Студопедия — ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 12 страница






Но что происходит в это время? То же, что потом произошло с римлянами, с турками и многими другими: нация превращается в нацию чиновников и солдат. Большие территории, разветвленный аппарат администрации, регулярная дисциплинированная армия энергично высасывают египтян. Все лучшие уходит в "сироты". К концу Нового царства проблема, где взять египтян, уже была государством осознана, ведь часть погибла, часть разложилась (уже не очень хотелось "пахать"). И вот впервые приходится нанимать иноземцев, потому что, во-первых, египтяне уже не хотели умирать за Египет, а, во-вторых, их осталось уже относительно мало. Многие были десоциализированы, превратившись в прослойку администрации и войска на больших территориях. Но все это было впереди, а до этого все было замечательно. Ушли и больше не появлялись семиты. Но зато в это время появляются ливийцы и индоевропейцы, вливающиеся в больших количествах в дружную семью народов египетской империи. Кем в основном работали греки в древнем Египте? Воинами, наемниками. Уже тогда выяснилось, что индоевропеец как боевая единица резко выигрывает по сравнению с окружающими народами. Психология наемников - понятие сложное. Археология сохранила остатки маленьких гарнизонов, где сидели обалдевшие от жары люди из далеких других стран и писали на стенах, рисовали друг друга. Потом выясняется, что там были такие люди! Целые архивы оставались от этих расквартированных частей. Вот был остров Элефантина: пол - острова занимал гарнизон греков, пол острова гарнизон древних евреев.

Итак, греки работали в Египте воинами-наемниками. Как я вам уже говорил, наемник хочет умереть пенсионером. Никто не хочет умереть за деньги, за деньги можно захотеть разве что рискнуть. И они частично оставались здесь, частично возвращались на родину. Но многие сложили головушки на этой опасной работе. В курсе археологии я вам покажу надгробие грека-филистимлянина, надо сказать, с такими лицами встречаться поздно вечером опасно. Видимо, профессия накладывала свой отпечаток, особенно на тех, кто любил свою работу.

Особые успехи великих фараонов этого времени сопровождались тяжелыми поражениями слабых фараонов, но во многом это связано с источниками. Затухание событий к концу Нового царства - это в огромной степени затухание информации. Почему? Фараоны где-то научились, где-то поняли, что громко орать о себе недостойно. Когда-то бесчисленные хвалебные надписи резко уменьшаются в числе. Порой то немногое, что мы знаем из имеющихся текстов и свидетельства соседей это то, что фараон был как фараон, все у него было в порядке. Но все равно он вписывается в картину упадка, потому что мало информации. Идея монументальной пропаганды изжила себя в египетском обществе. Надоело строить из камня всякую штуковину и украшать ее пропагандистскими надписями, потом их сшибать и высекать новые. Стали жить как-то спокойнее, но не хуже. Хуже стало позднее, и может быть это как-то связано. Все процессы этого времени более пологие: и подъем длинный, и расцвет долгий, и упадок тихий и комфортный.

Упадок чем был обусловлен? Во-первых, нехваткой числа египтян. Для армии годится не всякий египтянин. Это должен быть самостоятельный человек с чувством ответственности, с какой-то собственностью. Люмпен или чиновник для боеспособной армии не годится. А вот таких нормальных людей, любящих свою деревню и желающих после войны туда вернуться, их становилось в этом государстве все меньше и меньше. Второе. Совершенно очевидно во второй половине Нового царства наблюдается упадок желания строить, упадок желания завоевывать. Средства к этому были, государство еще очень сильное. Но почему-то оно прекращает войны, хотя нет ни восстаний, ни голодовок. Строительство становится гораздо более сдержанным. Очевидно, начали думать о чем-то другом. Но в основном это упадок того, что Л. Гумилев называет пассионарностью.

Очень важное обстоятельство, которое часто возникает в империях прошлого, это когда народ долгое время был завоеванным, но не воспринял целиком культуру народа - строителя империи. Т. е. он поднялся в своем развитии за счет общения с более развитым народом, создавшим империю, но не вошел в его состав, не стал им. Когда разница уровней социального развития ослабла, такие куски из империи уходят. И таким куском в конце Нового царства оказалась Нубия (вместе с золотом). То, на чем держалось часть Древнего, Среднее и Новое царство, это неисчерпаемое золото досталось нубийцам.

Нубийцев долгое время пытались вернуть в лоно империи, а они упорно не возвращались. Пригласили ливийцев. Возникла ливийская династия, но опять ничего не получилось. И хитрые египтяне все-таки нашли выход: пригласили нубийцев и создали нубийскую династию, и тогда снова все собралось под единым крылом, а потом пришли персы и снова все сломали. История есть история.

Какие еще общие процессы характерны для этого времени? В позднем периоде империя не утрачивает своей организации. Это теряется последним, это высшая ценность. Более высокая социальная организация при прочих равных параметрах дает преимущества очень долго. Но эта организация уже действует за счет следующей модели. У нубийцев отняли золото, наняли ливийцев, греков, которые продолжают расширять и укреплять империю, но армия уже не та. Покуда чиновников хватало, они удерживали в порядке и армию, но чем дальше, тем больше. Где-то в районе 1085 г. до Р. X. Новое царство тихо исчезает. Тут не было краха, всеобщего плача и т. п. Начинается третий полицентрический период, который длится лет 150, до середины Х в. Что-то происходит в разных частях Египта, но дальше их собирают ливийцы, нубийцы, персы, греки и т. д. Больше египтяне сами собою руководить не хотят и не могут (даже если их уговаривали).

Новое царство длилось с середины XVI до начала XI в. Помните, что в истории Древнего Египта плюс-минус 20 лет не имеют никакого значения, там все процессы происходили очень медленно. Но все же это полтысячелетия. Немногие государства древности держались так долго и так красиво. Династии были довольно длинные. Всего их было три, на такой длительный период (18-я, 19-я и 20-я). Общество откровенно техногенное, но архаическое. Социально очень развитое, египтяне не любили совершенствовать гаечный ключ (производство египтян волновало мало), но очень любили совершенствовать социальные отношения. В этом отношении они явились предшественниками римлян, которые тоже почти ничего не изобрели (все основное придумали греки), но которые создали, усовершенствовали и модифицировали высокосовершенную социальную структуру. Производство египтян волновало мало. Их близкие соседи, хананеи, которым суждена была раздробленность, ничего такого не создали и, что существенно, в этом не нуждались. Когда государство маленькое, ему совсем не нужен сложный социальный организм. Когда мы не видим сложного социального института в маленьких государствах Средиземноморья, в том числе и в древнееврейском государстве, это не признак архаичности, это просто не нужно. Двуречье в какой-то степени могло быть сопоставимо с Египтом, но отличалось от него тем, что было открыто всем ветрам. А Египет имел единственного оппонента, близкого по уровню социального развития, Хананею. Египтяне непрерывно совершенствовались в социальной технологии.

Кое-что они сделали и в сфере экономики. Но даже водоподъемное устройство, которое они изобрели, двигалось руками людей. Не домашнего скота, которого было более чем достаточно, а за счет определенного способа организации людей. Технологические успехи были незначительными. Египтяне достигли выдающихся успехов в бальзамировании, хотя не одни они умели это делать. Второе: они придумали стекло. Долгое время считалось, что стекло выдумали финикийцы, но потом выяснилось, что более древнее стекло у египтян. Развели новых домашних животных (в основном взяли у тех же хананеев), из которых самые главные - лошадь и вьючный верблюд. Вьючный верблюд был уже у Авраама, но от отдельного изобретения до массового применения проходит довольно много времени. Даже когда египтяне узнали, что на свете есть колесо, большую часть товаров и грузов они все равно перевозили на санях, по песку так легче. В технологическом отношении народ был очень спокойный.

Именно в это время начинает порой не хватать еды. Технологические усовершенствования, массовое освоение новых районов не могут полностью решить для Древнего Египта проблему снабжения зерном. Начинается новая эпоха в жизни древнего общества: эпоха закупки в больших количествах предметов широкого потребления, т. е. очень сильной связи между обществами.

Новое царство в Египте

Новое царство в Египте - это период, когда в Египте некоторое время жил избранный народ. Гиксосов в основном вы посмотрите по учебнику. Основное, что вам нужно помнить, это то, что Иосиф оказался в Египте где-то в это время. В протестантских пособиях на все имеются точные даты, но даже тот небольшой уровень компетентности, которым я располагаю, позволяет утверждать, что все это бред. Если в отношении исхода имеются более точные даты (плюс-минус 50 лет), то в отношении прихода это гиксосское время. Что существенно: уход был не в страну неведомых египтян, а в страну, которой уже давным-давно правили близкие по языку западные семиты. Сама ситуация прихода в Египет это не приход в какую-то совсем чужую страну. Во-первых, хананейское население, западно-семитское, здесь жило уже давно, в дельте Нила, со времен Среднего царства. А в гиксосские времена число его бесспорно увеличилось. Я рассказывал вам, как много унесли с собой гиксосы, уходя из Египта. То, что они утащили все именно на территорию Святой Земли, заставляет предполагать, что их родственники жили здесь же. Но уход гиксосов не означал ухода потомков Авраама, они жили здесь еще длительное время и тоже не были единственным семитским племенем. В Низовье, особенно в восточной его части, в это время и в последующее это семиты составляли заметный процент населения. Мы знаем об участии семитов в строительстве Рамзеса II и многих других деятелей того времени. Итак, Новое царство, третий моноцентрический период. Три династии: 18-я, 19-я, 20-я. При каждой из них был период расцвета, подъема и завоеваний; каждая знала свой период упадка, но по-настоящему упадок Нового царства это конец XII - первая половина XI вв., конец 20-й династии. В целом это был период в 500 лет. Та особенность Египта, о которой я говорил, продолжает сохраняться: все более сложное социальное развитие. Одно из самых цветущих техногенных обществ. По-прежнему социальное развитие идет быстро, наращивая темпы, а технологии по-прежнему отстают и от хананейских и от вавилонских. Надо сказать, что хананейскому обществу, состоявшему из многих маленьких государств, и не нужна была сложная социальная структура. Они не то чтобы не могли, они в этом не нуждались. Средние государства Сирии, средней Месопотамии, Закавказья, восточной части Малой Азии тоже в не нуждались в сложной социальной структуре. Что же касается технологий, то они у них были более развиты. В прошлый раз мы остановились на том, что проблемой, которая появилась и нарастала на протяжении всего Нового царства, была нехватка зерна. Впервые мы сталкиваемся с ситуацией, когда техногенное общество грабит соседей, причем регулярно.

Египет Нового царства - это такие прото-США, где, как известно, 4% населения мирно перерабатывают 40% мирового сырья. Так вот, первым на этот путь вступил Древний Египет. Они регулярно забирали зерно у крестьян Святой Земли, хананейского населения, отчасти уже древнееврейского. Уйти за зерном далеко на север было тяжело и невыгодно. Нагрузив зерно на осла где-нибудь в районе г. Дамаска, вы начинаете медленно циркулировать в сторону долины Нила. За это время осел, конечно, все зерно сожрет. Инфраструктура не позволяла по-настоящему эксплуатировать возможности соседей. Каким образом приобреталось все это? С одной стороны, покупали на золото, с другой стороны регулярные грабежи без поголовной резни (это придумали еще раньше, но Новое царство ввело это в систему). Некоторые фараоны ходили к хананеям через год, и те ничего, не вымерли. Мало того, каждый раз у них находилось, что взять. Это было не завоевание, а рэкет. Некоторые фараоны, правда, сами никуда не ходили, а требовали, чтобы приходили к ним и платили дань, это был еще один источник ограбления соседних народов. Потом нубийцев перевели в это состояние.

Что же получали? Зерно, скот (скот можно отнять и у ливийца и у аморея в степи). Кроме того, лес, благовония и серебро. Еще один способ грабежа обмен дарами. Все это создало настоящую внешнюю торговлю современного типа, хотя купечество так и не успело расцвести по-настоящему, государство значительную часть торговли монополизировало. Не нужно думать, что монополия внешней торговли это государственное изобретение. Надо сказать, что в эти времена обилие золота не превратило Египет в государство-паразит. В отличие от современной Саудовской Аравии, египтяне расходовали золото на укрепление государства - экономическое, военное, политическое, строили все новые и новые храмы и в общем жили неплохо. Тем более, что в это время в Египте появляется масса рабов. Помните, я вам рассказывал: жизнь идет, идет, а рабов все нет и нет, все свободные крестьяне да свободные крестьяне. И вот в этих условиях во второй половине и тысячелетия до Р. X. появляются в большом количестве рабы. Рабы были даже у ремесленников. Откуда они брались? Кто в основном был рабами в Египте Нового царства? Бесчисленные рабы были хананеями из Святой Земли и более северных земель. Конечно, были и представители других народов, но ловили в основном хананеев, это видно по изображениям и по текстам. Часть этого много сот тысячного слоя рабов западно-семитского происхождения и составляли потомки Авраама. Это не отдельная группа, а часть большого, хорошо зафиксированного в источниках слоя. Нубийцев не брали, потому что они должны были на местах добывать золото, ливийцы были ни к чему не приспособлены, кроме как быть воинами-наемниками. Ремесленники и крестьяне - хананеи, в небольшом количестве древние евреи. И еще одна группа, которая ни для чего, кроме наемничества, не годилась: греки и родственные им народы Эгейского бассейна. Эти народы превратили Египет в полиэтническую страну. Это было новое явление. К концу Нового царства египтяне если составляли 2/3 населения, так это было хорошо. Та нехватка египтян, о которой я вам говорил, начинает приобретать опасные для общества размеры. Причем пленные сидели на земле, вели свое хозяйство, имели свои семьи. Но были и строители, и пастухи и ремесленники, привязанные к государственным хозяйствам, к городам, храмам. Работали пленные и в частных хозяйствах. На фоне этого все то, что рассказывается о деталях жизни потомков Авраама в Египте, и должно рассматриваться. Впоследствии рабов снова становится меньше, но все же их по-прежнему много. Появившиеся в середине Нового царства в огромном количестве, рабы занимают отныне важное место до первых веков христианства.

Есть такая мысль, она сильно не разрабатывается, но мимо нее пройти нельзя: именно в период присутствия здесь многих десятков тысяч древних евреев в головы египтян закрадывается мысль о едином боге. Это совпало во времени. Говорить о причинно-следственных связях трудно, мы хорошо знаем единого Бога древних евреев и единого бога древних египтян, между ними ничего общего. Но сама идея единобожия возникает у египтян именно в это время и, надо сказать, прекращается в районе того времени, когда древние евреи ушли из Египта. Это нужно помнить.

Основная масса рабов по-прежнему была слугами, но многие занимались и хозяйством. Свободные земледельцы продолжали существовать, назывались они "дети народа". Они по-прежнему сидели на своих участках и порой вынуждены были брать семена или скот у храма или у государства, но все эти элементы экономической зависимости были гораздо слабее, чем у шумеров. Были элементы совхоза в Новом царстве (бригадиры, задания, паек), но в основном в храмовых и собственно царских хозяйствах. Последнее, что мне хотелось сказать из общих сведений в плане социально-экономическом: египтяне жили в это время очень хорошо. Рядовой кузнец или пастух средней квалификации имел одного-двух рабов, которые заменяли ему многое из механизмов современности.

18-я династия: 1580-1314 гг. до Р. X., 266 лет, 13 фараонов, т. е. в среднем по 20 лет каждый из них правил.

Наиболее известный из них Якмос. Чем он знаменит? Это такой солдат-трудяга, который долго и тщательно объединял Египет и ничем другим не занимался. Он, собственно, его и создал. Он любил воинов, хорошо им платил, уважал свою маму, ничего не строил. Его основным делом было собрать Египет, держать армию в порядке, дать народу покой и выгнать гиксосов.

Следующим был Аменхотеп I (сер. XVI в.), верный сын и продолжатель политики отца. Снова усмирил нубийцев, отбил ливийцев (которые тут же проснулись, узнав, что уехали гиксосы), и тоже почти ничего не строил. Страна продолжала отдыхать.

Следующий: Тутмос I. Всегда за царями-накопителями идут цари-растратчики. Все, что Якмос и его трудолюбивый сын собрали, все это досталось Тутмосу I. Его распирала энергия и золота было вдоволь. Захотелось повоевать, и сытая армия пошла прямо к Евфрату. Никогда еще египетский солдат не доходил до Евфрата, а Тутмосу I это удалось. Он сцепился с Митанни (государство какого-то кавказского народа, закрепившегося на стыке северной и средней Месопотамии) и впервые создал мировую державу. Тутмос I считается первым создателем мировой державы. И вот он первым создал систему регулярным грабежей и утащил огромное количество всяких ценных предметов. Кого-то обложил данью, кого-то запугал. Второе, что при нем начинается, это монументальная пропаганда, такое пропагандистское строительство, обращенное ко всем. Это не было как в средневековой Камбодже, когда было построено столько статуй одного из кхмерских царей, что в столице, где бы ни находился рядовой кхмер, на него из трех точек смотрел с доброй улыбкой его любимый царь-бог. Но здесь тоже любимый фараон смотрел на подданных со многих точек. Строительство было очень энергичное и очень качественное - до сих пор стоит. С другой стороны, наступает время прагматизма в религиозной сфере, подготовившее реформу одного из фараонов Нового царства. Становится ясно, что культ предков и связанные с ним всякие пирамиды уже отживают свое. Начинают хоронить в скале, может быть, не без влияния хананеев, которые занимались этим уже тысячу лет. В это время расцветает манера борьбы с грабителями за счет отдельного захоронения мумии. Погребальный храм в долине, стоит охрана с копьями наперевес, но мумии там нет, она тайно замурована в неведомой скале, и там она останется. Таким образом, признается некоторая декоративность культа предков, который уже не связывается с самым главным, что составляло его сердцевину, с телом предка. Тело предка прячется там, где его никто не тронет, но поклонения такого уже нет.

При Тутмосе II страна немножко отдохнула. Он бросил строить и воевал только по необходимости. Естественно, каждый (из пяти четыре) фараон начинал свое правление с похода на нубийцев, которые время от времени, при смене власти, ставили вопрос о том, что золото, может быть, все-таки наше. Тутмос II им постарался объяснить, что они не правы, но поход был скорее предупредительный, и страна немного отдохнула. Потом она совсем отдохнула, когда к власти пришел якобы Тутмос III, а на самом деле его горячо нелюбимая мачеха Хатшепсут. Женщины на троне, за редким исключением, всегда интриганки, но войн не ведут. Главное в деятельности Хатшепсут было не допустить к власти пасынка, Тутмоса III. Ненавидел он ее люто, потому что мачеха власть держала твердо. В то же время его не убивали, т. е. постоянно резать руководство в Египте было уже не принято. Хатшепсут была женщина жестокая, но не кровожадная. Основной механизм женского управления - это фавориты. Хатшепсут выбирала себе фаворитов-хозяйственников, а не полководцев. Это действительно были интересные люди, оставившие заметный след в египетской экономике и культуре, но не занимавшиеся никакими войнами.

Очень много сил ушло у царицы на то, чтобы ее оформили как фараона. Раньше фараона-женщины никогда не было, и надо было объяснить народу, что так можно. Очень комичная история вышла со священной бородой. Фараону полагалась священная борода, которая у Хатшепсут, конечно, не росла. Пришлось ее привязывать, но сначала объяснили народу, что это и есть та самая борода, без которой фараон не фараон. Зато войн не было ни одной. Торговали очень весело. Отношения с Амоном ей тоже пришлось создавать заново. Фараоны были сыновьями Амона, а тут понадобилось насадить культ дочери Амона, и его насадили. Много строили, и очень качественно. Все постройки стоят тысячелетиями и разрушаются если только усилиями завоевателей. Но это уже скальная гробница, а перед ней поминальный храм. Она же добавляла к храму фараонов в Карнаке, потому что каждый более-менее зажиточный фараон что-нибудь там достраивал. Надо сказать, что армия не воевала, и даром это не проходило. Потихоньку владения в восточном Средиземноморье начинают отпадать от Хатшепсут, потому что гарнизонами пограничными в те времена обойтись было невозможно, необходимо было прийти и показать, что вам может угрожать. Поскольку никто не приходил и не показывал, небольшие государства отваливались, но Хатшепсут это мало волновало. Ее поддерживали чиновники, жречество Амона, крупные хозяйственники. Были у нее и временщики. Интересно, что они постепенно начинают наглеть. Временщик всегда наглеет. Очень редко кому удалось в этом качестве до конца остаться человеком нравственным. Один из них, Сенмут, сделал себе в гробницу такое изображение, какое полагалось только фараону. Но оно было видно, только когда раздвижная дверь в гробницу была закрыта, т. е. фактически увидеть ее можно было только после похорон, и то изнутри, и покуда он был жив, никто не знал, на что он претендует. Тем не менее ему было трудно претендовать на родство с фараонами, хотя у него был замечательный титул: "вольный шагать по дому царя".

Если Тутмос III терпеть не мог Хатшепсут, то временщиков он просто ненавидел лютой ненавистью, но сделать ничего не мог. Когда мачеха умерла, тогда по всей стране двинулись специалисты с долотом и все эти ненавистные имена посшибали в общеегипетском масштабе. Таким образом, и временщиков и саму мачеху объявили не существовавшими. А чтобы не возникало вопроса, кто построил Эль-Бахри, то над ним было выбито имя Тутмоса III.

И тут новый царь показал, во имя чего он мучился и чего он, собственно, хотел. Кого-то ему пришлось наказать, часть кинулась ему в ноги и уцелела. И новый царь сразу ринулся воевать. Тутмос III оказался самым драчливым фараоном в истории Египта. Он ждал власти 36 лет, и ему дано было еще 34 года, чтобы проявить себя во всей красе. Это был крепкий, сильный мужчина, боец, стрелок, охотник, очень упорный. В то же время это был воин, а не драчун, он любил устраивать походы, а не сражения, и выигрывал войны, а не битвы. Начали, конечно, с хананеев. Потом прорыв в Сирию, на север. Это было уже сложнее, там египтяне до этого побывали только один раз. Но подготовленная им армия за счет быстрых переходов и быстрой концентрации в разных местах смогла разбить все, что там находилось. Систему регулярных грабежей, придуманную Тутмосом I, организовал по-настоящему именно Тутмос III. Он ходил в походы: на тех, у кого производительность повыше, каждый год, на тех, кто поленивее, раз в два года. На бедных хананеев он за 22 года организовал 15 походов. Но опять же никто не умер и каждый раз было, что отнять, т. е. явно требования предъявлялись к выполнению. Хотел добраться до Митанни, добрался, но одолеть не смог. Уж ему и флoт в Египте построили, и потащили его на горбу на Евфрат, но Митанни уходили в горы и ничего нельзя было сделать. Но зато нубийцы при таком фараоне сидели тихо и не восставали, а мирно сдавали золото, понимая, что уж с ними в случае чего он разберется самым серьезным образом.

Однако кое к чему, видимо, Хатшепсут успела его приучить.

Тутмос III сочетал дорогостоящие войны с дорогостоящим строительством, тоже пропагандистским. Мирное правление Хатшепсут было отмечено большими накоплениями, и Тутмос III строился по всему Египту, ему явно хотелось превзойти мачеху, и, в общем, ему это удалось. В основном все это строительство прославляло Амона и фараона. Он же первым начал платить деньги историкам, к его времени относятся первые летописи Египта и вообще одни из первых летописей мира.

После смерти Тутмоса III пришел в власти его сын Аменхотеп II, очень похожий на отца: тренированный супермен, лошадник, участник соревнований по гребле. Он любил лично биться впереди своих воинов (чем отец не злоупотреблял). Армию он, конечно, выучил: они за две недели дошли до Евфрата пешком. Надо сказать, что в отличие от отца, Аменхотеп II был пожестче. Тех, кто сопротивлялся, он решительно уничтожал, поэтому большинство сдавалось в плен сразу. Этот фараон любил развешивать трупы врагов на стенах городов. Грабил он менее организованно, чем отец, и десятками тысяч уводил пленных. Но при этом, как все фараоны, вел себя дипломатично и в опустошенной им местности оставлял у власти местную династию, только отрывал головы тем, кто его не поддерживал. Напугал он всех: и Митанни, и хеттов, и вавилонян, до которых, впрочем, не дошел. Все они посылали фараону письма, поздравляли его с разными событиями, потому что никто не хотел с ним ссориться. Надо сказать, что на Аменхотепа II это действовало разлагающе. Из него выработался редкий хвастун, и его тексты, в отличие от предшественников содержат массу пропагандистской бредятины. В конце концов, он обленился, прекратил войны, а строил вообще очень мало, но был большой мастер выпить и закусить. Культ пира он поднял очень высоко. Пример оказался заразительным, и с этого времени (и дальше больше) у фараонов получают широкое распространение всякие дорогостоящие развлечения: пиры, танцовщицы, спортивные соревнования и проч.

Преемником Аменхотепа II стал Тутмос IV, молодой и очень порядочный человек, но правил он недолго. Воевать он умел, но никакого шума и пьянок по этому поводу не устраивал. Моментально дошел до Евфрата, снова всем напомнил, что Египет тут как тут. Кого не смог побить, с теми дружил. Вместо уже всем надоевших нападений Египта на Митанни он, наконец, понял, что Митанни разбить нельзя и надо договариваться. Он заключил с ними достаточно равноправный договор и династический брак, и все стало более-менее спокойно. Строил он немного, но отличался от многих правителей прошлого (и будущего) уважением к своим предшественникам. Всякие гуляки типа Аменхотепа II многое недостраивали, а преемники спешили возводить свои собственные храмы (хорошо, если при этом не разбирали храм отца). А вот Тутмос IV как порядочный человек достраивал массу недостроенного: пусть ему будет славы меньше, а Египту больше. Но, к сожалению, его правление было коротким.

За ним, где-то в районе 1400 г. приходит Аменхотеп III. Его нельзя назвать похожим на Тутмоса IV. Это был человек заносчивый, при этом, в отличие от предыдущих монархов, которым все-таки было чем гордиться, сделал он немного. В начале он вел себя как все, ходил на нубийцев. Потом досталось еще кое-кому, а потом он перестал ходить в походы, а войска посылал за данью. Египта к этому времени все уже боялись и слушались, даже Вавилон. Аменхотеп III любил требовать дочерей правителей других государств к себе в гарем, а сам никогда никаких своих родственниц никому в жены не отдавал. Как многие фараоны этой династии, он был спортсмен, но предпочитал боевым видам спорта легкую атлетику. И как начали фараоны пировать, так остановиться они уже не могли. В росписях на стенах храмов тема роскошного отдыха занимает все больше и больше места. Строил Аменхотеп III очень много и не только по Египту, но и в Нубии, и Святой Земли, и в Сирии. В этом он опередил всех своих предшественников. Строил в основном храмы Амону, по принципу "чем больше, тем лучше". Вкуса ему явно не хватало и особых стилистических красот его эпоха не оставила. Настоящее искусство появится позже, а это было время добросовестных поделок огромных размеров. Представьте себе каменную статую высотой в 24 м, без раствора и без железных штырей. И стоит до сих пор, т. е. это было высочайшее качество, сложнейший расчет и, конечно, сумасшедшие деньги. Надо сказать, что архитектор в Египте был уважаемой фигурой, чуть ли не вторым человеком после фараона. Культ предков от него зависел: будет статуя стоять или нет.

Аменхотеп III, как и всякий зарвавшийся монарх, естественно, был богом-царем, т. е. культ царя достиг уже вершины. Храмы строились фараону и Амону одновременно. Царь откровенно называл себя солнцем. Дальше идти было просто некуда. Очень пышный двор, утонченная жизнь. Но была у него и хорошая черта: он всю жизнь любил одну женщину, царицу Тейе. Если раньше строили в основном храмы, то Аменхотеп III начал строить огромные дорогостоящие дворцы. Какая в сущности разница, дворец или храм, если фараон и Амон одно и то же? Его последователи если и хотели подражать ему в пышном строительстве, то уже не могли: таких денег больше никогда ни у кого не было. В то время нубийцы продолжали исправно поставлять золото, армия была в полном порядке, и, кроме того, сами египтяне были еще достаточно энергичны. Но в целом это стиль уже мягкий: власть огромная, претензии огромные, а сам такой толстенький, пухленький, не то, что фараоны-киллеры из прежних династий.

Как всякий царь-растратчик, Аменхотеп III оставил некоторое количество проблем, но они достались его сыну, Аменхотепу IV. Этот прославился на весь мир в качестве знаменитого Эхнатона. Такой религиозной реформы за такой короткий срок древневосточный мир просто не знал. Человек правил всего 17 лет и за это время успел ввести и повсеместно насадить новую религию. После его смерти, правда, все пошло по-старому, но по-египетски медленно, никто не вешал жрецов нового культа по деревьям, реформа просто сошла на нет. У его преемника Тутанхамона было все двойное, и Амон и Атон, время было переходное.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия