Студопедия — ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 11 страница






Здесь ситуация совершенно другая. Вот вы жили-жили, платили налоги. И вот приходит указ: с такого-то числа вы платите шестому конюшему, фамилия такая-то, сдавать тогда-то. Он приезжает и получает, а если у него возникает мысль, что надо бы взять больше, он сразу сталкивается с массой трудностей, потому что перед ним общинное крестьянство. Ни менталитет, ни все традиции общества не предполагали, что владелец земель может по собственному усмотрению потребовать со свободного человека больше, чем тот платил раньше. В этом сущность переадресации, когда берется фиксированный налог.

Публично-правовое общество противопоставляется частно-правовому. Различия между ними количественные, а не качественные. В публично-правовом обществе государство регулирует большую часть отношений, возникающих между подданными (т. е. конфликты). Право санкционировано государством, его осуществление контролируется государством, правовой документ нуждается в санкции представителя государства. Порой довольно простая, примитивная процедура нуждается в государственной санкции. До идиотизма это довели представители династии Ура, но бывало и в другие времена. Государство занимается большей частью конфликтными ситуациями в обществе, что сочетается с широкой общинной самостоятельностью. Но если вы выходите из общины и выступаете как лицо (а это может случиться с каждым), то здесь уже государство интересуется всем. Просто поразительно, какими мелочами занималось государство в обществах типа Среднего царства в Египте. Частно-правовое общество - это общество, которое регулирует большую часть конфликтов при помощи обычного права и тех групп в обществе, которые признаны носителями этого нрава. Т. е. большую часть конфликтов фиксируют местные авторитеты, а не чиновники. Они руководствуются правовыми нормами, они могут быть записаны, но санкция государства в этом случае нужна очень редко. В таком обществе почти совсем не было публично-правовых элементов. Крупные конфликты, крупные сделки или крупные преступления всегда санкционируются государством, но в одних случаях оно заходит далеко, в других не очень. Например, в публично-правовом обществе продается поле: от такого-то пруда до такой-то дороги, до такого-то дерева, площадь такая-то, хозяин такой-то. В частно-правовом обществе: продается поле, под таким-то названием, дает такой-то урожай в год. А всякие детали (границы, соседи и т. п.) никого из государственного аппарата не интересуют, это сфера частных интересов. Наше общество сейчас частно-правовое. В последнее десятилетие оно пыталось быть публично-правовым, но то, с какой легкостью оно от этого отказалось, показывает, что все это было поверхностно. Все европейские общества частно-правовые.

Была такая замечательная группа: царские хемуу. Это разновидность свободных, называемых царскими слугами, но это не слуги. Они несли повинности, которых было довольно много (строительство, перевозки, орошение), служили в армии и получали на свою профессию санкцию государства. Устраивались региональные смотры, на которые приходили все повзрослевшие к этому времени царские хемуу, им санкционировалась их профессия. Вот это особенность средне-египетского общества. Не нужно думать, как думали некоторые ученые, что пришел потомственный сапожник, а его уполномочили быть пчеловодом. Просто государство санкционирует имеющуюся профессию. Потому это общество называется публично-правовое, что ему нужно, чтобы было где-то записано, что такой-то - сапожник, а не пчеловод.

С другой стороны, так же как в армии, если набежало достаточное количество юных царских хемуу без специальности, их могли куда-то отправить. Но естественно, в районе их проживания. Проводили перепись и узаконивали статус. Общество Двуречья такой практики не знало. Это были, конечно, локальные смотры.

Египетское население. Происходит утрата этнической целостности. Освоение окраин, централизаторская политика ставит вопрос о контактах с другими народами. В низовье подбирается все больше хананеев, и отчасти, видимо, это обстоятельство подготовило захват, но им тоже дают статус царских хемуу. Общество этнически не окрашено: живешь здесь, значит ты наш. Основные хозяйства - средние и мелкие. Крупных почти не было. Исчезновение больших хозяйств эпохи Древнего царства (где все делали сами, ремесленники были свои) повлекло за собой быструю специализацию в разных ремеслах и то оживление торговли, о котором мы уже говорили. Расширяется и внешняя торговля. Она идет на Синай, на побережье, даже на Крит. Здесь все покупается. Нубийское золото - источник процветания государства в течение двух тысяч лет. Научились делать бронзу, значит понадобилось закупать олово, медь. Закупали и дерево. Но золота им хватало.

Государственная экономика втягивала в себя значительную часть ремесел. В сельском хозяйстве - государственная барщина на рудниках и в строительстве. Отработав на государство, можно было спокойно сидеть в деревне и заниматься своими делами. Система эта новая, рабства в ней практически нет, это чрезвычайно важно. Отсутствие сословий и привилегий, об этом мы уже говорили.

Вертикальная социальная мобильность очень легкая. Царский хемуу мог стать низшим жрецом, если он вообще что-то выучил. Поучившись, став низшим жрецом, он меняет статус. И дальше двигается вверх. Между писцом и низшим жрецом не было существенной разницы. Писец - это не светская должность. Как и в средневековой Европе и в средневековой России, занятие интеллектуальным трудом - удел клириков, других не было. Светский образованный человек фигура чрезвычайно поздняя.

Примитивное архаическое государство Раннего и Древнего царств сменяется всеобщим государством. Сфера государственной деятельности в Раннем и Древнем царстве была ограничена. Пышная строительная деятельность (пирамиды) происходила там среди огромного пространства, населенного неграмотными крестьянами. Среднее царство это государство для всех, это принципиально иная картина. Это ярко выраженное техногенное общество. Развитие технологий и усложнение социальной структуры только укрепляет техногенное начало. Освоение новых земель, появление новых социальных инфраструктур не меняло общей структуры общества, хотя в значительной степени способствовало росту численности населения, но населения такого же. Идти куда-то, интенсивно распространяться, как это делали ассирийцы, шумеры, хетты, египтяне не могли, и в этом их специфика. Они были зажаты в своей долине и могли идти только по пути усложнения. Среднее царство в этом отношении сделало достаточно много. Это и литература, о которой уже говорилось и резкое усложнение культа, символики, текстов, обрядов. Основная масса египтян уже включается каким-то образом в общие государственные культы. Важный признак культуры Среднего царства - особый тип архитектуры и скульптуры, гораздо более личностный. Индивидуальность проявляется во всем. Если вспомнить портреты Древнего царства, то это наши плакаты 60-х годов. Если посмотреть даже портреты самых ответственных личностей (фараонов) Среднего царства, то это уже совершенно конкретные люди, но не фотоизображения, а характер. Один раз увидев, вы никогда не спутаете скульптуру Среднего царства с Древним.

Чем я хотел бы кончить рассказ о Среднем царстве: все это усложнение не было прогрессом. Никому особенно легче жить в этом обществе не стало: ни фараонам, ни царским хемуу, ни правителям номов, но жить стало сложнее, потому что формируется государство нового типа, которое во многом сохранилось по сей день. Эпоха архаической государственности кончилась.

О политической жизни Среднего царства. В конце XXI в. до Р. X. начинается Среднее царство. Начинается оно с 11-й династии; наиболее известны три фараона, чьи имена содержат имя бога Монта. Это были три Ментухотепа: I, II и III. Фактически именно эти три фараона собрали страну, наполнили казну, создали хорошую армию, обстреляли ее в небольших "тренировочных" войнах и, наконец, с помощью армии и здравого смысла наладили отношения с лидерами периферии, владыками номов.

Наиболее интересным из них был Ментухотеп I. Он заложил основы тех процессов, о которых мы говорили. Первый цикл его войн был с хананеями за шахтерский район на Синае (синайский медный бассейн), потом второй, столь же обычный поход на юг, за золотом. Он тоже удался. При этом фараоне в стране был полный порядок, средств хватало и на строительство и на войны. Строительство в еще большей степени начинает приобретать пропагандистский характер. Самые крупные храмы - заупокойные, храмы культа предков, т. е. самого Ментухотепа I, возле Фив, в среднем течении египетской части Нила.

Эпоха процессий вокруг пирамид уходит в прошлое. Основное служение происходит внутри здания. Храмы огромные, а пирамиды постепенно съеживаются и превращаются в маленькие конические надстройки над храмами. Начинается сближение культа предков с языческими божествами стихий. До провозглашения себя богом Ментухотеп не дошел, но при нем светской властью был сделан еще один ход в ее борьбе за контроль над жречеством: он объявил себя главным почитателем всех богов. Каждому из богов Египта он сделал крупные подношения, превышающие подношения предшественников, и тем самым стал самым крупным, самым главным их почитателем.

Затем идет 12-я династия, на двести лет - восемь фараонов. Это говорит о том, что они жили спокойно, работали себе, не нервничали. Хотя покушения были, порой даже удачные.

К власти приходит серия Аменемхетов. Именно при них происходит расширение обрабатываемых земель, о котором мы говорили в общей форме, подавляется столичная оппозиция, которая всегда возникает в деспотиях. Если на раннем этапе все ваши враги находятся на периферии, в своих маленьких крепостях, то когда вы собрали всех воедино, они оказываются в столице, и у них уже новые методы борьбы. Тем не менее деспотизм всегда располагает к оппозиции. Именно при нем стала осознанной и четкой опора на новых чиновников, набиравшихся из царских хемуу, т. е. прямо из народа. В общей форме мы об этом говорили.

Наконец, что часто бывало в истории, происходит перенос столицы из места сосредоточения старой знати и жреческой знати, из Фив, в новый город. Здесь начинается массовое строительство, огромные галереи, ансамбли храмов Амона. Это уже начало XX в. до Р. X.

Аменемхеты тоже вели победоносные войны и строили очень много. Именно при них расцветает городская культура, как нечто отдельное от жреческой культуры. Тесное общение с хананеями, с финикийцами (Египет вышел на моря).

Вся эта политика проводилась по возрастающей. Наиболее ярко и много тратил Аменемхет III.

Особенности дворцовой жизни: гораздо более высокий риск жизни правителя. Бесспорная неограниченная власть эпохи Древнего царства более-менее гарантировала богу-фараону личную безопасность. Федеративное государство, построенное на соподчинении разных сил, было более гибким, но и менее устойчивым. Чем дальше шла централизация, тем больше конфликты переносились в столицу. Покушений было довольно много, и многие были удачными. Время было очень напряженное. Именно в это время в египетской литературе появляется психологическая проза, впервые в мире.

В "Рассказе Синухе" (в старой традиции Синухета) поражает современность. Краткий сюжет: Синухе, рядовой генерал египетской армии, стоит на линии фронта, командует всеми наследник престола, и все вроде бы хорошо и спокойно. Неожиданно приезжает гонец из центра. Ночью командующий (он же наследник) поднимается и с верной дивизией покидает фронт, уходит к столице. Видимо, фараон умер. Через несколько дней младший брат уехавшего собирает свои верные войска и тоже уезжает к столице. И вот Синухет чувствует: что-то не то. Неизвестно, есть ли переворот, или нет, и вообще фараон, может быть жив. Никаких сведений у него нет, но он чувствует, что наступили какие-то смутные времена и могут начаться репрессии. И в этой ситуации что, вы думаете, он делает? Правильно, эмигрирует. Далее следует замечательная сцена переползания на животе государственной границы Египта, что называется, крупным планом. Среди врагов, в хананейском мире, у него есть старый знакомый кунак. Синухет устраивается военным специалистом, потом выслуживается до главнокомандующего в соседнем карликовом государстве, одерживает ряд побед. Но его все время мучает мысль о том, что его похоронят не в Египте. Для древнего египтянина такая мысль была горше самой смерти. Эти люди верили, что будет следующая жизнь, а это возможно, только если тебя похоронят в Египте. Если же похоронят в другом месте, то смерть уже окончательная. И вот Синухет, уже старея, начинает выяснять, как идут дела на родной стороне. Оказывается, родственники его уцелели - это уже хорошо (прошло более 20 лет). И вот он пишет письма к ним в Египет, чтобы выяснить для себя возможность возвращения на родину. Родственники какое-то время суетятся при дворе и пишут ему: мы думаем, что тебя простили. Синухет прощается с хананеями и возвращается на родину в холодном поту. И дальше начинается сложная история. Он приезжает, его встретили родственники, вымыли, переодели в египетское. Но от фараона никакой информации, т. е. психологическое давление огромное. Синухет нервничает. Наконец, приходят родственники с известием, что завтра он приглашен на прием. Но простили его или нет, неизвестно. Синухет, поддерживаемый родственниками, идет на слабеющих ногах во дворец и становится в тронном зале где-то в уголке, по-прежнему не зная, что будет дальше. А фараон приветствует, как ни в чем не бывало, и - никаких последствий. Ведь Синухет ни в чем не был виноват, никогда Египту не вредил, просто сбежал в тревожной ситуации. Написано это было четыре тысячи лет назад. В любой хрестоматии по истории Древнего Востока есть этот рассказ. Это произведение переписывалось веками, оно считается классическим.

Так что время было довольно нервное, невзирая на все достижения. В этих условиях ставка делается на простых людей, не успевших разложиться и не обросших связями, т. е. идет вторая волна призыва из низов. Но здесь Аменемхет III увлекся. Уверенный в своей армии и в своих новых чиновниках, он сделал ошибку: напустился на основу процветания Среднего царства - на правителей номов, и все кончилось. Выяснилось, что простого завинчивания гаек недостаточно.

Это время хорошо изученное, осталось много памятников и текстов. Культ предков в это время делает попытку стать общегосударственным. До этого он был частным культом, а сейчас делается попытка все унифицировать и вывести его на первое место, заменить богов природных сил, которые все это время были на заднем плане. Но в целом это не получилось. Почему-то боги природы (растительности и пр.) поднимаются в это время еще быстрее. Наиболее известный из них - Осирис. У всех языческих народов имеется бог, ответственный за сельское хозяйство. В этом качестве он, как и зерновые, осенью умирает, отправляется в загробное царство, где занимается руководящей работой, а весной снова появляется. Бог солнца Ра также в это время набирает силу. Но победить им еще долго не удается.

Начав с главного почитателя богов, к концу Среднего царства царь уже выбился в сыновья Амона. У него были определенные права. У него был "институт сельского хозяйства", который исследовал режим реки Нил на протяжении длительного времени, все это записывалось и записи до нас дошли. Рассматривая разные факторы, вполне рациональные, жрецы могли приблизительно определить время разлива реки в текущем году. Вопрос принципиальный для всего Египта, потому что с этим связано время сева. "Институт" сообщал фараону, когда будет разлив, и фараон приказывал Нилу разливаться. Они в это верили. Это была сложная смесь прагматическо-эмпирического знания. Считалось, что фараон даже мог кого-то возродить, но подтверждений в литературе такой точки зрения не было.

Итак, богов было много, и мужчин и женщин. Все они были наделены самыми разными функциями. Наиболее известный, кроме Осириса - это Гор (тоже власть), иногда он сливался с Осирисом. С культом плодородия, помимо Осириса, было связано еще по меньшей мере десять разных богов. Но солнечный бог был один, и за ним было будущее. В целом бараноголовый Амон потихоньку оттеснял всех остальных богов, а с Ра он находился в очень сложных отношениях, не сливаясь с ним, но пытаясь его оттеснить. Чем далее объединялся Египет, тем более унифицированным становится пантеон. С Амоном и Ра решили очень просто. Казалось бы, два бога, оба очень важные, и попытка выселить кого-то из них явно не удается. Тогда их объединили, и получился бог Амон-Ра, которого с тех пор почитают веками. Амон-Ра был создан в период опоры на простых людей, движения чисто политического. Он и стал покровителем простых людей. Общая унификация: один фараон, один комплексный бог и народ снизу. Кроме того, как и в Двуречье, хотя и чуть раньше, здесь произошло создание иерархической структуры богов по образцу иерархии земного мира. Царь богов появляется уже в это время, амореи Двуречья сделали это позже.

Итак, XVII век, 13-я династия постепенно утрачивает власть. Попытка нажать на правителей номов вызвала естественное недоверие к фараону, они начинают показывать зубы и постепенно все меньше и меньше подчиняются. При первых фараонах династии еще кое-как все держалось. Но затем Египет распался на две части: одной правила 13-я династия, другой 14-я. Уже несколько раз мы видели, как техногенное общество саморазрушается, без всякого набега извне. Но когда саморазрушение пошло, в этой ситуации всегда появится какой-нибудь активный сосед. И вот появились гиксосы.

Второй период полицентризма. Гиксосы

Это были западные семиты, происходившие из государства, где-то на севере Святой Земли в Сирии. Они притащили за собой очень неприятное для египтян изобретение: колесницу. Египтяне были совершенно не готовы к встрече с этим предметом. Недавно я читал книжку, автор которой недоумевает, почему у царя Соломона города, где стояли конница, были одни, а где стояли колесничные войска, другие. Ведь они же должны быть вместе, пишет автор. Но автор ничему не учился, а вот вы должны твердо усвоить: за колесницами идет пехота, всегда и везде. Конно-колесничное войско без пехоты (кроме случаев, когда колесницы есть, в основном, у руководства) это полный бред: скорость движения всадника в несколько раз превышает скорость колесницы. В хрестоматии есть описание того, как чувствует себя лейтенант египетской армии, стоя на боевой колеснице, это мерзейшее ощущение, стоять очень неудобно.

Итак, гиксосы принесли с собой колесницу. Атакующая пехота с такими "танками" впереди для египетской армии была внове. В чем причина? В сравнительной недосягаемости стрелка - лучника, стоящего на колеснице. Сколько секунд уходит на перезаряжание лука и прицеливание? Максимум десять. Когда человек стоит над вами, защищенный барьером колесницы, он раз пять-шесть может выстрелить, покуда вы до него доберетесь, и, наверное, с трех метров не промахнется. Покуда не придумали средство борьбы с колесницами, с гиксосами трудно было спорить. Когда египтяне научились пользоваться колесницами, они с гиксосами разобрались, но у них ушло на это 200 лет. Египетская пехота была замечательным войском, но, столкнувшись с новым, неизвестным видом военной техники, она растерялась. Тем более за колесницами шли плотной толпой вражеские пехотинцы в халатах, обшитых бляхами (пробить их довольно трудно), со щитами и мечами, и расстроенное колесницами египетское войско уже не могло оказать им серьезного сопротивления. Гиксосов было немного, но Египту хватило.

В истории обычно стараются как-то "пробормотать" этот период - второй период полицентризма. А между тем он длился 200 лет. И 200 фараонов пришлось на этот беспокойный период. Представляете, что там творилось? Север Египта захватили гиксосы, часть их осталась в низовье, часть группировалась вокруг Мемфиса. Кто-то из фараонов скрывался в Фивах, кто-то сидел в Фаюмском оазисе. Это был очередной период полицентризма, и центров тут было побольше, чем в первом периоде. Кстати, по мнению отдельных представителей исторической науки, именно в этот период советником одного из фараонов был Иосиф. Наиболее вероятное время переселения древних евреев в Египет - это время гиксосского завоевания. Иосиф служил у фараона довольно долго, но ведь и фараоны не все правили по году. Кто-то сидел на троне у себя 25 лет, кого-то зарезали во вторник. Кроме того, именно в это время фараону не понадобился бы переводчик, чтобы разговаривать с Иосифом, потому что фараон-гиксос говорил на том же самом западно-семитском языке. Так что в Египет можно было привозить родственников и знакомых, если у них возникали трудности на родине.

Как гиксосы прошли в Египет? Конечно, не через Святую Землю, которая на юге заканчивается синайской пустыней. По пустыне, конечно, можно было бы походить, но это не входило в задачи гиксосов. Поэтому любой вторженец, который хотел с севера проникнуть в Египет, доходил до Тивериадского озера, заворачивал к берегу, и дальше шел по пляжам. Другого пути не было.

В течение предшествующих 400 лет хананеи заселяли восточную часть Низовья, там шло этническое смешение, и соседние народы прекрасно друг друга знали. Поэтому гиксосы знали, куда шли и даже знали, видимо, кто их может там поддержать.

Кто только ни правил Египтом в это время: и полководцы, и аристократия, и потомки фараонов, и иноземцы всех мастей. Причем это началось еще перед гиксосами. Идея полицентризма снова овладела египтянами. Собрали Египет иноземцы, начали это те же гиксосы. Им идея моноцентризма была близка, тем более сами они пришли из маленьких, но унитарных государств.

Итак, на стыке XVIII-XVII вв. пришли гиксосы, какая-то из западно-семитских групп. В значительной степени они опирались на хананейские города в южной части Святой Земли. Это совершенно бесспорный факт, потому что когда египтяне собрались с силами и начали гнать гиксосов, те закрепились именно на юге Святой Земли. Там находилась их последняя столица Шарухен. Дальше египтяне не пошли. Гиксосы пользовались бесспорной поддержкой хананейского населения Святой Земли в середине II тысячелетия до Р. X. Это была одна из их опорных баз в ходе борьбы за Египет и главная опорная база, когда они дали загнать себя обратно на север. Нужно помнить, что между восточной частью Низовья и юго-западной частью Святой Земли, где были основные города гиксосов, нет никакого пространства. Там 150 км песка и все. За два - три дня это расстояние проходимо (конечно, изнурительным маршем). Т. е. на самом деле хананейские территории имели периодически своей частью восточную часть Низовья. Это очень важно для понимания библейской истории.

Что успели сделать гиксосы? Они успели за короткий период собрать весь Египет. Но потом выяснилось, что их все-таки слишком мало, возможно, поэтому. Они вообще не хотели жить в Среднем Египте, им не нужны были не только Фивы, но и Мемфис. Свою столицу они построили в Низовье, называлась она Аварис. Им принадлежат 15-я и 16-я династии фараонов. Наибольшие успехи приходятся на долю фараона Хиан и упоминавшегося уже Апопи. Они почти собрали Египет. Они не хотели жить на юге, но хотели там властвовать. 150 лет они правили Низовьем, периодически пугая египтян на Среднем и Верхнем Ниле, но не заселяя эти территории, это был не их ландшафт.

Постепенно начинается накопление сил сопротивления. Где это должно было начаться? Чем дальше от гиксосов, тем лучше. Какой самый южный центр? Фивы, старый город, храмовый центр, столица Амона-Ра. Чтобы начать борьбу, нужно было создать династию. 17-я фиванская династия начинает поход на север, на гиксосов. Гиксосы яростно сопротивлялись, им не хотелось уходить из таких хороших земель. Они несколько раз отбрасывали египтян, ловили их и кучами тащили в Низовье, заставляя там работать.

Но была и еще одна особенность: в отличие от нубийцев, они никак не воспринимали египетскую веру, т. е. не ассимилировались. Ливийцы, нубийцы и прочие мелкие соседи попадали в жернова египетской культуры и уже оттуда выходили безопасными. Гиксосы остались гиксосами до конца. У них были свои боги, свой язык, свой тип власти. Они вместе с ними и ушли. Дело в том, что по древности своей веры и своей государственности гиксосы не отставали от египтян, им нечего было у них заимствовать. Городская жизнь у них началась раньше, чем в Египте. Новой была одна ситуация: впервые у западных хананеев оказалось большое государство, и вот к этому они не привыкли. Они даже захватывали южные районы как-то лениво, словно не понимая, что делать с такими территориями; жили себе в Низовье и время от времени грабили остальные территории. Египтяне же постепенно собирались с силами. Большую часть правления 17-я династия провела в борьбе с переменным успехом в средней части Египта. Только последние два фараона (для нас важен Камос) имели значительные успехи. Камос врывается в Низовье, осаждает Аварис, таким образом инициатива переходит к египтянам. Был у Камоса брат, Яхмос. Он применил довольно старое, успешное средство для решения государственных проблем: переворот. Амон-Ра разрешил, и Яхмос основал следующую, 18-ю династию. Династию сменили, и это помогло.

Около 1580 г. (даты приблизительные) Яхмосу удалось вытеснить гиксосов из Египта. Разбить и вырезать их не удалось, а вот вытеснить удалось. Отплевываясь, хананеи двинулись обратно к себе, но ушли недалеко, где-то за 150 км, и засели в непосредственной близости от Египта вокруг своей новой столицы, города Шарухен. Если кто-то знает, где находится город Газы, то Шарухен был расположен где-то там. Кстати, до гиксосов это место было довольно пустынным; освоение юго-западной части Святой Земли начинается именно с них. Но они не очень много там освоили, в основном освоили филистимляне несколько столетий спустя. С момента ухода гиксосы перестают быть угрозой для Египта. Когда они пришли, это совершенно очевидно был союз нескольких государств (либо племен). Уходило оттуда довольно большое количество населения, не ассимилированное египтянами. Очень мало вероятно, что оно рассосалось по родным городам и долинам (за 200 лет они все это скорее всего забыли), но, так или иначе, каким-то образом их появление в восточном Средиземноморье не повлекло за собой никаких заметных потрясений. Единственные материальные следы гиксосского присутствия здесь - это большое количество отнятых у египтян вещей. В это время Святая Земля просто завалена трофейным резным камням и другими легкими предметами. Даже когда египтянам удавалось организовать на короткий срок свое правление в какой-то части Святой Земли, никогда это не сопровождалось таким обилием египетских вещей. Механизм их появления при гиксосах совершенно очевиден.

Новое царство

Второй моноцентрический период в рамках второго периода древнеегипетской государственности.

Начинается Новое царство, последний расцвет аграрного техногенного общества в долине Нила. Таких обществ там было еще много, и народы менялись, но тем, чем был Египет тогда, он никогда уже не становился. Словно что-то надорвалось у египтян, которым было неохота что бы то ни было делать в политике, даже собой руководить. Усталость накапливалась веками и действовала потом веками. Люди пашут, работают, учатся, ходят в храмы, женятся, но умирать за величие Египта уже никому не хочется. Чтобы всерьез воевать, надо платить деньги наемным войскам (нубийцам, ливийцам, грекам). Боеспособность египтян как упала в Х в. до Р. X., так с тех пор и не возродилась. А народ жил и живет, и не хуже других.

Итак, изгнали гиксосов, страну собрали, надо привести ее в порядок. На это ушло почти 100 лет, в течение которых произошли очень интересные изменения. Вышли из второго периода полицентризма египтяне с несколько нарушенным доверием к Амону-Ра. Та модель мирообъяснения, которая у них была, дала трещину, и новое государство приобрело более светские черты, чем его предшественники. Уже Среднее царство было более светским, чем Древнее, а Новое - еще более. Та религиозная реформа, о которой мы будем говорить, совершенно не случайна. Больше занимались золотом, экономическим строительством, освоением еще одного аграрного района (Фаюмский оазис уже исчерпал себя). Заметен рост производительности труда. Велись внешние войны, оборонительные и наступательные.

Уж если кого египтяне поймают в период Нового царства, то мало не покажется. Никогда они так много не завоевывали, никогда они так много не одерживали побед. Это была великая держава, претендующая на мировое господство и совсем немного до него не добравшаяся. Внешний расцвет небывалый: строительство, богатство. Никогда Египет так не жил, ни до, ни после. Это было время, когда у "секретаря обкома" колонны в доме были обшиты листовым золотом, "секретарь райкома" ел на золотых тарелках, и даже слесарь высокой квалификации тоже в доме золото имел. Но за счет чего? За счет ограбления не только нубийцев, но и Передней Азии. Они доходили до Евфрата, круша все на своем пути. Где проходила египетская армия, там не только порой жителей не оставалось, там были порублены все сады, разрушена вся ирригация (если только вы вовремя не договоритесь).

Очень интересная социальная база этой ново-египетской власти. Опора на людей снизу (т. е. неродовитых, не связанных со жречеством) достигает небывалого размера. Власть приходит к людям, чье официальное название "сирота". Это были люди, оторвавшиеся от корней и гордившиеся этим. Это была их политика, их взгляд на вещи, они гордились тем, что кроме фараона у них никого нет. Из них состояли основные кадры армии и служили они на совесть. Конечно, все они к концу жизни богатели, но по статусу они оставались "сиротами", "слугами царя". Это понятие стало социальным статусом, оно означало человека, который всем обязан фараону. Эти люди образовали очень дисциплинированное войско и дали очень организованную, четкую администрацию. Даже если резко меняется направление в государственной политике, все делается дисциплинированным аппаратом, без визга и лишней крови. Это было время, когда уже поняли роль информации в обществе. По всему Египту бродили эти "сироты" с зубилами и сбивали имена тех фараонов, которые на данный исторический момент были объявлены "плохишами". А потом приходит следующий фараон, и снова высекается имя того, кто раньше был "плохой". Как прикажут, так они и делали. Попытка переписать историю впервые появилась в этом очень развитом техногенном обществе.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия