Студопедия — Глава третья. Первое, что я сделал на следующий день, это оторвал доски от двери той
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья. Первое, что я сделал на следующий день, это оторвал доски от двери той






 

Первое, что я сделал на следующий день, это оторвал доски от двери той

единственной заколоченной комнаты, в которой только и мог скрыться Малый

Человек, если он был существом из плоти и крови. Гвозди заржавели, филенки

на двери были целы, в комнате лежал пласт пыли на три пальца. Там никто не

мог спрятаться, и я снова заколотил дверь. Потом я обследовал все комнаты в

другом крыле и убедился, что скрыться там тоже негде. Над коридором, где я

слышал шаги, был чердак, на котором также не было следов. Справа была дверь

в мою комнату и комнату хозяйки, затем шла глухая стена и за нею парк.

От всего этого у меня голова пошла кругом. Неужели действительно

существует на свете нечто сверхъестественное? С этим я, закаленный "афеист",

никогда не мог согласиться.

Мне пришла в голову мысль, что надо пойти в библиотеку и узнать,

наконец, что это за дикая охота, о которой мне было неудобно расспрашивать

хозяйку. Кстати, я надеялся отыскать там какой-нибудь старый план дома,

чтобы потом начать методические поиски. Я знал, что иногда в старых

дворцовых стенах были специальные устройства, так называемые "слухачи", то

есть тайные пробоины. В них обычно замуровывали "голосники" - особой формы

кувшины, которые усиливали звуки. Благодаря им хозяин, находясь в одном

конце дворца, мог хорошо слышать, что говорят гости или слуги в

противоположном.

Возможно, и здесь было что-то похожее. Какая-нибудь экономка

расхаживала ночью на первом этаже, а шаги ее были слышны здесь. Это была

слабая надежда, однако чего не случается...

И я направился в библиотеку, которая размещалась между первым и вторым

этажами, в отдельном крыле.

Редко мне случалось видеть такие запущенные комнаты. Паркет выбит,

огромные окна в пыли, люстры под потолком в пыльных чехлах. Пожалуй, это

была самая древняя часть дома, "замчище", вокруг которого потом возник

дворец. Это пришло мне в голову, когда я увидел перед самой библиотекой

странную комнату. И здесь был камин, но такой огромный, что можно было

зажарить зубра, даже гнезда для вертелов еще остались в его стенах. Окна

маленькие, из цветных стекол, стены грубо оштукатурены, на потолке

перекрещиваются тяжелые квадратные балки, покрытые продымленной резьбой. А

на стенах старое грубое оружие.

Словом, это была комната тех "добрых старых времен", когда паны вместе

с холопами собирались в одном зале и сидели у огня. Пани и челядинки пряли,

пан играл с хлопцами в "двенадцать пальцев"* или в кости. Ах, идилличные

старые времена!

* Игра. Выкидывают - кто сколько хочет - пальцы. А затем считают, на

кого выпадет проигрыш.

Правда, тот самый пан мог, когда замерзнут в засаде ноги, отогревать их

во внутренностях холопа, которому накануне проиграл в кости*, но ведь это

мелочи, на это обращают внимание только сентиментальные хлюпики.

* Во всяком случае, в самые древние времена имел на это право, скорее

всего как символ воистину неограниченной власти. Случаев применения этого

права на деле не отмечено.

Простите меня, уважаемые читатели, что я не могу пропустить ни одной

комнаты, чтобы не рассказать о ней. Что поделаешь, на старости лет человек

становится болтливым. К тому же вы никогда не видели и не увидите подобного,

и, возможно, кому-нибудь это покажется интересным.

Библиотека была одного стиля с прихожей. Высокие своды, окна на

колонках, кресла, обтянутые коричневой от старости кожей, огромные шкафы

мореного дуба и книги, книги, книги.

Ну, как пройти мимо них и не сказать вам хотя бы пару слов! У меня

сердце замирает при этих воспоминаниях. Старинные пергаментные книги, книги

на первой пористой бумаге, книги на пожелтевшей от старости, гладкой,

лоснящейся бумаге. Книги ХVEE столетия, которые сразу узнаешь по сорту кожи

на переплетах. Рыжая кожа переплетов ХVEEE столетия; деревянные доски,

обтянутые тонкой черной кожей, на переплетах книг ХVE столетия.

И названия, Боже, какие названия: "Катехизис роусский", "Подлинная

хроника Яна Зборовского", "Варлаам-индеянин", "Притча про славия", старые

шестодневы, рукописные сборники древних легенд, "Gista Romanorum" из двухсот

рассказов, "Тришчан и Изота", "Бова" в белaрусском варианте, "Апофегмы",

"Речь Мелешки". Это был клад! А более новые манерные книги с длинными

названиями, наподобие: "Плетение амурное, или Тысяча способов, коими

адорированный кавалер свой предмет к согласию с амурной жадностию своей

привести может". Однако хватит, иначе я рискую никогда не окончить своего

описания.

Я так увлекся книгами, что сразу не заметил в комнате другого человека.

А он, между тем, поднялся с кресла и выжидательно смотрел на меня. На его

губах была приятная улыбка, большие глаза ласково улыбались. Одной рукой он

стыдливо придерживал на животе халат. Мы представились:

- Андрэй Беларэцки.

- Игнась Берман-Гацевич, управляющий, - сказал он тихим приветливым

голосом.

Мы сели. Я смотрел на этого человека с большим интересом. Что могло

держать его в этих ужасных Болотных Ялинах? Деньги? Их не было. А он, словно

стремясь ответить на мои мысли, сказал:

- Видите, какие книги. Из-за них я и живу здесь. Книголюб.

Книголюб был невысокий, плохо сложенный человек. Лицо его, мягкое и

нежное, слишком нежное для мужчины тридцати пяти лет, поражало неживым

румянцем, как у фарфоровой куклы. И вообще он был слишком "кукольный".

Большие серые глаза, длинные ресницы, прямой носик, тонкие, приятной формы

губы. Пастушок с табакерки. И борода у него росла слабо, как у многих

белaрусов из нездоровых болотных мест.

- Вы, наверное, с северной Менщины? - спросил я.

- О, пан не ошибается, нет, - ответил он. - Прежде жил в губернском

городе, а теперь здесь.

Если бы у меня спросили, какая черта этого человека прежде всего

бросается в глаза, я сказал бы: "Старомодная галантность". Он был прекрасно

воспитан, этот кукленыш, воспитан в духе провинциальной шляхетской

галантности, которая смешит нас. Когда смотришь на таких людей, кажется, что

в их семье дети, играя в прятки, укрывались под широченной, в шесть

полотнищ, шерстяной юбкой бабули, которая вязала чулки или штопала новые

носки, чтоб не так быстро продырявились.

И, однако, это впечатление быстро рассеивалось. Что-то

пуритански-чопорное, жестковатое было в его глазах, в поджатых губах.

Но того, что дано, не отнимешь. Он был настоящий знаток книг. Спустя

минут двадцать я понял это, более того, убедился, что этот самоучка знает

древнюю литературу не хуже меня, человека с университетским образованием.

Поэтому я навел разговор на "дикую охоту".

- Почему пан интересуется ею?

- Я этнограф.

- О, тогда конечно, конечно. Однако вряд ли моя скромная особа сможет

рассказать об этом так, как нужно высокому гостю. Может, лучше дадим слово

пожелтевшим страницам книг. Пан разбирается в литературном языке ХVEE

столетия?

Артистичным движением (пальцы у него были тонкие, в два раза длиннее

нормальных) он открыл один из шкафов.

И вот на моих коленях лежит огромный том, исписанный каллиграфически

мелкими, коричневыми от старости буквами*: "Года тысеча шестьсот первого не

было спокою на этой земли. Только што копный судья Балванович дело

рассмотрел про убиение - и свирепое убиение - холопами пана милостивого

ихнего Янука Бабаеда. И в иных местах також спокою не было. Дубина ко граду

Витебскому подходил, под Кричевом и Мстиславом и у нас хлопы смерть и

убийство и вред учиняли. Четырнадцать панов прибили, и, уж без бытности

нашей, говорили, еще троих били так, что от того бития не ведали, яко живы

будут".

* Текст до некоторой степени русифицирован.

Но вам, наверное, трудно читать такое.

Поэтому я просто перескажу содержание этой легенды.

Дело было в том, что в те времена бунтовали не только холопы. Бунтовала

и старинная беларусская шляхта, обиженная новыми порядками. В окрестностях

Болотных Ялин было особенно неспокойно. Здесь, в Ходановской пуще, сидел

хромой батька Яраш Штамет, который поддерживал очень родовитого беларусского

пана Стаха Горского, что был в родстве через предков с князем виленским

Александром. Этот молодой, честолюбивый человек поставил перед собой цель:

добиться самостоятельности. Для этого были все предпосылки: королевская

кровь, которая текла в его жилах (тогда это было очень важно), поддержка

окрестного дворянства, большая военная мощь, поддержка православных и

"лесных братьев", талант воина, а главное - ужасная нищета, безнадежное

положение крестьян. Молодого главаря во всей округе, уже не стесняясь,

называли королем.

Но пока он собирал силы и дипломатично туманил головы представителям

государственной власти. Силы его, как говорила рукопись, достигали уже

восьми тысяч всадников, которые частично скрывались в пуще, частично

находились при его дворце.

Наконец глубокой осенью 1602 года все было готово. В окрестных церквах

крестьяне приняли присягу королю Стаху, и он неожиданным ударом овладел

самым сильным замком в уезде. Ожидали только Яраша Штамета с хлопцами, и

поскольку войско было сильным, а король решительным - могло б статься, что в

историю Беларуси была б записана новая яркая страница.

Не восторгался королем Стахом лишь Раман Яноуски, сильный магнат,

владелец Болотных Ялин. Король подозревал, что Раман вступил в

предосудительные сношения с гетманом литовским* и даже римской церковью. Он

предупредил Яноуского, что это окончится для него скверно. Яноуски заверил

его в своем уважении и преданности, и король Стах поверил, даже облобызался

с Раманом, даже смешал в кубке свою и его кровь, которую потом выпили обе

договаривающиеся стороны. Стах одарил Рамана серебряной посудой.

* Военачальник в средневековом беларусском государстве Великом

Княжестве Литовском.

Неизвестно, что вынудило Рамана решиться на следующее. Или честолюбие,

или вероломство, или, может, еще что. Он ведь был другом законному королю.

Он пригласил короля Стаха на охоту, и тот выехал к нему со своим небольшим

охотничьим отрядом человек в двадцать. Штамет должен был явиться в замок

назавтра, времени было достаточно. Король решил задержаться, тем более что

предмет охоты был очень соблазнительный: болотная рысь, тварь, которая

напоминала размерами и окраской тигра и уже тогда была редкой в наших пущах,

а потом, лет через сто, совсем исчезла.

Черное предательство задумал пан Раман. Хотя и был король Стах мужичьим

королем, хотя и восстал против божьих владык, но разве не благословил бы Бог

его власть, если бы он захватил трон предков своих!

И приехал король Стах в Болотные Ялины, и тут в его честь дворец

украсили огнями и закатили пир. И он пил и веселился с паном Раманом и

другими панами, а панов тех было, может, сотня и еще три десятка. А ночью

поехали они на охоту, потому как ночи стояли светлые, а в такие ночи

болотная рысь покидает камышовые заросли, и ходит по равнине от Болотных

Ялин до урочищ Курганы и Пнюхи, и ловит не только скот, но и одиноких

путников.

Потому-то и ненавидят ее все, потому и уничтожают. Волк пройдет мимо, и

лесная рысь чаще всего обойдет, болотная нет - людоед она.

Итак, гости все поехали, а Раман с охотой короля Стаха, и со своим

старым верным доезжачим Алехно Вароной, и мелким шляхтичем Дубатоуком

поехали на болотную рысь. А ночь выпала такая, что месяц еле светил, и

смутно все было, и скакали по болотам, несмотря на осень, болотные синие

огни.

А человечьи огни в жилищах погасли, и, может, даже Бог, по несказанной

мудрости своей, погасил огни и в некоторых людских душах. И отстали от

загонщиков своих пан Раман и король Стах.

Не успели они оглянуться, как прыгнул из кустов болотный лемпарт*, сбил

ударом груди в грудь коня Рамана и выдрал у того коня кусок живота вместе с

кишками, ведь такая уж повадка у этого зверя. И упал пан Раман, и ощутил

смертельный ужас, потому что зверь пылающими глазами глядел в его лицо, и

был он, этот зверь, шире его и доле.

* Лемпарт - рысь, леопард (бел., арх.).

Но тут король Стах спрыгнул со своего лихого коня прямо на спину зверя,

схватил его за ухо, отодрал морду от лежащего Рамана и кордом, коротким

мечом, полоснул по горлу. Лемпарт отбросил его ударом лапы, и Стах отлетел,

а умирающий зверь насел на него, но тут и пан Раман вскочил и разбил череп

хищника своим боевым чеканом. Так и лежали они втроем, и пан Раман помог

королю подняться, поцеловал в уста и сказал:

- Квиты мы с тобой, брате. Ты мне жизнь спас, а я тебе - душу.

А потом встретили их охотники, и решили они провести ночь в лесу и еще

пить и гулять, потому что еще не насытились их души и сердца их после битвы

с лемпартом просили вина. И разложили они костер в лесу заповедном, и начали

пить. А тьма стояла такая, когда исчез месяц, что отойди от костра и не

увидишь пальцев на руке. Взяли они бочки вина, что привез Раман, и пили,

забавлялись. И никто не знал, что вино то было отравленное, только Раман,

Варона и Дубатоук заранее себя к той отраве приучили.

И все пили, только король Стах пил мало.

Погоди, Раман. Что ты делаешь, Раман? За землю свою хотел сложить

голову этот человек. Что же ты божье предначертание собой заменить хочешь?

Господства своего тебе жаль, а подумал ли ты, что топчут волю народа твоего,

язык и веру его, душу его? Не думаешь ты об этом, зависть и честолюбие в

сердце твоем.

И так они пили, пока не стали у людей из охоты короля Стаха слипаться

глаза. Но король все говорил, какими счастливыми он сделает всех, когда

сядет на трон дедич своих.

И тогда пан Раман взял свой корд, взял его за рукоять двумя руками и,

подойдя к королю Стаху со спины, вознес корд над его головой и потом опустил

этот корд острием на затылок короля Стаха. Тот клюнул носом, потом поднял

голову, поглядел в глаза Рамана, и лицо его, залитое кровью, было как вопь

ужасная к Богу о мести.

- Что же ты сделал? Ты ведь побратим мой, брат.

А потом, силясь встать, крикнул:

- Зачем продал ты свой народ, отступник? Многих людей лишил ты сейчас

счастья.

Раман второй раз ударил его мечом, и тот упал, но дар слова не оставил

еще его уст:

- Теперь держись, предатель. Проклятие мое тебе и твоему черному роду!

Пусть станет камнем хлеб у рта твоего, пусть бесплодными будут жены ваши, а

мужи захлебнутся собственной кровью!

И потом сказал он жалобным от слабости голосом, но жестоко:

- Продал ты свой край, бывший побратим. Но мы не умрем. Мы еще явимся к

тебе, и к детям твоим, и к наследникам твоим, я и моя охота. До двенадцатого

колена будем мы мстить безжалостно, и не скроетесь вы от нас. Слышишь, до

двенадцатого колена! И каждое из поколений твоих будет дрожать более

мучительно и ужасно, чем я теперь, у ног твоих.

И уронил голову. А его онемевшая охота наконец пришла в себя и

схватилась за ножи. И они бились двадцать против троих, и битва была

ужасной. Но трое одолели тех двадцать и убили всех.

А потом они приторочили трупы и раненых, что жалобно стонали, к седлам

и погнали коней, и кони помчались прямиком к Волотовой прорве, не разбирая

дороги.

И никто не заметил, что в теле короля Стаха еще теплилась искра жизни.

Кони летели в ночь, и слабый месяц освещал их длинные гривы, и где-то

впереди бегали по кочкам синие огни.

И из этого дикого стада доносился голос короля Стаха:

- Дьяволу отдаю душу свою, если не помогает Бог. Держись, Раман, мы

прискачем к тебе конные! Дрожи, Раман, трясись, извечный враг! Мы придем! Мы

отомстим!

И никто не знал, что правда была в этих словах, что оружием дьявола,

мести и кары стал король Стах. Никакое убийство не заслуживает такого

возмездия, как убийство побратима.

Недолго они зажились на свете. Доезжачий Варона первым увидел тени

Стаха и его сподвижников через две недели. Не разбирая дороги, мчалась дикая

охота по самой жуткой трясине, по лесу, по воде проток. Не звякали удила, не

звенели мечи. На конях сидели молчаливые всадники, и болотные огни катились

впереди дикой охоты короля Стаха прямо по трясине.

Алехно лишился рассудка. Погиб после того и Дубатоук. Гетман литовский

рассеял мужичьи полки, оставшиеся без вожака, в битве погиб Яраш Штамет. А

Раман Яноуски был жив и смеялся.

И вот однажды он был на охоте и возвращался один через вересковые

пустоши домой. Месяц слабо освещал дорогу. И вдруг забегали где-то сзади

синие болотные огни, и долетели оттуда звуки рогов и едва слышный стук

копыт. А потом появились смутные тени всадников. Гривы коней развевались по

ветру, бежали впереди дикой охоты гепарды, спущенные со сворок. И бесшумно

по вереску и трясине летели они. И молчали всадники, а звуки охоты долетали

откуда-то с другой стороны. И впереди всех скакал, освещенный луной,

туманный и огромный король Стах. И горели глаза и коней, и людей, и

гепардов.

И Раман побежал, а они бесшумно и быстро скакали за ним, и кони иногда

перебирали ногами в воздухе, и пел дикий вереск, и месяц равнодушно глядел

на погоню.

И Раман трижды крикнул: "Дикая охота!" - таким голосом, что услышали

даже люди в далеких хатах. А потом дикая охота нагнала его, и сердце его не

выдержало. Так погиб Раман.

С того времени многие видели на торфяных равнинах дикую охоту Стаха. И

хотя карала она не всех, но мало у кого не разрывалось сердце, когда видел

он на болотах мрачные тени всадников.

Так погибли сын Рамана и сын его сына, после смерти которого я и пишу

об этом для науки и устрашения его потомков, которые, может быть, и смогут

добрыми делами лишить силы седое, давнишнее проклятие.

Берегитесь трясины, люди, берегитесь болот ночью, когда синие огни

собираются и начинают пляски на самых гиблых местах. Там часто увидите вы

двадцать всадников на вороных дрыкгантах*.

* Вымершая беларусско-польская порода коней. Иноходцы белой, реже

вороной масти (исключения были редки), в полосы и пятна, как леопарды. Храп

- розовый.

И главный всадник мчится впереди всех. Шляпа с загнутыми полями

надвинута на глаза. Не бряцают мечи, не ржут кони.

Только изредка откуда-то издали доносится пение рога. Развеваются

гривы, болотные огни мерцают под копытами коней.

По вереску, по гиблой трясине скачет дикая охота и будет скакать до тех

пор, пока существует мир. Она - наша земля, нелюбимая нами и страшная.

Помилуй нас, Боже!

Я оторвался от бумаги и потряс головой, желая избавиться от диких

образов. Берман выжидающе смотрел на меня.

- Ну, что пан, прошу извинения, думает об этом?

- Какая ужасная, красивая и фантастическая легенда! - искренне

воскликнул я. - Так и просит кисти большого художника. Чего только нельзя

придумать!

- О, если бы это, извините, была только легенда... Знаете, я

свободомыслящий человек, я атеист, как каждый человек, который живет душой в

наш высокообразованный век. Но в дикую охоту короля Стаха я верю. Да и

странно было бы не верить. От нее погибли потомки Рамана и почти вымер род

Яноуских.

- Послушайте, - сказал я. - Я уже говорил это одному человеку, но скажу

и вам. Я могу увлекаться старыми легендами, но что меня заставит верить им?

Потомки Рамана погибли "от охоты" двести лет тому назад. В те времена

магилевская летопись серьезно утверждала, что перед войной на магилевских

каменных стенах (куда и человек не может взобраться) появлялись кровавые

отпечатки ладоней.

- Да, я помню это, - ответил книголюб. - Можно было бы привести и еще

ряд примеров, но они... м-м-м... немного фривольные. Наши предки были такие

грубые люди.

- Ну, вот видите, - сказал я укоризненно. - А вы верите в охоту...

Кукольный человечек, как мне показалось, колебался.

- Ну, а что бы вы сказали, почтенный, если б я заявил, что видел ее?

- Басни, - жестко отсек я. - И не стыдно вам пугать такими словами,

такими сообщениями женщин?

- Это не басни, - порозовел Берман. - Это серьезно. Не всем быть

героями, и я, честно говоря, боюсь. Я даже не ем теперь с хозяйкой за одним

столом, потому что на таких тоже падет гнев короля Стаха. Да помните, в

рукописях...

- И как вы видели дикую охоту?

- Так, как описано здесь, в книге. Я был у Дубатоука, соседа Яноуских,

- между прочим, потомка того Дубатоука, - и возвращался от него. Я шел

вересковой пустошью, как раз мимо огромной груды валунов. И ночь была

довольно светлая. Я не услышал, как они появились! Они мчали мимо меня прямо

по трясине. О, это было ужасно!

Что-то мутное плеснулось в его глазах. И мне подумалось, что в этом

доме, да, наверное, и по всей равнине, нечто нехорошее происходит с мозгами

людей.

"Есть ли здесь хоть один нормальный человек? Или, может, все

сумасшедшие?" - подумал я.

- Главное, они мчали почти бесшумно. Кони, знаете, такой древней

породы, которую теперь с огнем не сыщешь: настоящие полесские дрыкганты с

подрезанными жилами у хвостов*. Гривы развеваются по ветру, плащи-велеисы**.

* То, что у англичан называлось "англизировать коня": подрезать

сухожилия с исподу репицы, чтобы она поднялась.

** Велеис - плащ, застегнутый фибулой на правом плече, чтобы не мешать

руке, держащей меч.

- Велеисы надевались только на панцирь, - непочтительно перебил я. - А

какой панцирь может быть на охоте?

- Я знаю, - просто и очень искренне согласился кукольный человек,

уставившись на меня большими ласковыми, как у оленя, глазами. - Поверьте,

если б я врал, я мог бы придумать что-то более удачное.

- Тогда извините, - смутился я.

- Велеисы развеваются за спинами людей. Пики торчат в воздухе. И мчат,

мчат они, как нашествие.

- Еще раз извините, уважаемый пан. А скажите, может, на ужине у соседа

вас угощали медом?

- Я не пью, - с достоинством поджал губы Берман-Гацевич. - И скажу вам,

они не оставляли даже следов, и туман скрывал ноги коней. И лицо короля. Оно

было спокойным, безжизненно-мрачным, сухим и совсем-совсем серым, как туман.

Самое главное, они приезжали ко дворцу Яноуских в ту ночь. Мне рассказали,

когда я вернулся домой, что в полночь загремело кольцо на двери и голос

крикнул: "Раман в двенадцатом колене, выходи!"

- Почему Раман?

- Потому что Надзея - последний потомок Рамана, как раз его двенадцатое

поколение.

- Не верю, - снова сказал я, сопротивляясь до конца, потому что лицо у

Бермана было действительно бледное. - Дайте родословец Яноуских.

Берман с готовностью вытащил и развернул пергаментную рукопись с

"древом достоинства". И действительно, одиннадцать поколений значились со

времени Рамана Старого. Ниже одиннадцатого поколения, снова Рамана, стояла

запись, сделанная мелким почерком: "26 октября 1870 года родилась дочь моя,

Надзея. Последнее, двенадцатое наше колено, единственное мое дитя. Жестокая

судьба, сними с нас свое проклятие, пусть погибнут только одиннадцать

поколений. Смилуйся над этим маленьким комочком. Возьми меня, если это

необходимо, но пусть выживет она. Она ведь последняя из рода Яноуских.

Уповаю на тебя".

- Это писал ее отец? - спросил я, растроганный, и подумал, что мне было

в год рождения этой девочки восемь лет.

- Да, он. Видите, он предчувствовал. Его судьба - доказательство

правдивости легенды про короля Стаха. Он знал ее, они все знали, потому что

проклятие висело над потомками этих несчастных, как топор. Тот сойдет с ума,

того убьют за деньги братья, тот погибнет во время охоты. Он знал и

готовился: обеспечил девушке хотя и мизерный, но доход, нашел

заблаговременно опекунов, составил завещание (кстати, я боюсь осени, многие

из Яноуских не доживали до совершеннолетия, а через два дня будет ее день

рождения, и уже дважды появлялась дикая охота у стен дворца). Раман никогда

не выходил ночью из дома. Но два года тому назад Надзею Рамановну взяла в

гости ее родственница по матери, жена шляхтича Кульши. Девочка задержалась у

нее допоздна. Раман очень нервничал, когда ее не было дома. А дом Кульши

возле самой Волотовой прорвы. Он сел на коня и поехал. Девочка возвратилась

домой с Рыгором, сторожем Кульши. А пана нету. Поехали искать. А была осень,

время, когда охота короля Стаха появляется особенно часто. Мы ехали по

следам панского коня, я и Рыгор. Я боялся, а Рыгор - ни капли. Следы вели по

дороге, потом свернули и начали петлять по лугу. И сбоку Рыгор отыскал

другие следы.

Он хороший охотник, этот Рыгор. Какой ужас, пане! Следы были от двух

десятков коней. И подковы старые, с трезубцем, похожим на вилы. Таких давно

у нас не куют. И временами эти следы исчезали и появлялись через двадцать,

тридцать шагов, словно кони летели по воздуху. Потом мы нашли пыж из ружья

пана, я узнал бы его из сотни. Рыгор припомнил, что, когда он вез девочку

домой, кто-то стрелял у прорвы. Мы погнали коней быстрее, потому что минуло

часов пять, ночь уже темнела перед рассветом. Вскоре мы услышали - где-то

ржал конь. Мы выехали на большую прогалину, заросшую вереском. Тут Рыгор

отметил, что кони дикой охоты развернулись в лаву и пошли наметом. А конь

хозяина несколько раз споткнулся, видимо, устав. - Голос Бермана вдруг

одичал и осекся. - И в конце прогалины, как раз там, где начиналась прорва,

мы увидели еще живого коня, который лежал со сломанной ногой и кричал так

страшно, будто человек. Рыгор сказал, что пан должен быть где-то здесь. Мы

нашли его следы, они тянулись от трясины. Я двинулся по ним, но они дошли до

коня и исчезли. Здесь, на влажной земле, были вмятины, словно человек упал.

И больше ничего. И никаких следов рядом. Охота свернула саженях в десяти от

того места. Или Раман вознесся на небо, или кони короля Стаха домчали к нему

по воздуху и захватили с собой. Мы подождали с полчаса, и когда наступила

предрассветная темень, Рыгор хлопнул себя по лбу и приказал мне нарвать

бересты. Я, шляхтич, подчинился этому холопу: он тогда имел такую надо мной

власть, словно магнат. Когда мы зажгли бересту - он наклонился над следами.

"Ну, что скажешь, пане?" - сказал он с видом явного превосходства. "Я не

знаю, зачем ему понадобилось идти от трясины, не знаю, как он туда попал", -

ответил я растерянно. Тогда этот хам расхохотался... "Он и не думал идти от

трясины. Он, уважаемый пан, шел в трясину. И ноги у него совсем не были

вывернуты задом наперед, как ты, возможно, думаешь. Он отступал, отступал к

трясине от чего-то страшного. Видишь, вот тут он ударился о землю. Конь

сломал ногу, и он перелетел через голову. Он, если хочешь знать, подвернул

ногу: видишь, след правой ноги больше и глубже, значит, он подвернул левую

ногу. Он пятился к трясине задом. Идем туда, там мы увидим, наверное, и

конец". И действительно, мы увидели и конец. Рыгор посветил факелом туда,

где был обрыв в трясину, и сказал: "Видишь, тут он поскользнулся". Я держал

его за пояс, а он наклонился с этого обрыва и затем позвал меня: "Гляди". И

тут я увидел голову Рамана, которая торчала из коричневой, масляной жижи

прорвы, и скрюченную руку, которой тот успел ухватиться за корневище

какого-то трухлявого дерева. Мы вытащили его с большим трудом, вытащили

мертвого: в этих безднах часто бьют подводные ключи и он просто замерз.

Кроме того, и сердце не выдержало, как говорил потом лекарь. Боже, на его

лице был такой ужас, который нельзя пережить и остаться живым! На руке у

него был какой-то укус, ворот оторван. Мы приторочили труп к седлу и

поехали. И вот не успели мы отъехать и тридцати шагов, как увидели: через

просеку плыли смутные тени коней. Было удивительно, что копыта не стучали. А

потом запел рог где-то совсем в другой стороне, и так'приглушенно, словно

сквозь вату. Мы ехали с трупом угнетенные, кони нервничали - они чуют

мертвое тело. И ночь была, ох какая ночь! И где-то пел рог дикой охоты.

Потом она появлялась лишь изредка. А вот теперь снова... Настает час мести.

Он замолчал, уткнув лицо в ладони, пальцы на которых, белые,

артистичные, были длиннее пальцев обычного человека раза в два. Я молчал, и

вдруг меня прорвало:

- Как вам все же не стыдно. Мужчины, взрослые мужчины! И не можете

защитить! Да пускай бы это был сам дьявол - деритесь, черт побери! И почему

не всегда появляется эта охота? Почему при мне еще не была?

- Даже если они появляются часто, они не приходят в ночи перед святыми

днями, а также в среду и пятницу.

- Гм, странные призраки... А в воскресенье? - У меня все сильнее росло

на душе желание дать по этой фарфоровой, вялой, безвольной морде, потому что

такие не способны ни на хороший поступок, ни на криминал - не люди, а трава

мокрица, что глушит грядки. - А в филипповки, на петровки они появляются,

если уж они такие святые привидения?

- На воскресенье Бог им позволил, потому что, если помните, Стах был

убит именно в воскресенье, - совершенно серьезно ответил он.

- Так что же он тогда такое, ваш бог? - гаркнул я. - Он что, стакнулся

с дьяволом? Он что, берет души невинных девушек, у которых крови того

Рамана, может, одна только капля!

Берман молчал.

- Четыре тысячи девяносто шестая часть крови Рамана в ее жилах, -

подумав, подсчитал я. - На что он тогда годится, этот ваш бог?

- Не кощунствуйте! - испуганно охнул он. - За кого вы заступаетесь?

- Слишком много чертовщины даже для такого дома, - не унимался я. -

Малый Человек, Голубая Женщина, а тут еще эта дикая охота короля Стаха.

Обложили и изнутри, и извне, чтоб он сгорел, этот дом!..

- Мгм, откровенно скажу вам, уважаемый пан, что я не верю в Человека и

Женщину.

- Их видели все. И вы тоже.

- Я не видел, я слышал. А природа звуков нам неизвестна. Да к тому же я

очень нервный человек.

- Видела хозяйка.

Глаза Бермана скромно опустились. Он поколебался и сказал тихо:

- Я не могу ей во всем верить... Она... ну, словом, мне кажется, ее

бедная головка не вынесла этих ужасов. Она... м-м... своеобразный в

психическом отношении человек, чтоб не сказать больше.

Я тоже думал об этом, поэтому смолчал.

- Но я тоже слышал шаги.

- Дикость. Это просто акустический обман. Галлюцинация, уважаемый пан.

Мы посидели молча, я чувствовал, что сам начинаю терять рассудок от

милых приключений, которые здесь происходили.

В ту ночь мне приснилось: бесшумно скачет дикая охота короля Стаха.

Беззвучно ржут кони, беззвучно опускаются копыта, качаются вырезные поводья.

Холодный вереск под их ногами: мчат серые, наклоненные вперед тени, и

болотные огни сверкают на лбах коней. А над ними, в небе, горит одинокая,

острая, как игла, звезда.

Когда я просыпался, я слышал в коридоре шаги Малого Человека и

временами его тихий жалобный стон. А потом опять была черная бездна тяжелого

сна, и снова скакала по вереску и трясине стремительная, как стрела, охота.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия