Студопедия — Литературное и музыкальное образование.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Литературное и музыкальное образование.






Афинское образование в V веке заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Первые преподавал грамматист, вторые — китарист, третьи — педотриб.

По-видимому, ребенок от семи до двенадцати или четырнадцати лет делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой, а с четырнадцати лет занимался главным образом гимнастикой, не отказываясь из-за этого и от умственной жизни.

Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и первоначального счета. Затем учитель заставлял ученика читать в школе стихи, взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения, наполненные полезными советами или заключавшие поучительные повествования, восхваления великодушных с. 71 людей, которые когда-нибудь совершили великие и благородные поступки. Это являлось средством не литературного, а нравственного развития. Затем следовало чтение отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Эти уроки совершенно не похожи были на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома.

Сцены из жизни греческой школы.

Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, с. 72 а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой. Это была как бы диктовка, но предназначенная не для записывания. Ученики подходили к учителю один за другим или все вместе и отвечали ему урок до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой обучали китаристы. Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра, или лира, и флейта. Рисунки на вазах дают нам понятие о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какую-нибудь арию, а ученики повторяли ее вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели, а Дамон3 провозглашал, как основное правило, что нельзя изменять музыкальные правила без потрясения государства.

Но в глазах громадного большинства греков музыка преследовала только одну цель — быть украшением человека. Молодой афинянин изучал ее потому, что эти уроки были естественным дополнением его учебных занятий, и потому, что человек благородного происхождения должен для развлечения уметь играть на лире. Но музыка играла роль не только искусства для удовольствия: благородство ее мерных звуков и неразрывно соединенная с нею поэзия возвышала сердца и освобождала их от мелочных побуждений.

(По Girard, l’Education athénienne, 2 ч., кн. I, гл. 2 и 3).

Гимнастика.

Гимнастика становилась для юноши-грека предметом серьезных занятий только с четырнадцатилетнего возраста. Главными упражнениями, которым мальчиков с. 73обучал педотриб, были борьба, бег, прыганье, метанье диска и дротика.

Самым старинным и наиболее почитаемым упражнением была борьба, потому что она требовала одновременно и силы, и ловкости, и присутствия духа, а кроме того она приводила в действие все мускулы. Борьба происходила в грязи или в пыли. Грязь увеличивала ее трудность: она препятствовала сохранению равновесия; а так как противники катались в ней друг на друге, то тело их, уже скользкое от масла, которым их мазали, и струившегося пота, было почти невозможно схватить и удержать.

Пыль, наоборот, прилипая к телу, облегчала борьбу; ее умышленно подымали облаками, которые осаживались на противника и позволяли схватить его так крепко, что он не мог выскользнуть. Этот мелкий, прилипающий к телу песок предохранял также от простуды: закрывая поры, он защищал борца от порывов резкого ветра, который делал иногда климат Аттики таким суровым. Бывало, что по окончании борьбы борцы еще раз катались в этой благодетельной пыли, чтобы осушить свои тела; затем они очищались с помощью банной скребницы4, мылись в бассейне и, конечно, снова натирались маслом, чтобы придать суставам всю их гибкость.

Целью борцов было положить своего противника на спину таким образом, чтобы он коснулся земли обеими лопатками. Чтобы считаться победителем, надо было трижды достигнуть того же результата.

с. 74
Вооружение эфеба.

Борьба, следовательно, состояла в том, чтобы повалить на землю, не нанося ударов. Отсюда — различные хитрости и настоящее искусство, малейшие оттенки которого греческий язык умел передать. Два главных вида этого состязания состояли в борьбе, при которой или держались на ногах, или катались по земле. В первой старались повалить своего противника, сами оставаясь на ногах; во второй, часто предшествовавшей первой, оба борца, переплетаясь телами с. 75 на земле, пытались положить друг друга на лопатки: благодаря этому борцы вертелись и катались по земле, внезапно переменяя положение, и то один, то другой из них находился наверху до того момента, когда более сильный или более ловкий не притискивал своего товарища к земле и не заставлял его признать себя побежденным.

Бег был также одним из самых старинных упражнений: он укреплял мускулы ног и легкие. Для увеличения трудности его, состязающихся заставляли бежать по песку. Было несколько видов бега: простой бег, когда пробегалась одна стадия (185 метров); двойной бег, или дол, когда требовалось пробежать стадий и возвратиться к пункту отправления; гиппический бег, когда надо было сделать тот же пробег, что лошадь на ипподроме, т. е. когда от пункта отправления до конечного пункта и обратно пробегали дважды, а это составляло четыре стадии. Наконец, большой бег, илидолихон, при котором расстояние пробега было различным и достигало иногда двадцати четырех стадий (3840 метров). Когда расстояние пробега было невелико, более всего ценилась скорость; при больших расстояниях быстроте бега предпочитали уменье сохранять все время одинаковый шаг и искусно сберегать силы. По-видимому, педотриб не обучал своих учеников бегу с оружием. Это атлетическое упражнение было слишком тяжелым для юношей. Бег с факелами также не был в обычае на палестре5: его приберегали к известным торжествам, праздновавшимся отчасти и ночью; это была не столько гимнастика, сколько род зрелища.

Прыжок можно рассматривать, как один из видов беганья. Дети перепрыгивали более или менее широкие рвы, в зависимости от их возраста; они брали также и другие препятствия. Чтобы увеличить свой вес и благодаря этому приобрести возможность употребить большее усилие, они брали в каждую руку по свинцовой гире. Гири не только увеличивали вес тела: ими пользовались и для с. 76 удлинения скачка; в тот момент, когда делался скачок, руки с гирями выставляли быстрым движением вперед; это также влекло атлета вперед и заставляло его падать дальше, чем если бы он довольствовался только своим собственным весом.

Рисунок на греческой вазе; верхняя половина — гимнастические упражнения эфебов.   Обучение эфебов гимнастике.

Диск и дротик играли важную роль в палестрах. Первый развивал мускулы рук и плечей; второй, укрепляя руки, давал упражнение меткости глаза. Диск представлял собой сплошной бронзовый круг с различным с. 77 диаметром. То усилие, которое приходилось делать, чтобы взять и вращать этот круг из полированного металла, было первым полезным для пальцев упражнением. Бросали диск как правой, так и левой рукой — безразлично; было также два способа бросать: в вышину или в горизонтальном направлении. Было также упражнение, состоящее в том, что, бросая диск вверх и, может быть, заставляя его вращаться, ловили его плашмя на ладонь и переднюю часть руки. При бросании в горизонтальном направлении отводили руку назад и давали ей размах, а чтобы придать большую силу полету диска, с. 78 делали быстро несколько шагов вперед. Цель, до которой надо было добросить диск, не определялась: когда было несколько состязающихся, тот, диск которого упал дальше всех, считался победителем.

Эфеб на коне.

Для метанья дротика необходимо было обладать силой в такой же мере, как и ловкостью: надо было метить в цель, а чтобы попасть в нее, необходимо было иметь верность глаза и правильное чувство расстояния. Детям остерегались давать в руки военные дротики: неосторожность в этом случае могла быть гибельной для них. Им предоставляли просто палки определенной длины. Чтобы бросать эти палки, еще в старину явилась мысль прикрепить к ним ремешок, в который продевали указательный и средний палец, или просто указательный; это помогало сразу и увеличить силу бросания предмета, и дать ему более правильное направление. Но вообще молодые люди, по-видимому, мало пользовались этим приспособлением. При метании дротика имело значение, за какое место брали его. Если держали слишком близко к концу, упражнение становилось чересчур легким; кажется, предлагалось держать его посредине. Взяв это оружие рукой в соответствующем месте, его подымали на высоту уха и затем бросали, быстро делая несколько шагов вперед.

Учитель пристально следил за этими разнообразными упражнениями: с палочкой в руке, он наблюдал за действиями молодых людей, хвалил их, делал замечания, предлагал вопросы и давал объяснения. В случае необходимости он без колебаний снимал свой плащ и примером подтверждал с. 79 объяснение. В этих занятиях ему помогали сами молодые люди. На палестрах происходило настоящее взаимное обучение: дети старались научить друг друга и руководить упражнениями своих товарищей. Быть может, педотриб назначал более сильных из них своими помощниками.

Помимо этих состязаний, были и другие упражнения, составлявшие как бы дополнительную гимнастику. Так, например, молодые люди для развития гибкости делали особые движения, которые становились более сложными, если брали в руки гири.

Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Греки занимались и кулачными боями; это был вид борьбы, в которой борцы наносили друг другу удары кулаком или — разновидность этого состязания, когда вместе с ударами кулаком старались схватить друг друга. Кроме того, юношей обучали и военному искусству; учили также верховой езде, по крайней мере, мальчиков из богатых семей. Что касается танцев, то они, по-видимому, не принадлежали к обычным предметам преподавания.

(P. Girard. L’Education athénienne, стр. 194—213).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия