Студопедия — СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 6 страница. 1 См.- Шуклина ЕА. Социология самообразования' предпосылки, методология, ме­ тодика Екатеринбург, 1999.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 6 страница. 1 См.- Шуклина ЕА. Социология самообразования' предпосылки, методология, ме­ тодика Екатеринбург, 1999.






1 См.- Шуклина ЕА. Социология самообразования' предпосылки, методология, ме­
тодика Екатеринбург, 1999.

2 См.. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Россий­
ской Федерации «Об образовании» М, 1996 С 8.


Глава 21. Социальные институты в социальной сфере



го, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональными считаются программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профес­сионального, послевузовского профессионального образования.

Чем институциональный подход к образованию, присущий социо­логии, отличается от системного, более характерного, скажем, для пе­дагогики? По меньшей мере тремя основными моментами. Во-первых, в рамках институционального подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами. Сторонники же системного подхода харак­теризуют образование как таковое, вне этой связи, как определенное автономное структурно-целостное единство. Так, институциональное рассмотрение образования подразумевает выявление его связей с производством, наукой, культурой, другими социальными института­ми, системами и подсистемами, их функциональных взаимодействий, тогда как системный подход этого не требует, поскольку образование в его рамках анализируется как самодостаточный феномен.

Во-вторых, институциональная характеристика образования наце­ливает на изучение его как как определенной устойчивой и динамич­ной формы организации общественной жизни в сфере обучения, вос­питания, профессиональной подготовки. Системный же подход требует обращать внимание не на организацию, а на строение, струк­туру образования в связи с выполняемыми им (и его подсистемами) теми или иными функциями.

Наконец, в-третьих, системный подход «обезличен», а институцио­нальный предполагает анализ деятельности и взаимодействия социаль­ных общностей в сфере образования. С учетом этого различия образова­ние в рамках системного подхода оказывается лишенным конкретных субъектов, участников учебно-воспитательного процесса. В границах же институционального подхода образование есть не что иное, как взаимо­действие социальных групп, общностей, определенным образом органи­зованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспита­ния, развития личности, социализации, профессиональной подготовки.

Поскольку интересы социальных общностей в рассматриваемой сфере не совпадают, а их взаимодействие, как правило, насыщено про­тиворечиями, институциональный анализ образования предполагает изучение не только его организации, но и форм совместной деятель­ности различных групп и слоев. Институциональный подход направ­лен на определение характера, содержания, способа проявления этих противоречий и поиск путей их разрешения как в самой сфере образо­вания, так и за ее пределами.



Раздел IV Социальные инстшугы


Институциональный подход позволяет выявлять и объективные ха­рактеристики функционирования системы образования, и субъектив­ные мнения, оценки, позиции, ценностные ориентации, установки, ин­тересы различных социальных общностей, взаимодействующих друг с другом. Он дает возможность увидеть противоречия между элементами (звеньями, уровнями) системы образования на основе изучения оч но­шения к ним со стороны различных категорий населения. Другими сло­вами, выявляются престиж и авторитет системы образования, конкрет­ных образовательных учреждений, а также других ее составляющих.

Институциональный подход к анализу системы образования наце­лен на определение характера связей между ее элементами. Именно благодаря такому подходу становится заметным разрыв между, напри­мер, школьным и дошкольным образованием, школьным и средним профессиональным, школьным и высшим, школьным и начальным профессиональным образованием. Каждая из этих образовательных подсистем функционировала (и до сих пор часто функционирует) авто­номно, без учета потребностей и интересов «предшественников» и «по­следователей». Разрыв между ними негативно сказывается и на состоя­нии каждой подсистемы, и на учащихся, образ жизни которых нередко оказывается «расколотым» в сфере их обучения и воспитания на ряд почти не связанных между собой ступеней.

Это приводило и продолжает приводить к значительным труднос­тям адаптационного периода в рамках каждой из подсистем образова­ния. Дошкольники крайне сложно «входили» и «входят» в первый класс, выпускники школы — в учебные заведения профессионального образования. Социологические исследования фиксируют разрыв между названными подсистемами образования.

Благодаря институциональному анализу становятся понятными причины описанного выше разрыва между подсистемами образова­ния, состоящие в устремленности каждой из них на решение прежде всего своих внутренних проблем без осознания их связи с более ш и-рокими задачами развития личности в целом, выходящими за преде­лы данной подсистемы. Пока, к примеру, школа будет озабочена в первую очередь вопросами успеваемости и не станет ориентироваться в своей деятельности на потребности и интересы учащихся, перспек­тивы их интеграции в последующую, «послешкольпую» жизнь, ей как институту общества трудно рассчитывать на высокий авторитет в нем. Аналогичные рассуждения уместны и в отношении институтов профессионального образования. Бодее того, здесь ситуация оказыва­ется намного сложнее в связи с тем, что профессиональные училища, колледжи, вузы должны выполнять функции подготовки молодых


Глава 21 Социальные институты в социальной сфере



людей к работе не только по полученной специальности, но и в новых условиях перехода к рынку.

Однако те образовательные учреждения, где нет разрыва между решением внутренних проблем и удовлетворением интересов потре­бителей их «продукции» (выпускников), сохраняют и даже повыша­ют свой престиж. Это находит свое отражение в качественном попол­нении контингента учащихся (студенчества), высоких конкурсах, появлении и росте той его части, которая учится на условиях полного возмещения затрат на обучение (внебюджетное, или коммерческое, обучение). Следовательно, в основе нормального функционирования образования как социального института лежит удовлетворение по­требностей в обучении, воспитании, социализации, профессиональ­ной подготовке, имеющих как индивидуально-личностный, так и об­щественный характер, реализуемых отдельными людьми и учебными заведениями в их практической образовательной деятельности.

Образование как глобальная проблема общества

Социальный институт образования, один из самых древних, появля­ется одновременно с обществом и относится к числу наиболее суще­ственных предпосылок его развития. С помощью образования осуще­ствляется связь поколений, социальный прогресс. Можно смело, не боясь ошибиться, назвать институт образования вечным, по крайней мере, настолько, насколько так можно говорить о самом обществе. Од­нако будет меняться структура этого института — появятся новые об­разовательные формы и учреждения. Уже сейчас можно отметить принципиально новые — мировые — тенденции его развития.

Проблематика образования тесно связана с тенденциями глобали­зации и относится сегодня к комплексу глобальных проблем современ­ности, что означает по меньшей мере два обстоятельства. Во-первых, решение проблем образования в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации. Во-вторых, действительно комплексное решение вопросов образования, особенно связанное с выходом его из кризиса, может быть предпринято совместными усилиями ряда стран либо даже всеобщими стараниями человечества.

В первую очередь это касается неграмо гности вообще и функцио­нальной в особенности (последняя, как известно, характерна для раз­витых стран, достигших немалых успехов в области образования са­мых широких слоев населения). Так, Индия поставляет миру одну треть неграмотных, Китай — четверть, в Бразилии 20 млн человек не умеют читать, писать, считать. Страны с неразвитым образованием и низкими расходами на него никогда не сумеют вырваться в группу



Раздел ГУ. Социальные институты


среднеразвитых, тем более высокоразвитых государств (для сравне­ния: в США и Канаде расходы на образование в расчете на душу насе­ления в 90 раз выше, чем в большинстве африканских стран).

Над этой ситуацией предстоит задуматься и России. Пока она — одна из самых образованных стран мира. Но высокообразованные лю­ди уезжают (сотнями тысяч), востребованность же образования, увы, далека от необходимой для того, чтобы стимулировать постоянно рас­тущий к нему интерес. Ни в обществе в целом, ни у молодого поколе­ния нет еще понимания того, что знания — это капитал, приносящий постоянные дивиденды.

Еще одна универсальная мировая тенденция — фундаментализация образования. Ее смысл заключается в превращении образования в под­линный фундамент материальной и духовной, теоретической и практи­ческой, экономической, социальной, политической, культурной и иной деятельности. Фундаментализации образования способствует принци­пиально иной характер работы человека с информацией, компьютериза­ция этого процесса, появление новых интенсивных методик обучения и т.д. Центральной проблемой становится качество образования, под ко­торым в самом общем виде будем понимать соответствие знаний, уме­ний и навыков, социальных и психологических качеств молодых специ­алистов высоким функциональным требованиям практики.

В мировом образовании обозначилась новая тенденция — создание си­стемы непрерывного образования, превращение его в элемент повседнев­ного образа жизни на протяжении всего периода активной деятельности человека. Эта тенденция тесно связана с появлением новой парадигмы об­разования, ядро которой составляет изменившееся понимание того, что такое образованный человек. Если раньше это был «человек знающий», то сегодня — это индивид, ориентирующийся на ценности образования как ведущего, доминантного вида деятельности в структуре собственного об­раза жизни, нацеленный на него как на смысл жизни. Это человек, подго­товленный к жизни, способный осмыслить свое место в мире, ориентиру­ющийся в сложных проблемах современной науки и культуры.

Эффективность социального института образования зависит от це­лого ряда взаимосвязанных факторов. Л.Н. Коган относит к ним: 1) сте­пень сформированное™ у людей внутренней потребности в приобрете­нии знаний, степень превращения этого процесса в самоцель личности; 2) ассигнования общества па образование, состояние материальной ба­зы всех его учреждений; 3) подготовку кадров преподавателей для всех видов учебных заведений; 4) оптимальность взаимодействия всех эле­ментов самой системы образования; 5) престиж образования в созна­нии общества; 6) качество господствующих методов обучения и состо-


Глава 21. Социальные институты в социальной сфере



яние педагогической науки. Далее автор делает вывод применительно к России: «Современный кризис образования в нашем обществе опреде­ляется тем, что ни один из факторов не удовлетворяет стандартам ци­вилизованного общества и не обеспечивает необходимый уровень обра-

зования населения»

Кризис образования и пути выхода из него

В чем специфика социологического анализа кризиса социального ин­ститута образования в нашей стране? Прежде всего в стремлении свя­зать его с кризисом производства, науки и культуры, т.е. тех социаль­ных институтов, с которыми институт образования взаимодействует наиболее тесно. Анализ этих связей указывает на возникший разрыв в отношениях между социальными институтами, на автономизацию и дистанцирование каждого из них от образования.

Именно разрыв связей и привел к той ситуации, которую сегодня принято называть невостребованностью образования. Свои собствен­ные проблемы, трудноразрешимые в условиях кризиса общества и его перехода к рыночной экономике, заставили и производство, и науку, и культуру отказаться от взаимодействий с институтами образования и сосредоточить внимание исключительно на вопросах самовыживания.

Ситуация в социальном институте образования не может не быть связана с тем, что резко снизился и продолжает снижаться производ­ственный потенциал, не обновляются техника и технология, в резуль­тате чего экономика общества приобретает все более сырьедобываю-щий характер. Падает потребность общества в высокообразованных специалистах, поскольку в условиях быстро устаревающих техничес­ких и технологических систем можно обходиться без них.

То же относится и к потребностям науки и культуры. Их самодо­статочность, возможность поддерживать имеющийся уровень еще ка­кое-то время за счет наличных ресурсов, без пополнения молодыми образованными людьми ведет довольно быстро к исчерпанию сущест­вующего потенциала, а это будет означать практическую невозмож­ность быстрого восстановления утерянных позиций. Не следует забы­вать, что образованное молодое пополнение и на производстве, и в науке, и в культуре может активно о себе заявить лишь при взаимо­действии со средним и старшим поколениями, аккумулирующими в своей деятельности весь предшествующий опыт, накопленные зна­ния, интеллектуальный запас общества.

Говорить о кризисе образования как социального института — значит иметь в виду его неспособность выполнить свои функции и справиться с

1 Когап Л.Н. Социология культуры С. 74



Раздел IV. Социальные институш


 


возложенными на пего задачами формирования полноценной личности, способной самоутвердиться, самореализоваться, самораскрыться в мно­гообразной деятельности. Кризис образования — это прежде всего кри­зис человека. «Виновато» в этом не только образование, но и общество, которое часто рассматривает его крайне однобоко, лишь как средство подготовки человека к последующей жизни, к профессии, к труду.

Но'проблема состоит не только в том, чтобы признать справедли­вость этого суждения. Главное — превратить образование из выполня­ющего исключительно инструментальную роль (подготовка к труду, профессии, семейной жизни, восприятию искусства и т.д.) в разно­видность социума, имеющего самоценную и самоцельную направлен­ность. Важно сформировать такую образовательную среду человека, из которой ему не захочется выходить, в которой ему будет интересно и комфортно. В конечном итоге подобная трансформация образова­тельного социума позволит решать и его инструментальные задачи, но они окажутся не самодовлеющими, не важнейшими, а будут орга­нично вплетены в ткань образовательной жизни человека.

Следовательно, необходимо концептуальное переосмысление обра­зования как социальною института. Но это переосмысление, которое и является одним из путей преодоления кризиса образования, долж­но быть тесно сопряжено с другими путями, главными среди которых можно считать: 1) изменение «идеологии» образования, его парадиг­мы, т.е. понимание его повой социальной роли приоритетно развива­ющегося института; 2) материально-финансовое обеспечение процес­са трансформации образования в условиях перехода к рыночным отношениям на базе его демократизации и гуманизации.


 


§ 3. Институт семьи

Семья как проблема социологии

Семья — эго особый социальный институт, по своей значимости ха­рактеризуемый многими социологами как наиважнейший. Такую тра­дицию заложил еще О. Конт, который начинал анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Распад семьи, полагал Конт, означает распад общества. К этому выводу французский социолог приходил на основании ана­лиза функций семьи, которые являются, по его мнению, самыми важ­ными для общества. К таковым он относил сохранение культурного наследия, установление моральных и эмоциональных связей между людьми, определение баланса, равновесия между устремлениями раз-


Глава 21. Социальные институты в социальной сфере



ных поколений. Конт считал семью первичной, складывающейся на основе чувств формой объединения людей, из которой вырастают другие формы их объединения — племена, народы и т.д.

Не менее глубокий анализ семьи предпринял другой классик ми­ровой социологии —- Г. Спенсер, который, как известно, первым осу­ществил институциональный анализ общества. Выделив шесть групп институтов, он на первое место поставил «домашние», а среди них ве­дущим считал семью и брак. Рассматривая их как социальный инсти­тут, показывающий включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями, Спенсер выявил эволюцию этого института от неупорядоченных отношений между полами до современных ему форм моногамии. При этом он сумел рас­крыть связь между типом семьи и типом общества.

Итак, начало изучению семьи как социального института в класси­ческой социологии было положено, и начало неплохое. Многие теоре­тические положения, сформулированные еще в XIX в., сохранили свою актуальность до наших дней. В дальнейшем все крупные социо­логи, так или иначе рассматривавшие проблемы теории общества и социальных институтов, не могли пройти мимо интерпретаций семьи. Свою лепту внесли и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер.

Что касается социологии XX в., то она откликнулась на процесс уси­ления значимости этого социального института созданием особой от­расли — социологии семьи. Наиболее видными ее представителями на Западе в последние десятилетия считаются У. Берр, К. Киркпатрик, И. Най, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель (Франция), Э. Хаавио-Маннила (Финляндия) и др.

В отечественной науке еще в 1960-х гг. начала складываться собст­венная школа социологии семьи, у истоков которой стоял автор моно­графии «Брак и семья в СССР» (1964) А.Г. Харчев. Наиболее известны­ми социологами семьи в нашей стране являются: А.И. Антонов, СИ. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Н.Я. Соловьев, Н.Д. Шимин, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова и др.

Авторы английского социологического словаря полагают, что одна из задач социологии семьи — изучение людей, сексуально воспроизво­дящих себя. Другая задача состоит в том, чтобы выяснить, какое место предназначается детям, являющимся продуктом сексуального союза, в системе родственных отношений. При этом авторы словаря выделяют два подхода, которые доминируют в современных социологических ис­следованиях семьи. Первый касается связи между типами семейной структуры и индустриализацией, второй — проблемы женщины в совре­менном мире, ее неравного с мужчиной положения в обществе. Подчер-



Раздел IV Социальные институты


кивается, что «современная семья базируется на интимной и эмоцио­нальной привязанности, маскирующей на самом деле фактическую экс­плуатацию жен мужьями и детей родителями»1. Все эти социальные факты рассматриваются как процессы институционализации семьи.

По всей видимости, это так. Следует, однако, добавить, что социо­логия семьиактивно разрабатываемая область социологического знания, предметная зона которой включает в себя жизненные циклы семьи, ее функции и социальные роли, изучение нормальной и деформи­рованной последовательности фаз семейного цикла, «планированиеро-дительства», семейное общение, организацию досуга, причины распада семей, появление новых форм семейной жизни, явление кризиса семьи и пути его преодоления.

Естественно, в центре социологических исследований должна на­ходиться современная семья, изучаемая с позиций институционально­го подхода. Прав М.С. Мацковский, полагающий, что семью следует анализировать как социальный институт прежде всего в тех случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни и функциони­рование соответствуют или не соответствуют тем или иным современ­ным общественным потребностям. Чтобы увидеть будущее семьи, не­обходимо создать модель семьи как социадыюго института2.

Особенности семьи как социального института

В чем состоит специфика семьи как социального института? Во-пер­вых, она обладает устойчивой структурированной организацией, вклю­чающей двух или более человек, связанных между собой кровным род­ством, брачными узами или усыновлением (т.н. «стандартная» семья, в противоположность «нестандартной» семье, создаваемой двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками).

Во-вторых, семья как социальный институт выступает в качестве са­морегулирующейся системы. Ее члены сами фактически создают микро­культуру общения, вырабатывают единый взгляд на многие жизненные ценности. Все это сопровождается столкновением позиций членов семьи, возникновением естественных в этой сигуации противоречий, разреше­ние которых возможно в результате соглашений и взаимных усгупок, ко­торые сами, в свою очередь могут быть достигнуты за счет внутренней культуры людей, их определенной моральной и социальной зрелости.

В-третьих, семья существует как санкционированный обществом союз. Стабильное функционирование этого института возможно лишь

* The Penguin Dictionary ol Sociology P 235

2 См Мацковский M С Социолошя семьи проблемы теории, методологии и мею-дики М, 1989 С 20-22


Глава 21 Социальные институты в социальной сфере



тогда, когда он взаимодействуют с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образова­нием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регу­лируют с помощью самых разных социальных механизмов ее создание, функционирование и изменение. В рамках этих институтов создаются правовые и моральные нормы и разрабатываются санкции, направлен­ные на поддержание семьи как важной социальной общности.

В ходе изучения взаимодействия социального института семьи с другими институтами возникает целый спектр проблем, среди кото­рых самыми животрепещущими оказываются: браки (в том числе по­вторные) и разводы, добрачное поведение и стабильность семьи, но­вые формы семьи и механизмы ее функционирования, отношения разведенных супругов и детей, меняющиеся функции семьи и соци­альные роли ее членов, взаимодействие семьи с дошкольными учреж­дениями и школой, супружеские конфликты и распределение обязан­ностей в семье и т.д.

Социальный институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведе­ние членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статусы. Они, естественно, связаны с теми социальными функциями, которые ре­ализуются семьей как социальным институтом.

Функции семьи

Две из них могут быть названы центральными: воспроизводство семьи (рождение детей) и их первичная социализация. К.этим функциям, кото­рые чаще всего определяются в отечественной литературе как репродук­тивная и воспитательная, часто добавляют и другие: гедонистическую (которую иногда называют функцией эмоционального удовлетворе­ния), защитную (семья действительно должна защищать своих членов), сексуальную (связанную с удовлетворением сексуальных потребнос­тей), функцию организации свободного времени членов семьи, функцию заботы о престарелых и др.

Правильнее было бы вообще не перечислять функции и не рассма­тривать каждую из них, как чаще всего делается в работах по пробле­мам семьи, а характеризовать их как общественные и индиви­дуально-групповые. Если семья определяется как социальный институт, значит, речь идет о ее общественных функциях. Когда же она выступает как социальная общность (группа), точнее обращать внимание на индивидуально-групповые функции. С учетом этого об­стоятельства к функциям семьи как социального института можно было бы отнести прежде всего: воспроизводство общества, социализа-



Раздел IV. Социальные институты


цию молодого поколения, воспроизводство социальной структуры че­рез предоставление определенного социального статуса членам семьи, социальный контроль, сексуальный контроль, экономическую и соци­альную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества1.

Институт брака

В социологической литературе институт семьи часто анализируется вместе с институтом брака. Под ним подразумеваются, как правило, со­циально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, uuemu-туционализация отношений между мужем и женой как гражданами го­сударства. В отличие от брака, под семьей понимаются межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родствен­никами, связанными общностью быта, взаимной моральной ответст­венностью и взаимопомощью.

Каждый из этих институтов имеет разные формы. Институт брака включает в себя эндогамную и экзогамную формы. Первая, преобладавшая в доиндустриальных, примитивных обществах, предпо­лагает выбор брачного партнера лишь в пределах своей группы. Экзо­гамный брак требует выбирать брачных партнеров за пределами своей социальной общности. Возникнув также в доиндустриалыюм общест­ве, эта форма брака стала характерной сегодня для подавляющего большинства стран. Одна из важных задач такого брака — избежать кровосмешения, что обусловливает запрет жениться на близких родст­венниках.

Еще две формы брака — моногамия и полигамия. Первая оз­начает брак одного мужчины с одной женщиной, вторая — брак, при ко­тором в супружестве существует более одного партнера. Полигамия предполагает три формы брака. Наиболее распространенная среди них — полигиния, означающая брак одного мужчины с несколькими женщинами (многоженство). Во многих странах, где господствует му­сульманство, многоженство разрешено законом. Вторая форма полига­мии — полиандрия, при которой одна женщина имеет нескольких мужей. В наше время это крайне редкая форма брака, сохранившаяся в отдельных примитивных, в основном островных сообществах. Наконец, третья форма полигамного брака, столь же редко встречающаяся среди немногочисленного населения нашей планеты, ведущего родоилеменной образ жизни, — групповой брак, при котором несколько мужчин и женщин состоят одновременно в брачных отношениях между собой.

1 См. подробнее о функциях и сгруюурах семьи: Антонов А Я, Медков В.М Соци­ология семьи. М., 1996. Гл. 3.


Глава 21. Социальные институты в социальной сфере



Формы семьи

Теперь поговорим о формах семьи. Наиболее распространенной в на­шем обществе является нуклеарная семья, которая состоит из взрослых родителей и зависящих от них детей. В отличие от нее рас­ширенна я семья включает в себя, кроме родителей и детей, кого-ли­бо из родсч вечшиков мужа или жены, живущих вместе с ними.

Семьи можно также подразделять (по числу детей в них) на мно­годетные (более трех детей), средисдетные (двое-трое детей), мал одет пые (один ребенок) и бездетные. По структуре распре­деления власти между супругами выделяются эгалитарные семьи (в которых существует равенство супругов в принятии основных ре­шений) и традиционные (когда основные решения принимает муж). Для традиционной семьи характерно подчинение младших старшим, жены мужу. Здесь существует строго дифференцированная половая мораль: что позволено мужчинам, запрещено женщинам.

Кризис семьи и поиск выхода из него

Последняя четверть XX в. отмечена кризисом семьи как социального ин­ститута (эта точка зрения принимается почти всеми социологами). Кризис проявляется и в возрастании количества разводов, и в увеличении числа одиноких мужчин и женщин, и в росте занятости женщин в общественном производстве, и в возникновении новых стилей и форм семейного поведе­ния, означающих зачастую отказ от сложившихся традиций, и т.д.

В сущности, кризис семьиэто прежде всего утрата ею в значи­тельной степени своих традиционных функций — репродуктивной, вос­питательной, гедонистической. Другой наиболее существенный показа­тель кризисного состояния семьи,—резко возросшее количество разводов. Их причины разнообразны: несовместимость характеров и взглядов су­пругов, пьянство, вынужденное раздельное проживание, взаимные из­мены, невозможность иметь детей, сексуальные расстройства и т.д.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия