Студопедия — Смерть и бессмертие человека в контексте древнеиндийской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смерть и бессмертие человека в контексте древнеиндийской культуры






В основном индийская философия этого периода сконцентрирована в "Упанишадах" (один из видов ведической литературы). Слово "Упанишады" переводят по-разному. В индии отдают предпочтение следующей идее: слово "упанишада" состоит из "упа" "ни" "шад", что означает "сидящий около" (ученик сидит около учителя и слушает его наставления). В самих текстах "упанишада" трактуется как "тайное учение". Здесь, в основном, выдвигается теория реинкарнации (перевоплощения). Эта идея состоит примерно в следующем: смерть - это часть жизни; бессмертие - это соединение с Богом (Брахманом). Чтобы достичь этого нужно освободиться. Человек несвободный будет перерождаться пока не преодолеет кармы. Также в одной из Упанишад, Чхандогья-упанишаде, сформулирован закон кармы: "Те кто вели себя добродетельно, быстро достигают хорошего рождения - рождения брахманом (в значении Преданного Богу, а не в значении самого Бога), кшатрием (административный класс общества), вайшьем (фермерское и торговое сословие). Но те, кто вели себя дурно, очень быстро возрождаются в виде свиньи, собаки или чандала (недостойного человека)".

В другой упанишаде, Брихадараньяке-упанишаде, описывается процесс умирания. Поскольку это описание занимает целую главу, я попытаюсь вкратце его пересказать сама близко к тексту. Когда тело умирающего ослабевает, его окружают пять чувств (слух, обоняние, зрение, осязание и вкус). Умирающий сливается с ними воедино и перестаёт чувствовать что-либо вообще. И тогда его душа выходит из этого тела и переходит в другое. Это - самое нейтральное описание. Переход из одно тела в другое описывается с использованием различных эпитетов и красочных сравнений от гусеницы, переползающей с одной травинки на другую, до ювелира. Однако есть некоторое противоречие. В одном тексте говорится, что душа берёт себе лучший облик, что говорит о наличии выбора тела, в котором душа проведёт следующую жизнь, а буквально в следующем сказано, что за добро дух получает хорошую оболочку, а за зло - плохую, что говорит об обратном. Скорее всего это следствие того, что текст "Упанишад" писал не один автор, а несколько.

В это время смерть и перерождение рассматриваются, как наказание за грехи и незнание, а бессмертия и воссоединения с Брахманом (богом) можно достичь только большими знаниями и отречением от всех желаний. [1, с. 98]

В эпический период эта идея не слишком меняется. Одним из самых ярких и известных памятников индийской философии этого отрезка времени является "Бхагавад-Гита", часть не менее известного произведения "Махабхараты", упомянутого выше. Именно на её примере я постараюсь рассмотреть отношение к жизни и смерти в это время. Здесь Работает обратный механизм: "Мудрые, отдавая себя преданному служению Господа, освобождаются из цепей кармы и круговорота рождения и смерти и достигают состояния неподвластного страданию". То есть, если служить и быть верным и преданным Брахману (богу), то можно освободиться от кармических последствий и от перерождения. Но здесь последнее рассматривается не как наказание за грехи, что мы могли наблюдать в "Ведах", а как ещё один шанс отдать себя на верное и преданное служение богу и освободиться от всего даже не уходя из этого мира, в этой жизни:"Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих". Также чтобы обрести вечную жизнь с Господом нужно владеть "трансцендентальным чистым знанием", быть мудрецом: "Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трёх видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецом, ум которого уравновешен."

Душа проходит 8400000 оболочек и, только получив человеческую, может избавиться от круговорота жизни и смерти. Смерть лишь меняет декорации. Жизнь не умирает вместе телом. Душа переходит из одного тела в другое потому, что оно стареет. Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное:" А вот какое именно тело - это уже зависит от дел, совершённых в прошлой жизни. Перерождение продолжается до тех пор, пока не будет достигнута конечная цель - совершенство духа. Следовательно, перерождение - способ совершенствоваться. [10, с. 458]

Существующий одновременно с периодом сутр схоластический период говорит примерно то же самое. Один из величайших философов того времени Рамануджа писал, что душа является неизменной, постоянной, вечной. Ничто не может прекратить её существование. Ну, и конечно здесь тоже всё повторяется: чтобы достичь освобождения нужно постоянное познание и преданное служение. По представлениям Рамануджи связь с телом препятствует душе в поисках родства с богом. Душа остаётся неизменной несмотря на присутствие в сансаре (круговороте жизни и смерти). Однако помнить своё прошлое душа не может, так как память не выходит за пределы определённого воплощения. Душа не может избежать последствий своих прошлых жизней и снова возвращается в этот мир с некоторыми дополнениями. Душа много раз появляется в этом мире и много раз его покидает, но при этом она сохраняет своё равновесие.

Рамануджа делит души на три вида:

• Вечные (нитья). Это души, свободные от кармы. Они находятся на Вайкунтха (вечной планете духовного мира).

• Освобождённые (мукта). Это души, которые достигли освобождения через свой разум, добродетель и набожность, но пока ещё живут в этом мире.

• Связанные (баддха) Это те души, которые бродят в сансаре из-за своего невежества и эгоистичности.

Однако Связанные могут стать Освобождёнными и наоборот. Если Освобождённый начнёт творить злые дела, и карма настигнет его, как наказание. [2, с. 124]

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия