Студопедия — Рефлексивность современного научного познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рефлексивность современного научного познания






Завершая рассказ об истории развития методоло­гии науки, правомерно сказать, что в ней видно возра­стание рефлексивности в отношении научного позна­ния. Так, В. С. Швырев (1978) рассматривает расшире­ние и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных про­цедур. Выделяя две стадии развития науки — эмпири­ческую и теоретическую, — он различает их в том числе по критерию отрефлексированности познава­тельных процедур.

Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. нача­лось расширение сферы рефлексии над наукой. Воз­никновение и развитие целого ряда методологических подходов, о которых было рассказано в данной главе, является одним из наиболее очевидных признаков этого расширения рефлексии. Пользуясь терминоло­гией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онто­логизма через гносеологизм к методологизму.

Онтологизм рассматривает прежде всего отноше­ния объекта и знания. Познание рассматривается как поступательное движение к истине, и рефлексия на­учного познания контролирует правильность движе­ния по пути к истине. Как отмечают В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов, этот вид научной рефлексии характе­рен для эмпирической науки. Методологические идеи мыслителей Античности и Средних веков, а также уче­ных Нового времени, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декар­та, направлены на разработку средств, позволяющих построить правильный путь познания.

Для гносеологизма характерно, что в фокусе вни­мания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. «Философы начинают искать предпосылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые влияют на содержание и логическую органи­зацию знания. Этот вид рефлексии... предполагает множественность оснований познания и относитель­ный характер истины. Об истинности знания здесь можно судить по его адекватности задаче, данному способу овладения объектом» (Зинченко, 1983. С. 12). Перенос внимания со связки «знание — объ­ект» на связку «субъект — объект» и, стало быть, пе­реход от онтологизма к гносеологизму начал осущест­вляться с момента, когда возникло сомнение в позна­вательных способностях человеческого разума, не имеющего за собой абсолютный интеллект Бога, в философии Д. Юма и И. Канта. Наиболее значимой эта проблематика стала в позднем позитивизме и ран­нем неопозитивизме.

Методологизм как наиболее характерный тип на­учной рефлексии в современной науке направлен н; анализ средств познания в самом широком смысле слова. В методологизме в центре внимания оказывает­ся соотношение «субъект — знание». Предметом ана­лиза становятся исходные философские основы науч­ного познания, конкретно-научные методологиче­ские концепции, а анализ средств познания, по словам Э. Г. Юдина, перерастает в их систематическое произ­водство, а в некоторых частях—даже в своего рода инду­стрию. Методологизм выполняет конструктивные фун­кции, в его рамках решаются такие задачи, как констру­ирование предмета науки и проектирование новых форя познавательной деятельности (Г. П. Щедровицкий).

Одна из характерных черт методологизма — поиск общенаучно - методологических основ для науки. Мето­дология науки идет в этом направлении несколькими путями. Во-первых, создаются новые общенаучно - ме­тодологические подходы (Г. Хакен, У. Матурана и Ф. Варела, И. Р. Пригожий). Во-вторых, предметом специального анализа становится возможность пере­носа методологических результатов из одной области знания в другую. Перенесение общенаучных принци­пов из одной области знания в другую характерно для современной науки начиная с середины XX в. Ученые ищут методологические основы науки не только в со­временности, но и в прошлом. Так, в отечественных гуманитарных науках роль общенаучной методологам все чаще играют взгляды М. М Бахтина (В. С. Библера, В. А. Махлина, в психологии — Т. А. Флоренской, Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича и др.).

Другая характерная черта методологизма — общена­учно - методологические концепции выполняют роль средств рефлексии не только в науке, но и в научно обо­снованной практике. Достаточно назвать широкое при­менение общей теории систем Л. фон Берталанфи как методологической основы семейной психотерапии или методологии системного проектирования Г. П. Щедровицкого в организационно - деятельностных мифах. Можно сказать, что методологическое знание посте­пенно перестает быть достоянием узкого круга ученых и все больше становится феноменом культуры.

Вопросы и задания

1. В чем состоит методологическое значение греческой философии для науки в целом?

2. Когда методология науки выделилась в отдельную область научного познания?

3. В чем состоит идея трех стадий интеллектуальной эволюции человечества по А. Сен-Симону — О. Конту? Охарактеризуйте эти три стадии.

4. Дайте характеристику сциентистского и анти­сциентистского отношения к ценности науки и на­учного познания.

5. С какими течениями в философии и логике связано возникновение неопозитивизма?

6. Дайте характеристику критериям верифицируемости и фальсифицируемости научного знания. В чем их методологический смысл?

7. Дайте определение научной парадигмы по Т. Куну.

8. Какие направления исследований были наиболее широко распространены в постпозитивизме?

9. Назовите основные исследовательские области оте­чественной методологии науки. Кто был и остается наиболее видными исследователями в данных обла­стях методологии науки?

10.Дайте характеристику трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методоло-гизма).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1032. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия