Студопедия — Владимир Высоцкий: гитары Шуляковского
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Владимир Высоцкий: гитары Шуляковского






 

Владимир Высоцкий: гитары Шуляковского


"У МЕНЯ ГИТАРА ЕСТЬ..."
;

Впервые о гитаре мастера Шуляковского я услышала от заведующей методкабинетом Люберецкого Дома Культуры, когда расспрашивала ее о концертах Высоцкого у них в ДК. Она помнит, что на одном из концертов Высоцкий сказал, что знает этот Дворец культуры, так как в нем работал мастер Шуляковский, который делал ему гитару, и сын которого - артист Театра на Таганке.
Коллекционер Петр Сатуров подобрал мне снимки люберецких фотографов Н.Г.Токарева, А.А.Савинова, Е.Н.Ковригина и лыткаринских фотографов А.А.Феоктистова, И.Чернова и определил, что на концертах в Люберецком ДК (10.04.1978г. и 03.07.1980г.), а также в Лыткаринском ДК "Мир" (03.07.1980г.) Владимир Высоцкий выступал с гитарой Шуляковского.
Кто же такой - мастер Шуляковский?
Я встретилась с его сыном, артистом Театра на Таганке, Виктором Александровичем Шуляковским и попросила его рассказать об отце.

МАСТЕР

- Мой отец Александр Викторович Шуляковский родился в 1906 году в Киеве.
До революции он успел закончить два класса Первой киевской гимназии, затем учился на рабфаке, поступил в политехнический институт и в 1932 году закончил его, получив специальность инженера-электрика. Он занимался электрооборудованием подвижного состава: электропоездов, трамваев, фуникулеров... Одно время руководил трамвайным трестом в Запорожье. Когда началась война, отец был направлен на Урал в Нижний Тагил, где занимался электрооборудованием советских танков. Были у отца и печатные труды по теме контактных сетей на электроподвижном транспорте.
Позднее, однако, Александру Викторовичу пришлось уйти в другое дело. После войны у него не было возможности вернуться в Киев, и с 1946 года он начинает трудиться на черниговской фабрике музыкальных инструментов, вначале в должности начальника экспериментального цеха, а затем - главным инженером.
Как же инженер-электрик попал на музыкальное производство? Дело в том, что еще в начале 30-х годов, во время учебы в КПИ, Александр Викторович параллельно обучался на вечернем отделении Киевской консерватории по классу народных инструментов: гитара, балалайка, мандолина (домра)... Он был прекрасным балалаечником, великолепно играл пьесы Андреева, Веньявского и других. Примерно в тот же период в оркестре народных инструментов под руководством Марка Гелиса, впоследствии профессора киевской консерватории, отец играл на мандолине и гитаре. В начале 50-х годов Александр Викторович был переведен в Одессу директором одесской фабрики пианино и по-совместительству преподавал в Одесской государственной консерватории. В 1954 году он снова возвратился в Чернигов на должность главного инженера. То обстоятельство, что отец сочетал в себе инженера и музыканта, его искренняя любовь к народной музыке и инструментам, дало ему возможность стать отличным музыкальным мастером. Вот что писал об Александре Викторовиче в 1965 году журнал "Украина":"... На музыкальной фабрике Александр Викторович ведет ансамбль гитаристов. Этот маленький коллектив не раз слушали в Чернигове, приглашали в Киевскую консерваторию. Инструменты у музыкантов - своего производства. Треть гитар, выпускаемых фабрикой, - сделана по моделям, предложенным Шуляковским."
Руководя на черниговской и одесской фабриках работой музыкальных мастеров, Александр Викторович проповедовал простой принцип: "Делаешь инструменты - умей играть на них!", - и сам был тому заразительным примером. По его инициативе в техникуме деревообрабатывающей промышленности, действующем при черниговской музыкальной фабрике, ввели как обязательные дисциплины - основы акустики, курс игры на фортепиано и народных инструментах. Куда бы его ни закинула судьба, отец создавал ансамбли и оркестры и сам самозабвенно в них трудился, оркестрируя партитуры и дирижируя... Известный московский искусствовед профессор В.П.Машкевич как-то пошутил: "Если бы Шуру Шуляковского одного на парашюте выбросить на полюс, то через пару недель там бы возник оркестр белых медведей, играющих на гитарах и балалайках."
"Александр Викторович подготовил методику преподавания игры на гитаре - читаем дальше в журнале "Украина". - Двадцать лет он отдал этой работе, проштудировал большое количество школ гитарной классики разных стран. У него огромная библиотека, посвященная гитарному искусству, в которой есть уникальные издания. Многие его ученики благодарны ему за науку, а некоторые, начинавшие заниматься гитарой в ансамбле Шуляковского, стали знаменитыми музыкантами".


Виктор Шуляковский. Фото А.Стернина


В 1966 году отца перевели в Киев, в главмузпром, начальником производственно-технического отдела. Формально это было повышение в должности, но служба в главке носила бюрократический характер, и в 1968 году, выйдя на пенсию, Александр Викторович все свое свободное время отдавал любимому делу: своими руками, начиная с нуля, изготавливал гитары разных моделей и конструкций. На основе работ выдающихся мастеров прошлого отцу удалось создать свои оригинальные, прекрасно звучащие инструменты.
От кого у отца музыкальные способности, я не знаю. Его отец, а мой дед, Виктор Александрович, служил смотрителем зданий Юго-западной железной дороги. По тому времени - должность достаточно престижная и ответственная. Дед был отличным рисовальщиком - писал маслом копии известных мастеров. У нас в доме было несколько его картин. Отец тоже писал копии, и эти работы, с моей точки зрения, выполнены отлично. А были ли в семье музыканты, я просто не знаю...
Когда после армии я учился на актерском факультете театрального училища имени Щукина, родители поменяли Киев на Люберцы и поселились в доме напротив Люберецкого ДК. Это было в 1972 году. В этом Дворце культуры Александр Викторович вел гитарную студию и продолжал заниматься изготовлением и ремонтом гитар. А в 1976 году мы переехали в Москву.
Закончив в 1973 году училище, я проработал год в театре имени Н.В. Гоголя, а в начале театрального сезона 1974 года пришел показаться в Театр на Таганке. Обычно актеры играют драматические отрывки, читают стихи или прозу, наконец, поют или плящут. А я... сыграл на гитаре вальс ми-минор А.Иванова-Крамского и первую часть "Астурии" И.Альбениса, после чего Юрий Петрович Любимов принял меня в театр. Владимир Высоцкий, - присутствовавший на просмотре, сказал: - Ух, какая гитара, старичок! Откуда она у тебя? - Отец сделал. - А мне он может такую сделать?
И отец сделал. И не одну. И не только ему. Гитары работы А.В.Шуляковского есть у многих артистов Театра на Таганке: Валерия Золотухина, Анатолия Васильева, Ивана Дыховичного, Дмитрия Межевича, Станислава Холмогорова и других. А Владимиру Высоцкому отец сделал несколько гитар: четыре или пять. Были и с вырезом, и обычной формы, и с головкой грифа в виде лиры, и с двумя грифами. Владимир Высоцкий был постоянным заказчиком: несколько раз приезжал в Люберцы...
Однажды днем, после репетиции, Володя предложил: "Давай съездим ко мне - сыграешь Марине Высотского". Он говорил о Михаиле Тимофеевиче Высотском, выдающемся русском гитаристе-семиструннике начала прошлого века. Владимир всегда с гордостью упоминал о том, что у него был такой гениальный однофамилец. Мы поехали на Малую Грузинскую, и я играл Володе с Мариной пьесу М.Т.Высотского "Пряха".
Владимир всегда с большой теплотой говорил о моем отце, как о мастере. С гитарой его работы он ездил в концертное турне по Америке. Когда 8 ноября 1979 года Александр Викторович умер, Володя выразил мне соболезнование и сказал: "Прости, зайти не могу. У меня со смертью свои отношения, ты скоро это поймешь!" Это он говорил после своей клинической смерти в Бухаре 25 июля 1979 года и за несколько месяцев до трагического 25 июля 1980 года...







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 782. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия