Студопедия — Праздник Анфестерий в Афинах.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Праздник Анфестерий в Афинах.






Название Анфестерий произошло от цветов (ἄνθη), которые служили приношением богам и украшением участников празднества. Анфестерии продолжались три дня, с 11 по 13 число месяца Анфестериона, который с. 349соответствовал приблизительно концу февраля по новому стилю. Это было время, когда, благодаря теплому климату, в Афинах уже в изобилии распускались первые весенние цветы. Все три дня праздника обозначались различными наименованиями: первый назывался τὰ Πιθοιγία («Открытие питов»), второй — οἱ Χόες («Кружки»), третий — οἱ Χύτροι («Мармиты»)37.

Два первые названия были связаны с теми событиями, которые дали повод к установлению праздника. В первый день снимались крышки с больших глиняных питов, в которых заключалось вино урожая предшествующая года. Хозяин отведывал тогда своего вина, чтобы узнать окончательно о его достоинствах, и разливал его для рыночной продажи из питов в мехи. Крестьянин вез его в город, чтобы найти покупателя. На другой день, называемый «Днем кружек», праздновались в веселых попойках окончание всех работ по изготовлению вина и совершение покупок. Название третьего дня происходит от одного обряда менее древнего происхождения, связанного с ролью Диониса в мистериях.

Празднование первого дня (Питойгий) начиналось с домашнего жертвоприношения, которое совершал каждый домохозяин в присутствии своей семьи и своих рабов. Это жертвоприношение должно было приноситься на алтаре Гермеса Агийского, стоявшего на каждом перекрестке, или на алтаре Зевса Геркейского, находившегося в самом доме. В этот день как рабочие, так и рабы получали отпуск, а потому им пользовались для найма сельских рабочих на целый год; вследствие этого первый день Анфестерий сделался обычным сроком начала и конца многих годовых договоров. В день Питойгий устраивалась также большая ярмарка. Тут процветала преимущественно торговля вином, но продавалось также и много глиняной посуды.

В течение трех дней, начиная с утра 11 числа, все с. 350 храмы были закрыты. Открывался только один, который был закрыт в течение целого года: это был храм Диониса-Освободителя. В нем хранилось старое деревянное изображение бога, которое, согласно преданию, было привезено Пегасом в царствование Амфиктиона38. В ночь с 11-го на 12-е эту статую переносили в малое святилище внешнего Керамика, причем совершались известные таинственные обряды.

Утром второго дня пользовались для подготовления торжественной процессии. Эта церемония совершалась при наступлении вечера, около 5 часов пополудни, а следовательно, при свете факелов. Процессия выходила из малого храма Керамика и двигалась к храму Ленайону. По дороге делались остановки с пением и священными танцами. Тут принимала участие вся вакхическая свита: маскарад изображал сатиров и панов, силенов верхом на ослах, хоревтов39, одетых в звериные шкуры, с венками из листьев на головах, и потрясавших бубенчиками или медными колокольчиками; женщины были переодеты Горами40, нимфами и менадами и скакали под звуки флейты. Группа замаскированных мужчин, ехавшая на колесницах, бросала в толпу грубо-шутовские замечания. Эта маскарадная процессия и отряд афинских всадников сопровождали триумфальную колесницу, которая везла статую Диониса; тут воспроизводилось шествие, устроенное царем Амфиктионом, когда он водворял это изображение в свой храм Ленайон. Но прежде всего эта процессия изображала брачное торжество: свита сопровождала новобрачную к ее божественному супругу, и роль новобрачной играла жена архонта-базилевса, являясь как бы представительницей города. Потому-то церемония и совершалась в такой час, когда по обычаю новобрачную перевозили в дом ее мужа. Тут, как и на свадьбе, была колесница, на которой восседала с. 351 «царица» в костюме новобрачной со скипетром в одной руке и с айвой — в другой. Она была окружена четырнадцатьюгерерами, или почетной женской свитой, которая выбиралась среди самых знатных афинянок, по возможности среди эвпатридок.

Когда процессия вступала в ограду Ленайона, совершалось жертвоприношение. Гереры входили вместе с женой архонта-базилевса в святилище. Там происходил таинственный обряд символического бракосочетания бога с «царицей». Гереры вслед за тем удалялись, и новобрачная должна была провести ночь в обществе бога. Перед запертой дверью находился замаскированный человек, изображавший вакхического демона Кома. Он должен был охранять вход от непосвященных.

Тогда народ отправлялся в театр, чтобы посмотреть на заключительный эпизод этого дня — великое состязание в выпивке. Судьи назначались так же, как и на играх. О каждой круговой чаше оповещалось трубными звуками. Победитель получал венок из листьев и мех, наполненный вином. Те, которые стремились особенно отличиться, пытались осушить свою чашу вина, стоя на смазанных маслом, а потому скользких мехах.

Афиняне всех классов не считали для себя возможным уклониться от этих вакхических состязаний, но поклонники хорошего тона избегали грубого и пьяного веселья, которому предавалась толпа. Они праздновали этот день на частных пиршествах в кругу родственников и друзей. По обычаю на эти ночные пиры каждый приходил со своим собственным хусом (χοῦς) — совершенно новым глиняным кубком, купленным накануне на ярмарке. Эти кубки должны были быть у всех одной и той же величины. В их ручки продевались венки из цветов, которые носили на головах во время празднеств. Такие попойки продолжались целую ночь. (Five. Gazette archéologique, 1879 г., стр. 7 и сл.).

Следующий день назывался днем мармитов. Около храма Зевса Олимпийского в Афинах в земле была расселина, которую показывали благочестивым людям. с. 352Легенда гласила, что после потопа Девкалиона41 сюда стекала вода. Она служила входом в подземный мир, и афиняне думали, что в этот день тени умерших подымались по этой дороге на землю и блуждали вокруг живых. Надо было удовлетворить их голод, от которого, по мнению греков, они страдали в аду, и предоставить в их распоряжение пищу.

В каждом доме на алтаре Зевса Геркейского, покровителя очага, зажигали огонь; на этом огне ставился священный глиняный мармит, употреблявшийся только для этой цели. В нем варилась смесь всевозможных злаков, за исключением бобов. Это была так называемая панспермия — пища, сваренная, по преданию, Девкалионом в первом мармите, который он поставил на огонь после потопа. Когда она была готова, ее нельзя было пробовать под страхом совершить святотатство. Мармит должен был оставаться неприкосновенным и полным, и никто в течение целого дня не смел входить в то помещение, где он был поставлен на алтаре. Это делалось для того, чтобы блуждающие тени могли прийти сюда и свободно, без нескромных свидетелей, предаться еде. (F. Lenormant. La Grande Grèce, T. II, стр. 202—204).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1188. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия