудящихся посвящена поэма «Поездка в Теруэль» (Die Fahrt nach Teruel, 1938) и много стихотворений.

Новым значительным достижением антифашистской поэзии социалистического реализма явились сонеты Бехера с их строгой формой, ясностью и точностью мысли. К поэтике сонета Бехер подходит новаторски. В сонетную форму он вкладывает богатство интонаций революционной страсти, создает новые, необычные для классического сонета разновидности этого жанра: сонет-памфлет, сонет-гротеск и т. д.

Первый сборник сонетов (GesammelteSonetten) включал около 200 сонетов, был издан в СССР в 1939 г. Их характерную особенность — органическую связь с прошлым и устремленность в будущее — отметил еще Т. Манн. Сонеты обращены к рабочему классу СССР, Коммунистической партии, к борцам-антифашистам, народной Германии настоящего и прошлого. Образу растерзанной Германии, как и в других сборниках, отдано самое искреннее чувство, самая глубокая любовь поэта. Этот образ объединяет все сонеты, начиная от тех, которые посвящены легендарным народным героям средневековой Германии («Штертебекер», «Иосс Фриц») или прославленным художникам-гуманистам («Рименшнейдер», «Гете», «Гельдерлин»), кончая теми, в которых рисуются лирические картины родной природы («Дорога на Кемптен», «Куфштейн» и др.).

В героях освободительной борьбы прошлого, в гуманистических традициях народа Бехер по праву видит своих союзников по борьбе с фашизмом.

Бехер умело владеет самыми разнообразными формами поэзии. Он мастер сонета и песни, автор сатирических куплетов, проникнутых чувством жгучего стыда за своих соотечественников, ставших невольными соучастниками фашистских преступлений («Баллада о человеке, которому все лучше жилось»); ему близки и лиро-эпические поэмы, названные им «романами в стихах». Творчески овладев богатством национального поэтического наследия, Бехер достиг высокого мастерства, стал художником-новатором, запечатлевшим глубочайшие изменения, происходившие в сознании революционных масс.

Автобиографический роман «Прощание» (Abschied, 1941) хотя и обращен в прошлое Германии, но всем своим содержанием направлен против фашизма. Критически изображая недавнее прошлое, автор стремится показать исторические корни нацистской идеологии и политики, иначе говоря, дать ответ на все тот же мучивший его вопрос: «Откуда все это сталось?»

Действие романа происходит в Мюнхене в 1900—1914 гг. Повествование ведется от лица юного Ганса Гастля, сына прокурора Баварии. Вопреки стараниям отца, реакционных учителей и буржуазного окружения сделать из юноши «достойного слугу государства», Ганс постепенно становится в оппозицию к своей семье и буржуазному обществу, а затем порывает с ними.

В романе убедительно раскрыт сложный внутренний мир Ганса, даны блестящие сатирические портреты отца, его ближайшего окружения из чиновничьего мира, для которых характерен дух расового высокомерия, шовинизма, милитаризма. Среди них выделяются образы директора исправительной школы Ферча, ханжи и садиста, и ряда школьных приятелей Ганса из аристократической среды.

В обстановке всеобщего милитаристского угара молодой герой категорически отвергает предложение отца пойти на войну добровольцем. «В вашей войне я не участвую. Я не пойду на войну несправедливую»,—заявляет он и покидает родительский дом. Пути к правде и счастью открываются герою, хотя еще и не совсем ясно, благодаря его знакомству с идеями научного социализма и революционной борьбой пролетариата. О революционных событиях в России 1905 г. юноша узнает от своего отца. Сторонник «твердой руки» в обращении с бунтовщиками, «болтающими о новой жизни», отец в качестве назидания похвалил однажды русского царя за расстрел мирной январской демонстрации («задал им перцу!») и с возмущением добавил, что после этого даже один русский «корабль» взбунтовался. Рассказ, однако, произвел на пытливого гимназиста не то действие, которого ожидал отец. Образ сияющего множеством огней корабля не раз потом возникает в воображении Гастля и помогает ему сопротивляться усилиям отца воспитать сына по своему образу и подобию. Позже он узнает о подробностях восстания на «корабле», знакомится в общих чертах с марксистским учением, узнает о классах и классовой борьбе, о великом будущем пролетариата, впервые слышит слово «Интернационал».

В романе много внимания уделяется проблеме становления молодого литератора, даны блестящие зарисовки сцен встречи начинающего поэта с анархистами и литературной богемой, с иронией говорится о литературных вкусах молодого поэта-бунтаря, который видел «сущность поэзии в затемнении ясного и светлого», «в затушевывании и стирании контуров четкого и очевидного, в подмене определенного расплывчатым».

С первых же дней Великой Отечественной войны Бехер рассматривал себя бойцом в исторической битве советского народа против фашистских захватчиков. Он прекрасно понимал, что в этой войне решалась судьба не только народов СССР, но и народов всего мира, в том числе и немецкого народа.

Он часто приезжал на передний край сражающихся советских войск, чтобы содействовать пропаганде среди гитлеровских солдат и офицеров; активно работал в национальном комитете «Свободная Германия», сотрудничал в его печати, писал листовки для распространения среди гитлеровских войск и для немецкого населения, был ответственным редактором журнала «Интернациональная литература» по разделу немецкой литературы.

Бехер мучительно переживал тот факт, что миллионы немцев, поддавшись пропаганде, воюют на стороне фашистов. Но не те немцы олицетворяют истинную Германию, кто, прикрываясь именем немецкого народа, «вверг страну в бесславный бой, кто жег дома и землю окровавил, опьянев от бешенства и зла, нес гибель на штыке невинным детям». Нет, это не немцы, это враги немецкого народа, которых Бехер страстно обличает в стихотворениях «Где была Германия?», «Я видел их приближение», «Детские башмачки из Люблина», в трагедии «Зимняя битва».

Чувством ненависти к гитлеровцам и национальной самокритики наполнена пьеса «Зимняя битва» (Winterschlacht, 1942), в центре которой — разгром гитлеровских войск под Москвой в декабре 1941 г.

Главный герой трагедии — солдат Иоганнес Гердер, «немецкий Гамлет», как иронически называет его автор в примечании. В трагической судьбе Гердера воплощается трагедия самой Германии. На примере своего героя Бехер показывает, как позорно и трагично может сложиться судьба тех, кто живет безотчетно, забывая о назначении человека, о его чести, долге и совести. Гердер искренне любит свою родину, родину Шиллера, Гете, Гельдерлина. Но из-за своей беспечности он слишком поздно разобрался в том, что связал свою судьбу со своими смертельными врагами — гитлеровцами, и участвует вместе с ними в походе против социалистической страны. Выступая с ними, он думает, что служит Германии. Но мысль о несовместимости любви к Германии и участия в разбойничьей войне фашистов все чаще приходит ему в голову. Наконец, он понимает, что с фашистами ему не по пути. Но он оказывается не в силах вступить в борьбу с гитлеровцами или перейти на сторону Советской Армии, как это сделал другой солдат, Герхард Ноль. Он просто отказывается участвовать в этой несправедливой войне. Тогда генералы, которые недавно наградили его Рыцарским крестом, хладнокровно приказывают расстрелять его.

Новый путь к преодолению немецкой трагедии, к решению национальной и социальной проблемы Германии воплощают в пьесе рабочие-революционеры Иозеф и Анна Ноль, а также вернувшийся с войны Герхард Ноль.

В 1952 г. в Берлине «Зимнюю битву» поставил театр Брехта «Берлинер Ансамбль».

Сразу же после капитуляции фашистской Германии Бехер, теперь уже зрелый художник социалистического реализма, национальный поэт Германии, вернулся на родину.

И снова он в первых рядах борцов за новую демократическую Германию. По инициативе Бехера создается «Культурбунд». В качестве его первого президента Бехер проводит большую культурно-политическую работу, выступает с докладами на юбилеях Гете, Шиллера, Гейне, много внимания уделяет подготовке кадров народных учителей. Он же возглавил и восстановленную в ГДР Академию художеств (1953—1956). С 1954 г. и до самой смерти Бехер являлся министром культуры ГДР.

Всю свою напряженную общественно-политическую работу Бехер сочетал с постоянным литературным трудом. Новые стихи, написанные в первые годы после возвращения на родину, вошли в лирические сборники «Возвращение на родину» (Heimkehr, 1946) и «Народ, блуждающий во тьме» (Volk im Dunkel wandelnd, 1948). Встреча с Германией вызывает у поэта разнообразные чувства и мысли: радость возвращения и горе при виде колоссальных материальных разрушений и духовной травмы.

 

Германия, привет не весел мой:

Твой образ мне туманит взор слезой.

... Пусть я нашел в развалинах ее —

Все ж это ты, отечество мое.

Пусть побледнели скорбные черты —

Германия, отчизна, это ты!

 

(Пер. И. Хорват)

 

В стихотворении «Вам, кто возвращается» (Euch, die ihr heimkehrt) поэт, радостно приветствует всех, возвращающихся в Германию, причем, по мысли автора, все честные люди в годы нацизма были изгнанниками — и те, кто был за границей, и те, кто оставался на месте.

Опираясь на социалистическую партийность и глубокую связь с народом, Бехер подымается до вершин художественного мастерства и показывает великое гуманистическое значение новых общественных преобразований. Его стихи конкретны по своему содержанию, проникнуты глубоким оптимизмом, народны. Героем их становится свободный народ, сам строящий свое счастье. Именно эта тема является одной из самых типичных для искусства социалистического реализма.

Широкую популярность среди народа, особенно молодежи, завоевали песни Бехера, написанные в содружестве с композитором Эйслером и вошедшие в сборник «Новые немецкие народные песни» (Neue Deutsche Volkslieder, 1950); наиболее известные из них песни «Весной» (Im Frühling), «Песня голубых знамен» (Lied von der blauen Fahne), «Песня родины» (Heimatlied), а также национальный гимн ГДР (Nationalhymne, 1949).

В 50-е гг. увидела свет посвященная проблемам социалистического реализма тетралогия Бехера: «Защита поэзии» (Verteidigung der Poesie, 1952), «Поэтическое исповедание» (Poetische Konfession, 1954), «Власть поэзии» (Macht der Poesie, 1955), «Поэтический принцип» (Das poetische Prinzip, 1957). Тетралогии писатель дал общий подзаголовок «Опыты» (Erfahrungen). Эти книги прочно вошли в арсенал эстетической мысли и существенно обогатили ее. Важнейшие проблемы теории социалистического реализма — проблемы литературной традиции и преемственности, жизненной правдивости и коммунистической партийности, народности и художественности произведений искусства, проблема положительного героя и перехода демократических писателей на путь социалистического реализма — Бехер рассматривает в связи со всей сложностью современного литературного процесса на примерах как немецкой литературы, так и литературы всего мира. Важнейшим условием развития новой, социалистической литературы Бехер считает ее органическую связь с культурным наследием прошлого. «Новая немецкая литература не может возникнуть из ничего. Она должна опираться на лучшие традиции нашего народа».

Писатель дает широкую историко-литературную характеристику классического наследия, анализирует свой собственный опыт, определяет смысл и внутреннюю логику пройденного пути. Бехер с непримиримостью относится ко всем видам декадентства, в том числе не раз критически вспоминает о своем творчестве раннего периода. Он отстаивает искусство идейное, народное и в то же время искусство высокого мастерства. По Бехеру, нельзя стать художником, обладая лишь мировоззрением, необходимо иметь талант. Но при наличии художественного таланта писатель только тогда может добиться значительных успехов, если он усвоит наиболее передовое для своего времени мировоззрение, сделает его своим органическим достоянием. Высказывая свой взгляд на метод социалистического реализма, Бехер особое внимание уделяет задачам изображения нового в жизни. «Новое искусство рождается вместе с новым человеком»,— говорит он и призывает писателей показать «поэзию души простого человека», сделать его подлинным героем современной литературы. Бехер исследует проблему формы в искусстве и утверждает, что новое всегда заключается не в форме, а в содержании.

Из эстетических размышлений Бехера, изложенных в тетралогии, возникает стройная теория социалистического реализма, которая способствовала победе социалистического реализма в литературе ГДР.

Литературная и общественная деятельность Бехера получила признание не только на родине писателя, но и во многих других странах. Он был избран в состав Всемирного Совета Мира, дважды удостоен Национальной премии. В 1953 г. ему была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

Память о Бехере бережно хранится трудящимися ГДР. В Берлине создан архив Иоганнеса Бехера, учреждена медаль его имени, которой награждаются выдающиеся общественно-политические деятели.

Бертольт Брехт (Bertolt Brecht, 1898—1956)

 

Бертольт Брехт — крупнейший представитель немецкой литературы XX в., художник большого и многогранного таланта. Его перу принадлежат пьесы, стихи, новеллы. Он театральный деятель, режиссер и теоретик искусства социалистического реализма. Пьесы Брехта, подлинно новаторские по своему содержанию и по форме, обошли театры многих стран мира, и повсюду они находят признание у самых широких кругов зрителей.

Брехт родился в Аугсбурге, в богатой семье директора бумажной фабрики. Здесь он учился в гимназии, затем изучал медицину и естественные науки в Мюнхенском университете. Писать Брехт начал еще в гимназии. Начиная с 1914 г. в аугсбургской газете «Фольксвиле» стали появляться его стихи, рассказы, театральные рецензии.

В 1918 г. Брехт был призван в армию и около года служил санитаром в военном госпитале. В госпитале Брехт наслышался рассказов об ужасах войны и написал свои первые антивоенные стихи и песни. Он сам сочинял к ним простые мелодии и под гитару, отчетливо выговаривая слова, выступал в палатах перед ранеными. Среди этих произведений особенно выделялась «Баллада о мертвом солдате» (Legende vora toten Soldaten, 1918), осуждавшая германскую военщину, навязавшую трудящимся войну.

Когда в 1918 г. в Германии началась революция, Брехт принял в ней активное участие, хотя еще и не совсем ясно представлял себе ее цели и задачи. Он был избран членом Аугсбургского солдатского совета. Но самое большое впечатление на поэта произвела весть о пролетарской революции в России, об образовании первого в мире государства рабочих и крестьян.

Именно в этот период молодой поэт окончательно порвал со своей семьей, со своим классом и «вступил в ряды неимущих».

Итогом первого десятилетия поэтического творчества явился сборник стихов Брехта «Домашние проповеди» (Die Hauspostilie, 1926). Для большей части стихотворений сборника характерна нарочитая грубость в изображении уродливой морали буржуазии, а также бесперспективность и пессимизм, вызванные поражеиием Ноябрьской революции 1918 г.

Эти идейно-политические особенности ранней поэзии Брехта характерны и для его первых драматических произведений — «Ваал», «Барабаны в ночи» и др. Сила этих пьес — в искреннем презрении и осуждении буржуазного общества. Вспоминая об этих пьесах в зрелые годы, Брехт писал, что в них он «без сожаления показал, как великий потоп заполняет буржуазный мир». Но понимая обреченность капиталистического общества, Брехт в то время не представлял себе ясно социальных перспектив и ненавистным ему буржуа противопоставлял асоциальных мелкобуржуазных бунтарей.

В 1924 г. известный режиссер Макс Рейнгардт приглашает Брехта драматургом в свой театр в Берлине. Здесь Брехт сближается с прогрессивными писателями Ф. Вольфом, И. Бехером, с создателем рабочего революционного театра Э. Пискатором, актером Э. Бушем, композитором Г. Эйслером и другими близкими ему по духу деятелями искусства. В этой обстановке Брехт постепенно преодолевает свой пессимизм, в его произведениях появляются более мужественные интонации. Молодой драматург создает сатирические злободневные произведения, в которых подвергает острой критике социальную и политическую практику империалистической буржуазии. Такова антивоенная комедия «Что тот солдат, что этот» (Mann ist Mann, 1926). Она написана в тот период, когда германский империализм после подавления революции стал при помощи американских банкиров энергично восстанавливать промышленность. Реакционные элементы вместе с нацистами объединялись в различные «бунды» и «ферейны», пропагандировали реваншистские идеи. Театральные подмостки все больше и больше заполнялись слащавыми назидательными драмами и боевиками.

В этих условиях Брехт сознательно стремится к искусству, близкому народу, искусству, которое пробуждает сознание людей, активизирует их волю. Отвергая декадентскую драматургию, уводящую зрителя от важнейших проблем современности, Брехт выступает за новый театр, призванный стать воспитателем народа, проводником передовых идей.

Комедию «Что тот солдат, что этот» Брехт считал своим первым произведением, написанным с позиций его новых идейно-эстетических взглядов на искусство. Пьеса явилась гневным памфлетом против поджигателей войны и тех обывателей, которые легко и бездумно становятся исполнителями их воли. Английские солдаты, которые только что ограбили пагоду и в этой «операции» потеряли своего дружка по имени Джип, упрашивают тихого и робкого грузчика Гейли Гея пойти с ними в казарму и во время переклички назваться Джипом. Они переодевают его в военную форму и вскоре превращают в такого же, как и они, солдата, механически выполняющего роль бездушного убийцы. В берлинской постановке этой пьесы солдатам английских колониальных войск с помощью ходулей и проволочных каркасов придавался вид громадных широкоплечих чудищ с лицами, закрытыми масками. В конце пьесы и Гейли Гей появлялся на сцене в виде такого же чудовища. В пьесе много гротескной фантастики и художественных условностей. Таковы сцены с продажей слона, «расстрела» Гея из незаряженных ружей и другие. Но эта фантастика воспринимается как правда, как суровое предупреждение многим «маленьким людям» о том, к каким трагическим последствиям может привести их пассивное, безучастное отношение к происходящей классовой борьбе в Германии. Это предупреждение, сделанное Брехтом за семь лет до фашистского переворота, содержало в себе поразительную историческую прозорливость.

Во второй половине 20-х гг. Брехт внимательно изучает марксистско-ленинскую теорию и убеждается в непреоборимости идей социализма. Он сам признавался потом, что был «обязан своим просветлением трудам классиков социализма» и всему тому, что узнал об СССР, о «смелом построении нового общества» советскими людьми. Теперь он сознательно связывает свое творчество с освободительным движением трудящихся, с антифашистской борьбой.

Исходя из марксистского понимания сущности общественных отношений и социальных конфликтов, Брехт, как художник, предъявляет теперь новые требования к искусству и к театру в частности.

В работах «На пути к современному театру», «Диалектика на театре» (Dialektik auf dem Theater), «О неаристотелевской драме» и др., опубликованных в конце 20 — начале 30-х гг., Брехт критикует современное ему модернистское искусство и излагает основные положения своей теории «эпического театра». Эти положения касаются актерской игры, построения драматического произведения, театральной музыки, декораций, использования кино и т. д. Свою драматургию Брехт называет «неаристотелевской», «эпической». Такое название обусловлено тем, что обычная драма строится по законам, сформулированным еще Аристотелем в его работе «Поэтика» и требующим обязательного эмоционального вживания актера в образ.

Краеугольным камнем своей теории Брехт делает разум. «Эпический театр,— говорит Брехт,— апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя». Театр должен стать школой мысли, показывать жизнь с подлинно научных позиций, в широкой исторической перспективе, пропагандировать передовые идеи, помогать зрителю понять меняющийся мир и самому изменяться. Брехт подчеркивал, что его театр должен стать театром «для людей, решивших взять свою судьбу в собственные руки», что он должен не только отображать события, но и активно воздействовать на них, стимулировать, будить активность зрителя, заставлять его не сопереживать, а спорить, занимать в споре критическую позицию. При этом Брехт отнюдь не отказывается от стремления воздействовать также и на чувства, эмоции.

Для осуществления положений «эпического театра» Брехт использует в своей творческой практике «эффект отчуждения», т. е. художественный прием, назначение которого — показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить все происходящее на сцене. С этой целью Брехт часто вводит в свои пьесы хоры и сольные песни, объясняющие и оценивающие события спектакля, раскрывающие обычное с неожиданной стороны. «Эффект отчуждения» достигается также системой актерского мастерства, оформлением сцены, музыкой. Однако Брехт никогда не считал свою теорию окончательно сформулированной и до конца жизни работал над ее совершенствованием.

Выступая смелым новатором, Брехт вместе с тем использовал все лучшее, что было создано немецким и мировым театром в прошлом.

Несмотря на спорность некоторых своих теоретических положений, Брехт создал действительно новаторскую, боевую драматургию, обладающую острой идейной направленностью и большими художественными достоинствами. Средствами искусства Брехт боролся за освобождение своей родины, за ее социалистическое будущее и в лучших своих произведениях выступил как крупнейший представитель социалистического реализма в немецкой и мировой литературе.

Из ранних произведений Брехта наибольшим успехом пользовалась сатирическая «Трехгрошовая опера» (Dreigroschenoper, 1928), которая обошла десятки сцен во всем мире и по сей день ставится во многих театрах мира. Это вольная переработка «Оперы нищих» английского писателя-просветителя XVIII в. Джона Гея. В комедии, полной блеска и искрящегося веселья, Брехт показал, как тесно связано «респектабельное» буржуазное общество с миром жуликов и воров. Пьеса свидетельствовала, что критика Брехтом капиталистической системы становилась более глубокой.

А. В. Луначарский, присутствовавший на одном из первых представлений «Трехгрошовой оперы» в Берлине, отметил оригинальность спектакля, его глубокую реалистичность.

В конце 20-х — начале 30-х гг. Брехт создал серию «поучающих пьес» (Lehrstucke), продолжавших лучшие традиции рабочего театра и предназначавшихся для агитации и пропаганды передовых идей. К ним относятся «Баденская поучающая пьеса», «Высшая мера», «Говорящий «да» и говорящий «нет» и др. Наиболее удавшиеся из них — «Святая Иоанна скотобоен» и инсценировка горьковской «Матери».

В «Святой Иоанне скотобоен» (Die heilige Johanna der Schlachthöfe, 1931) Брехт критикует общественную систему США. Ему удалось ярко показать хищническую природу капиталистов. В то же время драматург высмеивает мысль о достижении социальной справедливости путем нравственной проповеди. Член Армии спасения Иоанна Дарк, искренне желая помочь бастующим рабочим, отговаривает их от борьбы, пытается обратить капиталиста Маулера на «путь истинный», но богач использует чистую сердцем, наивную Иоанну для своих черных дел. В отличие от шиллеровской героини Иоанна Дарк умирает с мучительным сознанием, что ее проповеди о любви к ближнему лишь направили рабочих по ложному пути.

В изображении образов рабочих в пьесе Брехт потерпел неудачу. Они кажутся бледными схемами, подавлены нуждой и лишены чувства классовой солидарности.

Драматург понимал свою слабость, связанную с экспериментами в жанре «поучающей пьесы», и пытался создать реалистические образы борцов за счастье человечества, образы коммунистов. Именно к этому времени относится его знакомство с романом Горького «Мать» и работа над его инсценировкой. Это произведение оказало значительное влияние на дальнейшее развитие идейно-эстетических взглядов Брехта. Горький, по признанию Брехта, заставил его прислушаться к делу рабочего класса как делу всего человечества.

Работа над горьковским текстом помогла Брехту окончательно расстаться с героями ранних пьес, асоциальными эгоистами и безвольными обывателями. Подлинный герой нашего века, рабочий, осознавший всемирно-историческую задачу своего класса и практически выполняющий ее, становится и героем

Брехта. Брехт создал живой образ передового человека из народа, судьба которого неразрывно связана с революционной борьбой. Он правдиво показал постепенное превращение Ниловны из темной и забитой женщины в передового, сознательного борца-революционера. Указывая в примечании к пьесе, что коммунизм — это дело всего мира и что коммунисты представляют интересы всего человечества, Брехт подчеркивает интернациональный характер пути своей героини. Для этого он сознательно опускает русские названия мест действия и свободно обращается о оригиналом. В результате перед немецким зрителем предстала не русская женщина из Твери, а типичная мать и жена немецкого рабочего. Из 14 эпизодов пьесы лишь семь связаны с сюжетными ситуациями романа. Действие пьесы продлено до победы Октября в России в 1917 г.

Несмотря на вольную инсценировку, пьеса была положительно встречена Горьким и даже авторизована им.

«Мать» (Die Mutter) впервые была поставлена в 1932 г. Немецкий зритель принял ее с восторгом, а буржуазная печать набросилась на Брехта со злобной руганью. Вокруг спектакля развернулась настоящая борьба противоборствующих сил. Спектакль неоднократно запрещался, а исполнительницу роли Ниловны Е. Вайгель не раз арестовывали прямо на сцене.

Революционная борьба немецкого пролетариата этих лет нашла свое отражение и в поэзии Брехта. В стихотворениях «Песня о солидарности», «Хвала революционеру», «Песнь о едином фронте» и других Брехт воспевает несгибаемую волю передовых рабочих, сражающихся с реакцией.

В 1933 г., на второй день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию. Годы эмиграции он провел в Дании, Швеции, Финляндии, США. Но где бы Брехт ни был, он не падал духом, не отчаивался. Наоборот, он еще активнее включается в антифашистскую борьбу, сотрудничает во многих зарубежных антифашистских изданиях, выступает на различных международных антифашистских съездах, вскрывает подлинную сущность фашизма и призывает бороться против него как против самого опасного врага всего человечества.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия