Студопедия — Конец и начало
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конец и начало






 

Понятия «начало» и «конец» сродни близнецам. В истории конец од­ной эпохи означает начало другой, конец одного правления – начало другого и т.д. Другими словами, «Король умер, да здравст­вует король!» Однако отнюдь не всегда перемены в развитии обще­ства, столь легко и своевременно, как традиционная смена правите­лей, воспринимались со­временниками. «Республика умерла, да здравствует Империя!» - кто из римлян в середине I в. до нашей эры, или Рождества Христова, мог без риска для своей жизни такое вос­кликнуть? Или даже в середине сле­дующего, уже, казалось бы, им­перского столетия?

«Республика – мертвое тело» - без тени сомнения эти слова произ­нес великий диктатор Римской республики Юлий Цезарь. И, не­смотря на уверенность в своей правоте, был убит. Вскоре за ним, однако, сконча­лась и сама Республика. А Рим по-прежнему оставался самым активным и могущественным государством в обозримом тогда пространстве, Рим развивался и представил на суд истории новое политическое образова­ние – Римскую империю, просущество­вавшую четыре с половиной сто­летия.

Официальный переход Рима в новое качество осуществлялся долго и трудно, на протяжении почти двух столетий, а парадокс заключался в том, что Империя фактически уже существовала в рамках Республики, а Республика еще продолжала существовать в рамках Империи. Иначе, сознание римлян, столь долго ощущавших свое неоспоримое превос­ходство над другими народами, не сразу увидело и восприняло необхо­димость переосмыслить произошедшие трансформации во всех сферах окружавшей их жизни. А также пере­мены в них самих.

Какими же были эти перемены?

 

На вызов истории основанный 21 апреля 753 г. до н.э., или до Рожде­ства Христова, в результате слияния латинской и сабинской общин Рим дал свой собственный ответ. Римляне, создав в V в. до н.э. свою граж­данскую общину (civitas), распространили ее по всей территории Ита­лии, а затем и Средиземноморья. При этом они от­нюдь сознательно не стремились к созданию территориального государства, вбиравшего в себя покоренные народы. Их собственная civitas в IV-I вв. посредством заключения договоров и распростране­ния римских законов создала конфедерацию формально равных гражданских общин. Сохранение в них самоуправления и одновре­менная унификация римского права по­зволили римлянам не только оружием, но и законами объединить ог­ромную массу разноязыких народов. Стоит отметить, что во время войны на юге Италии ничто так не удивило знаменитого царя Эпира Пирра, как то, что даже после разгрома римской армии в 279 г. до н.э. ни один из римских граждан среди италиков не перешел на сторону по­бедителя. Греки еще не сталкивались с подобной готовностью побеж­денных оста­ваться побежденными, и во многих произведениях поздней греческой литературы есть мысль о том, что Рим каким-то образом су­мел пора­ботить как тело, так и ум народов, лишил их физической и ум­ствен­ной свободы.

Вместе с тем, в рамках всей Италии римская гражданская община являла собой яркий пример завоевательного типа развития античного полиса. Можно было предполагать, что, завоевав Аппенинский полу­остров, Рим завершил создание своего государства и мог успешно справляться с управлением италийской конфедерации при помощи раз­ветвленных магистратур. Но разросшаяся civitas не могла сохра­нять присущий любому общинному государству унитарный харак­тер. Граж­данские колонии из простых подразделений римской об­щины посте­пенно превращались в самостоятельные общины-респуб­лики; при этом параллельно шел процесс выравнивания статусов муниципиев и коло­ний за счет расширения прав граждан муници­пиев. В этой сложной си­туации комиции, т.е. народные собрания, превращались в орган, выра­жающий волю лишь незначительного меньшинства граждан. А боль­шинство полноправных квиритов, не имея физической возможности прибывать в Рим для голосования, лишались возможности влиять на внешнюю и на внутреннюю поли­тику своего государства. В результате, утрачивая активную и посто­янную поддержку своих граждан, римский полис стал невидимо разрушаться изнутри.

Тем временем, государство продолжало неуклонно увеличиваться за счет территорий за пределами Италии. Завоевание Великой Гре­ции, Си­цилии, Сардинии, Корсики, удачно завершенные войны в Иллирии, Галлии, Испании и особенно войны против Карфагена – три Пуниче­ских войны (264-241, 218-201, 149-146) – стоили Риму очень дорого, но и многое дали, изменив тем самым саму его суть.

 

Во-первых, к середине II в. до н.э. Рим стал мировой Средиземно­морской державой. Эта держава строилась сначала по принципу зави­симых государств и общин с одним городом-гегемоном – Римом; дру­гими словами, являлась гегемонистской симмархией (объедине­нием). Но затем римляне осознали необходимость формирования провинци­альной системы. Система эта складывалась стихийно, никаких общих законодательных установлений на сей счет не суще­ствовало. Каждая новая провинция организовывалась по особому закону командующего армией, который завоевал эту территорию. Затем из Рима туда направ­лялся наместник в ранге проконсула, пропретора или проквестора. Как правило, им являлся бывший маги­страт, т.е. должностное лицо Респуб­лики. В специальном эдикте наместник провозглашал основные прин­ципы своего правления, которыми намеревался руководствоваться, и располагал всей полно­той военной, судебной и гражданской власти, не неся никакой ответ­ственности до окончания срока (обычно таковым был один год) своих полномочий. Безусловно, долго так продолжаться не могло.

К середине II в. до н.э. Республика располагала девятью провин­циями, и все они рассматривались как «поместья римского народа» вне Италии. Часть земли выделялась в пользу римских колонистов, а мест­ные общины должны были платить налог в пользу Рима, чаще всего 1/10 доходов. На провинциях также лежало тяжелое бремя обеспечения римских войск, содержания наместников и их штата. Налоги римляне обычно отдавали на откуп представителям богатого и предприимчивого сословия всадников. А те, внеся в казну первона­чальный взнос, затем собирали с населения значительно большие, чем полагалось, суммы. Провинциалы роптали, испытывая сильные притеснения и поборы со стороны отдельных лиц, но законы всегда стояли на стороне римлян. Не случайно же в Риме ходило высказы­вание относительно некоторых на­местников: «Приехал в богатую провинцию бедным человеком и уехал из бедной провинции бога­тым».

Более того, прямыми следствиями такого управления стали возвы­шение наместников и нередко вполне обоснованные претензии наибо­лее популярных и талантливых из них в армии и римском народе на власть и влияние в самом Риме. Бурным цветом также расцветала кор­рупция на местах и в центре. Традиционные органы власти Римской республики, создававшиеся для античной граждан­ской общины, оказа­лись неспособными нормально функционировать в новых условиях и, по сути, лишались реальной власти, создавая тем самым предпосылки для усиления влияния отдельных лиц, опирав­шихся на новые, непод­контрольные civitas силы – профессиональную армию и провинции.

В этих условиях требовался новый способ управления безмерно рас­ширившимся государством, к которому больше подходило назва­ние Римская держава, но которое по-прежнему считалось граждан­ской об­щиной, и поэтому оно само, отнюдь не безболезненно, стало надстраи­вать надполисные органы власти. Этот процесс наиболее ак­тивно про­ходил в рамках пяти диктатур I в. до н.э. – одной Суллы и четырех – Це­заря). Реальное распространение в этом же столетии римского граждан­ства на всех италиков (т.е. жителей Аппенинского полуострова) – непо­зволительное для сохранения полисной струк­туры увеличение числа граждан – привело к переходу практически всех функций народного со­брания к Сенату.

С одной стороны, последнее обстоятельство облегчало переход к системе единовластия в управлении Римом, а с другой – создавало предпосылки для сопротивления сенаторов, не желавших впоследст­вии терять свои власть и привилегии. В любом случае, для римских полити­ков I в. до н.э. была характерна, в противоположность класси­ческому полису, ориентация на некоторое подобие эллинистического управле­ния обществом, в котором бы гармонично объединялись полисные и надполисные органы власти. Гегемонистская симмархия Римской рес­публики оказалась государственной формой, подгото­вившей почву для создания в Средиземноморье новой, имперской го­сударственности.

 

Во-вторых, одним из основных следствий римских завоеваний стало утверждение рабовладельческого способа производства в классической форме. То был, пожалуй, один из очень немногих исторических приме­ров классического рабовладения, когда массовые притоки рабов на фоне не прекращавшихся войн постоянно возрас­тали, а эти люди, приравнен­ные почти к скоту, стали активно исполь­зоваться во всех сферах жизни, занимая места свободных, и значи­тельно увеличили прибавочный про­дукт. Столетиями римлянам доставались исключительно богатые «люд­ские» трофеи. В первой Пунической войне римские войска взяли 75 000 пленных, а во второй – 30 000 только в одном городе Таренте. За пять­десят лет, с 200 по 150 гг. до н.э., сделавших Рим средиземноморской державой, из эллинистического мира было выведено, по оценкам спе­циалистов, около 250 000 пленных – исключительно большое число для антич­ной эпохи.

Дело дошло до того, что количество рабов превысило количество свободных людей, и практически каждый, даже небогатый гражда­нин мог за довольно низкую цену приобрести себе рабочую силу. Надо ска­зать, рабы отличались от римских граждан только отсутст­вием тоги, ко­торую не имели права носить, и поэтому не бросались в глаза на улицах. Они посещали, несмотря на запрет, общественные бани, форумы, амфи­театры и цирки. Один сенатор как-то предложил снабдить рабов специ­альной одеждой для отличия их от свободных, и его предложение было признано сомнительным с точки зрения общественной безопасности. В таком случае рабы бы поняли, сколько их в Риме, и Сенат пришел к единому мнению: «Тогда они увидят, насколько немногочисленны мы».

Более того, в результате войн в Рим хлынули массы золота, се­ребра и других материальных ценностей. Дело дошло до того, что римские гра­ждане были вообще освобождены от налогов. Интенсив­ный ввоз в Ита­лию разрушал полисную автаркию, создавая при этом ситуацию, когда импорт значительно превышал экспорт. Избыток денег, рабство, ввоз продуктов питания усиливали диспропорцию между верхушкой рим­ского общества и обыкновенными гражданами.

Так узкие рамки civitas уже никак не соответствовали новым мас­штабам экономики, она перестала быть замкнутым, самообеспечиваю­щимся организмом, а потенциал включенных в державу провинций не­измеримо превышал ее экономические, воен­ные и людские ресурсы. Разрушалась монолитность гражданского коллектива – основы полиса: появились очень богатые и очень бед­ные люди, а средний слой, состо­явший из мелких и средних земле­дельцев, неуклонно сокращался и, со­ответственно, падала его соци­альная роль. Сельскую местность Италии изнурял бич ростовщиче­ства, многочисленные семьи, в течение веков сидевшие вокруг род­ного очага, вынуждены были искать приключений на больших доро­гах Италии и всего тогдашнего мира. Древнее италий­ское земледелие приходило в упадок, и вместе с ним медленно погру­жалась в океан прошлого федеративная Италия осков, умбров, латинов, этрусков, сабинов, галлов – Италия союзных городов, латинских коло­ний и римских муниципий.

Вследствие бурного развития рабовладения изменился весь облик римской цивилизации, ее социальная структура и политическая жизнь, появились новые городские и экономические центры, а вслед­ствие «ос­вободившихся» рук и мозгов, а также знакомства римлян с достиже­ниями других народов, расцвела культура. При этом римляне осознанно стали содействовать созданию единой античной культуры средиземно­морского мира. То была позитивная сторона историче­ского процесса – развитие шло вперед. Вместе с тем, изменявшиеся экономические, со­циальные и политические условия разрушали мир традиционных для Рима духовных ценностей, и это имело следст­вием глубокий кризис общественного и индивидуального сознания.

Основой системы ценностей римлян в период расцвета Респуб­лики были римский народ, свобода народа, долг служить всеми силами Риму на любом месте, в любой роли. Эта система не требо­вала санкции лич­ного суждения и оставляла очень мало простора личной инициативе. Но расцвет римской культуры во II-I вв. до н.э., во многом связанный с проникновением достижений других народов, прежде всего греков, творчество Андроника, Невия, Энния, Плавта, Пакувия, Цецилия, рас­пространение философского стоицизма подго­тавливали умы римлян к восприятию новых идей. Таковыми идеями были индивидуализм, тор­говый дух, мировое господство и космопо­литизм. В литературе и искус­стве особое внимание уделялось от­дельной личности, психологии лю­дей со всем многообразием их характеров и статусов. Умственная куль­тура стала последней и страшной силой жестокой трансформации ста­рого римского обще­ства.

Дополняло все эти процессы падение нравов римлян и общая эман­сипация личности от государства. Простота нравов уменьша­лась, тра­диционная семейная дисциплина колебалась, домашний суд созывался все реже и реже, сыновья делались все более независи­мыми от отцов, а жены – от мужей, знать стала пренебрегать своими обязанностями по отношению к средним слоям, поддерживать соци­альное равновесие в обществе. Стало обычным явлением пренебре­жение к традиционной религии, в том числе и столь важной для римлян обрядовой стороне. На этом фоне все большую популярность приобретают греческие и восточ­ные культы, непрерывно рос интерес к «тайным наукам» - астрологии, мистике, магии. У римлян появи­лась тяга к роскоши и удовольствиям, вызвавшая рост потребностей и расходов на жизнь. Специфический вид роскоши выражался частью в содержании ради простого бахвальства ненужных рабов, а частью – в разбазаривании рабочей силы, прежде всего посредством доведен­ного до абсурда разделения труда, ибо самые ничтожные обязанно­сти возлагались на рабов. Тяга к удовольствиям стимулировалась знакомством с бытовой культурой Греции и Азии. Изысканность стола, оргии и распутство стали повсеместным явлением, и это на фоне уменьшения доходов большинства собственников земли – тех же римских граждан!

Последние же, разорившись, попадали в трущобы Вечного города, а там подавляющая часть из них пополняла ряды люмпенов, завися­щих от милостей власть имущих. Panem et circenses – «хлеба и зре­лищ» - требо­вал римский плебс, и мужи, стоявшие у власти и желав­шие власти, пре­доставляли народу то, чего он хотел. Аппетит, как известно, приходит во время еды, и поэтому число всякого рода дорогостоящих обществен­ных развлечений постоянно возрастало. Увы, в Риме развращались не только верхи, но и низы! Собственно, само по себе резкое деление гра­жданского общества на «верхи» и «низы» свидетельствовало о глубокой трансформации античного образа жизни в целом.

Таким образом, самым значительным результатом римских завое­ваний, определившим весь последующий ход истории Рима, явился кри­зис Римской республики. Этот кризис, по сути, был кризи­сом античного полиса, катализатором и наиболее ярким проявлением которого в об­ласти политики явились гражданские войны I в. до н.э.

 

Всего через тринадцать лет после того, как в огне страшного пожа­рища погиб самый опаснейший соперник Рима – Карфаген (146 г. до н.э.), в самом Риме разбушевалось пламя гражданских раздоров. Рим­ский философ Сенека был наиболее близок к истинной причине такого развития ситуации, усматривая ее в том, что римское государ­ство, до­бившись, казалось бы, всего, к чему оно стремилось, не выдержало тя­жести собственной мощи. Точнее, не вынесла тяжести римская civitas.

Первые видимые симптомы грядущих потрясений стали ощу­щаться на состоянии армии, которая начала терпеть одну неудачу за другой. Вспыхнувшее в 138 г. до н.э. на острове Сицилия восстание рабов пере­росло в настоящую войну, в которой прославленные рим­ские войска це­лых четыре года терпели поражения, а рабы даже сумели создать собст­венное государство. Лучшие из римлян, заду­мавшись о причинах ос­лабления армии, пришли к выводу, что оно связано с ослаблением слоя средних и мелких земледельцев, состав­лявших основу римского опол­чения. Лидер развернувшегося в 133 г. до н.э. в Риме аграрного движе­ния Тиберий Гракх очень вырази­тельно обрисовал ситуацию: «И дикие звери имеют в Италии логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света… Полководцы обманывают солдат, когда на по­лях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множе­ства римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, а они сража­ются и умирают за чужую роскошь… Их называют влады­ками мира, а они не имеют и клочка земли».

Тиберий, а затем и через 10 лет и его брат Гай в борьбе за передел излишков земли сложили свои головы, а аграрный закон 111 г. до н.э. закрепил принцип частной собственности на землю, что было шагом на пути к разрушению античного земледелия. Гракхи разбудили римское общество, которое раскололось на две части – сторонников партии по­пуляров, прежде всего народных трибунов, опиравшихся на комиции (народное собрание), и оптиматов, имевших опору в ари­стократическом Сенате. А спустя несколько лет, в 107 г. до н.э., выдающийся полково­дец и политический деятель Гай Марий начал осуществлять военную реформу, превратившую в итоге римскую армию в профессиональную и сделавшую ее вполне самостоятельной политической силой и опорой сильного человека.

В литературе до сих пор существует расхожая точка зрения, со­гласно которой после реформ Мария римская армия превращается в особую общественно-корпоративную систему, оторванную от граж­дан­ского общества и абсолютно чуждую античным ценностям. Со­гласно этой логике, армия, четче осознавая свои политические инте­ресы и бу­дучи лучше организованной, нежели остальная часть рим­ских граждан, энергично борется с Республикой и превращается в главную опору Им­перии.

Это выглядит слишком просто. Действительно, легионы послед­него века Республики состояли преимущественно из низов римских граждан, экономически истощенных и отстраненных от участия в политике. Де­монстративное невнимание Сената к нуждам армии, прежде всего, от­сутствие государственного механизма пенсионного вознаграждения ве­теранов, породило кризис доверия к самому глав­ному органу Респуб­лики. Однако едва ли армия думала выступать против существующей системы организации власти в целом. Она хотела найти в ней свое ме­сто, и не находила его. Согласно общему мнению античных авторов, солдаты и ветераны чувствовали себя обособленными от остального общества, но, тем не менее, свои требования к республике выражали в категориях античной граждан­ской политической культуры.

Каким же образом они делали это? Как и остальные римские граж­дане, свои отношения с Сенатом солдаты рассматривали как взаимоот­ношения патрона и клиентов. И если Сенат оказывался неблагодарным патроном, то солдаты искали взаимопонимания у своих полководцев, которые стремились превратить легионы в свою личную клиентелу. Тем не менее, армия не подчинялась полководцам бездумно. Как покажет дальнейшая история, собираясь на сходки в соответствии с республи­канскими традициями, воины иногда выну­ждали своих лидеров подчи­няться их воле в интересах «спасения Отечества». Но это будет гораздо позже.

А ныне, с началом нового века Рим продолжал страдать от восста­ний рабов (самым крупным из них было восстание фракийца-гладиатора Спартака 74-71 гг. до н.э.), предательства союзников и более всего от соперничества воинственных полководцев, постоянно враждовавших между собой. Долгие военные походы приводили к тому, что солдаты чаще стали повиноваться не абстрактной идее государства, пусть вели­кого, но с постоянно меняющейся и неста­бильной, не могущей их обес­печить, властью, а своему полководцу, который вел их в бой и которому они доверяли свою жизнь.

Переломным событием кризиса Римской республики стала Со­юзни­ческая война (91-88 гг. до н.э.), поводом к которой послужило отклоне­ние Сенатом выдвинутого народным трибуном Марком Ливием Друзом предложения о предоставлении италийским союзни­кам Рима граждан­ских прав. Последние считали, что имеют все основания претендовать на римское гражданство, ибо своим вели­чием Рим был обязан прежде всего их храбрости. В ходе этой войны политические столкновения в Риме впервые сменились войной на­стоящих регулярных армий, которая велась на больших территориях. Главным ее результатом стало полити­ческое поражение Рима, хотя ему и удалось в конечном счете одержать военную победу. В резуль­тате предоставления прав гражданства итали­кам Рим формально перестал существовать как civitas. Союзные об­щины превратились в сохранившие самоуправление равноправные го­рода-муниципии, входившие в единое государство. Союзными орга­нами власти стали Сенат (Совет пятисот), два консула и десять прето­ров.

 

Первым же римским полководцем, который взял столицу с помо­щью римских войск и использовал силу в своих политических намере­ниях, был оптимат Луций Корнелий Сулла, победивший популяра Ма­рия и его сторонников в гражданской войне 80-х гг. Последняя битва этой войны состоялась у Коллинских ворот Рима 1 ноября 82 г. до н.э. За ней последовала диктатура самого победителя. В отличие от осталь­ных четырех диктатур этого столетия, диктатура Суллы была жесткой, сопровождалась массовыми проскрипциями, произволом, что позволяет сравнивать его с тираном. Общее число проскрибированных, т.е. людей, подлежавших уничтожению, при нем достигло 5 тысяч. Вообще ни один римский автор не дает поло­жительной оценки деятельности Суллы. Его пренебрежение мора­лью, его пять браков, жестокий и циничный юмор, демонстративная поза счастливца и многое другое свидетельствуют о том, что он сам с презрением относился к традиционным римским идеа­лам, которые стремился воплотить в своем законодательстве. Сулла со­хранял полисную систему ценностей (наряду с диктатором продолжали функционировать комиции, Сенат и большинство магистратур), дей­ст­вуя отнюдь не полисными методами и защищая ее с помощью не по­лисных сил. Его социальная политика была направлена на возна­гражде­ние тех сил, которые привели его к власти. Более 120 тысяч ветеранов диктатора в результате массовых конфискаций получили землю в Ита­лии, многие командиры его легионов стали сенаторами и магистратами.

Фактически Сулла вел себя, как монарх, и только тяжелая бо­лезнь, предположительно проказа, которую он подхватил на Востоке в войне с понтийским царем Митридатом Евпатором, заставила его сложить с себя полномочия диктатора в 79 г. до н.э. В следующем году он скон­чался. Так или иначе, но этот диктатор заложил в Риме основы силовой политической культуры. Но, если смотреть глубже, Сулла лишь вос­пользовался ситуацией, ибо упадок политической системы является главной причиной военного переворота.

Сулла скончался, но установленный им режим продолжал сущест­вовать, правда, в более мягком варианте и в постоянной борьбе с популярами, еще довольно долго. Восстание в Италии под руково­дством консула 78 г. до н.э. Марка Эмилия Лепида и затем война в Испании 78-72 гг. до н.э., развязанная сподвижником Гая Мария Квинтом Серторием, показали как то, что Сулла отнюдь не разрешил проблемы стремительного развития Римской державы, так и несо­вершенство провинциального управления. Победитель Сертория блестящий военачальник Гней Помпей улучшил управление Испа­нией, в которой многие общины и племена признали его своим па­троном и покровителем.

Восстание рабов под предводительством фракийца Спартака, заме­чательного человека и талантливого военачальника, достоинства кото­рого признавали сами римляне, имело важные последствия для Рима. С одной стороны, после столь грандиозного поражения рабы лишились воли к дальнейшей борьбе за свободу. Но, с другой сто­роны, рабовла­дельцы стали предпочитать доморощенных рабов и применять к ним различные способы материального и морального поощрения, можно сказать, отчасти увидели в них людей. После восстания Спартака сис­тема классического рабства стала развиваться вглубь, чтобы уже скоро достичь высочайшей степени совершенства. И еще, на тот момент самое важное: восстание Спартака показало, что существующие политические механизмы плохо справляются с удержанием рабов в повиновении даже на территории Италии. По­этому два победителя Спартака, два полити­ческих соперника, два популярных полководца Марк Красс и Гней Пом­пей, побыв консу­лами Республики 70 г. до н.э., в ссорах между собой и в борьбе с Сенатом стали претендовать на влияние в Риме. Неудавшийся заго­вор одного из соратников Суллы Луция Сергия Катилины в 62-63 гг. до н.э., в котором переплелись глубокое неудовлетворение различ­ных слоев населения ситуацией в Риме и честолюбивые цели не­большой группы знатных заговорщиков, только накалил обстановку. Вот тогда-то и появился на политической арене Гай Юлий Цезарь.

Итак, подведем итоги, которые можно свести к ответу на один во­прос: могла ли Римская республика, переживая описанный нами в об­щих чертах кризис, трансформироваться и выжить? Согласно влиятель­ному политику, возглавившему борьбу с заговором Кати­лины, известнейшему адвокату и оратору того времени Марку Тул­лию Цицерону – могла. И, как покажут дальнейшие события, Цице­рон всеми своими силами, в неравной политической борьбе, отстаи­вал это убеждение. Но в то же самое время он с горечью жаловался на аб­сентеизм в комициях и говорил о законах, которые были при­няты очень небольшим количеством граждан, не имевших даже права голоса. Ведь в конце Республики, когда народные собрания становились все более бурными и нередко кончались резней, люди умеренные и благоразум­ные стали их чуждаться.

Более убедительным все же представляется ответ «нет». Империя уже начала фактически функционировать в рамках Республики. Импер­скими были внешняя политика и масштабы государства, им­перскими становились экономика и социальная структура, а самые популярные лица в Республике – ее честолюбивые полководцы – носили титулы им­ператоров. Оставался только традиционный для истории вопрос о вла­сти, которая юридически еще находилась в руках civitas. При этом по­следняя не трансформировалась в Империю в пылу политической борьбы и гражданских войн, а просто вынуж­дена была уступать власть сильным лицам и позволять им надстраи­вать свои, надполисные власт­ные структуры. Кстати, римская civitas продолжала существовать и в эпоху принципата, т.е. той формы Империи, о которой будет идти речь в следующих разделах. Но это ничуть не мешало Империи быть Импе­рией, а не чем-либо иным.


II







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 591. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия