Студопедия — ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 1 страница







Глава 9

Социальная общность и ее виды

§ 1 Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии

§ 2 Факторы функционирования социальных общностей

§ 3 Виды социальных общностей


§ 1. Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии

«Социальный ген» общества

Анализ общества и его структуры целесообразно начать с рассмотрения «ядра» предметного поля социологии — социальной общности. Поскольку она была ранее продекларирована как своеобразный «соци­альный ген», постольку возникает необходимость прежде всего обосно­вать это положение. Как известно, ген — это материальный носитель наследственности, единица наследственного материала, наследствен­ной (генетической) информации, ответственная за формирование ка­кого-либо элементарного признака организма, обеспечивающая его преемственность и воспроизводство в поколениях. Совокупность всех генов организма составляет его 1енетическую конституцию — генотип.

Провозглашая социальную общность «социальным геном» общества, своеобразной единицей социального наследования, преемственности и воспроизводства общества как социальною организма, необходимо отда­вать себе отчет в том, что никаких прямых аналогий между социальными и биологическими процессами быть не может Несмотря на то что фунда­ментальной особенностью общества является обеспечение преемственно­сти его организации и функционирования, у него в целом, у конкретных социальных организмов нет никаких генетических структур, которые бы кодировали и передавали по наследству социальную информацию.

В наследственном аппарате самого человека не заложен механизм передачи и усвоения социальных взаимодействий Он возникает только в процессе социализации. То, что принято называть социаль­ным наследованием, не является разновидностью биологической на-



Раздел III. Общество и его структура


 



следственное™. Социальное наследование есть особая форма переда­чи накопленной информации, знаний, норм, правил путем их закрепле­ния в культуре. Здесь понятие «культура» употребляется в смысле со­вокупности выработанных людьми на протяжении жизни многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получа­ет и осваивает информацию, знания, нормы, культуру. Основным субъектом этого процесса и выступает социальная общность.

В социологии неоднократно предпринимались попытки опреде­лить «социальный ген» общества (разумеется, без обращения к этому понятию). Приведем пример одной из них. Она была связана с ис­пользованием в этих целях социальной группы, прежде всего такого ее вида, как малая группа. Авторы стремились доказать, что она пол­ностью моделирует и воспроизводит общество. Идея состояла в сле­дующем: в обществе нет ничего такого особенного и специфического, чего бы не было в малой группе (Дж. Морено, США). Отсюда было «рукой подать» до вывода о том, что, если мы хотим изменить ситуа­цию в обществе, нужно менять ее в малой группе. Нетрудно найти главный контраргумент: можно улучшать сколько угодно положение в отдельных и даже во многих малых группах, но вряд ли от этого про­изойдут существенные перемены в обществе.

Социальная общность как проблема истории и современной зарубежной социологии

Что касается рассмотрения такой «первоосновы» общества, как соци­альная общность, то, пожалуй, одним из первых к ней обратился Ф. Теннис. В книге «Общность и общество» он характеризует два ти­па, два ряда отношений — общинные и общественные, противопостав­ляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена па основе осознания полезности или ценности одного человека для другого. Следовательно, эти отношения имеют рациональную структуру. В отличие от общественных, общин­ные отношения включают в себя: а) родовые отношения, б) отношения соседства, в) отношения дружбы. Материальной основой общности (которую социолог рассматривал как характерную для ранних этапов жизни человечества) выступала коллективная собственность, а пове­дение ее членов определялось исключительно верой.

Рассматривая сопоставление (и даже противопоставление) общно­сти и общества у Тенниса, можно обнаружить следующие отличия между ними: 1) общность характеризует крестьянскую деревенскую общину, общество — индустриально-городской социальный организм; 2) в области разделения труда общность предполагает ограниченную


Глава 9. Социальная общность и ее виды 189

специализацию, основанную на родственных связях (обязанности род­ственников в хозяйстве), общество — профессионализацию социаль­ных ролей и отделение их от семейных ролей; 3) в сфере социального контроля общность означает применение традиционных обычаев и не­писаных законов, общество — применение формального права; 4) ос­новными «общностными» социальными институтами являются семья, община, соседство, основными общественными институтами — круп­ные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей (биз­нес, правительство, политические партии, добровольные ассоциации и т.д.); 5) культура общности основана на религиозных ценностях, культура общества — на светских; 6) в сфере индивидуальной мотива­ции жизни в общности люди поступают в соответствии с общинными принципами (например, в период сбора урожая крестьянские семьи бесплатно помогают друг другу), в обществе индивиды действуют в ситуациях обезличенного общения, за все рассчитываются деньгами и преследуют прежде всего личные интересы.

Различие общности (общины) и общества, по Теннису, — это раз­личие двух типов связи между людьми: органической и механичес­кой. В основе каждой из них лежит свой тип воли. Для общности (об­щины) характерна естественная, инстинктивная воля, для общества — воля рассудочная, рациональная. Социальное изменение представля­ется Теннису как постепенный переход от общности (он ее идеализи­ровал в качестве явления патриархально-феодального устройства) к обществу, культуру которого (особенно современного ему) немецкий социолог оценивал пессимистически.

Некоторые идеи Тенниса были восприняты М. Вебером, который ис­пользовал категорию социальной общности для объяснения определен­ных типов поведения, в конечном итоге — целерационального типа. Раз­витие общества Вебер рассматривал как движение от общности малой рациональности к полифункциональной и целерациональной общности.

В западной социологии середины — второй половины XX в. обраща­ет па себя внимание трактовка социальной общности американскими социологами Б. Мерсером и Т. Парсонсом. Первый в книге «Американ­ская общность» писал: «Человеческая общность — это внутренне функ­ционально связанное объединение людей, живущих на определенной ге­ографической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявля­ющих чувство своего единства в составе отдельной группы»1. Что каса­ется точки зрения Парсонса, то она такова: «Общность — это объедине-

MercerB. The American Community. N Y., 1957. P. 27.



Раздел Ш. Общество и его структура


 


<;

 


ние действующих лиц, обладающих определенным территориальным пространством как основой для осуществления большей части их по­вседневной деятельности... Общность не является обязательно самосто­ятельным целым»1.

По мнению Дж. Хиллери-младшего, проанализировавшего 94 оп­ределения социальной общности, сам этот термин имеет многознач­ный характер и выступает синонимом понятий общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся поня­тием «социальная общность», называют три характерные для него черты: а) территорию, б) социальное взаимодействие, в) наличие прочных связей между индивидами2.

Особый интерес представляет распространенная в западной соци­ологии точка зрения на социальные общности как общности поселен­ческие. Американский социолог Л. Шноре характеризует общность как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жи­тельства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществля­ют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономичес­ких и социальных потребностей. При этом он различает общность и иные виды объединений — прежде всего клубы, движения, доброволь­ные группы, властные структуры^.

Специального внимания требует позиция Н. Смелзера в отноше­нии социальной общности, поскольку она охватывает целый ряд ас­пектов ее возникновения, функционирования и изменения в совре­менных условиях. Смелзер подчеркивает, что общности имеют место и в животном мире. Однако человеческие общности имеют качествен­но более сложную структуру: это проявляется в разделении труда, особенностях коммуникаций, сотрудничества, конфликтов, в господ­стве одних и подчиненности других. Для членов социальных общнос­тей характерны также чувство принадлежности к определенной груп­пе (психологические характеристики), некий общий статус.

Но одно из главных отличий состоит в наличии разных типов рас­селения социальных общностей, при этом имеются в виду крупные и мелкие города, сельские поселения. На положение и состояние соци­альных общностей в этом смысле влияют и плотность населения, и степень концентрации людей в определенных районах. Кроме того, оказывает свое воздействие уровень технического развития. Так, до изобретения автомобиля люди стремились жить недалеко друг от


1 Parsons T Social System Glencoe, 1951. Р 91.

2 См.: Hillery G H. Definitions of Community: Areas of Agreement // Rural Sociology.
1955. V. 20. P. 111-119.

3 Cm: Schnore L.F. Community // Sociology / Ed. by NJ Smelser. N.Y., 1973.


Глава 9. Социальная общность и ее виды

друга. Поэтому жилые дома, магазины, церкви располагались вокруг центральной площади или вдоль улицы. Сейчас ситуация принципи­ально иная, что способствует пространственному «рассредоточению» социальной общности. Главный же вывод Смелзера состоит в том, что понятие общности является очень сложным, имеет много оттенков и значений, поэтому дать его точное определение почти невозможно*.

Социальная общность как проблема отечественной социологии

В последние годы внимание к категории «социальная общность» растет и в отечественной социологии. Ранее, в связи с рассуждениями о пред­мете науки, уже приводилась позиция В.А. Ядова, рассматривающего социальную общность как сердцевину предметной области социологии и как ее ключевую категорию. По его мнению, с которым следует согла­ситься, подчеркивание особо значимой роли социальной общности «на­илучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объек­тивному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состоя­ния и динамики, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реали­зующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе»2.

Однако не все авторы рассматривают социальную общность столь широко, как Ядов, т.е. как любые известные нам устойчивые формы са­моорганизации социального субъекта. В одном из учебников по социоло­гии, несмотря на подход к социальной общности в широком и узком смысле слова, ее «объем» в одном случае достигает социальной группы (это широкий смысл понятия «социальная общность»), в другом — уз­ком смысле — «совокупности людей, объединяемых общими условиями существования: территориальной и этнической общностями и т.п.»3.

Не обошли понятие социальной общности и отечественные социоло­гические словари — как «малый», так и «большой». В первом в качестве социальной общности рассматривается «реально существующая, эмпи­рически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом ис­торического и социального действия, поведения»4. Согласно трактовке «большого» словаря, социальная общность — это «относительно устой-

1 См.: Смелзер НДж. Социология. С 244—245

2 Ядов В А Социологическое исследование' методология, программы, методы. С. 19.

3 Комаров М С. Введение в социологию. М, 1994. С. 297.

4 Краткий словарь по социологии. М, 1989. С. 209.



Раздел III. Общество и его структура


 


 


чивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковы­ми чертами (во всех или неко горых аспектах жизнедеятельности) усло­вий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общнос­тью социальных норм, ценностных систем и интересов» 1.

Обращает на себя внимание то, что в большинстве определений со­циальная общность характеризуется как совокупность людей, объеди­ненных определенными признаками. Ранее мы также рассматривали социальную общность как совокупность людей, являющуюся само­стоятельным субъектом социального действия, поведения и характе­ризующуюся относительной целостностью, едиист вом целей и задач^.

Однако более точным, на наш взгляд, является подход Ядова, ха­рактеризующего социальную общность как «взаимосвязь человечес­ких индивидов, которая обусловлена общностью их интересов блaJ о-даря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, произволе гвенной и иной дея­тельности, близости их взглядов, верований, их субъективных пред­ставлений о целях и средствах деятельности»^

Почему взаимосвязь индивидов, а не их совокупность? Понятие совокупности скорее «механическое», суммативное, чем органичес­кое. Между тем социальная общность характеризуется общностью, единством, сходством целей, задач, средств их достижения, представ­лений о них, интересов и т.п. Для отражения этих черг и сторон соци­альной общности целесообразно говорить не просто о совокупности людей, входящих в нее, а об их взаимосвязи, которая также пред­полагает наличие определенного числа людей, относящихся к этой общности, но находящихся в известных отношениях друг к другу.

Итак, социальная общность — это взаимосвязь индивидов, являю­щихся самостоятельным субъектом социальною действия и характе­ризующихся относительным единством, сходством целей, задач, инте­ресов на основе общих условий бытия и деятельности.

§ 2. Факторы функционирования социальных общностей

Уже из принятого нами определения следует, что социальные общно­сти как общественные структуры «всеохватны», «всепроникающи», универсальны. Их диапазон огромен, поистине это диапазон всего об-


1 Энциклопедический социолотческии словарь С 480

2 См: Зборовский ГЕ, Орлов I П. Социология С 37

' Ядов В.А Социолошческое исследование мемодоло! ия, мренрамма, меюды С 17-18


Глава 9. Социальная общность и ее виды 193

щсства. Почему они столь всеобщи и каковы факторы, влияющие на их возникновение, функционирование, трансформацию?

Чтобы ответить на эти два вопроса, необходимо выяснить, когда по­являются социальные общности и с чем связан этот процесс. Историки, антропологи, этнографы совершенно четко указывают, что социальные общности могут и должны быть рассмотрены прежде всего в историчес­ком плане. С учетом такого подхода выясняется, что первыми социаль­ными общностями были род, племя, семь я. Они возникли на основе двустороннего единства. С одной стороны, это были кровнородственные общности, с другой — они отличались единством совместной производ­ственной деятельности. То и другое переплеталось настолько тесно, что говорить о ведущем признаке, о доминантной основе первых социальных общностей достаточно трудно. Одно очевидно — и кровнородственное, и дсятельностное начала имели объективный характер.

Исторически первые формы социальной общности были единс­твенной возможностью существования и развития человека. В них возникали те формы совместной деятельности и общественных отно­шений, которые способствовали реализации основных жизнеобеспе­чивающих функций. Крайне ограниченные физические и интеллекту­альные возмолсности человека могли быть многократно усилены лишь в условиях социальных общностей. Их консолидирующий по­тенциал оказался весьма значительным — по крайней мере для того, чтобы человек выживал и развивался.

По мере перехода общества о г примитивного к более развитому со­стоянию, связанному с появлением новых форм отношений между людь­ми, экономической и хозяйственной жизни, государства и т.д., одни соци­альные общности отмирают (род, племя), другие претерпевают существенные изменения (семья), третьи возникают вновь (классы, со­циальные группы, этнические общности). В результате развития разде­ления труда появляются принципиально новые социальные общности — трудовые коллективы, профессиональные сообщества (группы).

Важной особенностью социальной общности является факт осо­знания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы — они». Что же формирует единство соци­альной общности и осознание ее членами принадлежности к ней? Ко­нечно, наличие общих (схожих, близких, единых) целей, задач, ин­терес о в. Но это — скрытые, латентные, факторы.

Есть и явные, открытые. К ним относятся социальные нормы (прежде всего правовые и моральные), которые обязательны для все­общего соблюдения и выполнения. Индивид, не делающий этого (по



Раздел III. Общество и его структура


 


самым разным причинам), противопоставляет себя социальной общ­ности и в конечном счете может добиться того, что она провозгласит его по отношению к себе «персоной нон грата». История знает много­численные случаи изгнания общностью того или иного члена из «сво­их рядов» за нарушения принятых в ней норм и правил поведения.

Среди явных факторов формирования и поддержания единства социальной общности выделяется соблюдение обычаев и традиций, принятых и существующих в ней. Обычай — это стереотипный спо­соб поведения, который передается из поколения в поколение, посто­янно воснроизводится в социальной общности, является привычным для ее членов и выступает как форма социальной регуляции их пове­дения.

Обычай играл важнейшую роль в исторически первых формах со­циальной общности, когда он выступал как основной регулятор дея­тельности и отношений в ней. Он не только регламентировал поведе­ние членов общности, но и часто являлся одним из основных факторов ее сплочения, единения. Через обычаи люди воспринимали накопленный предшествующими поколениями социальный и куль­турный опыт, приобщались к нему, тем более что число обычаев даже в примитивных общностях, по данным антропологов и этнографов, исчислялось тысячами. Следовательно, обычаи выполняли функцию социализации. Не менее важной была такая функция обычаев в соци­альной общности, как социальный контроль.

Однако по мере совершенствования общества, особенно в услови­ях его перехода к капитализму, власть обычаев подрывалась, уступая место прежде всего влиянию социальных институтов, правовых и мо­ральных норм поведения. Это приводило и приводит к значительным изменениям в структуре, функциях, направленности, характере соци­альных общностей. Сегодня в развитых странах обычаи сохранили свое значение лишь в сферах быта, обрядности, нравов.

Говоря о традициях как факторе функционирования социальной общности, нужно иметь в виду, что они близки к обычаям и даже час­то используются в качестве их синонима. Однако традиции шире обы­чаев по сферам их проникновения, поскольку последние функциони­руют не во всех областях социальной жизни. Традиции имеют место и в экономике, и в политике, и в праве, тогда как обычаи в этих сферах деятельности в наше время встречаются крайне редко.

В современных условиях функционирования социальных общнос­тей в развитых странах важным фактором этого процесса являются социальные институты. Они регламентируют процесс созда­ния новых социальных общностей, создают условия для их жизнеде-


Глава 9. Социальная общность и ее виды



ятельности, осуществляют функции социального контроля за ней. При этом социальные институты руководствуются не только (и не столько) интересами конкретной общности, сколько человека, кото­рый с ней так или иначе взаимодействует либо испытывает на себе ее влияние. Это тем более важно, что социальная общность может созда­ваться с целью защиты окружающей среды или борьбы против рас­пространения ядерного оружия, а может иметь националистический или даже фашистский характер.

Социальные институты становятся одним из основных факторов развития социальной общности вследствие того, что они являются ус­тойчивой формой организации общественной жизни и совместной де­ятельности людей. Любой социальный институт располагает набором целесообразно ориентируемых и нормативно регулируемых стандар­тов поведения не только индивидов, но и социальных групп и соци­альных общностей. Благодаря этим стандартам и нормам обеспечива­ется возможность удовлетворять основные потребности и интересы социальных общностей в рамках их статуса, интегрировать деятель­ность людей, включенных (либо включающихся) в них.

Очевидно, что социальные институты имеют отношение ко мно­гим самым разным социальным общностям. Рассмотрим их виды.

§ 3. Виды социальных общностей

Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рам­ках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Важность классификации (типологии) социальных общностей обусловлена еще и тем, что каждый индивид является членом как ми­нимум нескольких из них. Понимание этого, четкое выделение и зна­ние социальных общностей, в которые включен человек, поможет ему ориентироваться в структуре общества, в системе складывающихся в нем отношений.

В первую очередь необходимо отметить, что социальные общности реально существуют и эмпирически фиксируются социальными обра­зованиями в отличие от условных, или номинальных, общностей (на­пример, тех, что конструируются статистикой, скажем мужчины в возрасте от 25 до 30 лет, имеющие семью, выполняющие квалифици­рованный умственный труд, требующий высшего образования). Со­циальные общности отличаются также от искусственно создаваемых в процессе эксперимента объединений людей. Главное отличие номи­нальной общности от реально существующей социальной состоит в



Раздел III Общество и его структура


отсутствии двух важнейших моментов: а) взаимодействия индивидов, б) связей по поводу совместной деятельности.

Массовые и групповые общности

В основе типологии социальных общностей лежат самые разные кри­терии. Один из основных — качественно-количественный состав общ­ности. По этому критерию социальные общности подразделяются на массовые и групповые. Однако при более глубоком анализе ко-личественная характеристика общности оказывается только первона­чальным условием их разграничения. На самом деле различия между массовой и групповой общностями приобретают качественный характер.

Массовая общность — это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся целым рядом существен­ных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возник­новения «по случаю» (например, толпа на митинге). Во-вторых, такая общность отличается гетерогенным (разнородным) составом, в нее входят люди, относящиеся к самым разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным и иным группам. В-третьих, массовая общность имеет «размытые», открытые границы, она не за­мкнута, к ней может подключаться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризуется аморфным поло­жением в составе более широких социальных общностей и неспособ­на выступать в качестве их структурных образований1.

Типичные образцы массовых общностей — широкие социальные (политические, культурные и др.) движения («зеленые», женские, против угрозы ядерной войны, антиглобалистские), ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам (напри­мер, клубы болельщиков спортивных команд), аудитории средств массовой информации и т.д.

В отличие от массовой, групповая общность включает в себя опреде­ленную в количественном отношении совокупность индивидов (не менее двух человек) и характеризуется следующими признаками. Во-первых, она обладает устойчивыми и определенными пространственно-времен­ными границами своего существования (например, групповая общность студентов). Во-вторых, групповая общность определяется четко выра­женной однородностью (гомогенностью) состава. В приведенном приме­ре со студентами всем индивидам, входящим в эту группу, присущи при­знаки принадлежности к ней. В-третьих, члены групповой общности

1 См: Краисий словарь по социологии. С. 208.


Глава 9 Социальная общность и ее виды



способны выполнять совмесгно различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи. В-чегвертых, групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурно­го элемента. Так, студенчество является частью социальной общности мо­лодежи.

Массовые и групповые общности не следует противопоставлять друг другу. Они взаимодействуют на различных уровнях — в рамках общества, мсжобщностных (межгрупповых) отношений, на уровне индивида. Эти взаимодействия могут быть подчас сложными и проти­воречивыми. Так, человек в ряде случаев по-разному воспринимает и оценивает деятельность социальных общностей (как массовых, так и групповых), в которые входит он сам либо близкие ему люди, особен­но если участие кого-то в одной из них противоречит его собственным интересам (например, работа в массовом общественно-политическом движении поглощает все свободное время человека, отрывая его от се­мьи, что не всегда позитивно воспринимается другими ее членами).

В рамках типологии социальных общностей существенное значе­ние приобретают в качестве ее критериев базовые признаки, объеди­няющие людей: собственность, доход, престиж, власть, ста­тус. Отсюда разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои (страты). Об этих разновидностях социальных общностей подроб­нее будет сказано в главах 13, 14.

Социально-территориальные и демографические общности

Признаком и основанием для выделения социально-территориальных общностей служит проживание на определенной хозяйственно освоен­ной территории. Они характеризуются наличием экономических, со­циальных, политических и иных связей между людьми в рамках прост­ранственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится населе­ние села, района, города, агломерации, области, региона, республики.

Одной из главных причин возникновения социально-территори­альных общностей, означающих закрепление людей за данным посе­лением, является разделение труда и распределение индивидов по тем или иным его видам. Этот процесс предполагает ограничение возможностей передвижения людей в социальном пространстве, «при­вязку» места их жительства к месту производственной деятельности.

Закрепление индивидов за поселением, которое превращается в сре­ду их производственной, бытовой, досуговой, образовательной и иной жизнедеятельности, приводит в конечном итоге к складыванию у живу-



Раздел III Общество и его структура


щих в данном социально-территориальном пространстве общих интере­сов. Специфика их состоит в том, что они прежде всего связаны именно с местом обитания и производственной деятельности. Однако на осо­бенности социально-территориальных общностей накладывают свою печать иные факторы — этнические, национальные, культурные и др.

Социально-территориальная общность сохраняет способность к устойчивому существованию благодаря прежде всего социально-де­мографическому воспроизводству населения. Здесь мы вступаем в об­ласть связи двух типов социальных общностей — социально-тер -риториальных и демографически-х. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их осно­ве мы выделяем демографические общности мужчин, женщин, детей, молодежи, пенсионеров и т.д.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1112. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия