Студопедия — Lectio divina в средневековых монастырях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Lectio divina в средневековых монастырях






Перемены в истории церкви всегда оказывали существенное влияние на герменевтику. Так, во II веке и позднее особый интерес вызывала эсхатология, затем — учение о Христе, а еще позже, в IV веке, — учение о Троице. Ключевой фигурой среди тех, кто утверждал, что в самом сердце Священного Писания находится Христос, был Ориген. Из уроков своего учителя, обучавшего его древнееврейскому, Ориген усвоил, что «ни начало, ни конец всего сущего никто не может понять иначе, нежели в Господе Иисусе Христе и Святом Духе» 23. С его точки зрения, у Священного Писания кроме буквального смысла есть и иной, «духовный» смысл, который входит в сердце читателя. Этот духовный смысл, отличный от буквального или грамматико-исторического, подразделяется на три уровня значений: 1) аллегорический, или типологический — по сути, христологическое толкование; 2) моральный, или тропологический — толкование, вразумляющее читателя жить по Слову Божьему; 3) мистический, или пророческий — толкование, относящееся к исполнению Писания.

Со временем на смену небольшим группам учеников пришли организованные монашеские общины. В этот период были написаны тексты Пахомия, а позже — Василия Великого и святого Бенедикта. С развитием пустыннического аскетизма, а позднее монашества «в Слове Писания увидели наиболее доступную альтернативу харизматическому влиянию святых праведников» 24.

Жизнь монашеских общин основывалась на lectio — чтении Священного Писания и молитв. Эти занятия, которые длились ежедневно от двух до пяти часов, позже получили название «lectio divina», буквально — «божественное чтение». На то были три причины. Во-первых, читалось не что иное как Слово Божье, Священное Писание. Во-вторых, чтения проходили в молитвенном настроении и глубоких размышлениях о жизни. В-третьих, целью lectio divina было духовное преображение участников. В этом смысле чтение Библии было неотделимо от духовного роста 25. «Lectio divina» переводят по-разному: «святое чтение», «молитвенное чтение», «медитативное чтение», «духовное чтение». Монахи глубоко погружались в чтение; губы их шевелились в молитве; сердце, разум, память — все участвовало в диалоге с Богом, диалоге длиною в жизнь.

Феномен lectio divina достиг расцвета в XII веке в цистерцианских и картезианских монастырях. Никто никого не поучал, никто не занимался критическим разбором Писания. Скорее это были уроки молитвы, когда человек отдавал всего себя служению Слова Божьего. Чтения эти воспитывали особую ментальность — читатель с легкостью погружался в размышления о Боге, при этом дух его был преисполнен покоя, доверия и любви. Заучивая прочитанное или услышанное наизусть, человек впускал это в свою внутреннюю жизнь и активно переживал, освобождаясь таким образом от того, что в наши дни назвали бы пагубными эмоциональными пристрастиями.

Особое внимание в lectio divina уделялось Псалтирю, который как бы подытоживал Библию. Евангелия тоже часто заучивали наизусть. В своей «Лестнице монахов» картезианец Гуго дает нам ясное представление о плодах средневековых lectio divina:

«Чтение — тщательное изучение Писания, сосредоточение на нем всех сил. Размышление — усердие разума в поисках помощи для постижения скрытой истины. Молитва — обращение преданного сердца к Богу с просьбой об удалениизла и обретении добра. Созерцание — когда душа воспаряет над собой и, приближаясь к Богу, вкушает радости вечного блага».

И далее:

«Чтение стремится к радости благословенной жизни, размышление постигает ее, молитва просит о ней, созерцание вкушает ее. Чтение словно бы вкладывает пищу в рот, размышление жует ее и размалывает, молитва извлекает вкус, созерцание же — сама сладость, приносящая свежесть и наслаждение» 26.

Далее он подробно останавливается на этих четырех ступенях посвящения человека Слову Живому. Мы стремимся преодолеть препятствия — «неизбежную необходимость, добрые дела деятельной жизни, бренность человека и безумие этого мира», которые препятствуют подлинно молитвенному настроению 27.

К XII веку эта форма чтения Библии уже приобрела полемический смысл. Как отмечал Арнольд Богерийский, «следует искать не так знания (scientia), как мудрость (sapientia)» 28. 0 том же писал и Бернар Клервосский: «Чтобы истолковать эти слова, я должен не выучить их наизусть, а погрузить в них сердце». В период расцвета схоластики, воплощением которой стали труды Абеляра, Бернар выступил против неумеренного умствования в богословии и использования Писания в качестве аргумента в споре. Для созерцателей, подобных Бернару, чтение Писания было скорее аскетическим, нежели этическим актом, призванным пробудить не земные человеческие чувства, а пылкую любовь ко Христу.

Гуго де Сен-Виктор в трактате о чтении Библии «Didas- calion» пишет, что чтение должно вызывать у читателя духовный отклик, потому что здесь значение имеют не только слова, но и связанные с ними события и предметы, отражающие Божьи деяния в человеческой истории 29.

Более чем за шестнадцать столетий своего существования lectio divina сумело превратить чтение в удивительно прочную традицию. Из чтения извлекают пользу и стар и млад; как сказал Бернар Клервосский, «в море этого священного чтения может плескаться агнец и плавать слон» 30.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 324. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия