Студопедия — Культ богов в гомеровскую эпоху.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культ богов в гомеровскую эпоху.






«Люди, — говорит Гомер, — умиротворяют богов жертвоприношениями, мирными обетами, возлияниями и дымом».

Множество жизненных обстоятельств сопровождались у греков возлияниями, которые как бы освящали те или иные поступки людей. Например, его совершали при произнесении клятвы. Возлияние в начале трапезы соответствовало христианской молитве перед едой. Иногда оно совершалось водой (λοιβή), иногда же вином; в последнем случае, прежде чем приступить к питью вина, часть выливали на стол или на землю или же обрызгивали им жертву (σπονδή). Договоры, перемирия и союзы также освящались возлияниями.

Молитвы были двух родов: во-первых, простые пожелания, обращенные к небесам (εὐχή); во-вторых, более настойчивые мольбы (λιτή). Гомер делает последние дочерьми великого Зевса и изображает их нам, под видом остроумной аллегории, хромыми, морщинистыми или с нахмуренным челом, со скошенными глазами. Они следуют за богиней Атой23, которая, наоборот, отличается молодостью, силою и ловкостью.

с. 324 При обращениях к небесным богам греки держались стоя. Когда же они призывали подземных богов, то становились на колени. Если вместо бога обращались с мольбой к какому-нибудь человеческому существу, то просящий простирался перед ним ниц, брал его одной рукой за колени, а другой за подбородок. Иногда, вместо простых и горячих молитв по отношению к богам, прибегали к более настойчивым и многократно повторяемым заклинаниям и действиям, которые должны были больше растрогать их сердца. Такие мольбы носили название ὀλολυγαίи состояли в раздирающих жалобах, стенаниях, воплях, ударах в грудь, вырывании волос, т. е. в приемах, обычно употребляемых в восточных культах.

Уже с древнего времени утвердились понятия о необходимости физической и нравственной чистоты, не позволявшие приступать к выполнению священных обрядов и к жертвоприношениям без омовений и очищений водой. Нестор, прежде чем начать молитву к Зевсу, просит, чтобы ему омыли руки струей чистой воды. Ахилл также, собираясь обратиться к богам с мольбой за Патрокла, моет руки. Исполнение этого предварительного обряда очищения было особенно необходимо в тех случаях, когда руки были запачканы кровью. Гектор не хочет совершить возлияния владыке богов, не очистившись предварительно от крови, покрывавшей его руки. Сосуды, предназначавшиеся для священных обрядов, также подвергались омовению. По мнению греков, воспринятому также и христианами, соль придавала воде святость и большую чистоту. По этой-то причине во время религиозных обрядов часто предпочитали употреблять морскую воду вместо воды пресной. С целью умиротворить богов греки прибегали к самым торжественным возлияниям и всеобщим очищениям. Пример этого мы находим в Илиаде, когда Агамемнон предписывает подобную церемонию для смягчения гнева Аполлона.

Более торжественными действиями, лучше обеспечивающими милость божества, были приношения и кровавые с. 325 жертвы. От жертвенных животных требовалось, чтобы они отличались молодостью и правильным сложением и не подвергались никакому осквернению: быки, например, по возможности брались такие, которые не носили ярма и были не старше пяти лет. Бык, коза, овца и поросенок считались обыкновенной жертвой, но бык предпочитался другим. Он был жертвенным животным по преимуществу, и во время больших торжеств закалывали до ста штук быков; это называлось гекатомбой. Некоторые божества получали свои особые жертвы. Так, например, богу подземного царства закалывали корову, не имевшую телят. Но эта связь известных животных с культом того или иного бога, по-видимому, распространилась широко только в послегомеровскую эпоху. Разукрашенное жертвенное животное приводили к алтарю и очищали водой. В это время священнослужители мыли руки в чаше. Затем при чтении молитвы они подымали вверх οὐλόχυται, т. е. смесь ячменя, воды и соли, посыпали голову животного этим священным ячменем и в то же время бросали в пламя зажженный перед алтарем кусочек вырванной у него на лбу шерсти. Описанное действие означалось глаголом ἀπάρχεσθαι, т. е. принесение первых плодов (ἀπαρχαί).

Если жертва предназначалась небесным богам, то голову животного запрокидывали назад и ударяли по ней топором. Нанеся животному смертельный удар, его резали ножом и собирали кровь в сосуд, называемый ἀμνίον. По снятии с жертвы шкуры ее разрезали на части. Верхнюю часть задних ног клали отдельно, а жертву обкладывали жиром; на различные члены животного клали небольшие кусочки, взятые из других частей его, и жарили все это. Так поступали для того, чтобы запах мяса мог возноситься к небесам и чтобы дым, поднятие которого по вертикальной линии считалось благоприятным признаком, отличался изобилием и густотой. Для жарения употребляли сухое дерево, поколотое на лучинки. Чем выше подымалось пламя, тем благоприятнее считались предзнаменования. Вслед за этимс. 326 лили черное вино, а за неимением его — чистую воду. Верхние части задних ног, как куски наиболее жирные и вкусные, предлагались богам. В течение долгого времени жарение мяса из этих частей считалось священной церемонией. Изображение этого акта жертвоприношения находится иногда на памятниках. На одной разрисованной вазе изображается сцена жертвоприношения в героическую эпоху: по обе стороны алтаря стоят два молодых священнослужителя и держат в руках два вертела с мясом, которое предназначено для сожжения. Во время жарения мяса молодые люди поддерживали пламя, потому что считалось очень дурным признаком, если жертва была недостаточно прожарена или падала на землю. В это время другие части жертвы разрезали на маленькие кусочки и насаживали на небольшие вертела. Иногда некоторые оставшиеся части предлагались низшим божествам, нимфам, Гермесу, а остальное разделялось затем среди сотрапезников. Греки верили, что боги невидимо присутствуют на этих священных трапезах.

Богам делались приношения не только в виде животных: Аполлону приносили венки, Афине — пеплосы, другим божествам — блестящие одежды, и всем вообще — вазы, чаши и в особенности отнятую у врагов добычу.

(Maury. Histoire des religions de la Grèce antique, т. I, стр. 315—322).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия