Студопедия — Содружество А. Брюно - Э. Золя на оперной сцене
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Содружество А. Брюно - Э. Золя на оперной сцене






Одной из причин, по которой Брюно относят к немногочисленным «композиторам-натуралистам» в истории мировой музыки, стало его сотрудничество с Э. Золя, писателем, «патриархом» натуралистического направления[47]. Но есть ли другие основания причислить композитора к так называемым «натуралистам»?

В 1897 году в газете «Le Figaro» Брюно и Золя сделали заявление, из которого следует, что французская опера должна отталкиваться от Вагнера, но развиваться в противовес Вагнеру[48].Другое важнейшее эстетическое положение высказано Брюно в том же 1897 году - это намерение избавиться от поэтического либретто в стихах[49]. Таким образом, использование прозаического либретто должно было отвечать принципу жизнеподобия, ведь в обыденной жизни люди не говорят на языке поэзии.

«Дитя-повелитель»[50] - произведение, в полной мере отражающее эстетику Брюно и Золя. Современный сюжет, современные герои в современных костюмах, с одной стороны, соответствуют эстетике «натурализма», с другой стороны противостоят эстетике «вагнеровского мифа»[51]. Несмотря на то, что драматические коллизии сюжета разворачиваются в семействе булочника, в устах главного прозаического героя, Франсуа, как это ни странно, нередко звучат слова, которые отмечены «высоким стилем»[52], а произносимый им текст порой напоминает патетические призывы времен революции[53].

Золя и Брюно привносят новые смыслы в понимание темы Парижа. Для них Париж – не романтический символ свободы творчества и красивой жизни, каким мы наблюдали его в опере Шарпантье. Это абсолютно реальный город, олицетворение урбанизма, горнило кипучей социальной жизни. Париж становится частью людей и уподобляется человеку. Париж – та самая естественная жизнь, в которую погружены обычные семьи, та биологическая среда, которая их объединяет. Возможно, в этом страстном ощущении естественного процесса, в его физиологизме и в то же время социальности и проявляется свойство «натуралистической» эстетики.

Одним из основных критериев, благодаря которому опера «Дитя-повелитель» была причислена к натуралистическим произведениям, стало воссоздание звуков города. Некоторые исследователи выделяют звукоизобразительность как характерную черту оперы и даже как отличительное свойство творческого почерка композитора. Однако все эти сравнения весьма натянуты, а порой и анекдотичны[54]. Урбанистичность же, присущая сюжету, в основном передана через вербальный слой текста.

Напомним, что ещё одной приметой «натуралистического» в «Луизе» стало использование «социолектов», т.е. разных стилей языка. В опере «Дитя-повелитель» семейство булочника и его окружение – по сути, единственная социальная среда, вследствие чего в вербальном тексте сочинения отсутствует разделение на лексические группы языка. В целом речь всех персонажей передана с помощью высокого литературного стиля, быть может, с той лишь разницей, что речь «отрицательных» персонажей не столь пафосна, и это подчеркивает их невысокие моральные качества.

В своих художественных средствах Брюно вполне консервативен. Как и в «Луизе», в вокальном стиле оперы Брюно обнаруживается традиционное разделение на ариозный и речитативный типы: небольшие ариозо внутри сцен сквозного развития. Музыкальная драматургия представляет собой прямое отражение вербально выраженной концепции. Два основных лейтмотива («тема ребенка» и «тема любви к мужу») довольно прямолинейно и дидактично «разъясняют» смысл конфликта между самолюбивой уязвленностью ревнивого мужа и безусловным приоритетом чувства материнской любви[55].

В результате двумя причинами, по которым «Дитя-повелителя» Брюно можно причислить к явлениям «музыкального натурализма», является современный сюжет из жизни булочника и прозаическое либретто, принадлежащее перу главного идеолога «натурализма». Собственно музыкальные характеристики нового эстетического качества здесь отсутствуют.

Как и Масканьи с Леонкавалло, Брюно в других своих сочинениях оказался еще дальше от «натурализма», чем в опере «Дитя-повелитель». Композитор, за которым закрепился ярлык «композитора-натуралиста», удивляет разнообразием в выборе сюжетов, не ограничиваясь «натуралистическими» опытами[56]. Например, опера «Ураган», хотя и написана на либретто Золя, сюжетно скорее вызывает ассоциации с «Лоэнгрином» Р. Вагнера и «Пеллеасом» К. Дебюсси. В ней Брюно воплощает любимую тему Золя - тему любовной страсти. В опере отсутствует современный сюжет, равно как и социальная подоплека. В связи с тем, что драматургического конфликта нет в самом сюжете оперы Брюно, нет его реализации и в музыкальном воплощении. По сути, как и в опере «Дитя-повелитель», лейттемы маркируют определенные сюжетные повороты, хотя их смысл и неоднозначен. Не случайно в «Урагане» практически все темы выступают в роли тем-символов, благодаря чему и возникают обширные смысловые коннотации. Показательно и то, что присущее сочинениям Золя морализаторство, в опере «Ураган» совершенно отсутствует.

Стиль оперы «Ураган», также написанной на прозаический текст, во многом сходен с оперой «Дитя-повелитель». Здесь лишь больше развиты сольные формы высказывания: сцены представляют собой чередование то ариозо различных персонажей, то арий или монологов. В связи с символистской направленностью сюжета нет даже намека на использование «социолектов», что предполагает практическое отсутствие речитативной составляющей.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия