Студопедия — Крещение Руси. Значение православия для культурного и государственного развития Руси 11-17 вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Крещение Руси. Значение православия для культурного и государственного развития Руси 11-17 вв.






Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения страны, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси. Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию.

Летопись сообщает, что болгары-мусульмане предложили Владимиру принять ислам. Князю понравился мусульманский обычай иметь много жен, но обряд обрезания, а также запрет на вино и свинину пришлись ему весьма не по вкусу. В иудаизме запретов оказалось еще больше. Христианство же, религия призывающая ко всепрощению и терпимости, не требующая жертвоприношений, не делающая различий между народами,пришлась по душе русскому князю.

Уже в то время христианская церковь была поделена на восточную и западную части. Летопись отмечает, что приходили к Владимиру «немцы» из Рима, предлагая принять католичество. Он их выслушал, а затем сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи, допустить проникновение на свою территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства, выплачивать Риму ежегодные денежные дотации.

Владимир созвал своих бояр и городских старцев и попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре и старцы посоветовали послать своих мужей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда они вернулись, то рассказали Владимиру, что более всего их впечатлила служба в греческой церкви. Хотя Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное православие, византийская церковь так же как и католическая, стремилась к распространению своего влияния, и русские князья так же неминуемо должны были попасть в вассальную зависимость от византийских императоров.

Крещение князя Владимира. Крещение Руси

В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились.

Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии – священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.

Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.

Историческое значение крещения Руси

Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, -- церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

 

Вернадский Г.В. Киевская Русь, Фроянов И.Я. Древняя Русь, Кузьмин А. Г. Крещение Руси, Васильев М. А. Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив.

Крещение Руси явилось началом нового этапа в развитии ее культуры, особенно письменности, литературы, просвещения, градостроительства, архитектуры, живописи и др. Началось складывание общего самосознания народа, воплотившегося впоследствии в новом, христианском мироощущении. Богослужение в церквях и монастырях шло на славянском языке с использованием религиозных догм и обрядов православия.

В X в. на Руси существовали два алфавита - глаголица и кириллица, появившиеся из Болгарии. Впоследствии окончательно утверждается кириллица. Возникает система знаков препинания. Письменным материалом служили обработанная кожа животных (пергамент), береста, чернила, краски и т.д.

«Книжное искусство» Руси находилось на очень высоком уровне уже в XI в. Переводная (с болгарского и греческого) литература составляла на Руси обширный культурный пласт. Главным образом это были богословские книги, религиозные проповеди, жития святых и др. Развивалась и светская литература, главным образом в виде летописей. Наиболее известной и яркой по художественной выразительности является «Повесть временных лет», одним из авторов которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Основные идеи многих летописей - необходимость объединения Земли Русской и прославление христианства.

С распространением в Древней Руси письменности связано и развитие просвещения, главными центрами которого в то время являлись монастыри, а также школы, создававшиеся русскими князьями.

Города являлись центром общественного развития. Причем городская символика еще долго наполнялась языческим смыслом. Например, городские стены так же опоясывали княжеский детинец («верхний город») и Подол («нижний город»), оберегая их, как и магический круг, защищавший людей от враждебных сил.

В городах развивалось ремесло и архитектура. Наиболее известны великолепные памятники зодчества XI-XII вв., сохранившиеся в Киеве (храм Софии, Золотые ворота), Новгороде (храм Софии, церковь Спаса на Нередице), Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Полоцке и др.). Храм в Древней Руси по своему достоинству может считаться средоточием культуры. Основные принципы их строительства были заимствованы из Византии. Возводились они из плинфы кирпичей (Киев), известняка (Новгород), белого камня (Владимир). Внутри стены храмов украшали мозаики и фрески. Необходимым достоянием храмов были иконы, первые из которых на Руси также были выполнены греческими мастерами (например, икона «Владимирской богоматери», созданная на рубеже XI-XII вв.).

Характерной особенностью истории Руси в XII - начале XIII в. стало появление и развитие новых культурных центров. Господство культуры Новгорода и Киева сменяется «полицентризмом», наличием множества самобытных местных культур. Эту тенденцию можно отнести к положительным сторонам эпохи феодальной раздробленности на Руси.

Регионализация очень наглядно прослеживается в летописании. В 1177 г. оформляется Владимирский летописный свод, в котором подбор материала должен был раскрыть ведущую роль Ростово-Суздальской земли среди русских земель и тем самым обосновать претензии Владимирских князей на великое княжение. Этому во многом способствовали личное участие и редактура Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо при составлении этих летописей. Специфика владимирского летописания заключается также в большом внимании к религиозным мотивам.

Летописание Галицко-Волынской земли более сдержано и скупо, в нем гораздо меньше христианских аспектов. Зато особой яркостью и образностью отличается описание личности Даниила Романовича Галицкого - идеального героя, своеобразного символа этой земли. Отразились в этих источниках и многие факты местной междоусобной борьбы за власть.

Новгородские летописи отличают детальные подробности в описании многих событий. Много места уделено хозяйственным вопросам. Прослеживается интерес к европейской политике. Простота и лаконичность также отличают эти тексты.

Развитие местного, «областного» летописания не только не погасило интерес к событиям в других частях некогда единой Древней Руси, но и обострило его. Общность судеб русских земель понималась всеми составителями летописей.

Самым знаменитым произведением русской литературы, повествующим об этом периоде истории Руси стало «Слово о полку Игореве» - поэма о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Четко прослеживается политическая идея автора - раздробленность Руси, распри князей ослабляют русские земли и отдают их на легкую добычу иноземным завоевателям. Яркие образы, своеобразный язык, искренность и проникновенность делают этот памятник совершенно выдающимся достижением отечественной словесности.

Высокую степень развития литературного языка показывает «Моление Даниила Заточника». Рифма, эпитеты, игра словом «блещут» в каждой фразе этого своеобразного произведения. Автор его - приближенный князя, попавший в опалу и сидящий в заточении, - пишет с юмором и иронией о своей судьбе, судьбе умного и неординарного человека в условиях всесилия богатства, предательства друзей и переменчивости настроения князя.

Архитектура русских земель XII - начала XIII в. дала множество выдающихся памятников, подчеркивающих различие подходов зодчих к своим сооружениям в разных регионах страны. Новгородское строительство велось в основном из кирпича и отличалось монументальностью, простотой форм, функциональностью и минимумом внешних украшений. Городские церкви и дома давали широкий простор для творчества. Компактная форма и естественная вписанность в окружающую природу отличает церковь Спаса на реке Нередице. Сооружения Юрьева монастыря демонстрируют возможности новгородских мастеров в объемном строительстве. Роспись церквей отличается лаконичностью и четкостью линий, минимумом пышности, строгостью красок.

Владимиро-Суздальская Русь явила миру иной подход к строительству, породив «города, величеством сияющие». Основным материалом для сооружения храмов служил местный белый известняк. Белый камень стал отличительной особенностью Успенского собора и Золотых ворот во Владимире. Известняк позволял активно использовать стены для каменной резьбы, приобретавшей с течением лет все более пышный характер. Знаменитая резьба Дмитриевского собора во Владимире насчитывает 566 разных камней, из них только 46 изображений посвящены религиозным сюжетам, остальные - сценам охоты, борьбы, пиров, бытовых ситуаций, зверям и птицам. Шедевром мировой архитектуры стал Покровский собор на реке Нерль, построенный по указанию Андрея Боголюбского. Великолепие владимирской архитектуры должно было олицетворять наглядно значимость княжества и весомость его политической и религиозной роли в истории Руси.

Общим в архитектуре городов русских земель является преобладание романского стиля - полуколонн, порталов, резьбы стен, барельефов. Можно предположить в связи с этим участие в этом строительстве мастеров из Западной Европы.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1168. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия