Студопедия — Оснабрюкский мирный договор
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Оснабрюкский мирный договор

Утрехтский мир расширил и адаптировал условия Вестфальского мира на расширяющееся европейское сообщество. Система международных отношений вступает в сферу стабильного развития. Была ликвидирована асинхронность в развитии основных компонентов системы. Происходит дальнейшее расширение сферы действия системности. Роль кризиса “старого порядка” в судьбах Вестфальской системности. Роль кризиса “Старого порядка” в судьбах Вестфальской системности. Влияние проблем колониальной экспансии на расшатывание стабильности Вестфальской системы. Зарождение кризисных тенденций в ее организме. Роль Семилетней войны (1756-1763 гг.) в эволюции Вестфальской системы. Переход от стабильности к кризису. Изменения в балансе сил после Семилетней войны: влияние на системный механизм. Война за независимость в английских колониях в Северной Америке и углубление кризисных тенденций в существовавшей тогда системе международных отношений. Подводятся общие итоги развития этой модели системы международных отношений, дается оценка ее роли и исторического места в общем контексте развития системности в международных отношениях. (“Становление и развитие системности в международных отношениях”профессор А.С.Маныкин)

 

Большинство ученых сходится во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами: одни стремились увеличить свое влияние, а другие - не допустить этого. Коллизии между государствами определялись тем фактом, что национальные интересы, воспринимаемые как жизненно важные одними государствами, вступали в конфликт с национальными интересами других государств. Исход этого соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и, естественно, с большой долей упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, и затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом - собственная выгода. Главный критерий - сила.

 

Вестфальский мирный договор

Вестфальский мирный договор включает два мирных договора: Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками — с другой) и Мюнстерский (между императором Священной Римской империи и Францией с их союзниками). Подписан 24 октября 1648г. в Мюнстере. Подвел итоги Тридцатилетней войны, определил государственное, правовое и конфессиональное устройство Священной Римской империи германской нации на последующие полтора столетия.

 

Оснабрюкский мирный договор

 

I. Да будет христианский всеобщий и вечный мир и истинная и искренняя дружба между Священным Императорским Величеством, Австрийским домом и всеми его союзниками и сторонниками, их наследниками и преемниками и католическим королем [Испании), курфюрстами и другими сословиями империи, с одной стороны, и Священным Королевским Величеством и королевством Шведским, всеми его союзниками и сторонниками, их наследниками и, прежде всего, христианнейшим королем [Франции], и соответственными курфюрстами и сословиями империи, с другой стороны. Да сохранится эта дружба [...] и восстановятся прочные добрососедские отношения всех частей и всей Римской империи с королевством Швеции и взаимно — королевства Швеции с Римской империей, чтобы снова возродились и процветали науки, мир и дружба.

[...] III. § I. Согласно провозглашенной выше всеобщей амнистии, всем без исключения курфюрстам, князьям и сословиям Священной Римской империи, имперским рыцарям, а также их вассалам, подданным, горожанам и крестьянам, всем, кому смута и временные союзы в Богемии и Германии нанесли какой бы то ни было вред, возвращаются а полном объеме их прежние права владения территориями, имуществом, ленными поместьями и аллодиальными землями. Восстанавливаются также их духовные или светские звания, свободы, права и привилегии, которыми они пользовались ранее в соответствии с законом. Таким образом, все временные противоправные изменения объявляются недействительными.

[...] IV. § 3. Титул курфюрста Баварии со всеми без исключения принадлежащими ему регалиями, службами, привилегиями, гербами и полномочиями, принадлежавший ранее курфюрсту Пфальцскому, возвращается герцогу Максимилиану Баварскому, наследникам его по мужской линии и всем потомкам по вильгельмовской линии. Им принадлежит также весь Верхний Пфальц [...].

[...] IV. § 5. Ради поддержания общественного спокойствия и на основании данного Договора император и империя жалуют дому Пфальца титул восьмого курфюрста и предоставляют его Карлу Людвигу пфальцграфу Рейнскому, его мужским наследникам и потомкам по линии Рудольфа, согласно тому порядку наследования, который был установлен в Золотой Булле. Однако за пределами пожалованных привилегий никто из них не вправе претендовать на весь комплекс власти курфюрста, который принадлежит вильгельмовской линии.

[...] IV. § 9. Если же в дальнейшем пфальцская линия будет продолжена, а вильгельмовская линия прекратит свое существование за неимением наследников мужского пола, то не только Верхний Пфальц, но и титул курфюрстов перейдет от герцогов Баварских в полное владение пфальцграфов. В этом случае титул восьмого курфюрста будет упразднен.

[...] § 46. Все противоправно заключенные договоры, меновые сделки, соглашения, обязательства и долговые расписки, навязанные сословиям и подданным путем угроз или принуждения, объявляются недействительными, равно как и скупленные или уступленные требования (цессии). Строжайшим образом запрещается возбуждать по этим делам какие-либо судебные тяжбы или иски. В случае, если долговые обязательства были получены кредиторами путем угроз или принуждения, все они подлежат возврату должникам с отменой соответствующих претензий [...].

В связи с тем, что основной причиной и поводом к этой войне стали разногласия и взаимные обвинения имперских курфюрстов, князей и сословий обеих религий, было решено и согласовано следующее.

V. § 1. Заключенный в 1552 г. в Пассау, а затем в 1555 г. договор о религиозном мире, в том виде, как он был утвержден в 1566 г. в Аугсбурге и впоследствии зафиксирован в различных законах империи, с единодушного одобрения императора, курфюрстов, князей и сословий обеих религий считается действительным во всех его статьях. Он подлежит добросовестному и безусловному исполнению. Содержащиеся в нем совместно принятые положения, касающиеся отдельных спорных статей, считаются неизменной нормативной основой данного мирного договора до тех пор, пока с Божьей помощью не будут урегулированы религиозные разногласия. Любые возражения или протесты, выдвигаемые в этой связи духовенством или мирянами как внутри империи, так и за ее пределами, не принимаются и согласно существующему Договору считаются недействительными. В остальном же между всеми без исключения курфюрстами, князьями и сословиями обеих религий должно царить полное взаимное равенство, поскольку это отвечает интересам общественного блага, законам империи и настоящему Договору. Таким образом, обеим религиям предоставляются равные права, причем — ибо иначе и быть не может — любые насильственные или оскорбительные действия воспрещаются на вечные времена.

V. § 2. Датой, начиная с которой подлежат восстановлению все церковные отношения и связанные с ними изменения в мирских делах, считается 1 января 1624 г. По состоянию на эту дату полностью и безоговорочно восстанавливаются в правах курфюрсты, князья и сословия обеих религий, включая свободных имперских рыцарей и имперские города и деревни, причем все опубликованные или вынесенные после этой даты до настоящего времени приговоры, решения, соглашения и иные договоры, как исполненные, так и подлежащие исполнению, отменяются, и все приводится в соответствие с состоянием на указанную выше дату.

V. § 3. По состоянию на эту дату города Аугсбург, Динкельсбюль, Биберах и Равенсбург сохраняют свое имущество, права и религиозные занятия. Приверженцы обеих религий должны быть представлены в Совете и других общественных институтах на основе равноправия и количественного паритета.

[...] V. § 14. Имперские духовные владения, будь то архиепископства, епископства, прелатуры, аббатства, пастораты, монастыри и иные, остаются все без исключения, вместе с их доходами, податями и иными поступлениями от городов и деревень, в собственности тех имперских сословий католического или аугсбургского вероисповедания, которые ими владели по состоянию на 1 января 1624 г. Это состояние сохраняется вплоть до наступления полного религиозного равенства. Ни одна из сторон не вправе посягать на собственность другой стороны ни в судебном порядке, ни иным образом, равно как и чинить друг другу препятствия или создавать трудности в осуществлении их прав. Если же — упаси Господь — стороны не достигнут мирного разрешения религиозных разногласий, этот Договор надобно считать бессрочным и подлежащим всемерной защите.

V. § 15. Если же впоследствии какой-либо католический архиепископ, епископ, прелат или лицо, удостоенное этого сана, или кто-либо из последователей аугсбургской конфессии, один ли, или вместе с другими членами общины, или со всей общиной, равно как и любой другой верующий, примут решение поменять свою веру, они немедленно утрачивают свои права, сохраняя при этом свою честь и доброе имя. Они обязаны сей же час и безоговорочно отказаться от своих владений и доходов. Соответствующей общине или тем, кому это надлежит по закону, не остается ничего иного, как в соответствии с Договором избрать на данный пост или церковную должность другое лицо из числа своих единоверцев. При этом у вышедшего из церковной общины архиепископа, епископа, прелата и др. остаются полученные или неизрасходованные до сего времени поступления и доходы. Если же принадлежащие к обеим конфессиям имперские духовные сословия после 1 января 1624 г. утратили свои владения, архиепископства, епископства и другие, не важно по приговору суда либо внесудебным путем, или если им угрожает утрата таковых, то, согласно данному Договору, они немедленно восстанавливают свои права, как в духовных, так и светских делах, а все произошедшие с тех пор изменения в их статусе считаются аннулированными. Это значит, что все имперские духовные владения, которые на 1 января 1624 г. находились во владении католических прелатов, вновь поступают в распоряжение католической церкви, в то время как последователи аугсбургской конфессии и далее распоряжаются лишь той собственностью, которой они владели на эту дату. Полученные за этот период доходы, а также все убытки или ущерб возврату или возмещению не подлежат.

V. § 16. Во всех архиепископствах, епископствах и других духовных имперских владениях сохраняется право выбора или назначения владетеля согласно их обычаям и древним регламентам и уставам, если последние отвечают основополагающим принципам империи, заключенному в Пассау Договору, Договору о религиозном мире [в Аугсбурге] и, прежде всего, соответствуют данному Договору, а также если архиепископства и епископства, остающиеся за последователями аугсбургской конфессии, не содержат ничего, что противоречило бы этой конфессии. Равным образом, в тех епископствах и церквах, где католики и представители аугсбургской конфессии отныне пользуются одинаковыми правами, не разрешается вносить в древние регламенты никаких нововведений, которые могли бы умалить их права или оскорбить религиозные чувства приверженцев католического или аугсбургского исповедания.

(...) V. § 21. Все избранные или назначенные архиепископы, епископы или прелаты аугсбургского вероисповедания, которые в течение года подтвердят свое избрание или назначение и принесут принятую при возведении в сан присягу, волею Его Императорского Величества будут пожалованы их ленными поместьями. При этом они заплатят в половину меньший обычной ленной таксы взнос [...].

V. § 22. Духовные князья аугсбургской конфессии, вне зависимости от сословия и сана, в дальнейшем носят титул избранного или назначенного архиепископа, епископа, аббата или старшего пастора. Их места [на общих собраниях всех трех курий рейхстага] располагаются на поперечной скамье в центре, между представителями духовных и светских сословий.

(...) V. § 25. Все принадлежащие имперским сословиям монастыри, приюты, ордена, общины, церкви, школы, богадельни, больницы или иные духовные учреждения со всеми их доходами и правами остаются во владении тех курфюрстов, князей и сословий аугсбургской конфессии, которые ими владели на 1 января 1624 г., независимо от того, принадлежали ли они им все время или теперь возвращены им, или в соответствии с данным Договором им еще предстоит вернуть себе права на эту собственность. Этот порядок устанавливается до тех пор, пока обе стороны не преодолеют религиозный раскол на основе добровольного мирового соглашения. Никакие возражения в данном вопросе недопустимы [...]. Все вышеназванные владения, собственность или ценности, отнятые или отторгнутые после этого срока у представителей сословий аугсбургской конфессии в судебном порядке или иным образом, подлежат безотлагательному и безусловному возвращению, равно как и все, полученные с них доходы и приращения, где бы таковые ни находились, включая изъятые архивные ценности. Под угрозой судебного преследования и применения силы строжайше запрещается чинить в будущем какие-либо препятствия восстановлению этих утраченных и вновь обретаемых владений, вплоть до окончательного преодоления последствий религиозного раскола.

V. § 26. Точно так же католики должны впредь безраздельно владеть всеми монастырями, духовными учреждениями и корпорациями, которые действительно принадлежали им на 1 января 1624 г., даже если такие владения расположены на территории или под юрисдикцией сословий аугсбургской конфессии. Однако они не могут быть преобразованы в учреждения других духовных орденов, помимо тех, для коих были предназначены первоначально. Исключения допустимы только в тех случаях, если данные ордена более не существуют. Тогда глава католического духовенства волен основать там новый духовный орден из числа тех, которые существовали в Германии до раскола церкви. Однако представителям обоих вероисповеданий, совместно проживавшим ранее в монастырях, приютах, церквях и больницах, и далее надлежит жить также, а именно в той же численности, как это было к означенному сроку. Ни одна, ни другая сторона не должны также чинить друг другу препятствия в отправлении религиозных обрядов, какие были приняты повсеместно к упомянутому сроку [...].

[...] V. § 28. Рыцарские корпорации и каждый имперский рыцарь в отдельности, со всеми своими подданными, ленными или аллодированными землями, [...] в соответствии с нормами религиозного мира и настоящего Договора пользуются теми же религиозными правами и привилегиями, что и вышеназванные курфюрсты, князья и сословия. Любое ущемление или посягательство на эти права недопустимо. Если же такое случилось, то они немедленно должны быть полностью восстановлены.

V. § 29. Свободные имперские города, статус имперского сословия которых вообще не подлежит никакому сомнению, причем не только в силу религиозного мира и его современной редакции, но и по другим причинам, пользуются в решении вопросов вероисповедания подданных в пределах своих суверенных территорий, как внутри городских стен, так и в предместьях, теми же правами, что и другие имперские сословия более высокого статуса. Это касается и тех имперских городов, в которых в 1624 г. было только одно вероисповедание [...].

V. § 30. Графы, бароны, дворяне, вассалы, города, церкви, монастыри, приходы, общины и подданные, принадлежащие к духовным или светским имперским сословиям, имеют право покинуть свои территории, если исповедуемая ими религия не совпадает с религией суверенного монарха, так как согласно традиционной и общепринятой в империи практике правом на выбор конфессии обладают только имперские сословия, пользующиеся государственным суверенитетом, что закреплено за ними и религиозным миром. Кроме того, для обеспечения большего согласия между сословиями принято решение, что никто не имеет права ни обращать чужих подданных в свою веру, ни брать их в этой связи под особую защиту или предоставлять им какие-либо преимущества. По единодушному решению представители сословий обеих религий обязаны и далее придерживаться этих норм, чтобы ни один подданный империи не был ущемлен в своем праве свободного выбора вероисповедания на территории суверенной земли.

V. § 31. В такой же степени и земельное дворянство, крестьяне и все прочие подданные католических сословий, которые к 1624 г. публично или в частном порядке придерживались аугсбургского вероисповедания, — будь то в силу определенного договора или привилегии, традиции или обычного права, — вольны и далее придерживаться своей веры. Это касается и их прав на представительство в консисториях, церковных школах и духовных учреждениях, прав патроната [состав священнослужителей, пасторов] и прочих подобных привилегий. Они вправе и далее распоряжаться всеми, находящимися в их владении на упомянутый период времени церквями, монастырями, приютами и больницами, их собственностью, доходами и поступлениями.

[...] V. § 33. Договоры, соглашения, контракты и конвенции, заключенные имперскими сословиями с земельными сословиями и другими подданными в отношении введения, разрешения или сохранения того или иного религиозного культа, пересмотру не подлежат и остаются в силе, если они не противоречат законодательным нормам 1624 г. Расторжение таких соглашений допустимо только по взаимной договоренности обеих сторон. Все судебные решения, подписки, договоры и соглашения, вступающие в противоречие с правовыми нормами, сложившимися к 1624г., считаются недействительными и аннулируются.

(...) V. § 36. Если подданный, который в 1624г. не исповедовал религию ни публично, ни в частной жизни, или изменивший свою веру после утверждения данного Договора, принял решение покинуть страну по собственному желанию или по воле своего сюзерена, то он вправе сделать это, сохранив или продав принадлежащую ему собственность. Он может также поручить управление оставшейся собственностью своему поверенному и без предъявления каких-либо въездных грамот свободно возвращаться назад по мере необходимости для надзора за своей собственностью, улаживания судебных дел или взыскания долгов.

[...] V. § 48. Применение епархиального права и общей духовной юрисдикции во всех ее сферах по отношению к сословиям аугсбургского вероисповедания, включая свободных имперских рыцарей и их подданных, а также во внутренних отношениях между представителями аугсбургской конфессии приостанавливается вплоть до христианского примирения и преодоления религиозного раскола. Епархиальное право и духовная юрисдикция отныне ограничиваются каждой отдельной территорией.

Однако при сборе налогов, процентов, десятин и иных податей католики и далее могут применять духовную судебную власть в тех имперских территориях, населяемых представителями аугсбургской конфессии, которые бесспорно принадлежали им и были под их юрисдикцией к 1624г., но при условии обязательного ограничения указанных прав. Наказание в виде отлучения от церкви может быть применено только после третьего сообщения о правонарушении.

(...j V. § 51. В очередных заседаниях имперских депутаций и в рейхстаге сословия обеих религий [должны быть] представлены на паритетных началах. Следующий рейхстаг решает вопрос о назначении» него определенных лиц или имперских сословий. На заседаниях депутаций и в общей текущей работе рейхстага обе религии представлены одинаковым числом имперских представителей, независимо от того, какой или какими из трех имперских коллегий, по какому поводу или с какой целью они были туда делегированы. Если государственные дела обсуждаются в чрезвычайных комиссиях [депутациях], то в тех случаях, когда дело касается сословий аугсбургской конфессии, к обсуждению привлекаются только представители данной религии, и наоборот — вопросы, затрагивающие только католические сословия, обсуждаются исключительно католическими депутатами. Если же в деле заинтересованы сословия обеих конфессий, то их представительство определяется на основе паритета. Кроме того, установлено, что хотя члены этих комиссий и имеют право выступать с докладами и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, они не правомочны принимать окончательное решение.

V. § 52. По конфессиональным вопросам и всем другим [имперским] делам, при обсуждении которых сословия не могут рассматри ваться как единое целое, а также в тех случаях, когда представители католических кругов и аугсбургской конфессии участвуют в раздельных заседаниях, решение принимается только на основе мирового соглашения, без учета большинства голосов. В налоговых делах вопрос о большинстве голосов переносится на следующее заседание рейхстага, так как на нынешнем [мирном] конгрессе он не может быть разрешен.

V. § 53. Участники его договорились также, что из-за вызванных войной изменений, а также по ряду других причин рассмотрение вопроса о новом месте пребывания Имперской судебной палаты, более благоприятном для всех имперских сословий, и обсуждение всех других вопросов, связанных с ее деятельностью, переносится на следующее заседание рейхстага. Предполагается, однако, что в будущем замещение должностей судей палаты, ее президента, асессоров и всех других судебных чиновников будет осуществляться на паритетных началах с учетом их вероисповедания. При этом будут продолжены консультации по реформированию имперской системы правосудия, проводившиеся уже на заседаниях депутатов рейхстага во Франкфурте, и устранены выявленные в ходе обсуждения возможные несовершенства. Но для того, чтобы уже сейчас приступить ко всему комплексу этих вопросов, было принято [принципиальное] решение, что общее число асессоров судебной палаты должно быть увеличено до 50 человек, а судей палаты и четырех президентов, двое из которых принадлежали бы к аугсбургской конфессии, будет назначать непосредственно Его Императорское Величество. Причем, католические сословия будут представлены 26 асессорами, включая двух, назначение которых также является прерогативой императора, а сословия аугсбургской конфессии — 24 асессорами. При этом те имперские округа, где сосуществуют обе конфессии, в будущем имеют право представлять и избирать не только двух католиков, но и по два представителя аугсбургского вероисповедания. Все остальные, касающиеся судебной палаты вопросы, как было сказано выше, переносятся на следующее заседание рейхстага.

[...] VII. § 1. По единодушному решению императора и империи все права и полномочия, предусмотренные как законодательными нормами, так и религиозным миром и настоящим мирным Договором, а также документами, регулирующими религиозные отношения между представителями католических сословий и приверженцами аугсбургской конфессии, включая их подданных, признаются также за всеми, кого называют реформатами. При этом, однако, всегда надлежит учитывать те договоры, привилегии, расписки и иные нормативные акты, которые установили между собой и своими подданными так называемые протестантские сословия и соблюдение которых как в религиозном плане, так и во всем, что связано с вероисповеданием сословий и подданных, до сих пор имело место. В то же время при этом не может нарушаться свобода совести каждой отдельной личности. Учитывая, что религиозные споры между вышеупомянутыми протестантами до сих пор не улажены, что их урегулирование откладывается на будущее, а также в связи с тем, что протестанты разделились на две партии, то по согласию обеих сторон решено следующее. Тем князьям, монархам или патронам церкви, которые примут решение в будущем перейти в другую веру, согласно ли настоящему мирному Договору или в соответствии с приобретаемым титулом при получении или возвращении к себе в наследственное владение княжества или земли, где до сего времени официально исповедовалась иная религия, разрешается иметь в своей резиденции личного придворного проповедника своей конфессии. При условии, что при этом не возникнет никаких притеснений подданных или жалоб с их стороны. И напротив, им не дозволяется изменять общепринятую религию, церковные уставы или регламенты, которые были здесь приняты до сих пор, или отнимать церкви, школы, больницы с их доходами, рентами и стипендиями у прежних владельцев и передавать их приверженцам своей конфессии. Им также запрещается пользоваться своей монаршей, епископской властью или властью патрона церкви для навязывания своим подданным проповедника другой веры, либо прямо или косвенно чинить представителям другой конфессии какие-либо препятствия или препоны.

Для обеспечения наилучших гарантий соблюдения этих положений Договора в случае подобных изменений [смена конфессии сюзерена] общинам предложено самостоятельно представлять на должности школьных учителей или проповедников подходящие кандидатуры. Если же они не наделены правом выдвижения кандидатов, то таковых на эти посты назначает местная консистория или церковный совет той же конфессии, к которой принадлежит община, а в случае отсутствия их в данном месте, община сама избирает то место, в котором экзаменуют и назначают учителей и проповедников. Принятое решение подлежит безусловному утверждению князем или сюзереном.

VII. § 2. Если же в случае смены конфессии сюзереном община, тем не менее, выскажет желание исповедовать отныне его веру, то князь или монарх волен разрешить ей это, не ущемляя, однако, интересов остальных подданных. Его наследники не вправе отменять это решение. Члены духовных консисторий, настоятели церквей, профессора теологии и философии в школах и академиях могут исповедовать только ту конфессию, которая в данное время является общепринятой в этой местности [...]. На территории Священной Римской империи не допускаются и не могут исповедоваться никакие другие религии [конфессии], кроме [трех] здесь упомянутых.

VIII. § 1. Для того, чтобы в будущем избежать возможных разногласий по поводу политического устройства [единства империи], настоящий Договор наделяет всех без исключения курфюрстов, князей и представителей сословий Римской империи такими правами, привилегиями, свободами, льготами и суверенитетом в решении духовных и светских вопросов в пределах своих земель, полномочий и владений, на которые не может посягнуть никто, никогда и ни под каким предлогом.

VIII. § 2. Они имеют безусловное право голоса при обсуждении всех имперских государственных дел, а именно, принятии и толковании законов, решений об объявлении войны, установлении налогов, вербовке или расквартировании солдат, строительстве новых укреплений на территории имперских сословий или размещению военных гарнизонов в старых крепостях, заключении мирных договоров или союзов и прочих имперских дел. Отныне ничто из вышеперечисленного не может быть допущено и предпринято без безусловного одобрения и утверждения имперскими сословиями на заседании рейхстага. Прежде всего отныне провозглашается свобода заключения отдельными сословиями союзов для собственной защиты и безопасности как между собой, так и с другими государствами. Однако это допускается только при том условии, что подобные союзы не будут направлены против императора и империи, а будут способствовать укреплению мира и согласия в империи и поддержания настоящего мирного Договора. Они не должны ни в одном пункте нарушать присягу, которую каждый император приносит империи.

VIII. § 3. Первое заседание рейхстага должно быть проведено в течение 6 месяцев после ратификации настоящего мирного Договора, а все последующие — по мере необходимости и общественной пользы. На ближайших заседаниях рейхстага необходимо, прежде всего, устранить несовершенства принятых ранее имперских законов. В дальнейшем, имперские сословия своей единогласной волей будут обсуждать и избирать римских королей, принимать проекты избирательной капи туляции императора, разрабатывать процедуру и порядок наложения взыскания на то или иное имперское сословие. Одним словом, они будут решать все те вопросы, которые предписаны рейхстагу основными законами империи. К ним принадлежат, в частности, такие дела, как восстановление имперских округов, обновление имперского именного списка, пересмотр списка освобождаемых [от государственного налогообложения] имперских сословий, снижение налогов или предоставление льгот по государственному налогообложению, реформирование управления, правосудия, сборы на содержание имперской судебной палаты, правовая процедура и общественная целесообразность назначения постоянных имперских комиссий, конституционные обязанности Директорий трех имперских коллегий, а также иные дела, которые не могут быть разрешены в настоящее время.

VIII. § 4. Как на обычных, так и на чрезвычайных имперских сословных собраниях свободные имперские сословия обладают таким же правом решающего голоса, как и остальные имперские сословия. Их суверенные права, пошлины, годовые доходы, свободы и имущественные привилегии, право сбора налогов, а также все иные права, по закону предоставленные им императором и империей или приобретенные в результате длительного пользования до наступления этой смуты и восстановленные теперь, остаются незыблемыми и неприкосновенными. Сохраняется юрисдикция внутри их стен и в их имениях [...]. В целом, все достойные уважения обычаи, основные законы Священной Римской империи подлежат отныне добросовестному соблюдению. Любая правовая неопределенность, порожденная бесправием военного времени, должна быть устранена.

[...] X. § 9. Исходя из указанных [в предыдущих статьях и параграфах] властных и земельных отношений, император и империя предоставляют Ее Светлейшеству королеве и ее наследникам шведской короны статус имперского сословия. Поэтому, наряду с другими имперскими сословиями, на заседания рейхстага отныне приглашается королева или короли Швеции под титулом герцога фон Бремен, Верден и Померании, а также князя фон Рюген и государя фон Висмар. В рейхстаге им предоставляется место номер 5 на скамье для светских депутатов коллегии князей. Однако если голос от Бремена закреплен за этим местом и при голосовании подается в той же очередности, то голоса от Вердена и Померании опрашиваются в очередности, принятой ранее в отношении их прежних представителей.

X. § 10. Округ Верхняя Саксония голосует перед герцогами Нижней Померании, Вестфальский и Нижнесаксонский округа сохраняют свое обычное место и порядок голосования, так что директория Нижнесаксонского округа располагается теперь между [имперскими сословиями] Магдебурга и Бремена. Право герцогов Брауншвейг-Люнебургских на участие в директории остается неприкосновенным.

(...) X. § 12. В дальнейшем [Ее Величество королева Швеции] предоставляет всем вышеупомянутым землям привилегию de non appellando. Однако это возможно только при условии, что Высшая судебная палата или апелляционная инстанция будет располагаться в одной из этих земель Германии и укомплектовываться персонами, которые будут выносить решения, соответствующие имперскому законодательству и правовым нормам каждой конкретной территории, и отвечать принципам справедливости. Последующие апелляции или судебные разбирательства [вне этого будущего верховного трибунала] не допускаются.

XI. § 1. Поскольку курфюрст Бранденбургский, государь Фридрих Вильгельм, ради успеха всеобщего мира лишается своих прав в Западной Померании, в княжестве Рюген и в принадлежащих к ним областях и местностях, должно позаботиться о том, чтобы ему и его потомкам и преемникам, наследникам и родственникам по мужской линии, Его Священное Императорское Величество, по соглашению с заинтересованными сословиями империи, передало в вечный и независимый феод епископство Гальберштадтское со всеми правами, привилегиями, территориями и светскими и духовными владениями, как бы они ни назывались [...].

[...] XI. § 4. Этому же государю курфюрсту и его преемникам сверх названного передается епископство Минден со всеми правами {...].

XI. § 5. Названному государю курфюрсту и его преемникам императором и империей уступается в вечный феод епископство Камин [...].

XI. § 6. Равным образом государю курфюрсту предоставляется надежда на архиепископство Магдебургское [...].

[...] XVII. § 2. Для обеспечения дополнительных гарантий исполнения всех этих положений настоящий мирный Договор считается отныне незыблемым основным законом и составной частью конституции империи, что должно быть подкреплено в будущем другими фундаментальными законами и имперскими уложениями, принятыми рейхстагом и закрепленными в императорской избирательной капитуляции. Исполнение Договора является обязательным как для присутствующих, так и для отсутствующих, для духовных и светских лиц, независимо от того, принадлежат ли они к имперским сословиям или нет. Им обязаны руководствоваться как Советы и имперские чиновники, имперские сословия, так и судьи и заседатели всех судов, которым предписывается безусловное исполнение всех его положений.

XVII. § 3. Никакие духовные или светские права, общие или чрезвычайные решения церковного собора, привилегии, повеления папы, судебные вердикты, запреты, мандаты, определения, распоряжения или постановления, правовые нормы, вынесенные когда-либо судебные приговоры, юридические решения, имперские или иные капитуляции, уставы или уложения духовных орденов, уже заявленные или будущие протесты, возражения, апелляции, пожалования леном, соглашения, присяги, отречения, договоры о капитуляции и прочие соглашения, а тем более Указы от 1629 г. [о реституции] или Пражском мире [1635г.] с последовавшими за ними договорами, конкордаты с римским папой, [Аугсбургское] временное соглашение 1648 г. и любые другие церковные или светские постановления, указы, освобождения от обязательств, оправдания или иные возражения, выдвинутые против настоящего мирного Договора или каких-либо из его статей или условий, от чьего бы имени и под каким бы предлогом они ни представлялись, не могут быть ни выслушаны, ни приняты. Никогда и нигде не может быть принят в судебное производство ни один иск о правомочности, сути или приостановлении действия этого Договора либо инициирован процесс или предприняты иные, направленные против него действия.

[...] XVII. § 8. В целях гарантии мира в стране вновь восстанавливаются имперские округа. При первых же проявлениях смуты и внутренних беспорядков они обязаны принять безотлагательные меры в соответствии с законодательством об обеспечении мира и спокойствия в империи.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика отдельных этапов Вестфальской международной системы. | СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 4238. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия