Вывески, витрины, выставкиАгитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосования, оставляет избирателям возможность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непосредственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов — кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти. В наши дни голосование осуществляется с помощью либо специальных избирательных машин (их первые образцы уже в конце XIX в. начали использовать в США), либо избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование — дело добровольное. Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др. Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели. Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность 422 выборов, предполагающая открытость всего избирательного процесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, самих политических конкурентов и независимых наблюдателей, — важнейшее условие их демократичности.
Вывески, витрины, выставки
«Советизация выставок»
Снова обратимся к автобиографическому свидетельству А. Родченко о работе над рекламными заказами. В числе' прочего им упоминаются и вывески. Кроме того, в архиве художника найдено письмо из редакции журнала «Даешь!» с просьбой произвести фотосъемку вывесок московских кооперативов «Коммунар», «Красная Пресня», «Кооператив Пролетарского района», «Моссельпром». Как видим, большинство кооперативов не блещет изобретательностью и для своих наименований останавливается на стандартных обозначениях и словосочетаниях той поры. В текущей периодике искусствоведы и декораторы сетовали на однообразие и шрифтовую монотонность большинства существующих вывесочных обозначений. Со статьей «Советизация вывесок» выступает в журнале «Советское искусство» Б. Земенков. Он настаивает на том, что именно плакаты должны дать стимул вывескам стать более динамичными, выразительными, сочетающими шрифтовые элементы с иллюстративным. «Не буквальное изображение предмета, а «схематизация», намек, символ – ближе современному потребителю», – пишет он и вновь ссылается на успешные результаты деятельности «реклам–конструктора». Автор статьи считает необходимым расширить опыт, который продемонстрировали А. Родченко и В. Маяковский в оформлении одного из зданий «Моссельпрома». Данная работа – в известной мере полемический вклад «реклам–конструктора» в дискуссии архитекторов и дизайнеров 20–х годов о принципах оформления городской среды в целом. Представители неоклассики настаивали на том, что оформительские элементы правомерно располагать лишь на уровне нижнего яруса городской постройки. Художники левого направления, напротив, ратовали за вынесение оформительских элементов на все ярусы зданий. В конечном счете, советское градоустройство приняло позиции неоклассиков. Но в годы нэпа дискуссии продолжались, и оформление здания «Моссельпрома» – зримый аргумент одной из сторон. На самом верху, вдоль крыши дважды помещено наименование фирмы, оно же протянуто вдоль одного из торцов – от крыши до первого этажа. Между этажами несколько раз запечатлен все тот же слоган: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», а на свободном от окон торце здания дано перечисление основных товаров и их схематические (хотя и близкие к реальному облику) изображения. Перечислены: дрожжи, папиросы, пиво и воды, печенье, конфеты (так!), шоколад. Б. Земенков пишет о целесообразности столь плотного сочетания изображения и текста, которое закрепляет в памяти потребителя важные для производителя и продавца ассоциации. Однако сетует автор, подобных примеров крайне недостаточно. Надеждам этого автора, как и «левых» художников, было не суждено осуществиться на советской территории. Постепенно возобладала тенденция строгой унификации вывесок.
|