Студопедия — Часть третья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть третья.






Наставления по переносу сознания: прямой метод, дополняющий главную практику медитации

Глава I. Тайные наставления по умиранию

1. Наставления по переносу сознания (пова): обретение состояния будды без медитации

1.1.Наивысшая разновидность повы — перенос в дхармакаю благодаря печати воззрения

1.2.Средняя разновидность повы — перенос в самбхогакаю благодаря единству стадий зарождения и завершения

1.3.Низшая разновидность повы — перенос в нирманакаю благодаря безмерному состраданию

1.4.Обычный перенос с использованием трех образов

1.5.Перенос крюком сострадания, выполняемый для помощи умершим

2. [Обычный перенос с использованием трех образов]

2.1.Освоение практики

2.2.Собственно практика

2.2.1.[Растворение пяти чувств]

2.2.2.[Растворение четырех элементов]

2.2.3.[Три видения — появление, увеличение и достижение]

Заключение

Приложение А1

Приложение Б

Примечания к русскому изданию:9

От издателя

Предисловие

Введение переводчика

Содержание

Часть первая:

Глава I

Глава II

Глава III

Глава IV

Глава VI

Часть вторая:

Глава I

Глава II

Глава III

Глава IV

Глава V

Глава VI

Часть третья:

Глава 1

Заключение

Приложение А


 

 



 


[1][1] Дзогчен Раняк Патрул Ринпоче (род. 1963 г.) официально признан воплощением великого Дза Патрула Ринпоче — автора данной книги.

[2][2] brgyud pa gsum.

[3][3] nang rgyud sde gsum,

[4][4] Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи.

[5][5] rgyal ba dgongs brgyud.

[6][6] Три семейства бодхисаттв: Манджушри, который проповедовал дэвам; Авалокитешвара, который проповедовал нагам; и Ваджрапани, который проповедовал якшам. Эти бодхисаттвы олицетворяют, соответственно, Тело, Речь и Ум Будды.

[7][7] Тиб. Дза (rgyal po dza).

[8][8] Гневный аспект Будды Самантабхадры.

[9][9] Восемь видьядхар: Манджушримитра, Нагарджуна, Хумкара, Вималамитра, Прабхахасти, Дханасанскрита, Ромбугухья и Шантигарбха.

[10][10] Дэва Драгдэн Чогкёнг, нага Джогпо, якша Карда Донг, ракшаса Лодро Табдэн и человек по имени Дримэ Драгпа из рода Личчхави.

[11][11] rgyal thabs spyi blugs kyi dbang: посвящение помазания на царство.

[12][12] bshad rgyud.

[13][13] mar rgyud.

[14][14] Т. е. Гуру Падмасамбхаве.

[15][15] thig le; санскр. бинду. См. Приложение А, I.

[16][16] rig 'dzin brda' brgyud.

[17][17] gang zag snyan brgyud.

[18][18] sgrub thabs.

[19][19] man ngag.

[20][20] lag len.

[21][21] smon lam.

[22][22] dbang bskur.

[23][23] gtad rgya.

[24][24] lung bstan.

[25][25] Он же Лонгчен Рабчжампа.

[26][26] dgongs gter.

[27][27] snying thig gong ma.

[28][28] snying thig 'og ma.

[29][29] rtogs pa.

[30][30] Т. е. Гуру Падмасамбхавы.

[31][31] kun gzhi.

[32][32] Большая ступа в Бодхнатхе, предместье Катманду.

[33][33] «Тел мудрости».

[34][34] Т. е. Падмасамбхавы

[35][35] Т. е. Лонгчен Рабчжампы.

[36][36] zung 'jug, санскр. юганаддха: единство,соединение.

[37][37] Серия snga gyur rnying ma'i gsung rab, тт. 29—37.

[38][38] Т. е. Джигмэ Гялвэ Нюгу.

[39][39] Т. е. Орген Джигмэ Чоки Вангпо.

[40][40] Он же Катог Кенпо Нагванг Палсанг.

[41][41] Наша эпоха вырождения, санскр. калиюга.

[42][42] Подношения, получаемые в связи с передачей Дхармы.

 

[43][43] sems nyid ngal gso: «Отдохновение в природе ума» — первый из трех томов текста Налсо корсум (ngal gso skor gsum) Всеведущего Лонгченпы.

[44][44] jigs gling gsung bum — собрание сочинений Всеведущего Джигмэ Лингпы в девяти томах (snga 'gyur rnying ma'i gsung rab, тт. 29—37).

[45][45] Еще один известный комментарий к Йонтэн дзо, написанный кенпо Ионтэном Гяцо, учеником Патрула Ринпоче, содержится в Давэ дронмэ (zla ba'i sgron me) и Нимэ осэр (nyi ma'i 'od zer) (snga 'gyur rnying ma'i gsung rab, тт. 26, 27).

[46][46] Один из выдающихся учеников Джигмэ Лингпы, давший устные коммента рии, текст которых лег в основу данного перевода.

[47][47] Т. е. Всеведущего Лонгченпы.

[48][48] sngon 'gro.

[49][49] rdzogs pa chen po klong chen snying thig.

[50][50] thun mong phyi'i sngon gro.

[51][51] thun min nang gi sngon gro.

[52][52] 'pho ba'i khrid.

[53][53] dal ‘bуоr rnyed dka' ba.

[54][54] kun slong.

[55][55] bsam pa rgya che ba byang chub sems kyi kun slong.

[56][56] Объяснение десяти благих действий и десяти пороков см. часть первая, глава IV.

[57][57] Описание шести миров см. часть первая, глава III.

[58][58] dam pa gsum.

[59][59] Т. е. Будды.

[60][60] thabs rgya che ba gsang ba sngags kyi kun slong.

[61][61] Т. е. Тантры.

[62][62] Т. е. Тантра.

[63][63] Совершенные место, учитель, ученики, учение и время.

[64][64] Тиб. Огмин ('og min).

[65][65] zangs mdog dpal gyi ri bo.

[66][66] Тиб. Орген Пэма Чжунгнэ (о rgyan pad ma 'byung gnas).

[67][67] Тиб. Нонпар Гава (mngon par dga' ba).

[68][68] Тиб. Дэвачен (bde ba chen).

[69][69] Прошлого, настоящего и будущего.

[70][70] dkon mchog gsum.

[71][71] Тиб. лама (blа ma).

[72][72] Тиб. йидам (yid dam).

[73][73] Тиб. кандро (mkha' 'gro).

[74][74] rtsa ba gsum.

[75][75] sku gsum.

[76][76] Т. е. благословений.

[77][77] kun spyod.

[78][78] bcud, также означает «содержимое», в противоположность вместилищу, т. е. слушатель, сосуд, должен принимать в себя Дхарму, содержимое.

[79][79] rnam bshad rig pa, одна из шастр Васубандху.

[80][80] phyir mi ldog pa'i dad pa. Четыре вида веры описаны в главе о принятииприбежища, часть вторая,

[81][81] Образ, звук, вкус, запах, осязаемое и понятия.

[82][82] Тиб. Дрочинке (gro byin skyes).

[83][83] Тиб. Кунгаво (kun dga' bo).

[84][84] dem dgongs.

[85][85] bar do; санскр. антарабхава: промежуточное состояние, в данном случае наступающее после смерти.

[86][86] rnam shes.

[87][87] Букв, «переход на другую сторону», т. е. от рассудочного к нерассудочному.

[88][88] sbyin pa.

[89][89] tshul khrims.

[90][90] bzod pa.

[91][91] brtson 'grus.

[92][92] bsam gtan: устойчивость ума.

[93][93] shes rab; санскр. праджня.

[94][94] dal ‘bуоr.

[95][95] dal bа.

[96][96] ‘bуоr ра.

[97][97] mi khom pa.

[98][98] Тиб. yi dvags: голодные духи.

[99][99] lkugs pa: «немые» — те, кто не может говорить, однако, как объясняется ниже и в разделе 2.1.6, сюда относятся и люди с ущербными умственными способ ностями.

[100][100] При обычной последовательности «дикари» идут перед «богами-долгожителями», но здесь порядок обратный.

[101][101] kla klo.

[102][102] bstan ma bcu.

[103][103] Тиб. Легпэ Карма (legs pa'i skar ma).

[104][104] mun bskal.

[105][105] lkug pa.

[106][106] rang ‘bуог lnga.

[107][107] so thar gyi sdom pa; санскр. пратимокша.

[108][108] mtha' 'khob.

[109][109] Впоследствии Бодхгая была восстановлена и отдана буддистам.

[110][110] Около 350 г. н. э.

[111][111] sa tstsha: маленькие конические изображения [из глины], изготавливаемые с помощью форм. Часто пишется и произносится как ца-ца (tshva tshva).

[112][112] Род. а 618 г. н. э.

[113][113] га sa phrul snang gi gtsug lag khang.

[114][114] Считалось, что своими очертаниями Тибет напоминает лежащую на спине демоницу. Храмы тадул и янгдул построили, чтобы пригвоздить ее конечности.

[115][115] Род. в 790 г. н. э.

[116][116] lung rtogs.

[117][117] gzhan ‘bуог lnga.

[118][118] Т. е. Будда.

[119][119] de nyid.

[120][120] bskal pa chen po; санскр. махакалъпа

[121][121] stong gsum.

[122][122] bskal pa bzang po.

[123][123] Т. е. проповедовать Дхарму.

[124][124] См. часть первая, Глава III.

[125][125] Известный в Тибете как Джово Дже Ахачиг.

[126][126] В 1042 году.

[127][127] snyigs ma lnga.

[128][128] 'jigs skyob kyi chos.

[129][129] legs smon gyi chos.

[130][130] Телом, речью и умом.

[131][131] 'jig rten chos brgyad: привязанность к приобретению, удовольствию, хвале, славе и неприязнь к потере, страданию, хуле и позору.

[132][132] dal ba brgyad.

[133][133] ‘bуог pa bcu.

[134][134] dal ‘bуог bco brgyad.

[135][135] 'phral byung rkyen gyi mi khom pa brgyad.

[136][136] ris chad bio yi mi khom pa brgyad.

[137][137] Тиб. dam tshig: обязательство, принимаемое в Ваджраяне.

[138][138] nges 'byung: сильное желание покинуть сансару, пресытившись ее бесконечными страданиями и мимолетными удовольствиями.

[139][139] sems bskyed.

[140][140] sdom pa.

[141][141] dngos grub.

[142][142] Число 24 подразумевает восемь видов свобод и отсутствие шестнадцати неблагоприятных условий.

[143][143] Тиб. Дэчо (bde spyod): один из царей Андхры, принадлежавший к династии Шатавахана.

[144][144] mi lus rin po che.

[145][145] phal pa.

[146][146] tsam po pa.

[147][147] byur po.

[148][148] snying med po.

[149][149] stong log mkhan.

[150][150] tshogs gnyis: накопления заслуг и мудрости.

[151][151] mi g.yo‘bа.

 

[152][152] tshe mi rtag pa.

[153][153] В других источниках говорится, что разрушение наступает в результате семи циклов из семи пожаров и одного потопа или восьми циклов из семи пожаров и одного потопа.

[154][154] Сансара подразделяется на три мира: желания, форм и без форм. Здесь под «низшими мирами» имеются в виду миры существ ада, прет, животных, людей, асур и богов первых шести божественных миров — все они относятся к миру желания.

[155][155] Мир форм, подразделяемый на четыре мира божеств дхьяны, включает в себя семнадцать божественных миров. Мир без форм, у которого нет положения в пространстве, состоит из четырех бесконечных миров медитативной уравнове шенности (санскр. самапатти).

[156][156] Подразумеваются семь циклов разрушений, включающих в себя по семь разрушений огнем и одно водой.

[157][157] Последователи школ Хинаяны.

[158][158] rgyan drug: Нагарджуна, Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага и Дхарма-кирти.

[159][159] mchog gnyis: Гунапрабха и Шакьяпрабха.

[160][160] rje 'bangs: «владыка и подданные» — двадцать пять учеников Гypy Падмасамбхавы.

[161][161] rnying ma: «древняя» — первоначальная школа тибетского буддизма,

[162][162] gsar ma: «новая» — поздние школы тибетского буддизма.

[163][163] tho уог: пирамидальная груда камней, служащая пограничным знаком.

[164][164] rlung.

[165][165] chos rgyal: династия, основанная Нятри Ценпо.

[166][166] Таджикистан или Персия.

[167][167] Будда, которому предстоит явиться в эту кальпу.

[168][168] snod: вселенная.

[169][169] bcud: живые существа.

[170][170] klu.

[171][171] Особый архитектурный стиль, предполагающий наличие трех уровней с отдельными крышами, как у пагоды.

[172][172] Тиб. Налену (nga las nu).

[173][173] sum cu rtsa gsum; санскр. Траястринша.

[174][174] В тексте буквально сказано, что ребенок был врагом, который убил мать в ее предыдущей жизни, а не врагом, которого убила мать. Логика подсказывает, что последнее прочтение более верное и, вероятно, в текст вкралась ошибка.

[175][175] byam pa.

[176][176] snying rje.

[177][177] Тиб. Ниог (nyi 'og).

[178][178] В других источниках указывается иная последовательность этих дождей.

[179][179] Правила нравственности и поведения буддийских монахов, монахинь и послушников.

[180][180] skyo shas: чувство сожаления по поводу страданий, которые вы до сих пор претерпевали, и страданий, которые будете претерпевать, пока не обретете просветление.

[181][181] bdag 'dzin.

[182][182] bdag med kyi ye shes.

[183][183] 'phags pa'i sa.

[184][184] gtor zan: шарики из поджаренной ячменной муки, обычно смешанной с молоком или водой; их используют как подношение претам.

[185][185] Задержка жидкости или болезнь сердца.

[186][186] Например, расстройство пищеварения.

[187][187] dran pa: внимательность к тому, что нужно развивать и чего избегать.

[188][188] shes bzhin; осознание, действительно ли ты развиваешь то, что следует развивать, и избегаешь того, чего следует избегать.

[189][189] В тексте здесь дается примечание: «Из трактата Дупа: "Твой ум не станет отвлекаться, если при ходьбе будешь смотреть перед собой на расстоянии ярма"».

[190][190] ting nge 'dzin.

[191][191] 'phags pa'i nor bdun: вера, нравственность, щедрость, ученость, скромность, самообладание и мудрость.

[192][192] mnyam pa nyid.

[193][193] Явлений этого мира.

[194][194] sbyor ba sems bskyed dam pa.

[195][195] dngos gzhi dmigs med dam pa.

[196][196] rje bsngo ba dam pa.

[197][197] khor ba'i nyes dmigs.

[198][198] zag bcas kyi las.

[199][199] phen byed kyi las.

[200][200] dmyal ba.

[201][201] yang sos.

[202][202] yang sos par gyur cig.

[203][203] В данном случае день равняется 24 часам.

[204][204] rgyal chen rigs bzhi; санскр. Чатурмахараджика.

[205][205] 1 620 миллиардов человеческих лет

[206][206] thig nag.

[207][207] 12 960 миллиардов человеческих лет.

[208][208] bsdus 'joms.

[209][209] 'thab bral; санскр. Яма.

[210][210] 103 680 миллиардов человеческих лет.

[211][211] ngu 'bod.

[212][212] dga' ldan; санскр. Тушита.

[213][213] 829 440 миллиардов человеческих лет.

[214][214] ngu 'bod chen po.

[215][215] 'phrul dga'; санскр. Нирманарати.

[216][216] 6 635 520 миллиардов человеческих лет.

[217][217] tsha bа.

[218][218] gzhan 'phrul dbang byed; санскр. Паранирмитавашавартин.

[219][219] 53 084 160 миллиардов человеческих лет.

[220][220] rab tu tsha ba.

[221][221] Кальпа состоит из двадцати промежуточных циклов.

[222][222] mnar med.

[223][223] mtshams med pa: убийство своей матери, убийство своего отца, убийство архата, намеренное пролитие крови будды и создание раскола в сангхе. Вследствие этих преступлений попадают в этот низший ад, минуя бардо.

[224][224] nye 'khor.

[225][225] me ma mur gyi 'obs.

[226][226] ro myags kyi 'dam.

[227][227] mtshon cha'i thang.

[228][228] ral gri lo ma'i nags tshal.

[229][229] lcags kyi shal ma ri'i sdong po.

[230][230] zhe sdang.

[231][231] Хотя фраза, заключенная в кавычки, начинается и заканчивается в первом лице единственного числа («я»), в середине в ней происходит переход на первое лицо множественного числа («мы»). В переводе для единообразия использовано единственное число.

[232][232] grang dmyal brgyad.

[233][233] chu bur can.

[234][234] chu bur rdol ba.

[235][235] so tham tham pa.

[236][236] a chu chu.

[237][237] kyi hud 'don pa.

[238][238] ut pal ltar gas pa.

[239][239] pad ma ltar gas pa.

[240][240] pad ma chen po ltar gas pa.

[241][241] bre: мера, принятая в Кошале; равняется приблизительно половине литра.

[242][242] nyi tshe ba.

[243][243] zho, одна десятая санга (srang): денежная единица весом чуть менее 30 г.

[244][244] Брус из твердого дерева, по которому ударяют деревянной палкой; используется в монастырях в качестве гонга, созывающего монахов в зал собрания.

[245][245] Тиб. Осунг ('od srung).

[246][246] phyi'i sgrib pa can.

[247][247] nang gi sgrib pa can.

[248][248] sgos khur gi sgrib pa can.

[249][249] spyi blugs: небольшая бутыль для воды с длинным горлышком, которая используется монахами для омовения после отправления естественных потребностей.

[250][250] chu gtor dang gtor zan: подношение для голодных духов, состоящее из воды и шариков из теста.

[251][251] dud 'gro.

[252][252] khyung: мифическая птица огромных размеров.

[253][253] Последовательность двух последних заголовков была изменена в соответствии с тем, как они идут в тексте.

[254][254] 'gyur ba'i sdug bsngal.

[255][255] sdug bsngal gyi sdug bsngal.

[256][256] 'du byed kyi sdug bsngal.

[257][257] mdzo: потомство яка и коровы.

[258][258] Масло, молоко и простокваша.

[259][259] Мед, патока и сахар.

[260][260] Детеныши дэо.

[261][261] ‘bri: самка яка.

[262][262] Палочка для помешивания при поджаривании ячменя.

[263][263] Четыре вида рождения: из чрева, из яйца, от тепла и влаги и чудесное рождение.

[264][264] Тиб. dri za, санскр. гандхарва: бестелесное существо, питающееся запахами. Здесь проводится аналогия между этим бестелесным существом и скандхой сознания, поскольку то и другое не имеет материального тела.

[265][265] mer mer; nur nur; ltar ltar; mkhrang gyur; gor mo.

[266][266] srid pa las kyi rlung

[267][267] Такие железные пластины используют для выделывания кожаных ремней..

[268][268] Земля, ветер, огонь и вода.

[269][269] rlung, mkhris pa, bad kan.

[270][270] lha min

[271][271] dpag bsam shing.

[272][272] nye dbang.

[273][273] rol pa'i mtsho chen.

[274][274] Тиб. dpag tshad: расстояние одного переезда на упряжке (по одним источникам приблизительно 8 километров, по другим — 17).

[275][275] Тиб. rgyang grags: расстояние, на которое слышен крик (1—2 километра).

[276][276] Тиб. Чампа (byams pa).

[277][277] Здесь боги и асуры объединены в один вид.

[278][278] Тиб. Чунгаво (gcung dga' bo).

[279][279] В пяти его секторах изображают миры ада, прет, животных, людей, асур и богов.

[280][280] snying po med pa.

[281][281] las rgyu 'bras: причина и следствие действий.

[282][282] spang bya mi dge ba'i las.

[283][283] mi dge ba bcu.

[284][284] srog gcod.

[285][285] mtshams med pa'i las.

[286][286] khyab byed kyi rlung.

[287][287] ma byin par len pa.

[288][288] dbang gis len pa.

[289][289] 'jab bus len pa.

[290][290] g.yo sgyus len pa.

[291][291] log g.yem.

[292][292] rdzun.

[293][293] rdzun phal pa.

[294][294] rdzun chen po.

[295][295] mi chos bla ma'i rdzun.

[296][296] phra ma.

[297][297] mngon phra.

[298][298] lkog phra.

[299][299] tshig rtsub.

[300][300] ngag kyal.

[301][301] dkor.

[302][302] Т. е. полученные неправедным путем.

[303][303] Тиб. dbang; санскр. абхшиека.

[304][304] bskyed rim.

[305][305] rdzogs rim.

[306][306] Добуддийская религия Тибета.

[307][307] bskyed rdzogs zung du 'jug pa

[308][308] brnab sems.

[309][309] gnod sems.

[310][310] log lta: противоречащие [Дхарме] взгляды.

[311][311] rtag lta.

[312][312] chad lta.

[313][313] Тиб. bdag; санскр. атман.

[314][314] ngo bo nyid.

[315][315] Имеются в виду учитель, Ваджрасаттва, будды раскаяния и т. д.

[316][316] mi dge ba'i las bcu po de dag gi 'bras bu.

[317][317] mam smin gyi 'bras bu.

[318][318] Вожделение, ненависть и неведение.

[319][319] rgyu mthun pa'i 'bras bu.

[320][320] byed pa rgyu mthun.

[321][321] myong ba rgyu mthun.

[322][322] Тиб. ser skya.

[323][323] chu srin nya'i rigs: существо с телом крокодила и рыбьим хвостом.

[324][324] dbang gyi 'bras bu.

[325][325] skyes bu byed pa'i 'bras bu.

[326][326] bsgrub bya dge ba'i las.

[327][327] cho 'phrul zla ba.

[328][328] sa ga zla ba.

[329][329] dge ba'i las bcu.

[330][330] Почет, слава и богатство.

[331][331] thams cad las kyi rang bzhin du bstan pa.

[332][332] Тиб. 'phags skyes ро.

[333][333] Тиб. kun tu rgyu: школа странствующих аскетов.

[334][334] Тиб. 'od srung rdzogs byed.

[335][335] Тиб. е la'i dab.

[336][336] phyir mi ldog pa.

[337][337] sems.

[338][338] Тиб. so so thar pa'i sgor zhugs: «вхождение во врата личного освобождения»,что подразумевает принятие монашества.

[339][339] Тиб. rdo rje gchod pa; санскр. Ваджраччхедика-сутра.

[340][340] lta bа.

[341][341] spyod pa.

[342][342] gnas lugs.

[343][343] thar pa'i phen yon.

[344][344] blо ldog mam bzhi — тема глав I—IV первой части.

[345][345] Им посвящены главы I—VI второй части и третья часть данной книги.

[346][346] См. часть вторая, Глава II.

[347][347] bsam gtan bzhi; см. часть вторая, Глава II.

[348][348] gzugs med bzhi.

[349][349] zhi lhag gnyis.

[350][350] bshes gnyen bsten pa'i khrid.

[351][351] Это, как и другие встречающиеся в этой главе отрывки из неуказанных источников, — слова из Йонтэн ринпоче дзо Джигмэ Лингпы.

[352][352] spangs rtogs.

[353][353] spangs rtogs ye shes.

[354][354] Умиротворение, приумножение, повелевание и применение силы.

[355][355] dag snang. Чистое видение подразумевает отношение ко всем явлениям бытия как к абсолютно чистым, поскольку они иллюзорны и, по сути, не существуют, подобны миражу. Мы считаем их хорошими и плохими, поскольку нашему уму свойственны предубеждения. Беспримерная терпимость буддийского учения основана на единственном в своем роде воззрении, утверждающем, что все живые существа изначально наделены сущностью ума будды.

[356][356] skar bzang.

[357][357] ye shes: мудрость будды в противоположность rnam shes — сознанию живых существ.

[358][358] Тиб. Тагтуну (rtag tu ngu).

[359][359] Тиб. Чопаг (chos 'phags).

[360][360] a ga ru.

[361][361] Угрожающий жест.

[362][362] las phro can: тот, у кого есть очевидные свидетельства, что он уже выполнял эту практику в предыдущей жизни.

[363][363] khel — приблизительно 13—14 кг.

[364][364] lung.

[365][365] bskyed rim и rdzogs rim.

[366][366] mchog gsum: «трое наилучших», т. е. Будда, Дхарма и Сангха.

[367][367] rtsa gsum: Iypy, Дэва и Дакини.

[368][368] sku gsum: дхармакая, самбхогакая и нирманакая.

[369][369] rtogs pa'i ye shes.

[370][370] skyabs su 'gro ba.

[371][371] В дополнение к этим трем есть четвертый вид веры — непоколебимая вера,о которой будет сказано ниже.

[372][372] ' dang ba'i dad pa.

[373][373] 'dod pa'i dad pa.

[374][374] yid chas pa'i dad pa.

[375][375] Белая Дхарма — та, которая рождает добродетели, в противоположность черной Дхарме, которая рождает пороки.

 

[376][376] История о Сунакшатре приводится на с. 210. Дэвадатта упоминается в этой главе ниже и в следующих Главах.

[377][377] ring bsrel: похожие на жемчужины шарики, которые обычно находят в пепле, остающемся после кремации великих йогинов. Считается, что они свидетельствуют об обретении плодов практики, а потому они священны. Бывают чисто белыми или пятицветными.

[378][378] jo bo: «господин» — может быть духовным или светским титулом, в зависимости от положения человека.

[379][379] Древняя, очень ценная статуя Будды, которая находится в главном храме Лхасы.

[380][380] Т. е. камень Джово и река Джово.

[381][381] gnas lugs don dam pa'i bden pa.

[382][382] yang dag pa'i rtogs pa.

[383][383] phyir mi ldog pa'i dad pa: четвертый вид веры.

[384][384] В Тибете, как и во многих других странах, к родителям, учителям, старшим и т. д. не обращаются по имени. Обычно к великому пандите Атише в Тибете обращались «Джово-дже».

[385][385] skyes bu chung ngu'i skyabs 'gro.

[386][386] skyes bu 'bring gi skyabs 'gro.

[387][387] skyes bu chen po'i skyabs 'gro.

[388][388] Колесницы Сутры.

[389][389] rdo rje snying po.

[390][390] gnas lugs rdo rje'i skyabs 'gro

[391][391] ngo bo stong pa.

[392][392] rang bzhin gsal ba.

[393][393] thugs rje kun khyab.

[394][394] la bzla ba.

[395][395] tshogs zhing; см. приложение А, I.

[396][396] dpag bsam gyi sdong po; см. приложение А, II.

[397][397] Гуру Падмасамбхава как проявление Ваджрадхары, тиб. Орген Дордже Чанг (о rgyan rdo rje 'chang).

[398][398] phod ka: синее одеяние с длинными рукавами.

[399][399] chos gos: белое одеяние Дхармы.

[400][400] za ber: парчовый плащ.

[401][401] brgyud pa'i blа ma.

[402][402] chos sku kun tu bzang po.

[403][403] longs sku rdo rje sems dpa'.

[404][404] sprul sku dga' rab rdo rje.

[405][405] slob dpon 'jam dpal bshes gnyen.

[406][406] gu ru shri sim ha.

[407][407] mkhas pa jnya na su tra.

[408][408] pan chen dri med bshes gnyen.

[409][409] о rgyan pad ma 'byung gnas.

[410][410] chos rgyal khri srong lde'u btsan.

[411][411] lo chen bai ro tsa na.

[412][412] mkha' 'gro ye shes mtsho rgyal.

[413][413] kun mkhyen klong chen rab 'byams.

[414][414] rig 'dzin 'jig med gling pa.

[415][415] mchog gyi sprul sku.

[416][416] tsang par spyod pa'i cha lugs.

[417][417] Тиб. цугтор (gtsug tor): выпуклость на темени будды — один из тридцати Двух благородных признаков будд, свидетельство необычайной мудрости.

[418][418] Пять цветов соответствуют пяти семействам будд пяти направлений, например: восточное семейство — белое, южное — желтое и т. д.

[419][419] Этих троих будд в Ваджраяне называют владыками-покровителями трех семейств (rigs gsum mgon po). Они олицетворяют, соответственно, тело, ум и речь будды.

[420][420] Тиб. чокенг (chos skyong): защитники Дхармы.

[421][421] srung ma.

[422][422] byang chub: ум, очищенный от всех аспектов неведения и наполненный зап
редельной мудростью, иначе говоря состояние будды.

[423][423] dkon mchog gsum dngos bde gshegs rtsa ba gsum/ rtsa rlung thig le'i rang bzhin byang chub sems/ ngo bo rang bzhin thugs rje'i dkyil 'khor la/ byang chub snying po'i bar du skyabs su mchi.

[424][424] Чтобы при подсчете избежать ошибки, обычно прибавляют еще 11 000 раз, что в общем составляет 111 000 раз.

[425][425] dge bа 'di yi nyur du bdag/ dkon mchog gsum po 'grub gyur nas/ 'gro ba gcig kyang ma lus pa/ de yi sa la 'god par shog.

[426][426] Мирских божеств, которые оказывают помощь в осуществлении цели практики и в преодолении препятствий, умилостивляют даже буддисты, хотя и не поклоняются им для обретения освобождения.

[427][427] Тиб. мутэгпа (rau steg pa). В целом, тиртхики — это те, кто или верит в вечное «я», или придерживается нигилизма — веры, основанной на отвлеченных рассуждениях. Необходимо избегать общения с тиртхиками, чтобы не впасть в их заблуждения.

[428][428] spyod 'jug.

[429][429] Есть четыре разновидности сострадательных деяний (phrin las rnam bzhi), которые будды совершают для помощи страдающим живым существам: умиротворение (zhi ba'i las), например вредоносных действий, болезней, голода и т. д.; приумножение (rgyas pa'i las), например счастья, славы, имущества, процветания и т. д.; повелевание (dbang gi las), то есть увеличение силы, власти и т. д.; гневные деяния (drag po las), направленные на подавление или уничтожение вредоносных
сил.

[430][430] blа ma la skyab su mchi'o/ sangs rgyas ia skyab su mchi'o/ chos la skyab su mchi'o/ dge 'dun la skyab su mchi'o.

[431][431] Подношения, совершаемые в восьмой, десятый, пятнадцатый, двадцать пятый и тридцатый день каждого лунного месяца по тибетскому календарю, которые буддисты считают священными днями. Поскольку любое действие — благое и неблагое, — совершённое в эти дни, приносит огромное воздаяние, в эти дни важно совершать благие поступки.

 

[432][432] Ученик-мирянин.

[433][433] Т. е. священных книг.

[434][434] Тиб. дордже (rdo rje).

[435][435] Тиб. дрилбу (dril bu); санскр. гханта.

[436][436] Тиб. Дордже Йингки Вангчугма (rdo rje dbyings kyi dbang phyug ma).

[437][437] snang bа.

[438][438] Имеются в виду лица обоего пола.

[439][439] Тот, кто дает посвящения другим, сам должен каждый раз принимать прибежище и зарождать бодхичитту.

[440][440] mtshams med lnga; см. приложение А, III.

[441][441] nges 'byung.

[442][442] skyo shas.

[443][443] Тиб. ye shes pa'i lha; санскр. джнянасаттва.

[444][444] Бон — добуддийская религия, преобладавшая в Тибете и на Гималаях.

[445][445] gtor ma: священное подношение, приготовляемое из риса или муки.

[446][446] Тиб. lha; санскр. дэва. Следует иметь в виду, что бывают разные виды божеств: от обычных мирских до просветленных.

[447][447] shes rab.

[448][448] byang chub mchog tu sems bskyed pa.

[449][449] tshad med bzhi'i bio sbyong ba.

[450][450] smon 'jug.

[451][451] byams pa.

[452][452] snying rje.

[453][453] dga' ba.

[454][454] btang snyoms

[455][455] Ступа Бодхнатх в Катманду, Непал.

[456][456] Букв, «мухой с тремя хоботками».

[457][457] ma sgyed 'og: сделанное из глины отделение при главном очаге, которое служит для сохранения пищи теплой.

[458][458] ba pu'i khung bu: крошечное отверстие, (из которого) растут волоски на теле.

[459][459] Т. е. к окончательному освобождению от страдания.

[460][460] Из нее делают веревки.

[461][461] Так поступают в самых холодных областях Тибета, где земледелие практически невозможно и население вынуждено питаться только животными продуктами.

[462][462] См. истории о мореходе (с. 187) и о том, как Тилопа ловил и ел рыбу, (с. 209).

[463][463] sems kyi de nyid: таковость ума.

[464][464] phra men; санскр. пишачи.

[465][465] Последователи Тантры считают, что такие виды мяса подносят для того, чтобы преодолеть двойственные представления о чистом и нечистом. Однако это не значит, что тантрикам желательно употреблять такое мясо в пищу. Такое испытание не окажет никакого действия на умы тех, кто привык питаться говядиной, кониной, собачиной и т. д.

[466][466] Т. е. не в уединении.

[467][467] Имеется в виду незаразная болезнь.

[468][468] Звание, присваиваемое буддийскому ученому.

[469][469] sku inched gsum: три брата, знаменитые монахи школы кадампа.

[470][470] Т. е. изображения, священные книги и ступы, символизирующие, соответственно, тело, речь и ум будды.

[471][471] rо: обычно это слово неверно толкуют как «труп», но, строго говоря, оно означает «тело». Это слово действительно значит «мертвое тело», если перед ним стоит слово shi («мертвое»).

[472][472] byams chos sde lnga.

[473][473] Хотя мир Брахмы еще принадлежит к сансаре, счастья в нем больше, чем в низших мирах.

[474][474] Сооружение из ивовых ветвей и шкур.

[475][475] tshogs lam: путь накопления заслуг.

[476][476] sbyor lam: путь применения высших практик.

[477][477] mos pas spyod pa'i sems bskyed.

[478][478] lhag bsam mam dag gi sems bskyed.

[479][479] dag pa sa gsum, т. е. восьмая, девятая и десятая ступени бодхисаттвы.

[480][480] mam par smin pa'i sems bskyed.

[481][481] Т. е. на одиннадцатой ступени.

[482][482] sgrib pa spang pa'i sems bskyed.

[483][483] kun rdzob sems bskyed.

[484][484] don dam sems bskyed.

[485][485] smon pa sems bskyed.

[486][486] 'jug pa sems bskyed.

[487][487] Т. е. разницу в последовательности освоения бодхичитты намерения и применения.

[488][488] ‘jug pa byang chub kyi sems.

[489][489] kun rdzob byang chub kyi sems.

[490][490] mthong lam.

[491][491] de bzhin nyid.

[492][492] spros bral.

[493][493] stong pa nyid kyi don.

[494][494] don dam pa'i sems bskyed.

[495][495] hoh/ sna tshogs snang ba chu zla'i brdzun ris kyis/ 'khor ba lu gu rgyud du 'khyams pa'i 'gro/ rang rig 'od gsal dbyings su ngal bso phyir/ tshad med bzhi'i ngang nas sems bskyed do.

[496][496] byang chub sems mchog rin po che/ ma skyes pa mams skye gyur chig/ skyes pa nyams pa med par yang/ gong nas gong du 'phel bar shog.

[497][497] jam dpal dpa' bo. Эта молитва есть в собрании заключительных молитв Намкен ламсанг, предварительных практик Лонгчен нингтиг, автор которых Всеведущий Джигмэ Лингпа.

[498][498] dkar po chig thub: белое единственное лекарство.

[499][499] Объяснять бодхичитту — обязанность всех учителей, но именно тот учитель, кто сумел по-настоящему пробудить ее в твоем уме, важнее всех остальных.

[500][500] byams snying rje byang chub kyi sems; см. приложение А, IV.

[501][501] byang chub smon pa'i bslab bya.

[502][502] (byang chub) 'jug pa'i bslab bya.

[503][503] bdag gzhan mnyam pa.

[504][504] bsdus 'joms.

[505][505] bdag gzhan brje ba.

[506][506] gtong len.

[507][507] Ракушки, использовавшиеся в качестве денег.

[508][508] rigs: каста или профессия.

[509][509] «Три белых», то есть молоко, простокваша и масло, и «три сладких», то есть мед, патока и сахар, в Индии и Тибете считаются чистыми видами пищи.

[510][510] Соответственно, «старая» и «новая» традиции.

[511][511] bdag pas gzhan gees pa.

[512][512] Т. е. и в аду, и в других мирах сансары.

[513][513] Тиб. bye brag smra ba — одна из школ Хинаяны. Согласно «Тибетско-анг-лийскому словарю» Сарата Чандры Даса, к этой школе принадлежали «буддийские философы, считавшие одинаково реальными и внешний мир и знание».

[514][514] dbu ma rig pa'i tshogs.

[515][515] Карп (Cyprinus rohilaka).

[516][516] sbyin pa; санскр. дана.

[517][517] tshul khrims; санскр. шила.

[518][518] bzod pa; санскр. кшанти. С буддийской точки зрения, терпение следует понимать не как терпеливость рыбака, удящего рыбу, а как терпимость или всепрощение, великодушие.

[519][519] brtson 'grus; санскр. вирья.

[520][520] bsam gtan; медитативное сосредоточение.

[521][521] shes rab; санскр. праджня.

[522][522] thabs; санскр. упая.

[523][523] bsod nams kyi tshogs; санскр. пуньясамбхара.

[524][524] ye shes kyi tshogs; санскр. джнянасамбхара.

[525][525] sbyin pa'i pha rol tu phyin pa.

[526][526] zang zing gi sbyin pa.

[527][527] gtong ba.

[528][528] ja theb: подношение набора для приготовления одной чашки тибетского чая: монаху подносят тарелку со щепотью чайных листьев, сливочным маслом, солью и содой. Это слово не следует путать со словом, которое пишется ja thebs (сокращение от ja'i thebs rtsa) и означает денежное подношение монастырю. Из таких подношений складывается капитал, проценты с которого идут на обеспечение монахов чаем.

[529][529] dkar gsur: подношение запаха путем сжигания муки, масла, чая и т. п. в зависимости от цели.

[530][530] dmar gsur: подношение запаха путем сжигания мяса и костей. Из-за предписной буквы d слово dmar произносится кратко и в низком тоне в отличие от слова mar sur (где mar произносится как долгий звук высокого тона), которое означает подношение запаха путем сжигания сливочного масла.

[531][531] chu gtor: подношение воды и зерна.

[532][532] Ежегодное подношение ста тысяч чутор выполняют с помощью других людей обычно за один день. Ежедневное подношение выполняют самостоятельно один раз в день или чаще, если есть время.

[533][533] bslab gsum: упражнения в нравственности, самадхи и мудрости.

[534][534] gtong ba chen po.

[535][535] Такие решительные действия могут предпринимать бодхисаттвы высших ступеней, расставшиеся с иллюзорной, мирской привязанностью. Необходимо понимать, что отдать своих близких не значит их не любить или считать неодушевленными предметами. Любые поступки, совершаемые высшими существами, имеют целью принести всем непостижимо великое, запредельное благо.

[536][536] shin tu gtong ba chen po.

[537][537] chos kyi sbyin pa.

[538][538] Т. е. как изображение лампы, которое не дает света, или телевизионная передача о французской кухне, которая не утоляет голода.

[539][539] drod: «теплота» — проблеск переживания практики.

[540][540] mos pas spyod pa.

[541][541] Высшие благословения, или плод.

[542][542] lus sbyin: подношение собственного тела.

[543][543] mi 'jigs pa skyabs kyi sbyin pa.

[544][544] gsang sngags kyi dam tshig.

[545][545] rin chen rigs: семейство Драгоценности.

[546][546] Четыре вида щедрости: три вида относительной щедрости и абсолютная щедрость.

[547][547] tshul khrims kyi pha rol tu phyin pa.

[548][548] nyes spyod sdom pa'i tshul khrims.

[549][549] dge ba chos sdud kyi tshul khrims.

[550][550] Камни с вырезанной на них мантрой Авалокитешвары.

[551][551] sems can don byed kyi tshul khrims.

[552][552] bsdu ba'i dngos po bzhi, т. е. нужно проявлять щедрость, говорить доброжелательно, учитывать особенности учеников и действовать в согласии с Дхармой.

[553][553] bzod pa'i pha rol tu phyin pa.

[554][554] gzhan gyi log sgrub bzod pa'i bzod pa.

[555][555] gtsang btsan: завистливый дух из тибетской провинции Цанг.

[556][556] chos phyir dka' spyad bzod pa'i bzod pa.

[557][557] Эта строфа приводится в первой части книги, но вместо «океан лезвий» там
стоит «острые лезвия».

[558][558] zab mo'i don la mi skrag pa'i bzod pa.

[559][559] bya rtsol bral ba.

[560][560] Тиб. rdo rje gad mo bcu gnyis; санскр. Ваджрахаса.

[561][561] chos spong ba'i las.

[562][562] gang zag gyi bdag med.

[563][563] chos kyi bdag med.

[564][564] brtson 'grus kyi pha rol tu phyin pa.

[565][565] go cha'i brtson 'grus.

[566][566] sbyor ba'i brtson 'grus.

[567][567] chog par mi 'zin pa'i brtson 'grus.

[568][568] bsam gtan gyi pha rol tu phyin pa.

[569][569] srog: жизненная сила, соединяющая материальное тело с сознанием, пока человек жив.

[570][570] 'du 'dzi: накопление причин для отвлечения.

[571][571] byis pa nyer spyod kyi bsam gtan: восемь видов мирской дхьяны — четыре
вида дхьяны мира форм и четыре вида дхьяны мира без форм, которые практикуют
те, кто еще не вступил на пять путей бодхисаттв.

[572][572] bde gsal mi rtog pa'i nyams.

[573][573] Имеется в виду практика дхьяны, которая захватывает и привлекает новичка тонким вкусом переживаний блаженства, ясности и отсутствия мыслей. Следует отметить, что здесь отсутствие мыслей переживается умом, то есть это не истинное состояние немышления. Название этой разновидности медитации объясняется тем, что она влечет практика так, как ребенка привлекает плитка шоколада. Тем не менее, такая медитация неизбежна и, безусловно, служит хорошим стимулом для новичков.

[574][574] don rab 'byed pa'i bsam gtan: дхьяна, практикуемая на первом и втором путях бодхисаттв — пути накопления (цоглам: tshogs lam) и пути применения (чжорлам: sbyor lam). Эта разновидность медитации приводит к третьему пути — пути видения (тонглам: mthong lam).

[575][575] Буддийское понятие пустоты — непревзойденное противоядие, которое растворяет постоянно гнетущие всех живых существ умозрительные представления о том, чего, по сути, не существует. Однако нужно понимать разницу между пустотой, понимаемой умозрительно, и истинной пустотой. На этой стадии практик еще привязан к умозрительной пустоте, но эта разновидность дхьяны служит важным трамплином, ведущим к пониманию неумозрительной, абсолютной пустоты. Поэтому такую практику называют дхьяной, распознающей истинный смысл.

[576][576] de bzhin gshegs dge'i bsam gtan: дхьяна, которую практикуют бодхисаттвы, достигшие пути видения, т.е. начиная с первой бхуми и выше. Подробнее см. bden gnyis shing rta Джигмэ Лингпы.

[577][577] Тем не менее, слова «глубокая, свободная от умозрительных понятий медитация» подразумевают умозрительное понятие. Не следует ни преждевременно радоваться, ни терять надежду достичь цели. Единственно правильный подход —с неослабевающим упорством держаться верного пути, пока представление о субъекте, сохраняющем это упорство, окончательно не растворится во всеобъемлющем свете пробужденности.

[578][578] shes rab kyi pha rol tu phyin pa; санскр. праджняпарамита.

[579][579] thos pa'i shes rab.

[580][580] bsam pa'i shes rab.

[581][581] gom pa'i shes rab.

[582][582] gnas lugs don gyi rtogs pa.

[583][583] rgyu rkyen: гю (rgyu) — первичная, или отдаленная, причина, кен (rkyen) — вторичная причина, или условие, приводящее в действие первичную причину.

[584][584] Тиб. dri za. Гандхарвы — чувственные духи, которые питаются запахами, играют на музыкальных инструментах сладкозвучные мелодии и вводят в заблуждение людей, создавая призрачные города. Город гандхарв — обычный пример обманчивых видений.

[585][585] thabs kyi pha rol tu phyin pa.

[586][586] stobs kyi pha rol tu phyin pa.

[587][587] smon lam kyi pha rol tu phyin pa.

[588][588] ye shes kyi pha rol tu phyin pa.

[589][589] 'khor gsum mam par mi rtog pa; в данном случае под кажущимися составляющимиимеются в виду учитель, учение и ученик.

[590][590] 'khor gsum: три главные составляющие каждого явления, а именно субъект, объект и действие. Важно отметить, что есть два вида корсум: с присутствием понятий ('khor gsum mam par rtog pa) и с отсутствием понятий ('khor gsum rnam par mi rtog pa). Первый подразумевает относительную истину, а второй — абсолютную.

[591][591] don gnyis: обретение дхармакаи для себя и обретение рупакаи на благо других. Рупакая состоит из самбхогакаи и нирманакаи. Чтобы помогать освобожденным существам достичь дхармакаи, нужно явиться в трансцендентальном мире в облике самбхогакаи, а чтобы помогать живым существам обрести состояние будды, нужно явиться в обычном мире в облике нирманакаи.

[592][592] bdag med.

[593][593] dran rig.

[594][594] snang zhen: сокращение от snang ba (видимые явления) и zhen pa (привязанность, влечение).

[595][595] Поскольку неосмотрительная передача этого учения незрелым слушателям нанесет ущерб действенности Дхармы и повредит учителю и ученикам.

[596][596] stong nyid snying rje'i snying po can; согласно Парамитаяне, неумозрительное единство (zung 'jug) пустоты и сострадания — это абсолютная бодхичитта.

[597][597] mi gnas pa'i myang 'das.

[598][598] rdzogs pa'i sangs rgyas kyi go 'phang.

[599][599] dpa' bo chig thub или dkar po chig thub.

[600][600] chos nyid stong pa nyid kyi don.

[601][601] rig pa.

[602][602] stong pa.

[603][603] lta ba.

[604][604] sgom pa.

[605][605] spyod pa.

 

[606][606] mchog gi dngos grub, т. е. состояние будды.

[607][607] Здесь имеется в виду сверхъестественная способность, которую человек приобретает благодаря духовной практике. Такой человек может оставлять глубокие отпечатки ладоней и стоп на твердом камне, словно на влажной глине. Это делается не для того, чтобы продемонстрировать свою силу, а происходит само собой, когда человек пребывает в самадхи. Верующие почитают такие отпечатки как источник вдохновения и благословений.

[608][608] snye thang: селение в пяти милях западнее Лхасы.

[609][609] tshad ma.

[610][610] zung 'jug bzhi: четыре состояния единства за пределами понятий — единство явленного и пустоты, ригпа и пустоты, блаженства и пустоты, ясности и пустоты.

[611][611] snang stong, rig stong.

[612][612] В данном случае это сам медитирующий, объект медитации и переж







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия