О Миротворении
Было время, когда не было ни земли, ни неба, а была одна вода. И спустился Белобог на землю и спросил: «Кто здесь есть?» И откликнулся Чернобог и рёк: «Я здесь есть». И спросил Белобог Чернобога: «Есть ли где земля, не видал ли?» — «Есть на дне моря», — отвечал Чернобог. «Сходи же на дно моря и достань земли на Имя Р о дово!» Обернулся Чернобог гоголем, нырнул на дно морское и в рот земли напихал со словами: «Беру землю на Имя Моё!» Но пока оттоль воздымался, водой размыло землю, и Он вынырнул ни с чем. Белобог послал Его другожды. Но и на другой раз то же случилось. Стыдно стало Чернобогу, а Белобог Его укоряет и говорит: «Немощен Ты, брат! Иди в третий раз, да не забудь сказать, что берёшь на Имя Родово, и тогда возьми земли». Нырнул Чернобог в третий раз — сделал так, как говорил Ему Белобог, и принёс земли. И спросил Белобог Чернобога: «Вся ли тут земля?» — «Вся», — сказал Чернобог, а Сам держит частицу за щекой. Взял Белобог принесённую со дна морского землю и рассеял в восточную сторону, и стала чудная, прекрасная земля. Тут у Чернобога за щекой земля стала расти-прибывать, и щёку стало раздувать. Видит Чернобог, что обман Его не удался: взял, да и рассеял ту землю в северную сторону, и стала тут земля холодная, каменистая и нехлебородная.
Когда Род мылся в бане...
Говорят, когда Род мылся в бане, от жара и пара родился Банный дух — Банник, всем земным банникам Пращур. Три раза парился Род в бане, трижды утирался Он рушником браным, Самой Великой Матерью Макошью вытканным, три капли пота Своего уронил. И от тех капель произошли три мира — Нижний (Навь), Срединный (Явь) и Вышний (Правь). А после третьего пара почил Род от трудов Своих, отдав баню в полное распоряжение Банному духу и роду его. Потому с тех самых пор и поныне не парятся люди в бане после третьего пара, когда баней владеет Банник со женой, детьми и всеми сродниками своими — не людьми из плоти и крови, но бестелесными духами...
Сварог и пичуга неразумная
Когда Сварог-Кузнец, по Воле Рода, сковал Твердь Земную и вздумал наполнить её морями, озёрами и реками, тогда Он повелел идти сильному дождю; после дождя собрал Он всех птиц и повелел им помогать Ему в трудах, чтобы они носили воду в назначенные ей места. Все птицы повиновались, лишь одна пичуга неразумная — нет; она сказала Сварогу: «Мне не нужны ни озёра, ни реки; я и на камушке напьюсь!» Сварог разгневался на неё и запретил ей и её потомству даже приближаться к озеру, реке либо ручейку, а позволил утолять жажду только той водою, которая после дождя остаётся на неровных местах и на выщерблинах на камнях. С тех пор пичуга неразумная, надоедая людям, жалобно просит: «Пить, пить!»
Бабы и рожь
В старину незапамятную рожь была не такая, как теперь: снизу солома, а на макушке колосок. Тогда от корня до самого верху всё был колос. Раз показалось бабам тяжело жать, и давай они бранить Р о дов хлеб. Одна говорит: «Чтоб ты пропала, окаянная рожь!» Другая: «Чтоб тебе ни всходу, ни умолоту!» Третья: «Чтоб тебя, проклятую, сдёрнуло снизу доверху!» Сварог, разгневанный их неразумным ропотом, забрал колосья и стал истреблять один за другим. Бабы только стоят да смотрят — не знают, чего делать. Когда осталось Сварогу выдернуть последний колос, сухощавый да тщедушный, тогда собаки стали молить, чтобы Сварог оставил на их долю сколько-нибудь колоса. Сварог сжалился над ними и оставил им колос, какой теперь видим.
Про Месяц и дежу
Месяцу Сварог велел светить в ночи, пока Его жена — Солнечная Дева — отдыхает. Только Месяц шибко гулеват. Неверно светит! За то Сварог повелел, кабы он каждые четыре седмицы перерождался. Вот почему он одну седмицу молодой, другую растёт — до полного, третью — полный, а на четвёртую — совсем пропадает. А ещё верят в народе, что Сварог, когда Месяц стареет, крошит его на зори. Один уголочек кладёт в дежу на закваску, зори опадают туда, от них начинает родиться р о щина, тесто подходит и переливается через край. Так и нарождается Месяц. Потому поют в колядках:
Ходит-походит Месяц по небу, Кличет-покличет Зорю с собою...
|