Студопедия — Лирическая стихия в романе «Евгений Онегин». Диалог автора с читателем, автор и герой.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лирическая стихия в романе «Евгений Онегин». Диалог автора с читателем, автор и герой.






Привлечение особого внимания к лирической стихии романа представляется весьма важным, т.к позволяет преодолеть действительно весьма устойчивый стереотип восприятия "Онегина" как «сюжетного повествования о судьбах вымышленных героев, осложненного многочисленными "лирическими отступлениями"» автора. Взгляд на лирику как на нечто вторичное, единичное, случайное в общей структуре романного повествования на сегодняшний день практически исчерпал себя и в отечественном пушкиноведении. "Лирика пушкинского романа, - заявляет С. Бочаров, - не в "лирических отступлениях" (во всяком случае, не главным образом в них), не на периферии или в отдельных участках, но прежде всего в основании целого". В. С. Непомнящий, предпринимая "поглавное" лирическое исследование пушкинского произведения, исходит из того, что в "Евгении Онегине" лиризм диктует всю художественную логику романа, а "отступления" - лишь наиболее очевидные проявления, опорные точки насквозь лирической структуры". Лирическая стихия из разряда второстепенного и случайного переходит, таким образом, в разряд закономерного и значимого. Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» 27 лирических отступлений и 50 разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным». Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным». Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».
Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «она любила на балконе предупреждать зари восход», «в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…» Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Пушкина, его творческая позиция, реализованная в романе:
…просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей стороны.
Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях. Пушкин вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. Наиболее четко образ автора в романе раскрывается в лирических отступлениях, которые в большей мере представляют автора как героя своего романа. В первой главе романа автор лицо, которое выполняет многообразные функции ведет диалог с читателем романа, представляет своих героев. Так как основным предметом изображения в романе является высший свет, то отношение к нему помогает раскрыть внутренний мир автора. Он показывает, что человек света зависим от мнений других, духовно несвободен. В свете извращаются самые чистые, святые чувства: дружба превращается в скрытую вражду, любовь в науку страсти нежной. Лирические отступления также воссоздают и все этапы биографии самого автора. Он упоминает, как безмятежно процветал в садах Лицея, как посещал петербургские театры и балы, гулял по Невскому проспекту, как часто по скалам Кавказа скакал на коне, как плоды своих мечтаний и гармонических затей читал старой няне в Михайловском. Мир автора, однако, шире, чем рамки лирических отступлений. Автор не только лирический герой, он повествователь. В качестве повествователя он выступает в произведении в разных лицах: друг и добрый знакомый Онегина; покровитель и защитник Татьяны, которой открыто выражал свою симпатию и сочувствие; поэт, руководствующийся новыми принципами изображения окружающей жизни, в отличие от последовательного романтика Ленского; свидетель событий, приведших к возникновению конфликта между героями. Поэт ведет непрерывный диалог с читателем, обсуждает с ним план своего романа, насмехается над литературными штампами и рифмами. Роман требует болтовни - писал Пушкин. Именно болтовня создает иллюзию легкости и свободы повествовательного монолога Евгения Онегина. Образ автора раскрывается не только в прямой оценке, но и в скрытых от поверхностного взгляда перекличках с героями. Наиболее сложным является авторское отношение к главному герою романа Онегину, который оказывается не только плодом воображения писателя, но и его добрым приятелем. В Онегине Пушкина привлекают неподражательная странность, резкий охлажденный ум. Нравятся автору и умение Онегина вести язвительный спор, его желчные пути и мрачные эпиграммы. Вместе с ним автор собирался путешествовать по чуждым странам, но по воле случая они разошлись. Однако, несмотря на это, автор противопоставляет себя Онегину. Пушкин любит природу, восхищается литературой, восторженно относится к театру и балам, мечтает о любви. Для Онегина же природа одно из звеньев перемен занятий, в театре он видит лишь светское начало, в литературе не мог он ямба от хорея отличить, а любовь для него наука страсти нежной. Проникнутый тщеславием, он обладает сверх того еще особой гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках. Тем не менее, образ автора отражен в каждом из героев романа в совпадении отдельных черт мировосприятия. С Татьяной автора связывает близость природе, причастность народной культуре, она близка поэту как русская душою героиня, одаренная воображением. Ленский поэтическая натура. Этим он близок автору и далек от Онегина. Пушкин любуется чистотой помыслов, наивностью, пылкостью героя, но при духовной близости возникает и некоторая отчужденность Ленского от жизни. Так проявляется ироничность в повествовании о восторженном романтике, безумная душа которого осуждена любить. Однако в целом отношение автора к герою характеризуется безусловным сочувствием, которого он не скрывает. Подобный иронический пафос присутствует в изображении всех героев, даже любимой Пушкиным Татьяны. Таким образом, повествовательный монолог и лирические отступления создают достаточно полное впечатление о духовной сущности образа автора. Свободный переход автора от повествования к лирической части и наоборот делает весь роман свободным, что во многом определило композицию Евгения Онегина.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1691. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия