Студопедия — История выступлений 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История выступлений 6 страница






СКАШОВКА - часть казачь­его седла, ремень, которым под грудью коня связаны оба стремени. С. укрепляет посадку всадника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяет делать головоломные номера.

СКЛО - стекло.

СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырёк.

СКОЛИЗЬ - гололедица.

СКОПЕЦ - ястреб.

СКОРОДИТЬ - бороновать поле.

СКРОЗЬ - повсюду, повсеме­стно.

СЛЕГА - длинный и толстый шест.

СЛОБОДЫ - населенные пун­кты, жители которых — зем­ледельцы пользовались сво­бодным трудом и не были за­крепощены помещиками. На Дону С. заложены свободными крестьянами и днепровскими казаками. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и сёлами.

СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ - ка­зачьи общины и казаки-оди­ночки, принявшие на себя службу интересам царя мос­ковского. Появление С. Каза­ков связано с разгромом дон­ских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Та­мерланом (1395 г.); после это­го остатки донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. К. вспоминаются в русских ле­тописях под 1468 г. С. К. получали постоянное жалованье деньгами, продуктами или земельными наделами; они иногда по­падались в гражданском состоянии и сотнями верстались в дворянское сословие «детей боярских», а особенно заслу­женные награждались крупными поместьями. Все они в слу­жебном отношении подчиня­лись Разрядному Приказу. В XVII в. многие С. К. способствовали завоеванию и освоению азиатских просторов Сибири. Когда же исчезла угроза татарских нападений, а грани­цы европейской России отодвинулись к берегам морей, прошла нужда в С. К. В последней четверти XVI в. многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С. К. уже в XIX в. переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую Линию, куда они явились с названиями их прежних станиц (Воро­нежская, Тульская, Чернигов­ская и т. п.).

СЛУХМЕННЫЙ - послушный.

СМЕКАТЬ - рассчитывать.

СМУТА - историческая эпо­ха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, по­следнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжа­лось до избрания в цари Ми­хаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.).

СМУХЛЕВАТЬ - сжульничать.

СНЕДЬ - пища, еда, продук­ты; от этого слова казачье — снедать, завтракать.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - оплот христианства на да­леком севере. Основан в 1436 г. святыми иноками Савватием, Германом и Зосимою. Располагаясь на одном из ост­ровов Белого моря, раньше владел обширными волостями и на материке.

После изгнания казаков с Дона некоторая часть их ока­залась и на землях С. монасты­ря; казаки неоднократно упо­минаются в монастырских Ус­тавных грамотах. Например, в грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях каза­ков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Сло­бодке. Снова о казаках из Сумской волости говорится в гра­моте 1564 г. Там приказывает­ся выбирать в восьмичислен­ную комиссию по податным окладам и двух местных каза­ков: «да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и Каза­ков в Божью правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу бы не дружили, и недругу не мстили». «А у которых Казаков дворы свои, и лошади и коровы держат и на тех бы есте клали выть не целую, по разсуждению, который чего достоин». Там же упоминаются некоторые льготы для каза­ков «а котором году лучится служба ратчина» (очевидно боевая).

Из монастырских волостей, так же как из соседних с ними земель, вышли поколения ка­заков — землепроходцев, зака­лённых в студёном климате се­вера. В XVII столетии они про­шли через всю Сибирь до бе­регов Сев. Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.

СОМОВЫЕ СУМЫ - на Дону насмешливое прозвище казаков из низовых рыболовных станиц.

СОРМЫ - протоки между озё­рами и болотами; С. плоские — мелкие безопасные для пе­реправы вброд; С. крутые — веста опасные, гиблые.

СОТНИК - в старое время ко­мандир сотни, но после присо­единения к России, согласно Табели о рангах, второй каза­чий обер-офицерский чин.

СОТНЯ - в казачьих армиях шестая часть конного полка и пластун­ского батальона; полный со­став: командир, 3 младших офицера и 144 рядовых вместе с вахмистром и урядниками.

СОХИ - столбы в турлучной постройке, а также колы в пле­тёной изгороди.

СОЧЕВИЦА - чечевица, ра­стение из семьи мотыльковых.

СОЯБИШНЫЙ (некр.) - уп­рямый.

СПОЛОХ - тревожный на­бат, вызов по тревоге, призыв к боевой готовности.

СПОПАШИТЬСЯ - спохва­титься.

СПОЧИВ - сон, отдых.

СПРОТИ - наперекор, напро­тив.

СПУТЛИЩА - часть казачь­его седла; крепкие ремни, на которых подвешены стремена; укреплены в прорезях перед­ней части деревянного ленчи­ка (арчака).

СПЫЛУ - очень горячий, прямо с огня.

СРОДСТВИЕ - родство, род­ственники.

СРОДУ - всегда.

СРОДУ НЕ - никогда.

СТАН - стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ.

СТАН ВОЙСКОВОЙ - древ­нее название населённого пун­кта, где помещался центр уп­равления казачьим краем и по­стоянные вооружённые силы.

СТАНИЦА - в первоначаль­ном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляет­ся в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраи­нах в. князя московского, «чтобы украинам было береж­ней». Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как татары изгна­ли казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые казаки. Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими ка­зачьими беженцами нет дан­ных. Во всяком случае, некоторые из них сохранили до наших дней свои родовые назва­ния, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).

С-цы выходили на Поле на­чиная от 1-го апреля со свои­ми атаманами, которых называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние «сторожи» (см.) и свой сборный пункт — город. После это­го станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.

Особый устав или «Книга» указывал, «на которых местах и урочищах на Поле, на крым­ских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам для бережения от прихода воинских людей». Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, на­значение которых — контроль сторожевой службы.

Во время смуты С-цы обра­щались в боевые единицы. Ста­ницами же казаки возвраща­лись после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т. е. к началу XVII в. русская грани­ца продвинулась по Донцу да­леко на юг. Поэтому исчезла необходи­мость охраны прежних рубе­жей. Городовые казаки и их станицы потеряли в связи с этим службу. В своей значи­тельной части они пересели­лись на водные реки Дон, Те­рек, Яик и там слово С. приня­ло иной смысл, так стали назы­вать поселения, которые преж­де считались городками. Но вместе с тем в некоторых го­родках поселились по две и больше станичных общин. На­пример, в Старом городе Чер­касском, по словам Ригельмана (XVIII в.), «в самом нутре города находится шесть ста­ниц: Черкасских две, Павлов­ская, Прибылянская, Средняя и Дурновская». В тех случаях, когда в новопоселённых стани­цах сильно было родовое на­чало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих ро­дов, для неё придумывали но­вое имя по месту поселения: Усть Хопёрская, Усть Медведицкая, Чирская, Цимлянская и т. п. Иногда возрождали ста­рое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. С глубокой древности сохрани­лись летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, что названия станиц по русским городам (Тульская, Воронеж­ская, Рязанская) принесли с со­бой на Кавказскую Линию остатки городовых казаков, служивших еще в полках с по­добными названиями. Иногда казаки получали и прозвища соответственно тем местам из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы, Тульцевы, Костромины, Казанцевы.

С XVIII в. С. — казачье поселение с уста­новленными границами его зе­мельного юрта. Иногда на от­дельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые по­сёлки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей ста­ницей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенно­му однообразию, родствен­ным связям, равенству в пра­вах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жи­тели С-цы составляли как бы одну солидарную семью.

СТАНИЦА ЖУРАВЛЕЙ - по­строенная ключом (углом) стая журавлей во время осен­него или весеннего перелета птиц.

СТАНИЦА ЗИМОВАЯ - дип­ломатическое представитель­ство «казачьей республики» при правительстве соседнего госу­дарства.

СТАНИЧНИК - по первона­чальному значению всадник разведывательного отряда в «станичной службе» на южных московских рубежах. После того как служилые станицы переселились на казачьи реки, слово С. приобрело значение близкого по происхождению и по месту жительства, «своего человека». Это слово употреб­ляется также, как вежливая форма обращения, вместо «господин», «пан» и т. д. Пе­ред революцией 1917 г. поход­ный атаман всех казачьих войск вел. князь Борис Вла­димирович приветствовал ка­зачьи полки возгласом: «Здо­рово, станичники!».

СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - течение жизни в станице регу­лировалось и направлялось собранием «стариков» — Станичным Сбором. Участниками собрания были «тридцатидворные» (один уполномоченный от тридцати дворов) выборные. Станичный Сбор созывался атаманом, по мере надобности, для разрешения очередных вопросов. Каждые три года тот же сбор избирал тайным голосованием (шарами) С. П., т. е. станичного атамана его двух помощников, трех судей и казначея. До революции 1917 г. выборы утверждались атаманом округа. Выбранные лица становились участниками Станичного Сбора и вместе с двумя писарями, гражданским и военным, составляли полный штат С. Правления. По определению Станичного Сбора им назначалось месячное жалование. Бесплатную службу или «посиденки» при Правлении несли посиденошные молодые люди 17-18 лет по очереди, в качестве посыльных.

Права и обязанности станичных властей определялись законами и древними обычаями. Станичные атаманы обладали полнотой местной исполнительной власти. Атаман становился главой хозяйственного управления, заботился о ста­ничном имуществе, следил за публичным порядком и безопасностью, заведовал первона­чальным военным обучением молодежи и снаряжением ка­заков, призванных на военную службу.

Деятельность С. П-ния про­являлась также в заботе о ну­ждающихся семьях, вдовах и сиротах; в посильной помощи им, в моральном воздействии на нерадивых хозяев, малоза­ботливых отцов и непочтитель­ных детей. В случае катастро­фического неурожая С. П. при­нимало меры для предотвра­щения голода и обеспечения неимущих хлебом. Оно же ве­дало медицинской опекой и делами просвещения, больни­цами и школами, принимало участие в образовании новых церковных приходов и в посе­лениях своего юрта помогало строить новые храмы. С. П. сле­дило также за правильным пользованием лесами, за вы­полнением постановлений о рыбной ловле, за ремонтом об­щественных построек, мостов и дорог. Под контролем Ста­ничного Сбора С. П. равномер­но распределяло между жите­лями пахотные, луговые, толочные и усадебные угодья. Всё это входило в круг обсужде­ния и решений станичного об­щества, которое таким обра­зом чувствовало себя полным хозяином местной жизни. При этом общественная дисципли­на нарушалась редко, т. к. по­коилась на авторитете выбор­ной власти и старшего поколе­ния, на почитании религиозных установок и древних казачьих обыкновений.

СТАРЕЦ - нищий, попрошайка.

СТАРОЕ ПОЛЕ - северочерноморская равнина, включая и донские степи. Отличалось от Заполья — лесостепи. Еще в XVII в. русские и поляки счи­тали его Диким полем, но для казаков оно диким не было. Весной 1708 г. К. Булавин, при­зывая донцов к восстанию, писал: «Прежде сего Старое Поле крепко было и держалось, а ныне же злые люди Старое Поле перевели, ни во что почли и чтоб вам Старое Поле не истерять».

СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отоше­дшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Нико­на в 1654 г.

СТАРШИЙ УРЯДНИК - нижний чин в казачьих войсках.

НАСТАРШИ - если это слово произносится с ударением на предпоследнем слоге, то оно обозначает социальный слой, выделившийся у казаков из народной среды по своему боевому опыту или по административным качествам.

Еще в первой половине ХVII в. каждый выборный атаман или другой начальник, от­бывши положенный срок, в правовом отношении не приобретал никаких преиму­ществ. Но со временем в бес­сословной казачьей среде ста­ло назревать образование осо­бого класса. Побывши два или три раза выборным атаманом, казак приобретал своеобраз­ный авторитет, как «заслужен­ный». Эти известные или «знатные люди» сохраняли ча­сто влияние на общественное мнение и вне служебного поло­жения. Таким образом, к кон­цу XVII в. из общих казачь­их масс выделилась особая группа, получившая название С-ны. Это несколько десятков родов, отличавшихся от дру­гих казаков материальным благосостоянием и тем, что представителей этих родов стали выбирать на атаманские посты и другие должности ча­ще, чем людей из рядовых ка­заков. В своей совокупности С. обратились в класс, не те­рявший авторитетности, бла­годаря установившимся тради­циям, богатству и высшему уровню грамотности.

После окончательного поко­рения казаков, из тех же стар­шин были созданы кадры от­ветственных начальников и ко­мандиров, уже не по воле на­рода, а по указу свыше. Часть из них получила почётное зва­ние дворян и крупные поме­стья.

СТВОРКА - оконная форточка.

СТЕБАТЬ - бить плетью.

СТЕП (муж. рода) - ровное, широкое непаханное поле.

СТЕПНОЙ КРЕСТ (дон.) - орден учрежденный Донским Войсковым Кругом в апреле 1919 г. по инициативе Поход­ного атамана генерала П. X. Попова. Небольшой четырех­конечный крест из вороненной стали, по образцу — камен­ных, которые с древних пор еще иногда сохранялись на курганах. Орденом награжда­лись все партизаны — участни­ки Степного похода, с правом носить его на орденской ленте черно-оранжевых, георгиев­ских цветов. Ко времени осно­вания этого ордена многие партизаны-степняки погибли в боях за Дон и крестом награж­дены только 610 человек.

СТЕРНЯ - остатки при зем­ле стеблей хлебов или трав после жатвы и покоса.

СТОЙЛО - место у воды, где во время дня скот отдыха­ет на пастбище.

СТОР - первый лед, текущий по реке.

ЖИСТОРО (др. рус. с ударе­нием на предпоследнем слоге) - отряд пограничной стражи; при движении войск в боевом порядке — передовые части. В январе и феврале 1571 г., по царскому указу, в Москве был собран военный съезд во гла­ве с воеводой М. И. Воротынским. Этот съезд к 16 февраля составил приговор «О станичной и сторожевой службе», нечто вроде полевого устава, где были со всеми подробностями указаны обязанности С., а все служилые казаки разделялись на 1) городовых или полко­вых и 2) сторожевых или ста­ничных.

СТОРЧЕВОЙ ВЕТЕР - на Дону южный ветер.

СТОЯНКИ - колы для плет­ня.

СТРАМА - позор, стыд, срам.

СТРЕМЯ - металлическая кольцеобразная часть седла, на которую опирается нога всадника; вошло в употребление около двух тысяч лет тому назад в сарматском и в аланском обиходе, как приспособ­ление необходимое в конном бою для более удобного владений мечом, палашом или пикой.

СТРЕМЯ РЕКИ - линия самого сильного течения в средине реки.

СТРИЖАКИ - жеребята на втором году жизни.

СТРЯМКОЙ - топкий, боло­тистый.

СТРОЕВОЙ УСТАВ - для ка­зачьих воинских частей, утвер­жден 2 мая 1838 г. с сохранением казачьей терминологии; вначале назывался: «Правила для состава и построений ка­зачьих полков».

СТЫТЬ (существ.) - прони­зывающий холод.

СУГЛАСНИКИ - единомыш­ленники.

СУГРЕВ - место на самом солнцепеке, где солнце особен­но пригревает.

СУМАРОК - неприветливый, странный человек.

СУМНО - печально, грустно.

СУРЧИНА - холмик земли при норе суслика.

СУСТРЕЛ - встретил, повстречался.

СУЦКОЙ - интеллигентный, разбирающийся в делах; от слова — суд.

СХИЛИТЬСЯ - согнуться, на­гнуться.

СХОД СТАНИЧНЫЙ - собра­ние представителей от казачье­го населения станицы и ее ху­торов для решения важных хо­зяйственных и административ­ных вопросов; участвуют в нём выборные, в зависимости от величины поселений, «десятидворные», «двадцатидворные» или «тридцатидворные» «ста­рики»; тоже — станичный сбор (см. Станичное Правление).

СХОРОНИТЬ - спрятать.

СЧИНАТЬСЯ - пробовать, пытаться.

СЫНЫ БОЯРСКИЕ - москов­ские военные люди, служив­шие по «отечеству», т. е. из поколения в поколение. Это своеобразное военное сосло­вие имело общее наименова­ние — «дети боярские». Если оно иногда пополнялось новы­ми людьми, то принимались в него исключительно лица из привилегированного класса. Были среди них и князья. Но служилые казаки «верстались» в С. Б. и получали связанные с этим имущественные выгоды беспрепятственно, очевидно, в награду за верную службу ца­рю. Историк Ключевский об­наружил в актах указание, что в 1585 г. только в одном Епифанском уезде 289 казаков за раз были повёрстаны в звание детей боярских.

Службу С. Б. начинали «новиками» с пятнадцатилетнего возраста. До этого времени они считались «недорослями». Проверку их происхождения и пригодности к службе произ­водила специальная комиссия «окладчиков», собранная из местных дворян и детей бояр­ских. Эта же комиссия назна­чала каждому проверенному «новику» земельный и денеж­ный оклад, который он станет получать, начав службу.

СЫСКНЫЕ НАЧАЛЬСТВА - основаны на Дону Войсковым Правлением в 80-х гг. XVIII в., как промежуточная инстанция между центром в Черкасске и возросшими в числе станица­ми. Им были переданы обязан­ности «нарочных старшин», уч­режденных в 1743 г., чтобы «изо всех донских жилищ изы­скивать и высылать на прежние жилища беглых российских всякого звания людей». Через десяток лет С. Н. всех шести округов ведали военными, су­дебными, административно-по­лицейскими и финансовыми делами, объявляли распоряже­ния Войскового правительства и наблюдали за их исполнени­ем, назначали казаков в служ­бы и походы, увольняли их в отставку, разбирали ссоры ме­жду станичниками, вели след­ствия по уголовным преступ­лениям и взыскивали налоги с податной части населения.

В царствование императора Павла I Войсковой атаман из­дал для С. Н-ств «Наставление с изложением их прав и обя­занностей». С 1802 г., когда земля донских казаков была поделена на семь округов, С. Н. стали первоначальной формой Окружных Правлений.

СЮЗЬМА - кислый творог розового цвета из топлёного молока; сильно выжатая и спресованая С. на Среднем До­ну называется «портошным мо­локом»; разбавленная водой дает вкусный освежающий на­питок.

СЯБРЫ (некр.) — соседи.

 

Т

 

ТАБАНИТЬ - загребать од­ним веслом против движения лодки для ее поворота; также двигать лодку кормой вперед, отталкивая вёсла от себя; тюрк­ское «табан» — подошва, в сторону подошвы.

ТАБЕНЬКИ - часть седла; прямоугольные куски плотной кожи, притороченные к арчаку с боков под стременными спутлищами; прикрывают пря­жку подпруг.

ТАБУН - конское стадо; де­лится на косяки по 18-20 пло­довых маток-кобылиц под над­зором самца-производителя; косяк от тюрк. «кысрак» — ма­лый табун.

ТАВОЛГА - кустарник; не­обыкновенно крепкие прямые побеги растут прямо от корня; Т. встречалась на целинных землях и ее прутья употребля­лись для кнутовищ.

ТАВРИЯ - степи между Азов­ским морем и Днепром; под русской властью с 1774 г., ко­гда турецкий султан, по дого­вору в Кучук Кайнарджи, отка­зался от Таврии в пользу Рос­сии. До этого времени она фор­мально вся принадлежала Тур­ции, но северная ее часть с паланками Кульмиусской и Са­марской находилась в безраз­дельном владении Запорожско­го Низа.

ТАВРО - клеймо выжженное на стегне лошади или у рогатого скота.

ТАГУНЫ - шпангоуты, рёб­ра на которые прикреплена об­шивка судна.

ТАЛ - каспийская лоза, очень гибкая и удобная для плетения корзинок и рыболов­ных снастей: вентерей и ванд.

ТАЛАЛАЯТЬ - рассказывать небылицы.

ТАЛДЫЧИТЬ - упорно по­вторять одно и то же.

ТАЛЬНИК - ивовые расте­ния образующие поросли ку­старника по берегам рек и озёр. Различаются: белотал, чернотал и краснотал.

ТАМГА - пошлина с товара, торговый сбор; при уплате этой пошлины сборщики её клеймили товар, отсюда русское — «товар орлёный, тавреный». На Руси слово Т. в этом значении известно уже в XI в. Устав Ярослава Мудрого «Суды святительскыа» освобождает митрополичьих лю­дей от всяких торговых пош­лин; «а людем его не даяти мы­ту никде, ни тамги». Тюркское зна­чение слова Т. — клеймо, пят­но, рубец, примета.

ТАНА - 1) название реки До­на в древнегреческом произ­ношении; 2) торговый город, основанный греками в VI в. н.э. на южной стороне дон­ской дельты.

ТАНАИС - город в дельте Дона, основанный греками, вы­ходцами из царства Боспорского в III или II в. до н.э. в целях торговли с жителями Подонья.

ТАРАНЬ - рыба сем. карпо­вых из Азовского моря; в про­дажу поступала в копчёном и вяленом виде. Более жёсткий сорт из Каспийского моря — вобла; по-русски — плотва.

ТАРАНЬЯ ТОЛОЧЬ - на­смешливое прозвание для ни­зовых казаков, придуманное верховыми донцами.

ТАРКИЧ - головной платок; описывая наряд донских деву­шек А. И. Ригельман в XVIII в. говорит: «также повязывают­ся лентами и платками, назы­ваемыми таркич, с висящим че­рез всю, укрывая голову, од­ним углом назади».

ТАРПАН - дикая лошадь; в XVIII в. тарпаны еще води­лись в Оренбургской губернии, но через сто лет на простран­стве между Волгой и Уралом встречались только в зонах по­лупустынь, а к двадцатому ве­ку они были истреблены и там. По описанию П. И. Рычкова: «Тарпаны ростом против сред­ней лошади, только круглее, шерстью саврасые и голубые, а хотя и другими шерстьми бы­вают, но редко. От киргизских лошадей отменны они голова­ми, потому что головы у них больше, и на лбу имеют запа­дины. Киргиз-кайсаки, собира­ясь человек по двадцати о двуконь, их ловят и привязывают к своим лошадям за шею арканами, и так привязанных держат по месяцу и более и, тем приобыча их, употребляют в езде, как и своих лошадей».

ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА (дон.) - предместье г. Новочеркасска. Между 1680 и 1690 годами к донским казакам пе­решел нагайский хотон, кото­рый они поселили около сво­его старого Черкасского го­родка. Через сто лет после это­го А. И. Ригельман обозначил в своем плане рядом со Ста­рым Городом «Базовых Татар поселение». Когда был осно­ван Новочеркасск, в 1807 г. этих базовых или оседлых та­тар переселили в его предме­стье, которое с тех пор и полу­чило название Т. С. или Хотунок. Жители слободки занима­лись ремёслами, а больше сла­вились мастерским выполнени­ем стёганых ватных одеял. Их иногда указывают, как каза­ков татарского языка. Но они, живя среди донцов свыше двухсот лет, казаками не ста­ли и военную службу отбывали не в казачьих, а в русских регулярных полках.

ТАТАРЫ - народ тюркского происхождения. Европейские Т., по большей части, потомки половцев, сме­шавшихся с монголами Золо­той Орды: казанские, астра­ханские, крымские и литов­ские. Т. появились в наших степях около середины XI в.; сосе­ди знали их, как куманов и половцев. Монголы же назы­вали их кыпчаками; поэтому и вся Азовско-Каспийская степь приобрела у них название Дешт-и-Кыпчак. В XIII в. они все вошли в состав населения Золотоордынской империи, а после ее падения по частям за­воеваны Россией.

ТАЧАНКА - особо прочная четырехколесная телега с запряжкой в два или четыре коня.

ТЕЛЕШИТЬСЯ - раздеваться.

ТЕЛЕШКИ, ТЕЛЕШОМ - раз­девшись до нага.

ТЕЛЕШОЙ - нагой, голый.

ТЕМЛЯК - петля из кожи или из черной ленты, подвешенная на эфесе шашки; у рядовых бойцов украшена кистью из кожи, а у офицеров — кистью или желудем из витой сереб­ряной канители; во время ру­копашного боя надевался на руку. Офицерские орденские темляки в царской армии: к золотому оружию — лента георгиевских цветов (черно-оранжевая), а к ордену св. Ан­ны 4-й ст. — алая лента, про­шитая по бокам желтыми по­лосками.

ТЕМНИК - название начальника татарско­го отряда в десять тысяч войска, «тьмы» или «тумена».

ТЕПЛУШКА (дон.) - корот­кий ватный бешмет; цельные полы, правая поверх левой, мягкий стоячий воротник и за­стёжка до пояса на крючках; спина в талии обрезная и ниж­няя часть от пояса собрана в складки, по 2-3 с каждого бока.

ТЁТА, ТЕТАНЯ - обращение к тетке.

ТЁШКА - часть жирного брюшного покрова у красной рыбы; копчёная приготавли­вается впрок, как балык.

ТИБЕР - хребет бугра, бегу­щего в реку и законченного об­рывом.

ТЬТИКА - убегать.

ТИЛИПАТЬСЯ - болтаться.

ТИХАНУШКИ (некр.) - жи­тели Тихого Дона, донские казаки.

ТОКМО - лишь, только.

ТОЛМАЧ - переводчик уст­ной речи инородцев.

ТОЛОКА - отдыхающее от посевов черноземное поле; при трехпольном севообороте Т. служила пастбищем и выбивавалсь копытами скота почти до черна, чем уничтожались сорные травы.

ТОНЯ - участок реки или ка­кого-либо другого водоёма, на котором из года в год произ­водится лов рыбы неводом. Место, где выбирают невод из воды называется «притонком»; вдоль берега размер Т. полто­ра-два км, приспособленных особенным образом для тяги невода: удаляются камни, кар­чи и даже выравнивается дно. Когда говорили о «покупке одной тони», разумели под этим не место, а улов рыбы при одной тяге невода, забро­шенного в воду и вытянутого на берег. На притонке иногда устраивали ворот для подтяги­вания невода — волокуши. Дон­ские казаки для этой цели употребляли быков, которые стояли наготове и впрягались до пяти пар за раз.

ТОРБА - кормушка из бре­зента в форме мешка; в похо­де навешивалась коню с оче­редной порцией овса.

ТОРГОВЫЕ КАЗАКИ - регла­ментированное сословие, вы­делившееся из казачьей народ­ной среды. Термин «казак-ку­пец» встречается в киевских актах уже в начале XVI столе­тия; тогда оно относилось к запорожским и путивльским казакам. Были казаки купцы и на Дону с давних пор, но, подчинившись русской власти, все они должны были отбы­вать служебные повинности са­ми или нанимать за себя заме­стителей. Только 1-го сентяб­ря 1804 г., по представлению атамана Платова, был издан высочайший Указ, по которо­му казаки, посвятившие себя торговой или промышленной деятельности, освобождались от очередной военной служ­бы, но обязывались платить в кассу Войска по сто рублей в год за все время службы их сверстников. Кроме этого Т. К. своим коштом должны были поставлять рыбу, икру, вино­град, груши и другие фрукты для «презента» от Войска им­ператорскому двору.

Перед революцией 1917 г. Т. К. платили по 150 рублей золотом налога за каждый год службы.

ТОРОКА - тонкие и длинные ремешки для привязывания к седлу вьюков; в древнем зна­чении — верёвки, которыми связывали пленников; умень­шительное — торочинки.

ТРОК - ремень в виде под­пруги, которым придерживает­ся попона на спине лошади.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия