Студопедия — Современные политические теории и политологические школы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современные политические теории и политологические школы






Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

политическую мысль в истории социальной философии; античность, средневековье: люди и идеи о власти и политике; патриархальную теорию, конфуцианство, «этические» теории христианства

современные теории либерализма, консерватизма, социал-реформизма (см. лекцию «современные идеологии»); концепции системного и структурно-функционального анализа; американскую и европейскую школы политологии.

1. Политические идеи Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон, Ассирия).

Главные учения - конфуцианство, легисты и даосы

Основные представители: Хаммурапи, Заратаустра, Конфуций, Шан Ян, Шэнь Бу-хай, Лао-цзы

Главные идеи на этом этапе:

Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти.

Самые крупные школы политических учений Древнего Китая – конфуцианство, легисты и даосы. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям, составляющим фундамент политической культуры Китая на многие века:

- власть носит божественное происхождение,

- управлять Поднебесной должны мудрецы,

- правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.

Легизм – это политико-правовое учение, доказывающее не совместимость морали и политики необходимость использовать кнут и пряника как главные средства гос. управления. Основателем легистской школы считают китайского правителя Шан Яна.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Согласно Лао-цзы, дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий, т.е. проповеди пассивности резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. Однако его сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии.

 

Конфуцианство – это политическое учение, провозглашающее морально-этические нормы обязанности для соблюдения всеми, кто хочет жить в согласии с самими собой и др., а особенно для «благородных мужей» которые должны стать нравственным примером для других. В основе лежит учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства.

Сущность: государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели, это заключалось в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

2. Политические идеи Древней Греции (важнейшие мыслители: Сократ, Платон, Аристотель):

Главные идеи на этом этапе:

1. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы – обоснование их как относительно самостоятельной части философии.

2. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

 

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – принципиальный сторонник законности, он использовал принцип законности в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Он стремился выделить присущие им черты своеобразия. Царство и тиранию Сократ считал властью, но отличной друг от друга. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, - тиранией. Сократ резко отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – его политические воззрения изложены в основном в диалогах (трудах) «Государство», «Политик» и «Законы». В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

1. Тимократия – это правление военных.

2. Олигархия – это правление богатых.

3. Демократия – правление большинства, власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма, но исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа.

Главное! Этим политическим формам противопоставляется идеальное государство – аристократия как справедливое правление избранных философов-мудрецов, т.к. истинное знание доступно только эти «редким людям». Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Он вводит жесткую иерархию сословий:

- философы-правители,

- стражи (воины), составляющие в совокупности высший класс,

- ремесленники,

- крестьяне (низший класс или разряд);

- строго контролируемую систему образования и воспитания.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Главное! Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

В диалоге «Политик» Платон освещает ряд существенных политических проблем. Политика – это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь он различает два вида государственного устройства: один, где над всеми стоят правители, другой, где и правителям предписаны законы. На страже законов стоит правосудие.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик и критик Платона, написал работы «Политика», «Афинская полития», «Этика». Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой.

Государство – продукт естественного развития. Оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.

Самую правильную форму государства Аристотель называет «политией»:

- в политии правит большинство в интересах общей пользы;

- из неправильных форм государства тирания – наихудшая;

- государство не выделяется из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.

 

Цицерон (древнеримский философ), гл. труд «О законах»:

- государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение.

- естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".

Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства";. Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

 

В древней Греции разрабатывали модель «идеального государства», каким оно должно быть с т.зр. различных мыслителей:

1. по Платону формула идеального государства – это «совершенная аристократия»:

«Политика – это умение и способность добиваться разделения функций, при условии, что функция правления будет составлять монополию исключительно философов-мудрецов, поскольку только им оно по силам».

2. по Аристотелю моделью идеального государства является «полития»:

«Человек как «политическое животное» инстинктивно стремится к «совместному сожительству», и при этом он одарен речью, что делает его способным к чувственному восприятию добра, зла, справедливости, а значит, к «совершенному общению» и совместной деятельности на «общее благо».

3. по Конфуцию – это патриархальная теория государства:

«Подобно «большой семье», основная добродетель подданных состоит в преданности отцу-правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим», в соблюдении ритуала».

 

3. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения:

важнейшие мыслителиСредневековья - Аврелий Августин, Фома Аквинский

мыслители в эпоху Возрождения – Никколо Макиавелли.

Главные идеи в эпоху Средневековья:

- Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

- Обоснование теологической теории политической власти;

- Роль религии и государства в политике.

Политические учения эпохи Возрождения:

Развитие гуманистических начал в политической теории освобождения ее от теологии.

Политическая теология – это учения, основанные на божественном откровении и христианской этике, провозглашающее превосходство церковной власти над светской. Родоначальники – А. Августин и Ф. Аквинский.

Аврелий Августин (354 – 430 гг.) – один из создателей христианской политической теории (его политические взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др.)

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью, как Богу, так и человеку. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагают на верховную власть. Главным среди них являются моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Он повторяет деление на "правельные" и "неправельные" формы:

К "неправельным" он относил тиранию, демократию, аристократию.

Что касается "правельных" форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.) – средневековый ученый-богослов, рассматривал вопросы политики и государства в своих сочинениях и, прежде всего, в труде «О правлении властителей». В своих произведениях он пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким образом укрепить еще более ее позиции.

Его учение основывалось на идеи божественного создания мира. На вершине системы права - так называемый "вечный закон". Но человек наделён способностью постигать отдельные принципы вечного закона. На этой основе он вырабатывает определённые рационалистические принципы, составляющие естественный закон. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка, правителем которого является бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира.

Политика, по мнению, Фомы Аквинского, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.

Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – один из самых ярких мыслителей эпохи Возрождения. Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политической мысли как автор трудов, из которых самым знаменитым является «Государь». Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной.

Государство (введение самого термина stato, т.е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Государь должен концентрировать власть только в своих руках. В «Государе» ни слова нет о правах народа на управление государством. Подданные должны полностью повиноваться государю. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами.

Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами моралимакиавеллизм»). Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, независимую от других источников. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль.

Главное! Единовластие, по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

4. Политические учения Нового времени (XVII – XIX вв.)

Крупнейшие представители: Жан Боден, Ж.Ж. Руссо, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.

Главные идеи Нового времени:

- Формирование либерально политической идеологии.

- Обоснование необходимости разделения властей.

- Характеристика правового государства.

- Анализ ценностей и механизмов функционирования буржуазной демократии.

- Формирование концепции прав человека и гражданина.

- Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства демократического устройства общественной жизни.

Теории, которые были сформулированы в Новое время:

Теория общественного договора - Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо

Теория разделения властей - Дж. Локк и Ш. Монтескье

Теория федерализма на основе принципа сдержек и противовесов - А. Гамильтон, Д. Мэдисон, Д. Джей

Жан Боден (1529 – 1596) – французский политический мыслитель, социологи и юрист. В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства.

Томас Гоббс (1588 – 1679) – английский мыслитель начинает рассуждения о государстве с изложения своих представлений о человеке, считая всех людей равными.

- Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Сильное государство – средство избавления от человеческих недостатков.

- Он создал свою политическую теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

Согласно Гоббсу, люди будучи разумными, осознали безнадежность своего существования и нашли выход из хаоса – общественный договор.

- свобода, к тому же ограниченная возможна лишь в том случае, если люди передают распоряжение ею монарху.

Джон Локк (1632 – 1704) – английский мыслитель свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). Родоначальник либерализма.

Создавая государственное устройство, следует предусмотреть в нем разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих заносов в исполнение – другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной.

Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина. Он в центре своей политической концепции поставил личность, ее права и свободы, гражданское общество. Таким образом, Локк ставит впервые личность выше общества и государства.

Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства. Он считал, что человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, такими правами он считал права на "жизнь, свободу и собственность";. Для Локка частная собственность - необсолютная ценность, а средство достижения свободного общества. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общества, а общество создает государство.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – один из ярких представителей французского Просвещения (главная книга «О духе законов»). В своих трудах он уточнял и развивал учение о государстве, гражданском обществе, политических режимах, формах правления и формах государственного устройства.

Важно! Главная тема всей политической теории Монтескье – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье различает три формы правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. Он выступает за конституционную монархию и уважительно относится к республике, подразделяя ее на демократическую и аристократическую.

Теория разделения властей – большое достижение Монтескье. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Политическое учение Руссо («радикальная идеология»), главное исследование – «Об общественном договоре»

Руссо рассматривает ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как "моральное и совокупное тело", "общественного человека", который приобретает "свое единство, общую эдентичность, жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами - создателями.

Также он рассматривает проблему общей воли, заключающееся в том, что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидуумов в "моральных" граждан, обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.

Политическое учение Бентама – «утилитарный» либерализм (унитаризм). Исходя из своей концепции "разумного человека", он считал, что все общественные отношения должны быть подчинены "принципу полезности". Отсюда и название всего направления (от лат.utilitas-польза, выгода). В главном труде Бентама "Деонтология, или Наука о морали" интересы личности отождествлялись с интересами общества, которое рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.

 

Политические идеи “отцов-основателей” Соединенных Штатов Америки:

Политическая теория Т. Мэдисона («Декларация независимости»):

- народ единственный источник политической власти;

- выборы - характерная черта республиканского правления.

- фракция большинства, находясь у власти будет безусловно, подавлять интересы меньшинства.

Поэтому главное – "лишить большинство, имеющее особую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству.

Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей, является относительно равной.

 

5. Общественно – политическая мысль России XIX – начала XX вв. Политико-правовые традиции

 

период XI-XVI вв.:

Российская политическая мысль получает свое развитие, начиная с XI в. Идеи включают следующее:

- идеи независимости русского государства от влияния извне;

- централизации государства и сильной, неограниченной самодержавной власти;

- русское государство провозглашается Великим, после Рима и Византии, хранителем православия;

- московские государи – «вседержавными, богоизбранными наследниками власти великих государей»;

- государство рассматривалось в этих теориях как государева вотчина.

 

период XVII – XVIII вв.

Западноевропейские идеи Нового времени оказали существенное влияние на политическую мысль России XVII – XVIII вв.

Новое в политических идеях (обобщаются под идеологией «просвещенный абсолютизм», идеологи - Прокопович, Татищев, Салтыков, Посошков):

- отделяясь от религии, политическая мысль постепенно переходила на светские позиции (независимость от религиозных норм). Этот процесс связан с реформами Петра I.

- сторонниками идеи «просвещенного» абсолютизма рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить «общенародную пользу» и внимать разуму подданных.

Кроме того, существовали другие течения в политической мысли:

- консерваторы оправдывали неограниченную власть, самодержавную форму правления;

- либералы - «западники» отстаивали идею единства путей развития России и западноевропейских государств. Они хотели преобразование самодержавия в конституционную монархию.

период XIX век:

В XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – славянофилы и западники.

Славянофилы (представители течения - А.С. Хомяков, братья Киреевские, И.С. Аксаков.и др.) выступали за осуществление особого пути развития России и утверждали, что между русской и европейской нациями нет ничего общего, т.е. они отстаивали идею самобытности России, отрицая западный путь развития, считали идеалом правления эпоху «первых Романовых» (Царь с Земским Собором как идеал «народной» власти).

Западники (представители течения - А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, Ю.П. Огарев, В.П. Боткин и др.) связывали социально-политические преобразования с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, идея единства исторического пути Европы и России и призывали учитывать европейский опыт, применять его на практике

Также существовал «Общинный социализм», который пропагандировали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые, будучи социалистами-утопистами, будущее видели в социализме и считали русскую крестьянская общину с ее уравнительной системой распределения его основой.

период - конец XIX – начало XX в.:

Типы русского либерализма:

1. Правительственный либерализм был инициирован «сверху» и уповал на самоограничение просвещенной монархии. Он нашел свое выражение в конституционных проектах М. М. Сперанского, который предложил реформу государственной системы России, в котором особая роль принадлежала Государственному совету – законосовещательному коллегиальному органу.

2. Консервативный («охранительный») либерализм пореформенного периода направлен на закрепление и расширение либеральных преобразований 60–70-х годов XIX века на основе диалога с властью, предлагает программы просвещения народа и участия в местном самоуправлении, идея гармоничного сочетания индивидуальной свободы и государственных интересов в рамках верховенства права при конституционной монархии. Его представителями являются Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин.

3. Новый (социальный) либерализм представляет собой попытку синтеза либеральных принципов и некоторых идей социализма в русле традиций европейской социал-демократии. Его представители – П. И. Новогородцев, С. И. Гессен, Б. А. Кистяковский.

 

Другие заметные течения:

Ортодоксальный консерватизм:к нему относят идеи и политику К. П. Победоносцева, который считал невозможным перенесение западных политических институтов в Россию, обосновывая это глубокой религиозностью народа и его преданностью самодержавию.

Политический радикализм (основоположник - А. Н. Радищев), веривший в особый путь развития России через революционное низвержение самодержавия и установление народного правления в форме федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода.

Идеология народничества:

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенции потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Имеет 3 течения:

1. бунтарско-анархическое течение: главное – это требование упразднение государства после победы народной революции, так как это «коренное начало всякого разврата», а сама революция есть «соединение множества частных крестьянских бунтов в один общий всенародный»;

2. заговорщическо-бланкистское течение: «Революция делается меньшинством быстро, энергично и без дум о последствиях, через провокацию недовольства и озлобление к власти, направляя все это на известные цели»;

3. реформистко-пропагандистское течени е: «Нельзя искусственно «торопить» революцию, ее м ожно и нужно приближать организационной и агитационной работой революционеров, добиваясь осознания народом своих интересов и целей

 

В конце XIX – начале XX в. были заложены основы российского конституционализма. Большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования правового государства (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский и др.). Это и множество других фактов дают достаточно оснований для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе.

Отдельные личности и их взгляды:

П. И. Пестель – лидер декабристкой организации «Южное общество», который ратовал за революционное учреждение республиканского правления в форме представительной демократии, на принципах унитаризма.

П. Я. Чаадаев – автор «Философических писем», который поставил проблему о несоответствии величия России ничтожеству ее обыденного существования, видел причины отсталости России в ее религиозной и национально-культурной обособленности, возникшей как следствие принятия православия.

Исторические особенности политического развития в России являются 3 составляющие:

1. Решающая роль государства в реформировании всей общественной системы. ускоренное развитие-модернизации осуществлялась исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов прежде всего в военной области.

2. раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европейзированных верхов, в значительной мере искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов.

3. Последовательная смена форм и контреформ. Причем глубина и серьезность попыток провести реформы увеличивала вероятность возникновения контрреформ.

 

Концепции XX века в российской политической мысли:

Евразийство — одно из крупнейших течений русской научной и общественной мысли ХХ века. Оно сложилось в среде русской эмиграции в 1921 году, и на 20-30-е годы приходится период его наибольшего расцвета. В этот период евразийцами были созданы научные работы, посвященные географии, природе, истории нашей страны в целом, и, в том числе, этнической истории народов России. Помимо россиеведения, евразийцы занимались созданием и обоснованием качественно новых принципов национальной идеологии России и осуществляли на их основе политическое действие («Концепция «евразийского диалога» Н.С. Трубецкого)

Панслави́зм — идеология, целью которой является, по меньшей мере, объединение ныне разобщенных и раздробленных славянских народов, либо, в более радикальном варианте, создание единого панславянского государства. Сформировалась в конце XVIII — первой половине XIX веков. Символами панславизма считаются Национальный флаг всех славян и гимн «Гей, славяне», которые также являлись национальным гимном и флагом Югославии (Данилевский).

Теория героя и толпы ( Теория великих людей) – основоположник Н. Михайловский своей книге «Герои и толпа» (1882).

Михайловский Н. различал понятия «герой» и «великая личность». По его мнению, великие люди выделяются в зависимости от ценности вклада в общество, а герой — это человек, который делает первый шаг и увлекает своим примером массу.

Официальное признание политологии как самостоятельной науки и образовательной дисциплины в России произошло только в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в.

Западная Европа: политическая мысль 18-19 вв.

Политические идеи И. Канта и Г. Гегеля (сер. 18-19 вв.):

1). Кант И. –ввел понятие и обосновал «теоретический либерализм»

- создал учение о демократическом государстве и праве, доведенном до идеи абсолютного мира (=государственно-политической гармонии);

- в основе неотчуждаемое право человека на свободную жизнь;

- нравственный закон выше публичного закона. В результате, нравственное поведение исключает возможность превращения человека в средство для реализации цели.

2) Гегель – учение под названием «диалектика политики». Основное:

- диалектическое развитие как качественное изменение, т.е. переходе от старого к новому, движение от низших форм к высшим;

- вывел основные законы диалектики: закон количественно-качественных изменений, закон проникновения противоположностей и отрицания отрицания;

- новое в философии государства и философии истории: общая мировая история рассматривается им как процесс самоорганизации мирового духа и вместе с тем как прогресс в сознании свободы.

- Гегель отдает предпочтение конституционной монархии с разделение властей: законодательная, правительственная и власть государя. Кроме того, высок уровень публичной власти и контроля над властью.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1833. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия