Студопедия — Лекция 2. Государство Хунну в Центральной Азии и Западная держава гуннов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 2. Государство Хунну в Центральной Азии и Западная держава гуннов.






 

1.Ранние кочевники Центральной Азии

В середине II — начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона: собственно китайский и центральноазиатский.

В большей части центральноазиатского региона основой хозяйственной деятельности стало кочевое и полукочевое скотоводство, сочетавшееся с примитивным земледелием и охотой. В начале I тысячелетия до н. э. племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевническую культуру скифского типа; они освоили металлургию бронзы и железа, металлообработку, колесные повозки и всадничество; жилищем им служила полусферическая с коническим верхом войлочная кибитка, которую при перекочевке укрепляли на большой повозке, влекомой быками (юрта, на сов. тат. - йорт). Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы раскопками на Алтае, в Туве, в Монголии так же хорошо, как и в Причерноморье.

Китайский историк Сыма Цянь (145—87 гг. до н. э.), систематизировавший в своих «Исторических записках» ранние рассказы о северных соседях Китая, сообщает о них лишь отрывочные сведения. Примерно с VII—VI вв. до и. э. он именует кочевников Монголии жунами, а позднее — ху. В степях Внутренней Монголии, Южной Маньчжурии и в отрогах Большого Хингана жили шаньжуны («горные жуны») и дунху («восточные варвары»). Северные племена были постоянными участниками политической жизни древнекитайских государств, то сражаясь с ними, то вступая в коалиции воюющих друг с другом китайских царств и получая за это вознаграждение.

Сыма Цянь ярко описывает образ жизни «варваров» и их общественное устройство. Жуны и дунху не были политически объединены, «все они были рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей, и, хотя нередко собиралось свыше ста племен жунов, они не сумели объединиться в одно целое». Источники отмечают у жунов и дунху посевы проса, но главным их занятием было скотоводство: «Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен и к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей... Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследственного преемствия у них нет. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину... От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение... В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают... Войну ставят важным делом...»

Радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло, согласно Сыма Цяню, в период «Воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен сюнну (хуннов) и юэчжэй, а про дунху сообщается, что они «достигли расцвета» и у них появился единый правитель. В IV в. до н. э. китайцы впервые называют хуннов среди своих противников; позднее те начинают ожесточенную борьбу за Ордос с царством Чжао. Война шла с переменным успехом; за то время в составе хуннского объединения оказались те жунские племена, которые прежде были независимыми. На западе соседями хуннов были юэчжи— восточно-скифские (сакские) племена, занимавшие вместе с родственными им усунями огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии.

Раскопками обнаружены два типа культур скифского круга (I тысячелетие до н. э.). Один тип представлен «культурой плиточных могил» и «оленьими камнями». Плиточные могилы сооружались из неглубоко погруженных в землю плоских каменных плит, образующих прямоугольный ящик. Погребенных клали головой на восток вместе с оружием, украшениями, сосудами. В плиточных могилах погребены монголоиды северной (палеосибирской) ветви этой расы, а в курганах—европеоиды. В III—II вв. до н. э. плиточные могилы и скифские курганы вытесняются иными по облику погребениями, в которых железный инвентарь сменяет бронзовый.

Теперь, накладывая сведения письменных источников на археологическую карту, можно заключить, что носителями культуры плиточных могил были племена жунов и дунху. Культура курганных захоронений Западномонгольского и Саяно-Алтайского регионов, датируемая V—III вв. до н. э., принадлежала восточноскифским (сакским) племенам — юэчжам и усуням. Таким образом, сакские племена контролировали Западную часть предгорий Алтая, а жуны и дунху – Центральную Азию

2.Хунну: социально-политический строй и экономика.

В последние десятилетия III в. до н. э. союз хуннских родов, возглавлявшийся военным вождем — шаньюем, вместе с подчиненными племенами испытал ломку традиционных отношений, завершившуюся возникновением примитивного государства.

Подробно об этих событиях пишет Сыма Цянь: «В то время дунху были сильны, а юэчжи достигли расцвета. Шаньюем у хуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы сделать наследником младшего, шаньюй решил пожертвовать старшим, Маодунем, и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Маодунь не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Тоумань дал ему под начало отряд. Маодунь, обучая воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка» (боевые стрелы хуннов снабжались костяными шариками с отверстиями - сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней). Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего прекрасного коня. Тем из его отряда, кто не стрелял, он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не посмел стрелять. На охоте Маодунь выстрелил в коня своего отца и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Маодунь понял, что время настало. Когда он пустил стрелу в Тоуманя, тот был утыкан стрелами. Казнив младшего брата, мачеху и приближенных отца, Маодунь стал шаньюем. Узнав о событиях в орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку), правитель дунху, решив, что смута ослабила гуннов, потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, страшась войны, советовали Маодуню отдать землю. «Крайне разгневанный, Маодунь ответил: «Земля—основа государства, разно можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Маодунь разгромил дунху наголову, убил их правителя, взял в плен людей из народа и захватил домашний скот».

В 203—202 гг. до н. э. Маодунь подчинил племена Саян, Алтая и верхнего Енисея (в том числе древних кыргызов на территории современной Хакасии) и установил северные границы своей державы. Но оставались два главных противника — Китай и юэчжи.

Экономика хуннского общества, судя по описанию Сыма Цяня, была примитивной: «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений... Начиная от правителя, все питаются мясом домашнего скота, одеваются в его шкуры и носят шубы из войлока». Столь же простой кажется и проистекающая из характера экономики программа отношений с Китаем, сформулированная одним из шаньюев: «Я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома Хань, хочу, чтобы мне ежегодно посылали 10 тыс. даней рисового вина, 5 тыс. ху (мер) проса, 10 тыс. кусков различных шелковых тканей, а также все остальное, и в этом случае на границе не будет взаимных грабежей».

Кроме огромных табунов лошадей богатством хуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности; каждая семья имела право на достаточную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи хунны, как отмечает Сыма Цянь, «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах» (у хуннов, как и у многих кочевников, существовало многоженство). Предусматривалась и семейная ответственность за кражу чужого имущества, прежде всего скота,— семья виновного могла быть обращена в рабство.

Политическая структура Хунну выглядела следующим образом: во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Его называли «Сыном Неба» и официально титуловали «Небом и Землей рожденный, Солнцем и Луной поставленный, Великий хуннский шаньюй». Его власть определялась функциями и правами:

а) суверенным правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежащими хуннам, и функцией охраны этой территории;

б) правом объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками;

в) правом концентрировать в своих руках все внешние отношения государства и функцией определения внешнеполитического курса;

г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.

д) выполнял функции верховного жреца.

Высшими после шаньюя лицами в государстве были «левый» и «правый» (т. е. западный и восточный) «мудрые князья», сыновья или ближайшие родственники шаньюя. Они управляли западными и восточными территориями империи и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управляющие определенной территорией,— все они носили различные титулы и назывались «начальниками над десятью тысячами всадников» (т. е. темниками). Их число было строго фиксировано — 24 высших военачальника, распределенные между левым и правым крылом войска, западной и восточной частями империи. Тот или иной пост занимался в зависимости от степени родства с шаньюем. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с ее населением. Перемещение населения без приказа шаньюя строго возбранялось.

Наибольшее значение имела не территория, а численность его населения, которой и определялась власть и военная сила темников; число в 10 тыс. воинов, находившихся под их командой, было условным — Сыма Цянь замечает, что каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч воинов.

В пределах своих владений темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый хунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралось смертью. Каждый с детства и до смерти был приписан к определенному воинскому подразделению и сражался под командованием своего темника.

3.Отношения между хуннами и «Поднебесной» империей. Распад Хунну (I в. до н.э – II в. н.э.).

В 202 г. до н. э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гаоди), стремясь обезопасить границу, зимой 200 г. до н.э. лично повел войска против хуннов. После первых столкновений Маодунь отступил, а ханьский авангард в преследовании оторвался от основных сил. С авангардом был сам император. Хунны сразу же прекратили отступление и окружили императора в горах Байдэн. Спасло императора только обещание заключить с хуннами мирный договор, основанный на родстве, т. е. обязался выдать за Маодуня принцессу из императорского дома. Маодунь снял окружение. Император выполнил обещание лишь после нескольких новых набегов хуннов и вместе с принцессой прислал богатые подарки, обязавшись возобновлять их ежегодно: шелковые ткани и вату, вино и рис, украшения. Между хуннами и империей Хань на 40 лет установились мирные отношения, лишь ненадолго прерванные хуннскими набегами в 166— 163 гг. до н. э., после чего договор о мире и родстве был возобновлен.

Самую жестокую войну Маодуню и его наследнику Лаошан-шаньюю (174—161 гг. до н. э.) пришлось выдержать с юэчжами. Окончательная победа была одержана хуннами между 174 и 165 гг. до н. э. Вождь юэчжей пал в бою, а из его черепа Лаошан-шаньюй сделал чашу для питья (этот обряд носил магический характер - таким образом победитель "подчинял" себе душу побежденного героя). Оттесненные в Среднюю Азию, юэчжи завладели землями в верховьях Амударьи и впоследствии стали создателями Кушанской державы. А западная граница хуннов надолго стабилизировалась в Восточном Туркестане.

Дань, которую получали шаньюи от ханьского двора была совершенно недостаточна для удовлетворения потребностей значительного кочевого населения в продуктах оседлого хозяйства. Поэтому для хуннов более существенна была пограничная торговля, которую, однако, не разрешало императорское правительство, видевшее в торговле только инструмент политического давления на «варваров».

С образованием Хунну и после окончания долгой хунно-юэчжийской войны в степях наступил мир. Большая часть II в. до н. э. была временем подъема хуннского кочевого хозяйства. В ходе нескольких хунно-китайских войн кочевники вернули захваченные циньскими императорами пастбища к югу от пустыни Гоби и добились своей главной цели — непрерывного поступления тканей и зерна из Китая через рыночную торговлю на границе и «даров» (замаскированной дани) шаньюям.

Новый цикл хунно-китайских войн был начат в 133 г. до н. э. по инициативе ханьцев. Император У Ди (140—87 гг. до н.э.) решил вновь захватить хуннские земли к югу от Гоби и навсегда сокрушить мощь северных кочевников. В 119 г. до н. э. огромная китайская армия захватила северную ставку шаньюя и перебила около 90 тыс. хуннов, но и сама понесла тяжелые потери.

В 99 и 97 гг. до н. э. ханьцы вновь предприняли два крупных наступления против гуннов, но успеха не добились. Наконец, в 90 г. до н. э. 70-тысячная китайская армия под командованием полководца Ли Гуан-ли вторглась в хуннские земли и разгромила передовые отряды хуннов. В тяжелом бою китайцы были окружены, а Ли Гуан-ли сдался в плен. Китай не сумел сломить хуннов своими силами, но через 20 лет нанес им тяжелые поражения с помощью других кочевых народов, использовав новую тактику: «Пусть варвар бьет варвара» — в 71 г. до н. э. усуни с запада, ухуани (часть дунху) с востока и енисейские динлины с севера ворвались в хуннские земли; хунны потеряли до трети населения.

В 56 г. до н. э. хунны раскололись на южных и северных. Южные хунны во главе с Хуханье-шаньюем установили мирные отношения с Китаем, отказавшись от набегов, а Китай делал все для их умиротворения.

Единство и могущество Хунну было восстановлено на короткий срок в начале I в. н. э., но в 48 г. н. э. произошел новый раскол хуннов на северных и южных. Вся дальнейшая судьба южных хуннов вплоть до падения Ханьской империи является обычной историей варваров-федератов.

4.Гунны и «Великое переселение народов» (вторая половина IV – середина V вв.).

Северные хунны под ударами с юга и натиском древнекиргизских племен Енисея и в особенности потомков сяньби и дунху — протомонгольских племен Юго-Западной Маньчжурии — с каждым десятилетием утрачивали свое могущество и территории. Их ставки сместились в Западную Монголию, в Юго-Западную Сибирь и Восточный Туркестан, где до середины II в. н. э. они продолжали сопротивляться ханьскому продвижению на запад. Наиболее тяжелые поражения они понесли в войнах с сяньби в 93—94 гг., когда десятки тысяч гуннских семей были включены в состав сяньбийской племенной федерации, и в 151—155 гг., когда создатель эфемерной сяньбийской империи Таньшихан вытеснил гуннов из их последних владений в Джунгарии. Именно в первой половине II в. началась миграция гуннских племен сначала в Восточный Казахстан и Семиречье, где они создали государство Юэбань, просуществовавшее до V в., а затем вместе с угорскими племенами Западной Сибири — в Приаралье, в прикаспийские и заволжские степи.

Хунны быстро освоились в новых, удобных для скотоводства местах, где их никто не трогал. Женщинами они обзавелись, сделав набег на аланов, а объединившись и породнившись с народом вогулов (манси), хунны создали новый этнос — западных гуннов, так же мало похожих на старых азиатских хуннов, как техасские ковбои на английских фермеров. Эти западные гунны (для простоты мы их будем называть гуннами) начали войну с готами.

На рубеже 360-370 гг. гунны завершили разгром аланов, истощив их силы бесконечной войной. Государство гуннов расширилось и заняло просторы между реками Урал (Яик) и Дон. Готы пытались удержаться на рубеже Дона, но они были обессилены изнурительной борьбой со славянами. Поэтому, когда гунны через Керченский пролив, Крым и Перекоп вышли готам в тыл, те побежали. Остготы покорились гуннам, визиготы, переправившись через Дунай, оказались в Римской империи. Гибель державы готов обеспечила свободу действий славянам. Но память о былом господстве в южнорусских степях готов, некогда захвативших славянского вождя Божа и распявших 70 славянских старейшин, сохранилась.

Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи.

«Невиданный дотоле род людей,— пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин,— поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным. По словам Аммиана Марцеллина, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий».

В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллин допустил ряд преувеличений, наделив гуннов традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать их укрепления и города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для государства Хунну в Центральной Азии.

В первой половине V в. союз гуннов распался на самостоятельные группировки. Собственно гунны начали терять в нем первенствующее положение. Это ослабление усугубилось еще и тем, что одна из гуннских орд была в начале V в. наголову разбита императором Феодосием. Множество гуннов было уничтожено, взято в плен, продано в рабство. Но сельское население Византийской империи в Подунавье симпатизировало гуннам, поскольку в основном происходило из варваров с северного Дуная. Постепенно это население становилось гуннской земледельческой базой, и именно это обстоятельство в значительной степени способствовало укреплению экономики и новому возрождению могущества гуннов.

Вождем, который смог вновь объединить под своей властью гуннские орды стал Ругила. Он сначала победил и подчинил себе народы, ранее входившие в гуннский союз, перешел Дунай и занял Паннонию. Затем он начал расширять свою территорию и потребовал у Византии дани или ежегодной выплаты 700 фунтов золота. В 433 г. Ругила умер. Объединение было возглавлено двумя его племянниками — Бледой и Аттилой. По словам Иордана, Аттила, очевидно, просто убил Бледу, борясь за единовластие, и в 433 г. стал вождем гуннов (Иордан. С. 101— 103). Несмотря на жестокость к своим врагам, Аттила был хорошим политиком. Византийский историк Приск изображает его мудрым правителем, искусным дипломатом и справедливым судьей. В короткое время Аттила сумел создать огромную гуннскую империю.

Основой хозяйства оставалось кочевое скотоводство. Аттила даже запрещал возделывать некоторые особо пригодные для пастбищ земли вдоль Дуная. Продукты земледелия кочевники брали у фракийских и германских племен, входивших в империю. Этот симбиоз кочевников и земледельцев также весьма способствовал укреплению и единению гуннской державы Аттилы.

Походы Аттилы не всегда были направлены на завоевание новых земель. «Помыслы Аттилы,— писал Иордан,— обращены на разорение мира», а после походов он, как правило, возвращался «на свои становища» (Иордан. С. 102, 110). То, что становища эти были достаточно стабильны, подтверждается описанием «селения», принадлежавшего лично Аттиле. Оно «было подобно обширнейшему городу; деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва-едва удавалось заметить — и то при старании — стык между ними... Площадь дворца опоясывалась громадной оградой; ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего в своей власти весь варварский мир...» (Иордан. С. 101). Аттила предпочитал свою ставку всем завоеванным им городам. Такими же «дворцами», по словам Приска, владели и приближенные к Аттиле сановники и родичи. Эти ставки, таким образом, возникали в степи, окруженные своим кочевым населением. Завоеванные же города находились на окраине империи, где обитали остатки оседлых земледельцев.

В конце 440-х гг Аттила направился на запад и захватил Германию и Галлию. В 451г. гунны дошли до Орлеана. Против них выступила римская армия Аэция, союзниками которого были вестготы, бургунды, аланы, франки. В том же году произошла знаменитая битва на Каталуанских полях, где противоборствующие стороны потеряли большие силы. В историографии принято считать, что в битве победили европейцы, однако факты говорят об обратном. Так, в 452 г. Аттила (после поражения???) вторгся в Италию, подвергнув опустошению Северную Италию, а потом забрав огромную дань с Рима, гунны возвратились за Дунай, где в 453 г. неожиданно умер их грозный предводитель. Возник вопрос о наследнике: все сыновья Аттилы претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных царевичей. Большинство гуннов встало на сторону вождя Эллака, но против него выступили гепиды и остготы. В битве при Недао (славянское название этой реки — Недава) гунны были разбиты, и Эллак погиб (454). Попытки гуннов бороться с византийцами привели их к поражению на Нижнем Дунае. На востоке, в Поволжье, гуннов разбили (463) и подчинили себе сарагуры.

 

 

Лекция 3. Тюркский каганат (VI-VIII вв.)

 

1.Возникновение Тюркского каганата

В V в. на предгорьях Южного Алтая появилось небольшое племя под названием «тюрк», «тюркют» (китайцы их называли «ту-кю»), считавшее себя потомками хуннов. Согласно одной из легенд, некогда могущественные хунны были полностью истреблены коварными соседями. Сумел выжить лишь один десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого оставили умирать в болоте. Но мальчика спасла волчица, которая выкормила его, а через некоторое время стала его женой. Враги позже все-таки сумели убить юношу, а волчица, убежав в горы, где родила десятерых сыновей, давшие начало десяти коленам. Один из внуков волчицы получил имя Ашина, что означает «великий» или «благородной волк».

В это же время в степях Центральной Азии кочевали жужани, собиравшие дань с окрестных племен. Попытки поднять восстание долгое время оказывались неудачными, а их вождей ждала мучительная смерть: на голову пленных надевали шапку из свежей кожи голени верблюда, которая обсыхала на солнце, и сдавливала череп.

С 439 года тюркские племена подчинились жужаням и стали платить дань железными изделиями. В 534 г. вождем тюрков стал Бумын, носивший титул «Великий ябгу» (князь). Он себя номинально считал вассалом жужаньского кагана, но исправно выплачивая дань сумел продвинуть свои владения на восток. Тюрки начали торговать с китайскими государствами обменивали скот на шелк и зерно. В 536 году власть Бумына признали 50 тысяч огузских семей, а в 545 г. в ставку тюркского правителя прибыло посольство китайского государства Западного Вэй. Китайские хронисты описали это событие следующим образом: «Тюрки поздравляли друг друга и говорили: теперь наше царство будет процветать! Ведь к нам приехал посол великой державы». Бумын отправил в Китай ответное посольство с богатыми подарками. Таким образом, государство тюрков получило признание у Западно-Китайского государства и обрело международное признание.

В 551 году в Восточной степи начинается восстание племени телэ. Вскоре они встретились с тюрками и изъявили полную покорность Бумыну, у которого к тому времени была тяжелая конница. После этого, сообщают источники, «полагаясь на свою силу и многочисленность», Бумын обратился к жужаньскому правителю Анахуаню с просьбой дать ему в жены царевну. Анахуань в ярости ответил: «Ты - мой плавильный невольник! Как же осмелился сделать мне такое предложение?». Тогда Бумын попросил руки китайской принцессы и женился на ней, из-за чего его авторитет среди кочевников возрос. После этого основные силы жужаней были разгромлены, Анахуань покончил жизнь самоубийством, а остатки его орды убежали на запад, где их стали называть аварами (см. лекцию 4). В 552 году Бумын был провозглашен каганом Тюркского Иля и получил титул иль-кагана. Так возник Первый Тюркский каганат.

2.Внешняя и внутренняя политика Первого Тюркского каганата

В 552 г. Бумын умер, престол занял его Кара Иссык-каган, но он правил недолго и следующим правителем стал Мугань-каган, который начал проводить энергичную внешнюю политику. К началу 560-х гг. восточные границы достигли Желтого моря, и его брат Истеми-ябгу, преследуя жужаней выходит к берегам Волги. Чуть позже власть тюркских каганов признают многие племена Восточной Европы, входившие ранее в состав гуннского объединения.

В Средней Азии тюрки разгромили государство эфталитов, а затем согдийцев, заключили союз с Сасанидским Ираном. Вскоре экономические противоречия привели к началу изнурительной войны с Персией, а на востоке шла постоянная война с китайскими государствами. Причем один из китайских императоров обязался ежегодно выплачивать дань в 100 тыс. кусков шелка. Тюркский каганат к середине 570-х гг. простирался от Желтого моря на востоке до Днепра на западе. Такие огромные территории не могли сосуществовать в рамках единой империи долгое время. Между отдельными областями не было тесных экономических связей, войны, увлечение аристократии роскошью и богатством привели к обеднению народа. Начались усобицы, а представители тюркской знати стремились самостоятельно управлять захваченными территориями. В результате Тюркский каганат распался в 581 г. на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Восточный каганат располагался на территории Восточной (Центральноазиатской) степи. Его каганы продолжали вести войны с Китаем, где установилась династия Суй, а в 620-е гг. из-за нехватки средств ввели налоги для своих подданных, что привело к политическому кризису и военному разгрому (630 г.).

Западный каганат занимал западную часть Великой степи. Местные каганы были вынуждены дать своим вассалам больше прав и также вели активную войну со своим южным соседом – Ираном. В 620-е гг. здесь усиливаются сепаратистские тенденции, и вскоре каганат распался на мелкие государственные образования, наиболее значительным из которых была Великая Болгария (см. лекцию 4).

Тюркский каганат являлся первой империей объединявшей Великую степь, и многие принципы государственного устройства были восприняты более поздними кочевыми государствами. Верховный правитель тюрков назывался каган (у монголов - каан), этот титул соответствовал императорскому. Следующим лицом в государстве после кагана был ябгу (князь), обычно представитель правящего рода. Наследника называли тегином. Должность шад занимали принцы. Эльтебером назывался глава племени входящего в каганат. Кроме них, существовали буюруки – подчиненные правителю начальники отрядов, сборщиков налогов называли тарканами. Главной обязанностью кагана и буюруков было «прокормление народа», а высшей оценкой правителю было утверждение «он хорошо кормил свой народ». Основные доходы государства поступали в виде натуральной дани, которые собирали беги; в виде военной добычи и от торговли. У тюрков существовало сословное деление – белая и черная кости, которых у хуннов не было. Все важные должности были наследственными, их могли занимать лица из «белой кости».

Хозяйственная жизнь народов Тюркского каганата была разнообразной. Главным занятием тюрков была добыча железа, производились предметы вооружения, конского снаряжения, охоты и быта.

Воинская служба была главным делом всех слоев общества. Есть сведения, что тюрки делились по военно-административному признаку, т.е. на тумены тысячи сотни и т.д. Армия состояла из тяжелой – «бури» и легкой конницы. Согласно китайским источникам: «Сила тюко заключается в верховой езде и стрельбе из лука. Они бушуют, как буря и молния и не знают устойчивого боевого порядка. Лук и стрелы являются их когтями и зубами, а кольчуги и шлем – повседневным одеянием. Они поселяются там, где находят воду и траву, а их овцы и лошади представляют собой военный провиант». Тюрки в совершенстве владели оружием и к военному делу готовились с раннего возраста.

В походах они участвовали два-три раза в год, остальное время были заняты мирными делами. Кроме металлургии они занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Больше всего разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. У тюрков в мирное время существовала аильная система кочевого скотоводства, при которой каждая семья имела свои пастбища. В пограничных областях или в военное время использовали куренную систему: несколько семей объединялись и вместе пасли свой скот, ночью стан окружали телегами и организовывали коллективную охрану. Одним из любимых занятий была охота, которая одновременно представляла собой военные маневры. Постепенно развивалось земледелие, а в VI в. стали появляться первые небольшие города.

Нравы тюрков были очень суровы. За возбуждение волнений в народе, измену, убийство, похищение лошадей полагалась смертная казнь. За изнасилование виновного подвергали кастрации и рассекали пополам. У тюрков как и у хуннов существовал обычай «наследования» жен. Женщины в кочевом обществе пользовались огромным уважением. Так, молодой человек, входя в юрту, обязан был сначала поклониться матери и только потом отцу.

 

3.Тенгрианство

В период существования Тюркского каганата развивается религиозная система, получившее название тенгрианства. Главным богом у тюрков был Тенгри (Кок-Тенгри). Согласно их религиозным представлениям Вселенная делилась на три части (Небо, Земля, Подземный или потусторонний мир), в каждом из которых был свой Тенгри, однако все они являлись частями единого Кок-Тенгри, поэтому его изображали следующим символом - Ψ. Происхождение человечества отражено в орхоно-енисейских надписях: «Вначале было вверху голубое небо, внизу темная земля и родились между ними сыновья человеческие». Кок-Тенгри ежегодно приносили жертву, обычно барана. Причем в обряде могли участвовать только мужчины, женщины туда не допускались.

Тенгри в древнетюркских письменах характеризуется как невидимое и не участвующее в обыденных повседневных событиях в жизни человека. Высокие холмы или находящиеся на них деревья, пораженные молнией, считались связанными с Кок-Тенгри и тоже являлись объектами поклонения. Одним из таких мест с незапамятных времен является Худжалар тавы около с. Билярска, недалеко от бывшей столицы Волжской Булгарии. Необходимо сказать, что имя Тенгри у тюркских народов исповедующих ислам, а также у татар-кряшен, является одним из синонимов Аллаха (Бога).

Наряду с Тенгри тюрки верили и женскому божеству Умай, которая считалась богиней плодородия и олицетворяет женское начало в мироздании. Кроме того, особо почиталась Йир-су (Земля-вода). Отдельные роды поклонялись местному заступнику, что являлось пережитками более ранних религиозных систем. Тюрки верили в бессмертие души и загробную жизнь, они считали, что после смерти душа улетает к Кок-Тенгри (Отцу небесному), а тело должно остаться в лоне Умай (Матери-земли).

Погребальный обряд был достаточно сложным. Тело бальзамировали, держали в палатке, умерших весной хоронили осенью и наоборот. Перед палаткой родственники закапывали лошадей и, семь раз верхом объехав палатку, собирались толпой для выражения скорби царапаньем лица до крови. Выражение скорби продолжалось семь дней. Срок похорон назначал кам (жрец). Тело покойного клали на его любимую лошадь, умерщвляли ее и сжигали вместе с любимыми вещами, золу предавали земле или тело вместе с останками лошади и вещами опускали в могилу. Над могилой ставили балбал (каменное изваяние, «стража»). Кладбища обычно находились на возвышенностях (эта традиция сохранилась у многих тюркских народов до сих пор).

Существовал культ предков, причем каждый тюрок должен был знать семерых своих предков. Тотемным животным был волк (Бозкорт – белая волчица).

Тюрки создали культуру, основанную на письменности. Сначала это была согдийская письменность. Позднее она легла в основу рунической письменности, которой пользовалось все население каганата. Руническое письмо имело две разновидности – орхонское и енисейское. Некоторые буквы этого алфавита сохранились до сегодняшнего времени в виде тамг (тамга – знак рода) у башкир и некоторых этнографических групп татар.

Вместе с письменностью зародился общетюркский литературный язык – именно на нем написаны знаменитые тексты Кюль-Тегинской стелы (надгробие Бильге-кагана, его брата Кюль-Тегина и Тоньюкука). В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура и искусство (т.н. «звериный» стиль). В исторических источниках имеются сведения о постройке дорог и почтовых станций.

4. Второй Тюркский каганат

В 630-650-е гг. тюрки подчинялись китайской империи Тан и служили в качестве федератов. В 679 г. началось восстание тюрков, которое закончилось победой в 681 г. Новым каганом стал Кутлуг Эльтерес, а его советником Тоньюкук. При Капаган-кагане (691-716) Второй Тюркский каганат на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи. Дальнейшему продвижению в Среднюю Азию помешали арабы. Капаган-каган, используя государственный переворот в империи Тан, принудил китайцев к позорному миру. В тяжелой войне удалось победить Кыргызский каганат, причем в самых опасных походах участвовали ближайшие родственники кагана – Могилян и Кюль-Тегин, которые установили контроль над Великой Шелковой пути.

К этому же времени относятся одни из первых упоминаний о татарских племенах – «отуз-татар», «токуз-татар». Скорее всего, этноним «татар» в контексте того времени означает «люди, живущие за горой», «вассалы», «чужаки». Такое же значение этот термин имело в первые периоды существования Золотой Орды.

В начале 710-х гг. из-за необдуманной политики правителя восстали все вассальные племена: кидани, карлуки, уйгуры, татары и другие. Кюль-Тегину с огромным напряжением сил удалось подавить мятеж. Капаган был убит во время одной из стычек, но незадолго до смерти он успел назначит наследником своего сына Кучук-кагана. Но это правительство было свергнуто, новым каганом стал Могилян под титулом Бильге-каган. Кюль-Тегин объявил себя главнокомандующим, а верховным судьей был назначен мудрый Тоньюкук. Основной целью это правительство объявило благосостояние народа. Но семена раздора были уже посеяны.

В начале 730-х гг. один за другим умерли члены триумвирата и в их честь была воздвигнута Кюль-Тегинская стела, обнаруженная Е.Н. Клеменцом в 1897 г., в 66 км к юго-востоку от Улан-Батора. В 741 г. начинается новая волна усобиц и мятежей, закончившиеся падением Второго Тюркского каганата в 745 г. на ее территории было создано новое государство – Уйгурский каган







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1768. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия