Студопедия — Искания Пьера Безухова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искания Пьера Безухова

ТОМ 1

Часть 1

1. Вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах…, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи… Он нигде не служил еще, только что приехал из – за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… Но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» (ГЛ.II)

Пьер нарушал правила приличия светского общества: «…Не дослушав слов собеседницы, ушел;…остановил своим разговором собеседницу»

«Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый…в России. …Он все ждал чего-нибудь особенно умного». (гл.II)

2. «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее,- и равенство граждан, и свободу слова и печати,- и только потому приобрел власть». (отношение Пьера к Наполеону, гл.IV)

3. «Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста». В Петербурге «Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал». (гл.V)

4. Пьер был склонен к способности мечтательного философствования. (глVI)

5. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света». (князь Андрей о Пьере, гл.VI)

6. «Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля» (глVI)

«…Он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла… Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предложения, часто приходят Пьеру» (гл.VI)

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и …был выслан в Москву за буйство… Пьер участвовал в связыванье квартального с медведем». (гл. VIII)

ЧАСТЬ 3

1. «…Князь Василий устроил для него [Пьера] назначение в камер – юнкеры… и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербурге и остановился в его доме» (гл. II)

«Князь Василий делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери» (гл.I)

2. «… Все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они очевидно и

несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера.

«…Он начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму» (гл.I)

«Он чувствовал себя центром какого – то важного общего движения; чувствовал, что от него что – то

постоянно ожидается,… и он делал то, что требовали от него …» (гл.I)

«Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий»

(гл.I).

ВЫВОД

Пьер перед жизненными трудностями совершенно беззащитен. Характер его не сложился. Ни семьи, ни твердой руки, подобной старому князю Болконскому, у него нет. Несмотря на свой ум, Пьер оказывается «большим ребенком». Недаром за бесхитростность, склонность говорить то, что он думает, за привычку уходить целиком в размышления, за редкостную доброту Пьер слывет среди окружающих чудаком. Для одних он чудак добрый, для других – глупый, для третьих- опасный, а для четвертых – выгодный. Будучи натурой страстной, но без дисциплины, Пьер оказывается вовлеченным в круг «золотой» молодежи. На этом пути его подстерегала первая беда: увидев в Пьере наивыгоднейшего чудака «первого жениха России», князь Василий женит его на своей дочери – развращенной Элен.

ТОМ 2

ЧАСТЬ 1

Измена жены, дуэль с Долоховым.

ЧАСТЬ 2

1. «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог переставать задавать себе.

….Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (гл.I)

2. Братство свободных каменщиков (масонство).

«Пьер с замиранием сердца … слушал его [масона Осипа Алексеевича Баздеева], не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек.

… Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни» (глII)

 

Идеи масонства

Чтобы постичь высшую мудрость, «необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться» (гл II).

«Он [Пьер] твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство» (глII)

 

Посвящение в масоны.

«Из трех… целей эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру» (гл.III),

3. Действия Пьера по освобождению крестьян и преобразования в имении (гл.X). Результаты этих

Действий.

«Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и поэтому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом… Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил все той же прежней жизнью, только в другой обстановке.

Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что зато он исполнял другое предназначение – исправления рода человеческого и имел другие добродетели любовь к ближнему и в особенности щедрость (гл.X)

ЧАСТЬ 3

1. «Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере, то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И поэтому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена».

«…В 1809 году Пьер вернулся в Петербург…» (глVII)

 

Речь Пьера в ложе масонов.

 

«- Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства,- нужно действовать…

Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшие в этой речи опасные замыслы илюлюминатства, с удивлявшею Пьера холодностью приняло его речь.

По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухову замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре… Пьер вышел из ложи и уехал домой» (гл.VII)

 

«На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся» (гл.VIII)

Поездка в Москву к Иосифу Алексеевичу.

«Я опять живу с женою. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна..

Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с мин и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мною, и должен нести крест свой… Я сказал жене, что прошу забыть все старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего… Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

4. «Он входил в гостиную своей жены, как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и

ко всем одинаково равнодушен…

В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены,

умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе

же Пьера происходила за все это время за все это время сложная и трудная работа внутреннего

развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям».

(гл. IX)

4. Дневник Пьера (гл.X)

 

ВЫВОД

В силу обстоятельств Пьер становится на путь, обычный для людей его дворянского круга. Но то,

что благотворно для обычных дворян-Курагиных, Друбецких, Бергов, оказывается губительным для Пьера. Общение с чужой безнравственной Элен, рассеянная жизнь в обществе «золотой» молодежи, а затем страдания из – за прозрений в неверности жены порождают у Пьера первые сомнения: так ли живет он, так ли живут люди? Что такое правда и добро, ложь и зло? Острее и больнее дает себя чувствовать пробуждающаяся в нем раздвоенность: с одной стороны, чистота намерений, с другой,- сознание, что «жизнь идет как у всех», в удовольствиях, пороках, праздности. Внешнее спокойствие жизни Пьера взрывается изнутри драматическими событиями: дуэлью с Долоховым, разрывом с женой. Действительная жизнь оказывается для него в невероятном противоречии с представлением о ней. Если нельзя объяснить, что такое зло и добро, то где же тот фундамент, те принципы, на которых все должно держаться в жизни?

Разрушительная сила сомнений и активное стремление найти истину столь сильны, что все духовные и умственные силы Пьера оказываются вовлеченными в искание. Ему казалось, что пока им не открыта правда, он не сможет продолжать жить.

Выход из кризиса, после разрыва с женой, Пьер находит масонстве. Что привлекло Пьера к масонам? Прежде всего он увидел возможность служения идеалу. Пьер не превратился в масона в обычном понимании. Он был увлечен модой, не искал в масонской ложе светских связей. Он увидел в масонстве великое учение, открывавшее перед ним «царство добра и правды».

Пьер принялся претворять в жизнь принципы любви к ближнему. Пьер был уверен, что великое благодеяние в отношении крестьян ему удалось осуществить в полной мере. С оттенком печального юмора рисует Толстой заблуждения Пьера. Но в них Пьер искренен.

Однако в масонстве Пьер не нашел, говоря словами Толстого, прямого и понятного ему пути. Пьер предложил преобразовать всю деятельность масонского ордена. Вольнодумство Пьера были отвергнуты. Пьер усомнился в искренности масонов и в нужности ордена.

Это было концом масонских увлечений.

 

ТОМ 3

 

ЧАСТЬ 1

5. «Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал, но он ни на минуту не усомнился в этой связи. Его любовь к ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета,666, … Napoleon и L’ Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастью». (гл. XIX).

«Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он L’ Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвесно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно свершиться? (гл.XIX).

ЧАСТЬ 2

1. Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей лобное место,… окончательно решил, что не может далее оставаться в Москве и едет нынче же армию…» (гл.XVIII).

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, то составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем – то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство. (гл. XVIII)

2. «… Ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, всем народом навалиться хотят». (гл. XX).

3. «Он [Пьер] понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как – будто легкомысленно готовились к смерти». (гл. XXV)

4. Пьер на батарее Раевского.

«Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью.»Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой» (гл. XXXI)

«Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор соверщающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе» (гл. XXXI)

«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»- думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля cражения» (гл. XXXI)

ЧАСТЬ 3

1. Возвращение в Москву (гл. X, XI)

2. Исчезновение Пьера (гл. XI)

3. Пьер испытывал ощущение «своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием ОНИ

… Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие предполагаемой… народной защите Москвы

…Ему несколько раз смутно представлялась и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта…» (гл.XXVII)

«Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!- думал он.- Да, я подойду…и потом вдруг… Пистолетом или кинжалом?- думал Пьер.- Впрочем, все равно. Не я, а рука провидения казнит тебя, скажу я (думал Пьер слова, которые он произнесет, убивая Наполеона). Ну что же, берите, казните меня»,- говорил дальше сам себе Пьер, с грустным, но твердым выражением на лице, опуская голову». (гл. XXVII)

4. Пьер спасает французского офицера (XXVIII)

В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (А о французском смысле), что Пьер отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку» (гл. XXIX)

5. Пьер спасает девочку (гл. XXXIII, XXXIV)

6. Пленение Пьера.

Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и,прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружающей толпы, в то же время из – за угла показался конный разъезд французский уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого – то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье». (гл. XXXIV)

 

ВЫВОД

Разъедающие душу вопросы, сомнения, бесплодные поиски, уразумение несправедливости, царящей в мире, при сознании невозможности проявить себя и неимением способов противодействовать злу и невозможность вырваться из этого замкнутого круга порождали в Пьере ощущение неизбежности катастрофы.

Спасти Пьера, поднять его к большой деятельности могло бы только какое – то потрясение. Вот почему после созревшего в его душе горячего чувства любви к Наташе ростовой, когда он, едучи морозной ночью, вдруг увидел остановившуюся над Москвой комету 1812 года, предвещавшую ужасы и потрясения, Пьер не испытал никакого тяжелого чувства. Напротив, она отвечала его надеждам на возрождение к новой жизни.

Медленно втягивался Пьер в водоворот событий. Пьера волновали таинственные слова Апокалипсиса, число 666 и связь между Наполеоном и им.

Только приближение французов к Москве окончательно разбудило Пьера. Он снаряжает полк ополчения, решает сам отправиться на войну. Он стремится действовать, переживает радость в связи с возможностью жертвовать всем для родины. Пьер направляется к Бородину и здесь впервые видит русскую армию русских солдат. Пьер видит …..нущиеся сборы раненых и с песнями идущий навстречу им полк солдат. Тысячи них умрут и будут изувечены завтра, а они поют и не хотят думать об этом!

Пьер видит работающих на укреплениях ополченцев. Ни воззвания царя, ни прокламации Растопчина, ни дворянское собрание не были для него таким красноречивым свидетельством значительности всего совершавшегося, как эти крестьяне – ополченцы. Пьер впервые видит взволновавшееся народное море. Он чувствует, что это совершенно иная Россия, чем та, которую он знал по московским и петербургским салонам, по масонским ложам, клубам, гостиным.

В Москве Пьер воодушевляется мыслью убить Наполеона. В Москве, занятой французами, он, теряя все свои сословные привилегии, оказывается в положении простого человека.

 

ТОМ 4

 

ЧАСТЬ 1

Пьер в плену (гл.IX-XIII)

1. «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем….. уничтожалась вера и в благородство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога…» (гл.XII)

2. Встреча с Платоном Каратаевым (гл.XII-XIII)

«Пьеру чувствовалось что – то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях…

… И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы…

… Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мирному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких – то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» (гл.XI)

«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда» (гл.XIII).

ЧАСТЬ 2

«В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений… И именно в это – то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении… И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве…

… Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни.

И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения» (гл.XII)

«Пьер видел, как француз убил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги…

… Пьер почувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!- думал Пьер- И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» (гл. XIV)

ЧАСТЬ 3

1. «…С тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему… Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.

В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен

для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей,

и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка …» (гл.XII)

2. Притча о старом купце, рассказанная Каратаевым (гл. XIII). Её влияние на Пьера: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самопознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий» (гл.XV)

ЧАСТЬ 4

1. Болезнь Пьера, Пьер видел труп Пети Ростова, узнал о смерти князя Андрея, Элен. (гл XII)

2. «Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в какие – нибудь правила. Или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога … Он в плену узнал, что бог Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя» (гл.XII)

3. Изменения, произошедшие с Пьером (гл.XIII)

«… В Пьере было новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по – своему; признание невозможности словами разубедить человека…

В нем [Пьере] теперь явился судья, по каким – то неизвестным ему законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать» (гл.XIII).

4. Пьер едет в Москву (гл.XV)

Встреча с Наташей ростовой у княжны Марии: «… Это была Наташа, и он любил ее» (гл.XV).

5. Пьер о смерти жены: «…Такая смерть…без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль ее» (гл. XVI)

 

ВЫВОД

Расстрел невинных явился тем событием, которое окончательно вывело Пьера из области отвлеченных, полумистических воззрений, сделало его реалистом.

Пьер понял, что в мире царит сила, способная заставить людей под прикрытием «закона» совершать убийства и другие преступления. Открыв это, Пьер вновь оказался перед пустотой.

В лице Каратаева перед Пьером предстал простой, «кроткий» русский народ. Его мудрая, добрая жизнь резко противостояла в представлении Пьера всему, что было связано со злой машиной самовластья. Жизнь народа, его мироощущение, его мораль после крушения прежних представлений легли с основу новых воззрений Пьера. Сближение с народом спасло его от душевной катастрофы, помогло перенести мучения плена. Пьер вышел из плена переродившимся: мужественным, закаленным.

Пьер запомнит Каратаева на всю жизнь – как воплощение добра и простоты.

Но при этом Пьер преодолеет каратаевское смирение, из горьких дней плена он вынесет свое собственное открытие: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был оскорблен и унижен внешними обстоятельствами.

 

ЭПИЛОГ

 

ЧАСТЬ1

1. После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене» (гл.X)

2. «Пьер … получил письмо от князя Федора, призывавшего его Петербург для обсуждения важных вопросов, занимавших в Петербурге членов одного общества, которого Пьер был одним из главных основателей» (гл.XI)

3. «Пьера же он [Николенька] обожал… Он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер…

…Прошедшая жизнь Пьера…и, главное, его дружба к отцу, которого не помнил Николенька,- все это делало для него из Пьера героя и святыню».

«Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в углу, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее…в ту сторону, где был Пьер, он изредка вздрагивал и что – то лепетал сам с собою, видимо испытывая какое – то новое и сильно чувство» (гл. XIV)

4. «- …Государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму… В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения,- мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет,- говорил Пьер… Мы только для этого боремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности.

- Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он [Николенька]

- Я думаю, что да». (гл XIV)

«Отец, - думал он [Николенька].- отец…, отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Что бы он ни говорил – я сделаю это. Му… Сцевола сжег свою руку. Но отчего же и у меня в жизни не будет того же?... Я только об одном прошу бога: чтобы было со мною то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною».

«… А дядя Пьер! О, какой он чудный человек! А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…» (гл.XVI)

 

ВЫВОД

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного идеями переустройства общества. Основной итог устремлений его – участие в тайных антиправительственных кружках. Пьеру предстоят страдания, сквозь них он пройдет так же мужественно, как и сквозь испытания войны. Ничто не сломит его. Он останется вечно – ищущим, вечно деятельным.

В конце 1820 года Николеньке Болконскому почти пятнадцать лет. Где – то в другом доме бегает с игрушечной саблей мальчик моложе его – любимый брат Сергея и Матвея Муравьевых – Апостолов Ипполит. Восемнадцати лет он пойдет с братьями под знамена восстания и, увидев, что оно разгромлено, выстрелит себе в рот.

Николеньке Болконскому будет в то время почти двадцать. Что будет с этим мальчиком через пять лет – в декабре 1825 года? Как может сложиться его судьба, если он честен и умеет думать, если он верит Пьеру и мечтает о славе.

Куда может привести судьба чистого, самоотверженного мальчика 1806 года рождения, наследника лучших идей русской интеллигенции? Его отец и дед живут в нем; и он, сам того не зная, живет их духом. «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»

Так думает князь Николай Андреевич Болконский – в Сибири он перестанет быть князем, потому что царь лишит декабристов дворянства, но везде он останется Болконским, и князь Андрей пройдет с ним и с Пьером Сенатскую площадь, тюрьму, каторгу – почетный путь русского дворянина.

 

 

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Токсичность продуктов горения и разложения полимеров | О. Александров

Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия