Студопедия — Гершон Свет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гершон Свет






САЯН - см. КАВРАК.

СБАТОВКА - в коннице при пешем строе, особый способ связывания лошадей от седла к седлу, при котором уменьшается число коноводов и в бой выводится большее число спешенных всадников. В образной казачьей речи «сбатовать» значит призвать к порядку, не допустить своеволия.

СБОЧЬ - со стороны.

СВЕДЕНЦЫ - особая строевая команда, созданная по царскому Указу в 1700-г. из служилых городовых Казаков городов Орла, Курска, Обояни и Чугуева. К полученным из них трем казачьим ротам добавили 2 роты крещеных Татар и Калмыков; поэтому их и называли - С.

СВЕЖЕНИНКА - свежее мясо.

СВЕРЗИТЬ ~ стянуть вниз, низвергнуть.

СВЕТЕЦ -лучина.

СВЕТОК ЛАЗАРЕВЫМ - тюльпан.

СВЕТЫ (некр.) - цветы.

СВЕШНИКОВ Михаил Иванович (Оренбург.) - рожд. 1864 г.; станичный почетный судья, член Русской Государственной Думы первого созыва.

СВЕРБЕТЬ -зудеть, чесаться.

СВИРИДОВ Евдоким Фадеевич (дон.)- род. 15 мая 1895 г., стан. Богоявленской. После Первой мировой войны и борьбы за Дон, при отступлении к Новороссийску попал в плен к большевикам, мобилизован ими и послан на Польский фронт. Там перешел на сторону Поляков и продолжал войну на их стороне в рядах новосформированного казачьего полка. После войны остался в эмиграции и работал лесорубом в Беловежской пуще. Знали его там, как сильного и веселого Доничку. Он не был безучастным свидетелем и во время Второй мировой войны попал в Австрию и умер там 3 октября 1957 года.

СВИРИСТЕТЬ - верещать.

СВЯЗКА (некр.) -жемчужное ожерелье.

СВЯЗЬ - курень из двух комнат, разделенных сенями и чуланом.

СВЯТОСЛАВ - сын Игоря, киевский князь. После смерти отца остался ребенком на попечении своей матери княгини Ольги. Возмужав начал свое княжение с нападения на Казарию. Под 965 г. русский летописец записал: «Иде Святослав на Козары. Слышавше же Козаре, изидоша противу с князем своим каганом, и сьступишася бити, и бывши брань между ими. Одоле-Святослав Козаром и город их Белу Вежю взя, и Ясы победи и Косоги и приде к Киеву».

В результате этого дохода по Дону, Донцу и Осколу погибла цветущая и культурная жизнь десятков ясско-славянс-ких городов и поселков. При их раскопках археологи находят следы пожарищ, разрушения и насильственной смерти жителей. Восточные монеты, обнаруженные в могилах, принадлежат к VI-X вв. и, очевидно, среди остатков подонского населения долго еще сохранялась память об этом жестоком разгроме. Не удивительно, что в Томаторкани, по свидетельству современников, обнаруживается полная отчужденность от Киева и враждебность к нему. Не удивительно также, что Подонские Бродники на Калке в 1223 г. оказались по стороне Монголов и способствовали поражению Русов.

Разгромив Казарское царство и уничтожив наполовину подонские племена, С. пошел на Дунайскую Болгарию, временно занимал ее, но потом был побежден византийскими войсками императора Иоанна Цимисхия и должен был очистить завоеванные земли. На обратном пути в Киев, его войско было рассеяно Печенегами, а он сам пал в бою.

СВЯЩЕНСТВО - у православных и католиков Таинство, соединенное с религиозным обрядом рукоположения в духовные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У христиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.

СЕБРЯКОВ (дон.) - 1) Александр Иванович, донской офицер; во время Первой мировой войны, став инвалидом с перебитой в локте правой рукой, в чине сотника состоял несколько месяцев сменным офицером Новочеркасского Казачьего училища.

2) Михаил Сидорович, бригадир; род, ок. 1735 г. 23 сентября 1756 г., по челобитной заслуженного отца, получил звание донского старшины; вместе с отцом принимал участие в Семилетней войне; по окончании которой Указом от 24 мая 1762 г. произведен в чин подполковника, а одновременно император Петр III за отцовские и его личные заслуги пожаловал ему свыше 40 тыс. десятин земли из юрта городка Кобылянского, временно упраздненного.

Таким образом С. стал самым крупным донским землевладельцем. В следующем году он получил чин полковника армии. С 1768 г. участвовал в Турецкой кампании, командовал четырьмя полками и отличился в 1771 г. при переходе через Сиваш, когда захватил с Казаками четыре неприятельских бунчука. В награду за это получил золотую именную медаль на шею и серебряный ковш с надписью. В 1773 г. награжден саблей в золотой оправе с надписью: «За свою отлично храбрую и верную службу». Но будучи мужественным командиром в боях с внешними врагами, С. оказался робким и нерешительным во время защиты Дона от полков Пугачева; назначенный командиром Северного ополчения Донцов, он в самый решительный момент бросил свое ненадежное войско и укрылся в Хоперской крепости. По настоянию Потемкина Войсковая Канцелярия признала его за это достойным смерти, но это решение не было утверждено императрицей. Вскоре последовал Указ о прощении его провинности, об освобождении из-под стражи, восстановлении в чинах и возвращении пожалованных раньше земель. В 1783-1786 гг. С. командовал донской бригадой в армии фельдмаршала Суворова на Кубани, произведен в чин бригадира и награжден второй золотой саблей.

В своем огромном поместье С. населил новые села и слободы, привлекая в них «малороссиян» с Украины, переманивая к себе крестьян «приписных» за станицами и покупая в России крестьян помещичьих. В 1790 г. в его власти оказалось около 450 душ, из которых 55 были крепостными. Все они обязаны были выполнять для своего помещика различные повинности, обрабатывать его поля, заготавливать сено, отдавать часть урожая со своих делянок и т.п. Приходилось работать на него и некоторым обедневшим Казакам. Со своими людьми неоднократно причинял обиды соседним станицам, вырубал их леса, захватывая их сенокосные и рыболовные угодья. Поэтому в Войсковой Канцелярии на его самоуправство собралось много жалоб. Одна из его жалованных сабель хранится в Государственном Историческом музее.

3) Сидор, бригадир, отец предыдущего, сумел заслужить благосклонность русского царя и использовал ее для достижения личного благосостояния. В 30-х годах заведовал командами по уничтожению разбойничьих шаек, громивших имения русских помещиков при северных границах Дона; он же вел «розыск раскольников» и сыск беглых из России. Выполняя эти обязанности, С. мало считался с казачьими интересами и обычаями, вел себя независимо и не ладил с Войсковым атаманом Д. Ефремовым. В 1751 г. Войсковое правительство жаловалось Военной Коллегии, что С. при выполнении сыска беглых берет взятки, многих новоприходцев захватил в свое распоряжение, «в некоторых станицах завладел казачьими пахотными землями, сенокосами, тако же рыбными и лесными угодьями без дозволения Войска, самовластно». Но С. и сам не оставался в долгу, доносил в Петербург, что «Войско Донское пришло в наибеднейшее состояние и крайнее разорение от наглого нападения, неутомимого лакомства и нестерпимого насилия атамана Данилы Ефремова». Несмотря на эти жалобы, С. оставался в фаворе у русских властей; в 1756 г. он из казачьих старшин произведен в чин полковника армии, а через три года после этого - в чин бригадира. В 1761 г., будучи в Петербурге, С. ходатайствовал о передаче ему во владение всего юрта городка Кобылянского, разгромленного за участие в восстании Булавина; но вскоре умер. По его ходатайству часть этих земель получил «в вечное потомственное владение» его сын Михаил.

СЕВЕРО-КАВКАЗЦЫ - общее название народов, владеющих северными склонами Кавказского горного хребта. С древних времен там обитают племена Адыгейцев, Кабардинцев, Чеченцев с Ингушами, Кумыков, Осетинов и Аваров. Казаки тоже имеют историческое право называться географическим именем С.-К. и не только потому, что Кубанцы и Терцы проживают там в настоящее время, и не потому так же, что по русской истории Казаки, жившие в Пятигорьи, известны от 1282 г. (И. Болтин), а по той причине, что северо-кавказские степи с Приазовьем и Доном почти две тысячи лет тому назад, стали Прародиной Казаков, землею, где росли и множились племена, положившие начало казачьему роду. Многие исторические и археологические памятники свидетельствуют о том, что именно здесь уже в начале новой эры произошло слияние Турано-скифов с местными Славянами. В русской археологии это принято называть «внедрением» Сарматов в среду Меотов. В результате такого «внедрения» на Сев. Кавказе появились турано-славянские племена казачьих предков. Это были Торки, Узы, Берендеи и Подонские Бродники, известные русским летописцам под общим именем Черных Клобуков и Черкасов. У древних географов они соответственно называются Тореты, Уды-Удзы, Бебенджер-Беренджер-Венен-дер и Брадас-Барадас. Все они по разным причинам и в различное время должны были покинуть северокавказские степи и перекочевать на новые места, в лесостепь, на Сев. Дон, на Донец и на Днепр. Но на тех местах, где Сарматы «внедрялись» в среду Меотов, остались, неизменные следы их прежнего пребывания в «Касахии» Константина Багрянородного и в «Земле Касак» персидской географии 982 года (Гудуд ал Алэм). Пути же их кочевий обозначились курганами «торчес-ких» погребений с одним конем. Прозвище «Черкасы», которым Русские наделяли Казаков до XVIII века, говоритотомже происхождении их из кавказской страны Черкасии.

СЕВЕРЫ - общее название Славян, проживавших в начале новой эры на Сев. Кавказе. Географы двух первых веков по Р. Хр., Плиний Старший и Птоломей, помещают их среди Меотов, т.е. в Приазовье. При этом первый пишет их имя - Сервии, а второй -Савары. Через пять веков аноним Равенский называет реку Дон «родиной Суаров». Чешский профессор Л. Нидерле считает, что все эти имена потом слились в одном более позднем - Северяне. Он думает, что «именно они основали все славянские колонии, которые уже в шестом веке упоминаются на Донце и на Дону, а в арабских источниках IX и X веков на Дону, Волге и Северном Кавказе». В примечаниях он добавляет: «Северяне упоминаются не только в X веке Константином Багрянородным под именем Северии и в письме Иосифа Хазарского под именем Савар, Север, но, очевидно, еще раньше географом Баварским (Sebbirozi), затем анонимом Равенским (patria Suaricum на Дону) и Птоломеем, Savaroi, которого ближе всего к ним подходят» (Л. Нидерле. Славянские древности, М. 1956).

Все эти изменяющиеся в веках названия в основе своей, вероятно, имеют римское separare (так же как английское sever) со значением «отделять», «отделяться». Тот же смысл придает им в VI в. Прокопий Кесарийский, уже при греческом звучании - «Споры» со значением «рассеянные» и это роднит их со славянским - «бродячий», «бродяги». Очевидно Кавказские и Подонские Славяне приобрели общее прозвище Северы от Римлян во время их господства на Сев. Кавказе (I-III вв. поР. Хр.).

В конце четвертого века Гунны прихватили с собой и часть Кавказских Славян, которые принесли свое имя С. и на Дунай. Большая же их часть осталась на старых местах и оказалась в границах возникшего там государства Казара. В X в. о них, как о Славянах, вспоминают Арабы Масуди и Ал Бекри, но и до этого времени их можно узнать в Сакалибах других арабских авторов. Масуди говорил, что многочисленные славянские племена издревле заселяли берега Дона. Его слова подтверждаются более ранним свидетельством другого Ара-ба-Ибн Хор-дабе, который еще в средине IX века называл Волгу и Дон славянскими реками. Л. Нидерле ссылается на анонимный источник X в., по которому и Азовское море называлось славянским. Вероятно, на основании этих свидетельств, пополненных греческими данными, в Российских Четьи Минеях говорится, что «Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами, называли, был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меотического озера» (Ригельман). Гребенские Казаки помнили еще в XVIII столетии, что их раньше называли Казаровцами {у него же в Летописном повествовании о Малой России).

Оставаясь в Подонье и в Приазовье под властью казарс-кого хакана, степные Славяне прошли многовековые процессы смешивания и метисации с другими народами. При этом они не только сохранили свой древний славянский язык, но и распространили его и на соседей. Ал Бекри писал, что Каза-ры, смешавшись со Славянами, стали говорить на их языке «наравне с другими народами севера».

После гибели Казарского царства (965), остатки его славянского населения вошли в состав державы Томаторканс-кой и в дальнейшем упоминаются в русских летописях и актах, как Бродники, Пятигорцы, Черкасы, Козары, Сара Азманы, а иногда и как Северюки (в актах XVI в.). Известно, что все эти прозвища принадлежали казачьим предкам.

СЕВЕРЯНЕ - отдельное славянское племя; появились между Донцом и Сулой в VII в., но во второй половине VIII в. переместились глубже в леса на р. Десну. На их место с новой волной Славян пришли Асы и некоторое количество Болгар, прозванных Черными. Русский летописец отмечает разницу между бытом С-н и других Днепровских Славян и считает их родственниками Кривичей: «также Север от них»; по обычаям они были сходны с Радимичами и Вятичами, даже после христианизации Руси у них практиковалось многоженство, «умыкание» невест и сжигание покойников, после чего, «собравши кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех». От конца VIII в. С. платили дань казарскому хакапу; в 884 г. их отвоевал киевский князь Олег. При Мстиславе Храбром от 1015 г. все С. принадлежали Томаторкани, хотя любовью князя не пользовались. После его смерти и нашествия Половцев они отошли к вотчине князей чернигово-северских.

СЕДЕЛЬНИКОВ Тимофей Иванович (Оренбург.) -. рожд. 1871 г.; землемер, статистик, публицист, член Русской Госу­дарственной Думы первого созыва. В 1905 г. уволен с государственной службы за статью: «Борьба за землю в Киргизской степи»; власти остались также недовольны его думским докладом о киргизских землях. Он был вызван в петербургскую полицию, где, не считаясь с депутатской неприкосновенностью, его подвергли пристрастному допросу и даже избили. После роспуска Думы С. подписал Выборгское воззвание. В результате политической деятельности был осужден и приговорен к тюремному заключению, избежал ареста и скрывался до 1910 г., когда явился сам и отбыл наказание.

СЕДЛО - снаряжение, облегчающее всаднику долговременное пребывание на конской спине. Конструкция седла и его вес зависят от назначения: военного, спортивного или бытового; самые тяжелые - кавалерийские, самые легкие -жокейские. Ковбойские, мексиканские, и казачье-горские составляют особый тип.

Основные части казачье-горского седла: потник, арчак или ленчик (деревянная основа с луками), три подпруги, стремена, тебеньки и подушка. Потник из трех или четырех листов войлока, покрыт кожей и приторочен к лукам арчака; по бокам арчака привешены на ремешках тебеньки, четыреугольные куски твердой кожи, которые прикрывают пряжки подпруг, а спутлища со стременами расположены над ними. Между лук арчака лежит продолговатая кожаная подушка, притянутая к нему средней подпругой или чересподушечным ремнем. Стремена более или менее однообразные, выкованы из прута стали с плоским упо­ром для ноги, с широким прорезом вверху для спутлища и ременной скашевки, связующей стремена под грудью лошади.

К полному комплекту строевого С-ла принадлежат также кожаные или ковровые переметные сумы и саквы для овса.

Таким типом седла Казаки пользовались в армии и в домашнем быту до торжества советской власти. Деревянные арчаки обнаружены археологией на Дону и на Кавказе уже для первых веков нашей эры. Они были частью седла Асов-Аланов и других народов, там проживавших.

СЕДЬМОЙ ДОН. КАЗ. ПОЛК -постоянный полк действительной службы из молодежи Черкасского и Таганрогского округов; сформирован на кадрах прежнего 28 полка; имел Георгиевское знамя за 1812 г. и белые петлицы. Вечный почетный шеф Войсковой атаман А.К. Денисов.

СЕКАЙДАР - правитель города Ардебиль и глава мусульманской секты софитов в Персидском Азербайджане. Горя ненавистью ко всем иноверцам, С. со своими приверженцами вначале нападал на безоружных христиан Закавказья. Мусульмане опустошали страну, избивали ее население и возвращались отягощенные добычей. Потом их толпы проникли и в равнинную часть Черкасии. Иосафат Барбаро (Путешествие в Тану) подробно описал одно из таких нашествий. Это случилось в 1486 г. «Пылая религиозной ненавистью, с криками: Смерть Христианам! проповедники подняли толпы жителей в поход на завоеванный Турками Кавказ. И чем дальше к северу они продвигались, тем больше росло их число, тем сильнее они бесновались в своем фанатизме. Вдоль моря Баку они прошли к местности Семмачи, к Дербенту и в область Тумена. Здесь они собрались в неимоверно большом количестве, хотя и не все вооруженные. Придя к реке Терк, которая протекает через область Тезех, около гор Каспия, они перебили всех христиан-католиков, живших там во множестве, мужчин, женщин и детей. Отсюда они бросились в землю Гога и Магога, христианскую по греческому обряду, и обошлись там подобным же образом. Та же судьба постигла встреченные ими по пути поселения Черкасии, куда они ворвались, двигаясь через Чеппичи и Чербетри по направлению к Черному морю. И они действовали там до тех пор, пока против них не выступили племена Татаркасии и Гремуча. Эти учинили им такую резню, что не больше двух десятков из сотни успели скрыться назад в свою страну. Так мы могли понять, что там пришлось пережить бедным христианам».

Тогда, нужно считать, и зародилась ответная ненависть Казаков ко всему магометанскому миру, создавшая весь духовный облик нашей истории XVI и XVII веков.

СЕКРЕТЕВ Александр Степанович (дон.) - род. ок. 1880 г., ст. Краенокутской; генерал-лейтенант. Окончил Донской кадетский корпус и с чином хорунжего из сотни Николаевского кавалерийского училища вышел на службу в Лейб-гв. Атаманский полк. Добровольцем участвовал в Русско-японской войне и заслужил там боевой орден св. Владимира 4 ст. После войны возвратился в тот же полк, но вскоре принужден был уйти из гвардии и был отчислен в запас. От этого времени несколько лет посвятил конному спорту, с успехом принимал участие в конских состязаниях на Ростовском и Новочеркасском ипподромах и среди иных наград взял первый приз за стоверстный пробег на своей кобыле «Мария Вечера». В 1913 году зачислен в 16 Дон. каз. полк, а с началом Первой мировой войны назначен командиром 16 Дон. отд. сотни. С нею заслужил Георгиевское оружие в награду за успешную конную атаку на австрийскую пехоту. После Октябрьского переворота в конце 1917 г. возвратился на Дон в должности командира 25 Дон. каз. полка. По пути в Луганске попал в руки большевиков и избежал расстрела только благодаря случайности. Во время всеобщего восстания Донцов в апреле и мае 1918 г. командовал 1-м кон. полком под Новочеркасском и против красных частей Ворошилова и Мухоборца, на Чирском направлении. В1919 г. при взятии Луганска стоял во главе бригады, уже в чине генерал-майора. В мае того же года, когда ген. Ф.Ф. Абрамов потерпел неудачу при переправе через Донец у хутора Подгорного, генерал С. принял от него конную группу со специальным заданием прорваться с нею к восставшим Верхне-Донцам. В группе состояло две конных дивизии (восьмая и девятая) и пять батарей. Ген. С. скрытно подвел свои полки к предмостному укреплению красных около станицы Репная. Отсюда две сотни калмыков ночью вплавь переправились через Донец и вышли в тыл противнику. После этого его дивизии взяли предмостное укрепление с уцелевшим мостом и развивая успех прорвались на тылы советских армий, где соединилась с повстанцами. Благодаря этому успешному маневру начался период новых казачьих побед. Ген. С. назначен начальником 9-й конной дивизии (8 кон. бригада ген. Кучерова, 11 кон. бригада ген. Калинина и 12-я кон. бригада ген. Каргальского). С этой дивизией он участвовал и в рейде Мамантова, причем не раз замещал его в качестве временно командующего корпусом. Незадолго перед эвакуацией в Крым получил этот IV корпус в командование. Подчиненные любили генерала С-ва за заботу о них и за ровное приветливое отношение; называли его «наш Секрет» и верили в его военный опыт. Генерал же Краснов, будучи Донским атаманом, не раз в приказах восхвалял его доблесть и при этом ласково называл его Сашей Секретевым.

Эвакуировавшись в 1920 г. из Крыма в Болгарию, ген. С. затосковал. Поддавшись уговорам Союза Возвращения на Родину и настояниям любимой женщины, он решил вернуться на Дон и был одним из подписавших воззвание с призывом к Казакам ехать тоже туда. Пропагандисты-возвращенцы пользовались его авторитетом у Казаков и возили повсюду с собой. Но однажды в Калединско-Назаревском полку, хорошо выпивши, С. сказал толпе Казаков: «Все вы меня знаете, вместе воевали, вместе и домой поедем, вместе нас там и повесят. А мы все-таки поедем». Его деятельность возмущала многих казачьих офицеров и старших начальников. Последовали приказы об исключении его из списков всех казачьих частей, а Лейб-гв. Атаманский полк лишил его права носить полковую форму.

После прибытия в РСФСР С. получил должность инструктора верховой езды при Новочеркасской школе красных курсантов, но вскоре умер. По другим сведениям, он окончил свои дни в ст. Нижне-Чирской, где был сторожем на бахчах.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия