Студопедия — Основная часть. Конечно, я не могу тягаться с И. А. Чистовичем в описании жизни столь мудрого государственного мужа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основная часть. Конечно, я не могу тягаться с И. А. Чистовичем в описании жизни столь мудрого государственного мужа






Глава 1. Биография Феофана Прокоповича.

Конечно, я не могу тягаться с И. А. Чистовичем в описании жизни столь мудрого государственного мужа, но попробую кратко описать земное существование архиепископа новгородского. Феофан Прокопович родился в 1681 году в Киеве, при крещении получил имя Елисей. Его отцом был торговый человек, но больше об отце ничего не известно ни имени, ни фамилии, (Прокопович- это фамилия матери) ни к сожалению отчества. Мать его была из купеческого рода.[13] Его дядя был ректором Киево-Братской духовной коллегии, поэтому Елисею было суждено церковное образование. Но потом, он окончив Киево-Братскую духовную коллегию испытывая большую тягу к знаниям решил продолжить образование, Прокопович переехал во Львов и принял там униатство чтобы ему были открыты католические учебные заведения, пробыв некоторое время во Львове, он пошёл странствовать по Европе. Там Елисей побывал в Лейпцигском, Йенском и Галлеском университетах, в 1701 году поступил в иезуитскую коллегию Святого Афанасия в Риме. Там Прокопович прослушал полный курс всех наук и в 1704 году закончил обучение. Римский папа Климент XI предлагал ему остаться, но Елисей Прокопович вернулся в Киев. Таким образом, получив столь внушительное образование, Феофан Прокопович приобрёл огромные знания в иностранных языках, литературе, математике, философии, истории и, конечно же, богословии и воспринял многие идеи Просвещения, которые он впоследствии использовал в своих трудах.[14] По возвращении в Киев Елисей снова принял православие и постригся в монахи под именем Феофан. И после этого стал преподавать в Киево-Могилянской духовной академии (переименование Киево-Братской в Киево-Могилянскую произошло в 1701 году). Он преподавал: риторику, поэтику, богословие и философию, также составил руководства по всем этим предметам. Помимо этого Феофан Прокопович ещё создавал литературные произведения. Он написал пьесу «Владимир» и огромное количество проповедей, «слов» и речей по различным поводам, ему также приписывается «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии» в четырёх частях, но издана она была только 1798-1799 годах в СПб под редакцией И. Н. Болтина и Н. А. Львова типография И. К. Шнора. В 1711 году во время Прутского похода Пётр I вызывает Прокоповича в свой лагерь. Там Феофан Прокопович пробыл некоторое время. После возвращения оттуда он был назначен ректором Киево-Могилянской духовной академии и игуменом Братского монастыря. В 1716 году Прокопович был вызван Петром в Петербург. И там ему видимо поручают подготовку почвы для церковной реформы. Его задача на тот момент - идеологическая подготовка населения и он справляется с нею путём произнесения проповедей и написанием «слов».

В 1718 году Феофан Прокопович становится архиепископом Псковским и Нарвским. Далее уже активно участвовал в работе над созданием Синода, как уже говорилось выше, он написал «Регламент духовной коллегии» совместно с Петром I и стал вторым вице-президентом Синода. И на этом посту он продолжает выпускать «слова» о вопросах взаимоотношений царской и духовной власти (например «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» 1721, «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» 1722) также он выпускает и сочинения о других вопросах («Объявление о монашестве» 1724 и другие). Также он содействует расширению образования, отчисляя крупные суммы на семинарии.[15] К тому же времени (конец царствования Петра I) относится начало деятельности «учёной дружины». «Учёная дружина» - это неофициальный кружок придворных- интеллектуалов, поддерживавший реформы Петра I. Основные участники «учёной дружины»- Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев. Они занимались идеологическим обоснованием реформ Петра Великого и борьбой с консервативными кругами духовенства. Но пик их деятельности пришёлся уже на время после смерти Петра I, они снова и снова прославляли нашего первого императора и его реформы и защищали церковные преобразования от посягательств реакционного духовенства, а также очень много писали о пользе образования и участвовали в воцарении Анны Иоанновны как самодержавной правительницы.

В 1725 году Феофан Прокопович стал архиепископом Новгородским и Великолуцким, а в 1726 стал первейшим членом Синода. После смерти Петра I в царствование Екатерины I дела Прокоповича шли почти по-прежнему. Но с воцарением Петра II Прокопович переживает тяжёлые времена. При дворе первую роль начинают играть партия противников церковных реформ Петра I возглавляемая Феофилактом Лопатинским и Георгием Дашковым, давними недругами Феофана Прокоповича. К тому же Пётр II отменил действие «Правды воли монаршей» желая реабилитировать отца. Архиепископ новгородский оборонялся, как мог, его постоянно упрекали в протестантизме его противники сторонники идеи «Священство выше царства», он чисто номинально возглавлял Синод, на самом деле там всем заправлял Дашков. Но всё изменилось в 1730 году. Тогда реакционеры не приняли участия в политической борьбе «верховников» и А. И. Романовой, а Прокопович одним из первых стал убеждать Анну Иоанновну в необходимости самодержавия. В итоге, он оказался на коне, а реакционеры по тюрьмам и ссылкам. Остаток своей жизни Феофан Прокопович провёл в Санкт-Петербурге, руководя Духовной коллегией. Умер в 1736 году, до конца жизни оставаясь в твёрдом сознании. Говорят, предчувствуя смерть, Феофан Прокопович сказал: «О главо, главо, разума упившись, куда ся преклонишь?»[16] Безусловно, это показывает, что Прокопович был одним из образованнейших людей своего времени, который знал цену образованию.

 

Глава 2. Отношения Ф. Прокоповича с Петром I.

Впервые они встретились в 1706 году в Киеве в Софийском соборе, где Прокопович читал проповедь и после неё произнёс хвалебное слово будущему первому российскому императору. Петру Алексеевичу понравилась эта речь, он запомнил талантливого проповедника. Следующая их встреча состоялась в 1709 году, тоже в Киеве, куда наш царь приехал уже после Полтавской баталии. Будущий архиепископ Феофан выступил с речью по случаю такой великой победы, где он высоко оценил Петра Алексеевича Романова, его преобразования, говорил о необходимости уничтожения унии и борьбы с турками. Во время Прутского похода, как уже было сказано выше, царь снова вызвал его к себе, не ясно, что Прокопович делал там, но он явно преуспел в том, так как я уже сказал выше, он после возвращения оттуда был назначен ректором Киево-Могилянской духовной академии и игуменом Киево-Братского монастыря. Затем в 1716 году последовал вызов в Петербург. Пётр, Самодержец Всероссийский, на основании личных встреч и через сообщения из Киева понял, что в лице Феофана Прокоповича он нашёл себе ярого приверженца и человека, готового участвовать в его реформах. Ведь Прокопович был образованнейшим мужем желавшим распространить образование и бороться с реакционным духовенством, желавшим вернуться к «прелой московской старине». В Петербурге игумен Феофан произносит множество речей и проповедей, восхваляющих П. А. Романова и его дела. Государь в долгу не остался, подарил Прокоповичу подворье на берегу реки Карповки, куда сам император время от времени заглядывал в гости, а в 1718 подарил титул архиепископа Псковского и Нарвского. Фактически именно Прокопович стал с тех пор правой рукой Петра I в духовных делах. Архиепископ Псковский и Нарвский стал создавать духовную коллегию, готовя для этого идеологическую почву («Слово о власти и чести царской» 1718), пропагандируя население и громя приверженцев старины. В 1721 году Прокопович вошёл в состав Синода и, несмотря на то, что он был только вторым вице-президентом духовной коллегии, именно Феофан Прокопович фактически руководил её деятельностью. Перо этого человека не знало покоя из-под него одно за другим выходили проповеди, хвалебные речи, обоснования и указы. Не чужд был архиепископ Псковский и Нарвский и поэзии, написал «За Могилою рябою», посвящение Антиоху Кантемиру и другие произведения.

К этому же времени относится начало деятельности «учёной дружины». Нельзя сказать, что её члены постоянно виделись с Петром Великим, но посторонними их тоже не назовёшь. А. Д. Кантемир был сыном молдавского князя служившего при дворе Петра Алексеевича, к тому же его сестра Мария Кантемир была любовницей нашего первого императора. В. Н. Татищев был другом Я. В. Брюса, к тому же участвовал в Полтавском сражении, где по его собственным словам: «Был ранен подле государя», а в 1717 году под Данцигом лично сопровождал самодержца, и в дальнейшем его карьера резко пошла в гору и он, стал, приближен к государю. Что касается Прокоповича то о его близости к царю сказано выше. Но в 1725 году в феврале умирает Пётр I. Архиепископ Феофан написал по этому поводу «Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенстовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнешей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Ее Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны». В этой повести он в очередной раз прославил нашего первого императора.

Но это всё лишь сухие факты. К сожалению, до нас не дошло свидетельств о личном отношении к Феофану Прокоповичу Петра Алексеевича Романова. Архиепископ Феофан же в любом своём произведении рассыпался о достоинствах государя императора плотника по части окон в Европу. Не был Прокопович частым гостем у Петра I, его редко можно было застать при дворе государя, но император иногда приходил к архиепископу Новгородскому. Возможно, Пётр Алексеевич держал архиепископа на дистанции потому, что уж слишком его речи были похожи на лесть. Об этом свидетельствует манера написания его произведениям, там всегда было написано только то, что хотелось услышать государю. Но даже во времена последующих правителей: Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны Прокопович ни разу не отступил от своих убеждений и продолжал настаивать на абсолютизме. Но всё-таки Архиепископ Феофан мог оставаться подлизой потому, что церковь в те времена переживала наступление государства, и ей нужно было подстроиться под абсолютизм, чтобы не быть раздавленной.[17] Но большинство исследователей приходит к мнению, что Феофан Прокопович очень искренне восхищался Петром Великим и его делами. Архиепископ Новгородский искренне считал, что, курс проводимый Петром I это - самая лучшая и необходимая для России политика, одобренная Священным Писанием и Божественной волей, а наш российский монарх Пётр Алексеевич – это лучший из всех правителей, ведь он поступает так, как велит Божественное провидение.[18]

 

Глава 3. Идеальная форма правления, права и обязанности подданных по представлениям Феофана Прокоповича.

Перед тем как приступить к рассмотрению идеологии абсолютизма Феофана Прокоповича, следует понять, почему она возникла именно в то время в первой четверти 18 века. Конечно, сложно сказать, когда абсолютизм в России начал формироваться и когда он сформировался окончательно. Но очевидно одно, что в 18 веке абсолютизм был России нужен. Ведь надо было решать важнейшие внутренние и внешние политические задачи: заполучить выходы к Чёрному и Балтийскому морям, вернуть себе земли потерянные в Смутное время, пополнить казну истощённую войнами и восстаниями, реформировать армию, ведь она ещё в 17 веке показала свою отсталость, успокоить страну после политической борьбы Нарышкиных и Милославских и после многочисленных восстаний в разных частях страны, распространить образование, и наконец обезопасить южные границы страны от набегов крымских татар. Промедление в разрешении этих проблем было подобно смерти. Чтобы решить все эти задачи необходимо было объединение всех сил и средств страны, а для этого нужна жёсткая центральная власть. А идеология пригодилась для обоснования действий властей.

Теперь, наконец, я изложу идеологию абсолютной монархии Феофана Прокоповича, которую сам архиепископ Новгородский описал в «Правде воли монаршей…» и «Духовном регламенте». Разбирая формы правления, Феофан Прокопович рассматривает все ему известные из них. Это избираемая монархия, наследная монархия, демократия и аристократия.[19] Он приводит доводы только за две из них за избираемую и за наследную монархии, остальные формы правления Прокопович не комментирует. За избираемую монархию им приведены следующие доводы:

1. Соревновательность поощряет кандидатов на этот пост знать нужды народа и проявлять радение в учёбе, что не всегда бывает при наследовании престола.

2. Избранный монарх будет благодарен народу за избрание и «с кротостью владеть ими будет».

3. После смерти монарха будет избран достойнейший, а наследной монархии на престол взойдет тот, наследник какой есть.[20]

В пользу наследной монархии он приводит следующие доводы:

1. Наследник подготавливается к управлению страной.

2. Переход из «грязи в князи» это плохо, к тому же у человека остаются прежние привычки.

3. Наследная монархия обеспечивает стабильность и порядок.

4. В такой монархии, в отличие от избирательной, лучше исполняются указы монарха.

5. Наследник лучше заботиться о государстве, чтобы оно в лучшем виде перешло к потомкам.

6. Можно быстро провести нужное мероприятие.

7. Спокойный процесс передачи власти от одного правителя к другому, без смут.

8. Избрать могут недостойного человека.[21]

В итоге Прокопович приходит к выводу, что лучшей формой государственной власти формой правления является наследная монархия. Но Феофан Прокопович считает, что это должна быть не простая наследная монархия, где престол передаётся от отца к старшему сыну, а монархия, при которой сам царь должен решить, кто будет его наследник: «А ещё когда разсудим, кое долженство на Царях лежит, от самого Бога возложенное на них, то не токмо и не от того познаем, что не грех им, по воле своей избирать наследника, но и грех не избирать».[22] Архиепископ Феофан приводит очень много доводов в пользу этого пункта, но если изложить их вкратце, то получиться следующее:

1. Сын должен своими качествами заслужить корону.

2. Если сын не слушает отца и противоречит его воле, то он не достоин престола.

3. Если сын отверг отца, то и отец вправе отвергнуть сына.

4. Государь полно властвует не только над своими подданными, но он государь полный и над своими родственниками.

5. Монарх должен заботиться об общественной пользе и если сын ей не соответствует, то он не должен стать императором.

6. Дети не всегда должны становиться теми же, кем были их родители, сын священника не обязан быть священником.

7. Если государь усыновил кого-то, то его приёмный сын или дочь может получить царский венец, если они достойнее родных детей.[23]

В дополнение к перечисленному выше, Прокопович добавляет и ссылки на законы и обычаи разных народов, на исторические примеры и на Библию всего 47 примеров. Но у Архиепископа Новгородского очень специфическая манера изложения и порядок престолонаследия изложен в разделе обязанностей подданных.

Права и обязанности подданных и монарха. Феофан Прокопович считает, что власть монарха божественна.[24] Поэтому его власть предусматривает как особые права и обязанности подданных, так и особые полномочия самодержавного государя. Вот какие права и обязанности у подданных согласно Прокоповичу:

1. Народ должен подчиняться всем приказаниям монарха.

2. Народ не вправе судить монарха.

3. Подданные не вправе приказывать монарху.

4. Народ должен терпеть любого монарха и не может его свергать.

5. Подданных не должно волновать, кого государь выберет наследником, они должны просто принять это.

6. Если государь умер и не оставил последней воли относительно наследника, то подданные избирают нового императора согласно «ведениям». Следует посмотреть, кого из своих потомков правитель любил больше, если это не ясно, то способнейшего из них («нарицати не старшаго, но лучшаго»), если они равны по способностям то старейшего. Если сын у государя один, то он становится наследником. Если сыновей нет, то дочь может стать наследницей также как и сын. Если нет совсем никаких потомков и других родственников, то подданные вправе избрать нового монарха установленным порядком (если такой порядок имеется).

7. Исполнять все выше перечисленные пункты народ обязан беспрекословно.[25]

Но, пожалуй, стоит упомянуть и о том, что касается духовенства. Феофан Прокопович считает, что церковь должна быть подчинена государству и руководиться она должна коллегиально, чтобы не было смут.[26]

Монарх, в свою очередь, имеет не только права, но и обязанности. Также государь имеет особую ответственность перед Богом за свои деяния.[27]

1. Монарх может повелеть всё, что считает нужным.

2. Император может сам отрешиться от престола и может отрешить своих детей.

3. Государь может назначить наследником или помощником кого он захочет.

4. Самодержец может отринуть этого наследника или помощника когда посчитает он нужным.

5. Венценосец должен поступать на пользу всему своему народу.

6. Помазанник Божий обязан выбрать себе хорошего наследника, который не разрушит общественной пользы.[28]

Таковы права и обязанности монарха и подданных согласно политическому учению Феофана Прокоповича. Надо сказать, что идеи, изложенные выше, не были придуманы самим архиепископом новгородским, а во многом были заимствованы из сочинений западных просветителей и из теории естественного права, с которыми он познакомился, будучи в Европе. Прокопович использовал труды таких мыслителей как: Гуго Гроций (на него он даже не раз ссылается на прямую в «Правде воли монаршей»)[29], Томас Гоббс, Самуэль Пуффендорф.[30],[31] Теория же естественного права использована им для доказательства необходимости абсолютизма. Только сильная власть может установить порядок и защитить естественные права человека, причём естественное право у Феофана Прокоповича прекрасно соседствует с теологией.[32]

Теория естественного происхождения прав человека помогает Прокоповичу и в объяснении создания государства. По его мнению государство может возникнуть двумя путями либо насильственным, когда один народ силой подчиняет себе другой, либо путём общественного договора: «…сам бо народ доброхотным своим повиновением являет на тое преклонную волю свою.». Архиепископ новгородский считает, что власть добытая путём насилия не является законной, даже если подданные её в конце концов признали. Только добытая общественным договором власть является законной, даже если народ её не признаёт. Люди в любом случае должны повиноваться легальной власти и не могут против неё восставать.[33] Государство же по общественному договору возникает, когда народ решает избрать себе правителя, и он будет править ими ради их общественной пользы всю жизнь, но в избираемой монархии после его смерти могут избрать не его потомка, а кого-то другого. А в наследной только потомков - это Феофан Прокопович называет: «воля народная, аще и не словом, но делом изъявленная».[34]

Таким образом, государство, по мнению архиепископа новгородского, является инструментом общественного блага. Оно должно создаваться путём общественного договора, идеальной формой правления является наследная монархия, а взаимоотношения правителя и подданных должны быть, такими же, как и отношения отца с детьми в патриархальной семье.[35]

 

Заключение.

Итак, в своей работе я рассмотрел источники и изучил историографию по теме, выяснил догматы идеологии Феофана Прокоповича, чем обусловлено их оформление именно в первой четверти 18 века, как повлияла биография Прокоповича на его труды, и выяснил характер отношений архиепископа Феофана и Петра I. В итоге я пришёл к следующим выводам:

1. Идеология абсолютизма Феофана Прокоповича была результатом восприятия им идей Просвещения, с которыми он познакомился, учась в Европе. Его суждения о создании государства полностью повторяют Т. Гоббса (Два пути создания государства общественный договор и насильственное подчинение). Взгляды на отношения государя и подданных сложились под влиянием С. Пуффендорфа (Власть всегда действует ради общественного блага и поэтому всегда права подданные никогда не должны ей сопротивляться). Собственная же идея Феофана была в том, что император сам должен назначить себе наследника.

2. Появление этой идеологии именно в первой четверти 18 века обусловлено внешнеполитическими и внутриполитическими задачами, стоявшими перед Россией в тот период.

3. Отношения Феофана Прокоповича и Петра I были почти дружескими и их взгляды на государственное устройство совпадали, Прокопович искренне восхищался преобразованиями Петра Алексеевича, и такая позиция и совпадение взглядов позволили ему стать архиепископом, а затем и членом Синода, и в конце концов стать главным идеологом царствования Петра Великого.

 

Литература.

1. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время – СПб.1868.

 

2. Павленко Н. М. Идеи абсолютизма в законодательстве 18 века//Абсолютизм в России 17-18 века -1964.М. с.388-427.

 

3. Просина А. Б. Апология абсолютизма в учении Феофана Прокоповича о государстве и праве// Вестник МГУ сер. 12 Право №2. -М. 1969 с.52-59.

 

4. Ничик В. М. Феофан Прокопович - М.1977.

 

5. Белявский М. Т., Кислянин Л. Г. Общественно - политическая мысль//Очерки русской культуры 18 века ч.3 –М. 1988 с.162-211.

 

6. Панченко А. М. Церковная реформа и культура петровской эпохи// Из истории русской культуры 17- начало 18 века – т.3. –М.1996.

 

7. Вдовина Л. Н. Стефан Яворский и Феофан Прокопович// Великие духовные пастыри России. – М.1999 с.360-387.

 

8. Фёдоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). – М. 2003.

 

9. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка –М.2005.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия