Новое царство.Фараоны конца Ср.царства уже не обладали мощью властителей Др.царства, им так и не удалось прочно объединить страну. Примерно с 18в. до н.э. начался переход от Ср.царства к Новому. Этот переход снова ознаменовался распадом страны. Египет захватили гигсосы (семитский народ из передней Азии). Столицей захватчиков стал город Аварис в дельте Нила. Их власть продолжалась примерно 100 лет. Гигсосам покорилась вся страна, кроме Фив. Накопив достаточно средств, фиванские фараоны начали борьбу против интервентов. Закончилась эта борьба при фараоне Яхмосе I из 18 династии. Египет начинает процветать и становится сильнейшим государством Древнего мира. В это же время устанавливается общегосударственный культ бога Амона Ра (бог солнца). Искусство Др.Египта в целом вступит в один из самых ярких этапов своего развития, оно будет воспевать мощь государства, подчеркивать его богатство, отличаясь в этот период особой монументальностью. Архитектура. Храмовый комплекс в Карнаке. План комплекса в Карнаке. Храм Амона в Луксоре. План храма Амона в Луксоре. В силу монументальности сооружения в Др.Египте. в том числе и храмы, строились очень подолгу. Иногда что-то пристраивалось к уже существующему зданию, причем пристройка могла посвящаться уже совершенно другому богу или фараону, чем первоначальный храм. Так, на примере храма Амона в Луксоре это видно очень хорошо. Этапы его строительства (см. рис. выше): 1. храм фараона Тутмоса I; 2. первый храм Аменхотепа III; 3. второй храм Аменхотепа III; 4. третий храм Аменхотепа III; 5. храм Рамсеса II. Пилоны у входа в храм. 2. Дальше шел двор, окруженный колоннадой. Гипостильный зал храма Амона в Луксоре (реконструкция в разрезе). 4. Еще один двор меньшего размера. Огромное значение в архитектуре Нов.царства приобрели колонны. Они придавали особую торжественность зданиям, возносили их вверх, организовывали сложную игру свето-тени помещений. Потолок обычно красили синеватой краской и украшали звездами. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Планы храмов Ментухотепа I и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Очень хорошо просматривается планировка по 1 оси. Строение храма царицы похоже на храм фараона, но отличается большей пышностью. Скульптура. Каноны скульптуры остались теми же. Сохранились особенности скульптуры Ср.царства. И пришла неслыханная монументальность. Роспись. Фрагменты росписей гробницы Тутмоса IV Нахт в Фивах. Мелкая пластика. Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи (дерево). Туалетная ложечка в виде девушки плывущей с цветком лотоса (от привычных канонов здесь уже ничего нет). На этом история искусства Др.Египта, конечно, не заканчивается. Но оно, в силу разных причин, будет подвергаться иноземным влияниям, а значит, перестанет быть столь самобытным. В т.н. Позднем царстве Египет завоют персы, он станет персидской провинцией. Потом его завоет Александр Македонский, и Египет станет частью Римской империи (Эллинистический Египет) и т.д. и т.д.
|