Характеристика источников. В качестве источников по изучению идеологии якобинского террора, мы использовали речи и трактаты Сен-ЖюстаВ качестве источников по изучению идеологии якобинского террора, мы использовали речи и трактаты Сен-Жюста, а также речи, письма, постановления, обращения Кутона. Кроме того, мы обратили внимание на законодательные документы периода Террора. Для анализа текстов авторов, нам представляется нужным рассмотреть их биографию - происхождение, социальный статус, что оказывало большое влияние на их политическую ориентацию в годы Французской революции. Как свидетельствует Т.А.Черноверская, Луи Антуан Сен-Жюст родился 25 августа 1767 года в Десизе, провинция Ниверне[3]. Его дед по материнской линии – Мари Анн Леонар - был королевским нотариусом в Десизе, отец – Луи Жан де Сен-Жюст де Ришбур происходил из возвысившейся сельской семьи: дедушка Луи Антуана по отцовской линии был управляющим имением графа Брюне д`Эври. Лето 1789 года Сен-Жюст провел в Париже. События того лета оставили неизгладимый след в душе молодого человека – домой он вернулся убежденным защитником революции. Луи Антуан Сен-Жюст – инициатор патриотического движения, почетный командир национальной гвардии своего кантона, стал крупным общественным деятелем своего кантона. Но Сен-Жюст был молод – слишком молод для того, чтобы начать политическую карьеру. Лишь в 1792 года, достигнув 26-летнего возраста, он стал депутатом Национального Конвента от департамента Эна – самым молодым депутатом Конвента. После обвинительной речи против короля, имя Сен-Жюста обрело популярность далеко за пределами Конвента, а речь «О продовольствии» создала Сен-Жюсту репутацию государственного деятеля[5]. В декабре 1792 года он становится председателем Якобинского клуба, в январе 1793 года входит в Конституционную комиссию клуба. 30 мая 1793 года Сен-Жюст становится членом Комитета общественного спасения – высшего исполнительного органа Республики, теперь он может претворить в жизнь свои общественные идеалы. Будучи комиссаром Конвента в Эльзасе, Сен-Жюст активно занимался реквизициями имущества богатого населения для нужд защитников Республики. Весной 1794 года Сен-Жюст находился на пике своей политической карьеры. Он выступал в Конвенте: говорил о необходимости консолидации нации, единстве сил, необходимом для победы Революции. Однако репрессии против эбертистов и дантонистов, как справедливо отмечает Т.А.Черноверская, посеяли страх в Конвенте[6] - в нем готовился заговор, который произошел 9 термидора II года. Вечером 10 термидора Луи Антуан Сен-Жюст взошел на эшафот… Жорж Кутон родился 25 декабря 1755 года в местечке Орсе провинции Овернь[7]. Его отец был нотариусом, мать происходила из купеческой семьи. Юношей Жорж изучал право в Риоме и Клермоне, затем поступил на факультет права в Реймсе. В 1783 году Кутон открыл адвокатскую практику в Клермоне. В том же году Жорж Кутон поженился. Как свидетельствует А.В.Чудинов, у себя в Клермоне Кутон считался рассудительным и честным человеком, входил в местное общество благотворительности. Может быть, Кутон так бы и остался добропорядочным клермонским буржуа, если бы не «муниципальная революция». Кутон стал членом муниципалитета, приобрел там влияние, стал председателем суда. Как пишет Чудинов, успехи на поприще общественной власти, пробудили в Кутоне жажду власти, усилившуюся одержимостью идеей, что он призван облагодетельствовать род человеческий[8]. Когда начались выборы в Законодательное собрание, Кутон сам себя выдвинул и победил на них. В якобинском клубе Кутон продемонстрировал блестящие ораторские способности. В Национальном собрании его не перебивали – даже политические противники выражали уважение к человеку, который стал инвалидом в столь молодом возрасте. Кутон любил спекулировать своей инвалидностью. Так, во время спора он не раз утверждал: вы спорите с тем, кто уже одной ногой в могиле! Во время переворота 31 мая – 2 июня 1793 года Жорж Кутон выступил против жирондистов, обвинил их в попытке восстановить монархию и посадить на престол маленького Капета. Вместе с этим, в это время он сохранял сдержанность по отношению к мятежным департаментам, считая, что Конвент не должен с ними обращаться, как с вражескими иностранными державами. Будучи Комиссаром Конвента в Лионе, Кутон явно оттягивал начало применения репрессивных мер по отношению к жителям города. Тогда же, у себя на родине в департаменте Пюи-де-Дом, Кутон пытался претворить в жизнь нормы естественной нравственности, внедрить гражданский культ Верховного существа, создать в департаменте новую систему образования. В декабре 1793 года Кутон вернулся в Париж. Он много выступал в Якобинском клубе и Конвенте, боролся за осуществление этического идеала Революции, создание нового человека – добродетельного, умеренного, скромного. А поскольку торжество добродетели было связано с истреблением носителей порока, то для построения совершенного общества был необходим террор[9]. Как пишет А.В.Чудинов, «ослепленные мечтой, они [якобинцы] плыли на кровавом облаке над морем слез и страданий, затопившем их Родину»[10]. Впрочем, Кутон не долго витал в небесах – после 9-го термидора он был гильотинирован. В судьбах наших героев есть много общего. Оба – юристы, верхушка третьего сословия. Оба достаточно неплохо образованы. Но есть и различия. Родина Жоржа Кутона – юг Центральной Франции, Луи Антуана Сен-Жюста – Северная Франция. В отличие от Сен-Жюста, Кутон был включен в общественную деятельность еще задолго до революции, вследствие чего его политическая карьера складывалась удачнее карьеры Сен-Жюста. Впрочем, оба человека принадлежали к провинциальной революционной элите, порожденной событиями 1789 г., которая, по меткому замечанию Генифе, никоим образом не была намерена мириться со скромной ролью наследников Учредительного собрания - легальное отстранение от власти членов Учредительного собрания открывало перед этой элитой возможность блестящей карьеры[11]. Луи Антуан Сен Жюст и Жорж Кутон воспользовались этой возможностью. 30 мая 1793 года они одновременно вошли в Комитет общественного спасения. Вышли они из него тоже одновременно – 10 термидора II года (28 июля 1794 года), на эшафоте. «Великие люди не умирают в постели»[12]. В нашем распоряжении есть 21 выступление Сен-Жюста в Конвенте (с октября 1792 года по июль 1794 года), а также три трактата, из которых лишь один – «Дух Революции и Конституции во Франции» был закончен и издан при жизни автора в 1791 году. Сен-Жюст выступал в Конвенте с заранее подготовленными речами, которые через 1-2 дня публиковались в журнале Moniteur universal. Некоторые речи (как, например, речь «О дантонистах») выходили отдельными брошюрами по решению Конвента. Что касается издания сочинений Сен-Жюста, то первое французское собрание сочинений автора вышло только в 1908. Русскоязычное издание сочинений Сен-Жюста было выпущено в серии «Литературные памятники» издательством Наука в 1995 году. Эта публикация выверена по изданию Дюваля 1984 года[13]. В роли составителя издания выступил А.В.Гордон, вместе с Т.А.Черноверской они снабдили его комментариями и двумя исследовательскими статьями. Переводы речей и трактатов Луи-Антуана Сен-Жюста выполнили М.А.Бабович, О.С.Заботкина, Э.Я. Кушкина. К сожалению, в настоящее издание не вошли несколько речей Сен-Жюста, с которыми он выступал в Якобинском клубе, что касается текстов трактатов, то они приведены полностью. Речи Сен-Жюста в Конвенте позволяют нам проследить представления Луи Антуана об общественном благе, понять, кого Сен-Жюст считал врагами свободы, а кто был ее другом, увидеть, как Луи Антуан Сен-Жюст обосновывал необходимость террора, и как менялись его взгляды на протяжении 1792-1794 гг. Единственный законченный трактат Сен-Жюста – «Дух Революции и Конституции во Франции» был им написан зимой 1790-1791 годов, в нем Луи Антуан предстает перед нами сторонником идеи разделения властей - демократия учреждает, аристократия создает законы, монархия правит. Следовательно, мы можем проследить по этому трактату отправную точку политических взглядов Сен-Жюста, но, поскольку исследование эволюции политических взглядов Сен-Жюста не является непосредственной задачей нашего исследования, то мы не будем останавливаться на этом сюжете. Отрывки незавершенных трактатов Сен-Жюста – «О Природе, о Гражданском состоянии, о Гражданской общине, или Правила независимости управления» и «Республиканские установления» содержат интересующие нас представления Сен-Жюста о политическом устройстве. Рассмотрим сочинения Жоржа Кутона. Они разнообразны: это выступления в Якобинском клубе и Конвенте, письма (в Конвент, в Комитет общественного спасения), обращения, постановления (например, по департаменту Пюи-де-Дом, где Кутон был комиссаром). Для анализа выступлений, обращений и писем Кутона, очень важно знать, в каком месте они были сделаны, к какой аудитории обращался Кутон, каковым был статус Кутона в том или ином месте. Сочинения Жоржа Кутона, как и Луи Антуана Сен-Жюста, позволяют нам выявить представления Кутона об общественном благе, о врагах и друзьях народа, посмотреть, какие обоснования террора предлагает Кутон. Русский перевод произведений Кутона был сделан по следующему изданию: Archives parlamentaires de 1787 a 1860[14]. Произведения Кутона были выпущены издательством Наука, в серии «Утописты и реформаторы». Перевод с французского выполнили А.В.Чудинов и Е.В.Полевщикова, издание снабжено биографической статьей Чудинова о Кутоне. Частичная публикация документов Французской революции была подготовлена на кафедре новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Интересующие нас законодательные документы периода якобинского террора были подготовлены к печати Н.Н.Наумовой[15]. Завершив анализ источников, перейдем к обзору исследовательской литературы.
|