Студопедия — Понятие культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие культуры






Аксиология (греч. – учение о ценностях) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей, в том числе природу и эволюцию ценностей, причины их существования и т.д.

Антропология (греч. anthropos - человек + logos - учение) — 1) в широком смысле - наука о человеке; 2) совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах; 3) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственный, и factus – сделанный) - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание. Артефактами – феноменами культуры являются: рожденные человеком мысли, идеи; сделанные им материальные вещи; используемые им способы действия; и даже эмоции, так же как и нервная система человека является продуктом культуры. Итак, артефакт – это то, что в природе не существовало и создано человеком искусственно и то, что имеет смысл для человека.

Бинарный мир – двойной, состоящий из двух явлений и процессов, из противоположностей (добро и зло, день и ночь, белое и чёрное, плюс и минус и т.п.), следовательно, противоречивый.

Вербальные знаковые системы (лат. verbalis – устный, словесный) – это разговорные (естест­венные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный) – направление в биологии, объясняющее процессы жизни, наличием нематериальной «жизненной силы», «души» и т.п., управляющей жизненными явлениями.

Герменевтика (лат. толкую, интерпретирую) – 1) искусство толкования и интерпретации; 2) теория понимания, постижения смыла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности.

Гносеология (греч. gnosis – знание, познание + logos – слово; понятие, учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - это любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Диффузионизм (от лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).

Дихотомия (от греч. на две части + сечение) – последовательное деление целого на две части.

Естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на ней народа. Язык формируется и развивается людьми благодаря совместной общественной жизни. Он складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека.

ЗНАК – любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.

ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra под + структура) - составные части общего устройства какой-либо области жизни (напр. культурной или экономической), носящие подчинённый, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность

ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ – система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.

Искусственные языки - специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые. Фундаментальными искусственными языками являются: письменность, математика, искусство, деньги.

Код (фр. code) - совокупность знаков, символов и система определённых правил, с помощью которых представляется, передаётся и сохраняется информация.

КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Культурные коды характеризуют разные типы культур. Различаются три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.

КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей.

КУЛЬТУРА – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.

КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.

Культурные инновации – новообразования (культурные новшества), изобретения и открытие культурных артефактов: научных теорий, техник и технологий, создание новой системы ценностей и др.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ – устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира, явлений культуры.

Культурные универсалии – черты, нормы, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. В 1959 г. американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, общих для всех культур элементов: возрастную градацию, спорт, игры, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперацию труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатологию, этику, этноботанику, этикет, веру в чудесные исцеления, семью, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, запрет на кровосмешение, торговлю, сексуальные ограничения, учения о душе, музыку, мифологию язык, закон, принятие пищи (завтрак, обед, ужин) и др.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. genesis – происхождение, возникновение, развитие) – 1) учение о происхождении культуры; 2) культурогенез – это процесс возникновения и развития культур, он не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Культурология – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры. Культурология – это гуманитарная наука о культуре как специфической целостности, изучающая сущность и структуру культуры, о закономерности, существования и развития культуры, способы постижения культуры.

МАССА - в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности, некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно, подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное» бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).

Массовый человек – это не человек из массы, а человек с массовым сознанием, его главной характеристикой является то, что он – «как все».

Модели культурно-исторического развития – это модели динамики культуры, фиксирующие последовательность изменения стадий и состояний, происходящих в истории и культуре.

МОДЕЛЬ ВОЛНОВАЯ культурно-исторического процесса – это модель, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.

Модель девиантная (лат. deviatio- уклонение от дороги) культурно-исторического процесса – это модель, которая возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт многообразия культур. Суть модели в том, что существует генеральная линия развития культуры, и ветви – отклонения от неё, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева. Одним из авторов является Л.А. Уайт.

МОДЕЛЬ ИНВЕРСИВНАЯ (лат. inversio - переворачивание, перестановка) культурно-исторического процесса – это вариант циклической модели динамики культуры, при котором изменения носят маятниковый характер от одного полюса культурных ценностей к другому: от жесткой нормативности к распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту, и т.д. Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного опыта, достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры – разум, телесная красота и т.д., противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокая искренняя вера, духовная красота, утверждаемая через телесное страдание, и т.д. Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за Возрождением последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.

Модель линеарная культурно-исторического процесса – это модель основана на идее «стрелы времени». Человеческий род един, как едина и сама сущность человека. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признаётся источником и целью развития культуры. (См. прогрессивная модель, регрессивная модель, девиантная модель).

МОДЕЛЬ ПРОГРЕССИВНАЯ культурно-исторического процесса – вариант или важный элемент линеарных концепций культурной динамики, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности качественное совершенствование культуры общества культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л.Уайта, одного из основоположников современной культурологии, понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.

МОДЕЛЬ РЕГРЕССИВНАЯ (РЕВЕРСИВНАЯ) культурно-исторического процесса – это вариант линеарной модели, которая представляет собой «стрелу времени», обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, вся история есть лишь деградация культуры. Человек, стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе, отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.

МОДЕЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ культурно-исторического процесса - это модель, в которой культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура, рассматривается как открытая, неравновесная система, находящаяся в постоянном процессе обмена энергией, информацией с окружающей средой, и при этом система крайне неустойчивая. С точки зрения этой модели культура проходит 2 этапа: 1) это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами и возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия; 2) это скачок, моментально приводящий систему в качественно новое состояние, когда система находится в точке бифуркации (ветвления), у неё есть несколько возможных вариантов развития, но предсказать какой будет выбран невозможно и невозможно вернуться назад в исходное состояние.

МОДЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКАЯ (ПОЛИЦИКЛИЧЕСКАЯ) культурно-исторического процесса – это модель, которая представляет культурно-исторический процесс как процесс постоянно сменяющих друг друга локальных культур. В работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби отрицается идея всемирной истории как единого исторического процесса и выдвигается идея развития отдельных культур, которое происходит по циклическим законам. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных культур проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка. Количество существовавших в истории человечества культур у различных учёных различно: 10 культурно-исторических типов у Н.Я. Данилевского, 8 культур у О. Шпенглера.

МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИОННАЯ культурно-исторического процесса– одна из линеарных моделей культурной динамики. Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любой социальный или биологический организм. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в общество, к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe - форма + … логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции, институты культуры и т.д.

НООСФЕРА (ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки Ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.

Обычай – совокупность общепринятых норм, регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1) образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 2) признанная в некоторой период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем; 3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин парадигма заменяет понятие «картина мира», определённый набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного общества.

Парадокс (греч. paradoxos - неожиданный, странный) – 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смысле; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики; включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.

Ритуал (лат. ritualis –.обрядовый) – 1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал.

Семиотика (греч. «относящийся к знаку») – общая теория знаков и знаковых систем и типов знаковой деятельности.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ – термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

СУБКУЛЬТУРА – («культура в культуре») - это часть культуры общества (внутри господствующей культуры), отличающейся собственными ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы (социальной, этнической, демографической, профессиональной и т.п.).

Текст (в широком семиотическом смысле) – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Традиция (лат. traditio - передача, повествование) – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых культурах, обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.

УАЙТ Лесли (1990-1975) - известный американский антрополог. В 1949 году изложил в книге «Наука о культуре» основополагающие представления о культурологии как о науке, базирующейся на принципиально новом способе подхода (системном подходе) к изучению культурных явлений, общих закономерностях культурно-исторического процесса и специфики самой культуры. Л. Уайт поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологии от других наук, занимающихся культурой, а также сделал первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций.

Универсалии культурные – см. культурные универсалии.

Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – область культуры, реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.

ФУНКЦИЯ (лат. functio - исполнение, осуществление), - 1) круг деятельность, обязанность; назначение, роль; 2) в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Функции культуры – обозначают и определяют роль, которую культура играет в жизни человека и общества.

Адаптивная функция – культура организует приспособление человека как к меняющимся природным условиям, так и к социальным изменениям в обществе.

Аксиологическая (ценностно-ориентирующая) функция – культура определяет поведение человека через систему ценностей (или ценностных ориентаций) – своеобразных духовных ориентиров.

Гносеологическая (познавательная) функция – культура организует познание человеком окружающего мира (природного и социального), целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира.

Гуманистическая (человекотворческая) функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего деятельность и общение в определённых культурных формах.

Интегративная функция – культура организует объединение людей (с помощью языка, общей системы ценностей мировоззрения и т.п.) необходимое для решения жизненно важных проблем.

Информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития.

Коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними.

Преобразовательная функция – культура в основе своей – это преобразовательная деятельность людей.

Регулятивная (нормативная) функция – культура с помощью выработанных социокультурных норм регулирует жизнь людей, поддерживая равновесие и порядок в обществе.

Рекреативная (релаксационная или компесаторная) функция – связанна с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.

Семиотическая (знаковая) функция – культура это и определённая картина мира, где каждое явление имеет своё обозначение, своё «имя» - знак, и соответствующее имени значение.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК – искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованный язык отличается от естественных (национальных) языков человеческого общения и мышления, от искусственных языков типа Эсперанто, от «технических» языков науки, сочетающих средства определенной части естественного языка с соответствующей научной символикой (язык химии, язык обычной математики и др.), от алгоритмического языка типа обобщенного программирования и т.п. прежде всего тем, что его задача – служить средством фиксации (формализации) определенного логического содержания, позволяющего вводить отношение логического следования и понятие доказуемости (либо их аналоги). Исторически первым формализованным языком была силлогистика Аристотеля, реализованная с помощью стандартизованного фрагмента естественного (греческого) языка.

Ценность – термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (пер с лат. – гражданский) - термин, который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) уровень общественного развития материальной и духовной культуры; 3) современная мировая культура; 4) высшая ступень в развитии культуры; 5) антипод понятию культура, например «эпоха умирания культуры» в теории О.Шпенглера; 6) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека. В культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.

ЦИЦЕРОН, Марк Тулий - (106-43 гг. до н.э.) римский государственный деятель и философ, знаменитый оратор и теоретик риторики. Одним из первых стал трактовать термин «культура» как умственную деятельность, «возделывание души», меру совершенствования человека. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, но обязательно включает и особое духовное состояние – служение интересам государства. Особое внимание в культурном развитии личности уделял ораторскому искусству.

Элита (фр. - лучший отборный) – это наиболее видные представители какой-либо части общества (элита интеллектуальная, духовная, политическая, финансовая и т.д.)

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).

Этногенез – исторический процесс происхождения этноса от их зарождения до формирования целостных этно-социальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов:

- интеграция, когда этнос формировался путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (турки, перуанцы); или за счёт интеграции разноэтнических групп иммигрантов (южноафриканцы, канадцы, американцы США);

- дифференциация, когда от крупного этноса по каким-либо причинам откалывается его окраинная часть (австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (древнерусский этнос на великороссов, украинцев, белорусов);

- трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).

Этнография – наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племён и обществ. В западноевропейской и американской традиции – составная часть антропологии. Этнография началась в 19 века с изучения малых бесписьменных племён и доиндустриальных обществ.

Этнология – наука о сравнительном изучении культур. Базовая единица этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологического исследования и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и закономерности, характерные для многих культур. В американской традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (британской, французской) – аналог социальной антропологии, в немецких странах – самостоятельное направление исследования.

Язык – это полиструктурная, разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков, базисной структурной единицей языка является слово.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 661. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия