Жизнь и деятельность германцев
1. Автономов В.С. История экономических учений: Учеб. пособ. для студ. вузов/ Под ред. В.С.Автономова. –М.: ИНФРА-М, 2001.–783с. 2. Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко/ А.В.Аникин. –М.: БЕК, 2000.–360с. 3. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса/ А.В.Аникин. –М.: Политиздат, 1979.–367с. 4. Бартенев С.А. История экономических учений/ С.А.Бартенев –М.: ЮРИСТ, 2002.–452с. 5. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций/ С.А.Бартенев. –М.: БЕК, 1996.–352с. 6. Белихин В.Г. История экономических учений/ В.Г.Белихин. –М.: Сирин, 2002. –342с. 7. Белоусов В.М. История экономических – учений: Учеб. Пособие/ В.М.Белоусов. –Ростов н/Д: Феникс, 1999.–544с. 8. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории/ Сост. Е.Ф.Борисов. –М.: Юристъ, 1997.–536с. 9. Валовой Д.В. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник/ Под ред. Д.В.Валового. –М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.–408с. 10. Горкiна Л.П. Нариси з iсторiї полiтичної економiї в Українi/ Л.П.Горкiна. –К.: Наукова думка, 1994.–243с. 11. Грачев В.А. История экономических учений: Учеб. Пособие/ В.А.Грачев –Киров: АСА, 1998.–160с. 12. Жид Ш. История экономических учений: Пер. с англ./ Ш.Жид. –М.: Экономика, 1995.–544с. 13. Корнiйчук Л.Я. Історія економічних учень/ Л.Я.Корнйчук, Г.Ю.Кирилова, Н.О.Титаренко, С.Б.Погорелов. –К.: Наукова думка, 2002.–284с. 14. Костюк В.Н. История экономических учений: Учеб. пособие/ В.Н.Костюк. –М.: Центр, 1998.–224с. 15. Лисовицкий В.П. История экономических учений/ В.П.Лисовицкий. –Харьков: ООО “РИФ”, 2002.–319с. 16. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров/ Е.М.Майбурд. –М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.–544с. 17. Маркова А.Н. Современные экономические теории Запада: Учеб. пособие/ Под ред. А.Н.Марковой. –М.: Финстатинформ, 1995.–96с. 18. Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика: Энциклопедический словарь. –М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.–336с. 19. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли/ Б.Селигмен. –М.: Прогресс, 1968.–320с. 20. Сіроштана М.А. Історія економічних вчень: Навч. посібник/ За ред. М.А.Сіроштана. –Х.: РВВ ХДЕУ, 1997.–102с. 21. Таркова А.Н. История экономический мысли в России/ Под ред. А.Н.Тарковой. –М.: «Закон и право», 1996.–137с. 22. Худокормов А.Г. История экономических учений (современный этап)/ Под ред. А.Г.Худокормова. –М.: ИНФРА-М, 2004.–733с. 23.Худокормов А.Г. История экономических учений. Ч.II. (Межвоенный период)/ Под ред. А.Г.Худокормова. –М.: Изд-во МГУ, 1994.–416с. 24. Шмарловая Г.А. История экономических учений/ Под ред. Г.А.Шмарловой. –Минск.: Новое знание, 2001.–339с. 25. Эспинас А. История экономических учений: Пер. с фр./ А.Эспинас. –СПб: Электронные интегральные системы, 1998.–192с. 26. Юхименко П.І. Історія економічних учень: Навч. посібник/ П.І.Юхименко; Гл. ред. В.П.Розумний. –3-е вид., випр. –К.: Знання-Прес, 2002.–514с. 27. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник/ Я.С.Ядгаров –М.: Экономика, 1996.–250с.
Заказ№ ________от «____»_________ 200_. Тираж _______экз. Изд-во СевНТУ
Жизнь и деятельность германцев
Книга VI. Гл. 21. [Быт] германцев сильно отличается от... образа жизни [галлов]. Ибо у них [германцев] нет друидов5, руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, т. е. только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни... Гл. 22 Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом И никто из них не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в частной собственности6; но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным земли, а через год принуждают их перейти на другое место. Приводят многочисленные основания [для объяснения] такого порядка: [по их словам], он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возникновению жадности до денег, из-за которой происходят партийные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могущественными людьми.
Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. [Германцы] считают отличительным признаком доблести [данного племени] то обстоятельство, что изгнанные из своих владений соседи его отступают и никто не осмеливается поселиться вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства; старейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набеги, если только они ведутся вне территории данного племени, не считаются позором; [германцы] выставляют на вид их необходимость как упражнения для юношества и как средства против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому,- тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], считаются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] считают грехом; по какой бы причине ни явились к ним [гости], они защищают их от обиды, считают их личность как бы священной и неприкосновенной, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.
|