Студопедия — Философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философии






(продолжительность – 15 минут)

 

 

Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.), введённое Ф. Энгельсом и утвердившееся в отечественной философской литературе, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?

Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что учения вышеназванных мыслителей, несмотря на существенные содержательные отличия (например, Канта можно отнести к субъективным идеалистам, Гегеля – к объективным идеалистам, Фейербаха – к материалистам), тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия.

Корень ответа на второй вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса. В частности, такие идеи, как идея равенства всех людей перед законом, идея всемирно-исторического процесса, идея прогресса, идея правового государства, представления о демократических правах и свободах человека, положение о его автономии в качестве самостоятельного субъекта получили в рамках н.к.ф. глубокое теоретическое обоснование и развитие.

Разумеется, немецкие философы не только внесли вклад в социальную философию, философию морали и права, но также и в философскую онтологию и антропологию, теорию познания (например, теория познания Канта во многом превосходила черты рациональности современной неклассической науки, отвергнув наивные представления о «зеркальном отражении» субъектом объекта), эстетику, логику, в общем, во все без исключения разделы философии.

Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:

1) Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия. В сущности, каждый из философов данного направления хотел построить глобальную, всеохватывающую, логически стройную и последовательную философскую систему мира.

2) Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды, образует её вторую специфическую характеристику. В отличие от французских просветителей, стремившихся популяризовать свои учения среди широких слоёв читателей, а потому и излагавших их на простом, доступном живом языке, немецкие мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения узкому кругу специалистов-философов, включая студентов философских факультетов. Отсюда – изобилие абстракций, сухость языка, множество специальных терминов.

3) Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания. По большому счету, эти философы чужды мистицизму (исключение здесь – поздняя философия Шеллинга, носившая откровенно религиозный характер), верят в силы, возможности и грядущее торжество человеческого разума.

4) Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям. Вот что по этому поводу пишет один из ведущих отечественных специалистов в области исследований н.к.ф. профессор В.Н. Кузнецов: «Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убеждён, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевёртывающая» гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем её понимании». [5, с.9-10].

5) Если предыдущие четыре характеристики относятся к формальным особенностям н.к.ф., то пятая связана с её содержательной стороной, а именно с основной проблемой этой философии, в качестве которой выступает так называемый «основной вопрос философии» -- вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи. Немецкие мыслители не только выдвинули эту проблему на первое по значимости место, но и каждый по своему попытались её разрешить с небывалой до этого последовательностью, не боясь тех окончательных выводов, которые проистекали вследствие занятия и бесстрашного отстаивания выбранной мировоззренческой позиции.

 

Выводы по 1 вопросу:

 

1. Немецкая классическая философия представляет собой завершение просветительской мысли и в то же время завершение и всей классической философии, по своему общему содержанию эта философия является квинтэссенцией мировоззрения как эпохи Просвещения, так и зарождающегося буржуазного класса, в чем и состоит ее всемирно-историческое значение.

2. Основными особенностями н.к.ф. являются: системная стройность мысли, сочетающаяся с широтой охвата всех сфер природного и социального бытия; сложность языка, его абстрактность, а подчас и запутанность; понимание философии как высшей науки, отсюда всецело рациональный, с опорой на логику и доказательства подход к построению философии; наконец, претензия на радикальную новизну, присущая всем представителям н.к.ф.

3. Основной проблемой этой философии выступает так называемый «основной вопрос философии» -- вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи, который представители н.к.ф. решали по-разному.

 

Рассмотрим теперь наиболее общее содержание философских учений Канта, Гегеля и Фейербаха как самых выдающихся представителей немецкой классической философии, делая при этом акцент на тех их воззрениях, которые сохранили, а, может быть, и умножили свою актуальность ко дню сегодняшнему.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия