Юля Лемеш 5 страницаСВЕТОРУСЬЕ — Светлая (Святая) Русь. СВЕТОСЛАВИЕ — славление Светлых Богов, Стезя Солнца. СВИТЕНЬ — спираль; один из Велесовых чиров (см. ЧИРЫ). СВИТЕНЬ ВЕЛЕСОВ — Спираль Духа, путь в Иное. Движение по ВЕЛЕСОВУ СВИТНЮ — движение не в пространстве, но внутрь себя. СВЯТКИ БОЛЬШИЕ ЗИМНИЕ (БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ) — двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных — Тёмное Полуколо), начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число СВЯТОЧНЫХ) и до Водокреса — с 24 стуженя/декабря-месяца по 5 сеченя/января-месяца. Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и прочего. Традиционно СВЯТКИ делятся на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедреца, или Щедрого вечера, отмечаемого 31 стуженя/декабря, и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Водокреса. СВЯТКИ ЗЕЛЁНЫЕ — см. РУСАЛИИ ВТОРЫЕ. СВЯТКИ МАЛЫЕ ЗИМНИЕ (МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ) — Велесова седмица с 4 по 10 лютеня/февраля-месяца — череда Святодней между Велесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим (11 лютеня/февраля): 4 лютеня — Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня — Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня — Велес Зимобор. Само название «ВОЛЧЬИ СВЯТКИ» происходит оттого, что в эти дни у волков решается судьба, кто и с кем заведёт волчат, — играются так называемые волчьи свадьбы. СВЯТО — священное изображение Кого-либо из Родных Богов либо Предков, вышитое на ткани, вырезанное или написанное на дереве и т.п., в отличие от Капи — плоское по форме; Святодень (см. СВЯТОДЕНЬ). СВЯТОВИТ — см. СВЕТОВИД. СВЯТОДЕНЬ (ПРАЗДНИЧНОЕ СВЯТО) — день, в который отмечается тот или иной Родноверческий Праздник. 20 важнейших Родноверческих СВЯТОДНЕЙ Кологода суть: 1) Коляда (Зимний Солнцеворот)* — 25 стуженя/декабря-месяца; 2) Водокрес — 6 сеченя/января; 3) Громница — 2 лютеня/февраля; 4) Велесов день — 11 лютеня/февраля; 5) Сороки (Заклички Весны) — 9 березозола/марта); 6) Масленица (Весеннее Равноденствие)* — 25 березозола/марта; 7) Ярило Вешний — 23 цветеня/апреля; 8) Вешние Деды — с 1 по 7 травеня/мая; 9) Вешнее Макошье — 9 травеня/мая; 10) Ярило Мокрый — 3 кресеня/июня; 11) Купала (Летний Солнцеворот)* — 24 кресеня/июня; 12) Летнее Сварожье — 29 кресеня/июня; 13) Перунов день — 20 липеня/июля; 14) Спожинки — 15 серпеня/августа; 15) День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября; 16) Таусень (Осеннее Равноденствие)* — 24 вересеня/сентября; 17) Осенние Деды — с 21 по 27 листопада/октября; 18) Осеннее Макошье — 28 листопада/октября; 19) Осеннее Сварожье — с 1 по 7 груденя/ноября; 20) Марин день — 21 груденя/ноября. (Звёздочкой помечены четыре важнейших Солнечных СВЯТОДНЯ Кологода.) СВЯТОСТЬ — возвышенность Духа, близость к Богам. Корень «свят» происходит от «свет» и означает не телесное, но Духовное Свечение — Сияние, не зримое плотскими очами, но видимое Духовным Оком (Велесовым Оком Мудрости). СЕДМИЦА — неделя, состоящая из семи дней, кои суть: неделя (воскресенье) — день Солнца, Даждьбога; понедельник — день Луны, Мары (Морены); вторник — день Ярилы (либо Перуна); среда (середа) — день Велеса; четверг (четверток) — день Перуна (либо Сварога); пятница — день Макоши; шесток — день Кощного Бога (Кощея-Корочуна, завершающего, «окорачивающего» седмицу), день поминовения Предков. СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ) — ср. др.-рус.: Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ, — по мнению некоторых исследователей, Его Имя происходит от «Семиглав» (ср., например, семиглавого Руевита). По другой версии, СЕМАРГЛ — это иранское заимствование, восходящее своими корнями к образу мифического существа Сэнмурва, изображавшегося с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе (символ власти над землёй, воздухом и водой), а также чудесной птицы Симург — «Царя Птиц» (ср. рус. Жар-птица). И.Е. Забелин (1820–1909) полагал, что Сим и Регл восходят к ассирийской основе и означают поклонение Огню. А.С. Фаминцын (1841–1896) предложил читать Ерьгла (вторую часть упоминаемого в древних источниках Имени СЕМАРГЛА) как Ерыла (т.е. Ярило), не объяснив значения первой части Имени. Н.М. Гальковский (автор знаменитой книги «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси», изданной в 2-х тт. в Харькове в 1916 г.) понимал СЕМАРГЛА как Семи-Ярило, полагая, что так был назван идол Ярилы с семью головами. Академик Б.А. Рыбаков (1908–2001) высказывал предположение, что СЕМАРГЛ — то же, что и Переплут (Бог почвы, корней растений, растительной силы), производя Имя СЕМАРГЛА от семя и считая Его Богом-Покровителем всходов. Во многих современных Родноверческих Общинах под Именем СЕМАРГЛА почитают Огнебога Сварожича Семипламенного (от смага — «огонь»). Также в современном Родноверии существует представление о СЕМАРГЛЕ как о Крылатом Огненном Псе — Посланце Богов (ср. Сарама — собака Индры в «Ригведе»). СЕРДЦЕ — орган в человеческом теле; узел яри в тонком теле человека, расположенный посередине груди, на уровне плотского сердца; местопребывание Высшей Самости (см. ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ). СЕРДЦЕ (СЕРДЕЧНЫЙ УЗЕЛ ЯРИ) — связан в плотском теле человека с тимусом, сердечным сплетением, всей сердечно-сосудистой системой в целом, грудной клеткой, перикардом и лёгкими, позвоночником и руками, а из волховских способностей — с телепортацией (мгновенным перемещением в пространстве, в том числе, через преграды). Его орган восприятия — кожа, а действия — половые органы. Кроме того, СЕРДЦЕ поддерживает кругооборот животоков по основным двенадцати тонким каналам в теле, регулируя их суточную ритмику. Хорошо работающее СЕРДЦЕ способствует проявлениям любви, сострадания, доброжелательности, нарушения в его работе могут привести к бесчувственности, эмоциональной закрытости, унынию, а в плотском теле — к сердечно-сосудистым заболеваниям, артриту, заболеваниям лёгких, гипертонии. Также СЕРДЦЕ (УЗЕЛ ЯРИ, переплетение животоков; не путать с Духовным Сердцем, Обителью Высшей Самости!) является обителью нашей ложной самости, отделяющей человека от всего сущего. СЕРДЦЕ ДУХОВНОЕ (с заглавной буквы) — местопребывание Высшей Самости, Бессмертной Соби, Духа Рода в человеке, Духовная Обитель нашего Высшего Я, Духовный Центр всего человеческого существа (не путать с плотским сердцем и одноимённым узлом яри в тонком теле человека). СЕРПЕНЬ — август-месяц, Кологодный Удел Даждьбога. СЕРП МАРЫ — серебряный (или железный) серп, которым Чёрная Мать Морена (Мара) срезает колосья Живы (Жизни). Также СЕРП МАРЫ — Месяц ясный на небе. СЕЧЕНЬ (ПРОСИНЕЦ) — январь-месяц, Кологодный Удел Коляды. СИВЫЙ — Велес Зимний Владыка, один из Тёмных Ликов Вещего Бога. Изображается в виде Старика (см. ДЕД МОРОЗ). СИМАРГЛ — см. СЕМАРГЛ. СИРИН — одна из вещих Ирийских птиц, птица Печали, сидящая на западных ветвях Мирового Древа и ронящая слёзы в закат — оплакивающая все неправды и страдания этого мира. СИЯН-ГОРА — см. МЕР-ГОРА. СКОМОРОХИ — шуты; вещие люди, умеющие шутейными словесами объяснять глубокие вещи, через несерьёзное говорить о серьёзном. СКОМОРОШИНА — шутейное постановочное действо; игра-мистерия, в которой за шутейной внешностью сокрыт глубокий смысл. СЛАВА (СЛАВЛЕНИЕ) — обрядовая хвала Богам. Также «СЛАВА!» — обрядовый возглас. СЛАВЯ Родных Богов, мы единимся с Ними в Духе, обретая так Их Силу и Мудрость. СЛАВЬ — одна из обителей Ирийских, Закрадные (Посмертные) Чертоги павших с честью воинов. СЛОВА ВЕЩИЕ — «услышанное» в Безмолвии Сердца; слова вещих пророчеств и Откровений; обрядовые обращения к Родным Богам и Предкам, а также заклинания Природных Стихий, используемые Родноверами как во время проведения общих Богослужений, так и в личных Духовных радениях: кощуны, славления, заговоры, заклинания, Духовные стихи, возрады, колославы и т.д. СЛОГИ СВЯЩЕННЫЕ — мистические сочетания звуков, благодаря своим вибрациям связывающие человека, произносящего их особым образом, с соответствующими Силами Природы и Родными Богами. Могут использоваться в качестве обрядовых возгласов (в том числе жертвенных восклицаний), «прогуживаться» во время Духовных радений и т.д. Примеры СВЯЩЕНЫХ СЛОГОВ: 1) О — Яйцо Р о дово; 2) ГОЙ — Сила Рода; 3) СВА — Сила Сварога Отца Небесного, Светлых Богов-Сварожичей и Сварги Златой; 4) РА — Сила Даждьбога, Солнца красного; 5) МА, МА-ЙА — Сила Великой Богини-Матери; 6) ВЕ-ЛЕ, У-ЛИ — Сила Велеса Вещего Бога; 7) ЙА-РЕ, ЙА-РУ — Сила Ярилы, Огнеярь; и т.д. (Звук «Я» состоит из сочетания двух звуков и пишется здесь как «ЙА».) СМАГА — пламя, огонь, жар. СМОРОДИНА — см. РЕКА СМОРОДИНА. СНОПОБРАД — одно из Имён Велеса (см. СПОЖИНКИ). СОБЬ — Высшая Самость, Истинное Я (АЗ ЕСМЬ), Дух Рода в нас. СОЛНЦЕ КРАСНОЕ — Око Рода (Сварога), Щит Даждьбога, Даждьбожий Лик в небе, Сын Сварога, Воплощение Небесного Огня, Старший брат Огня Земного, Жар Ярилы и т.д. СОЛНЦЕ — зримый Лик Бога в Яви, Образ Его Силы и Светлости. СОЛНЦЕ своими лучами зарождает жизнь на Земле, своим теплом поддерживает её, а когда приходит срок — испепеляет, иссушает своим жаром. По весне СОЛНЦЕ творит Зарод Матери Сырой Земле. СОЛНЦУ покровительствуют четыре Бога: 1) Ярило-Весень — по весне; 2) Даждьбог Трисветлый — летом; 3) Световид Четырёхликий — осенью; 4) Хорс-Зимодар — по зиме. Главным СОЛНЕЧНЫМ Богом почитается Даждьбог. Зимой Даждьбог спит в ледяном чертоге Богини Зимы и Смерти Морены, околдованный Её чарами, а Златой Щит Даждьбога несёт по небу Его златогривый конь. В человеческом существе Солнце — Вещее Сердце, Дух Рода, лучащийся Самосиянным Светом, Солнце Правды, разгоняющее Своим Светом тьму невежества и испепеляющее всё нечестие, ложь и кривду. СОЛНЦЕ МЁРТВЫХ — Рудяное Солнце Нави, Солнце Нижнего мира; в мире Яви — Светоч ночи Луна. СОРОКИ (ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ) — отмечаются 9 березозола/марта-месяца. Согласно народным верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны. В этот день хозяйки пекут из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершаются Заклички (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ). СОСЛОВИЕ — см. УКЛАД СОСЛОВНЫЙ. СПАС МЕДОВЫЙ — первый из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 1 серпеня/августа-месяца. К этому времени пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов. СПАС ХЛЕБНЫЙ (ОРЕХОВЫЙ, ВОДЯНОЙ) — последний из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 16 серпеня/августа-месяца и особливо посвящённый Великой Матери Макоши. О сию пору обходят колодцы, принося требы Государыне Воде, женщины кланяются Великой Матери холстами и пряжей (отсюда другие народные названия праздника — СПАС НА ВОДЕ и СПАС НА ХОЛСТЕ). СПАС ЯБЛОЧНЫЙ — второй из трёх Спасов, праздников Урожая, отмечаемый 6 серпеня/августа-месяца. В этот день на Капищах происходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего их разрешается употреблять в пищу. СПОЖИНКИ (ДОЖИНКИ, ГОСПОЖИНКИ) — праздник окончания жатвы, отмечаемый 15 серпеня/августа-месяца (или около того). В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Матери Макоши — Госпоже Урожая (отсюда другое народное название праздника — ГОСПОЖИНКИ) — и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу-Снопобраду. СРЕТЕНЬЕ (ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ) — см. ГРОМНИЦА. СРЕЧА и НЕСРЕЧА (от древнерус. среча — «встреча») — см. ДОЛЯ и НЕДОЛЯ. СТАР И НА — см. БЫЛИНА. СТЕЗЯ — путь, дорога, тропа; Духовный путь. СТЕЗЯ ВЕЩЕГО (СТЕЗЯ ВЕЛЕСОВА) — см. ПУТЬ ВЕЛЕСОВ. СТЕЗЯ НАВИ — Дорога Мёртвых; Шуйный путь. СТЕЗЯ ПРАВИ — путь Духовного восхождения. СТЕЗЯ ЯВИ — земная жизнь человека. СТОЖАРЫ — см. ВОЛОСЫНИ. СТРАВА — пища, в том числе обрядовая. СТРИБОГ — Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь. Ветры, согласно «Слову о полку Игореве», суть СТРИБОЖЬИ внуки: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Удел СТРИБОГА — меж Землёй и Небом, меж обителью людей и Обителью Небесных Богов. Само Имя СТРИБОГА связывают со старославянск. стърга — «распространять», «простирать», а также со стерти — «стереть», «сразить», «уничтожить». Также СТРИБОГ — воплощение Дыхания Всебога Рода, Космический Вихрь, рождающий и уничтожающий Вселенные. На тайном языке волхвов «ветры» — «животоки сил в тонком теле человека». Обычно СТРИБОГА изображают в облике бородатого Старца с развевающейся на ветру бородой, плывущего на струге по волнам Мирового Окиян-моря либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), держащего в руках копьё и трубящего в рог. Также СТРИБОГ может изображаться в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. СТРИБОЖЬЕ ВЕШНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРЕННИКА) — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем. СТРИБОЖЬЕ ЗИМНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕСНОВЕЯ) — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей». СТРИБОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРОГОНА) — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. СТРИБОЖЬЕ ОСЕННЕЕ (ДЕНЬ СТРИБОГА-ЛИСТОБОЯ) — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. Сей же день в народе издревле отмечали как праздник мельников и водяных мельниц, а также как день проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны. СТУЖЕНЬ (СТУДЕНЬ) — декабрь-месяц, Кологодный Удел Кощея-Корочуна, завершающего, «окорачивающего» год перед Колядой (праздником Рождения Нового Года и Нового Солнца). СУРЬЯ (СУРИЦА, СУРЯНИЦА) — священный напиток, возливаемый во славу Светлых Богов. СУХЕНЬ — см. БЕРЕЗЕНЬ. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ, РОДОГОЩ) — один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Празднуется 24 вересеня/сентября-месяца, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия. Время подведения итогов года и самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина прячется за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Видите ли меня, детушки?» Если ответ будет: «Не видим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Видим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не видели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» Светлые Боги до будущей весны (оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех Родовичей, живущих по Прави). В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В старину в этот день крестьяне начинали молотить хлеб («замолотки») и зажигали огонь в овинах, отмечая так называемые Именины Овина и славя Огнебога Сварожича — Огонь Земной, рождённый от искры Огня Небесного (Сварога). ТОПОРОМАХ — обрядовое очищение места, творимое посредством обхода и «обмахивания» его топором. ТРАВЕНЬ — май-месяц, Кологодный Удел Макоши и Живы. ТРЕБА — обрядовое прошение; приносимая жертва. ТРЕБИЩЕ — место принесения треб; часть Капища, на котором приносят жертвы (требы) Богам и духам Предков (см. КАПИЩЕ). ТРЕМИРЬЕ — Явь-Навь-Правь, все три мира в совокупности. В человеческом существе Явь соотносится с плотским телом, Навь — с душой, а Правь — с Бессмертным Духом (Собью). «ТРЕТИЙ ГЛАЗ» (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО) — см. ЧЕЛО. ТРИБОГОВ ДЕНЬ (ТРОИЦА) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА. ТРИГЛАВ ВСЕМИРИЯ — Правь-Явь-Навь. ТРИГЛАВ Р О ДОВ — Род-Белобог-Чернобог. ТРИГЛАВ СВАРОЖИЙ — Сварог-Перун-Велес (Дид-Дуб-Сноп, Воля-Сила-Мудрость). В лике Сварога Всебог Род творит миры, в лике Перуна — охраняет Явь от Нави, а в Лике Велеса — разрушает отжившее, высвобождает Дух из оков плоти и ведёт всё сущее к обновлению. ТРИЗНА — погребальный обряд, совершаемый обычно на третий день после смерти, а также поминальный пир и воинские ратания в честь почившего (ср. также древнерус. тризь — «трёхгодовалое животное», приносимое в жертву). Некоторые исследователи возводят слово «ТРИЗНА» к санскритскому тришна — «жажда», рассматривая сам обряд ТРИЗНЫ как способ «утолить жажду» духов Предков. ТРИ ЛИКА (СТАТИ) РОДА — оные суть: 1) Род Всевышний — Род как Сам (см. РОД ВСЕВЫШНИЙ); 2) Род Небесный — Соборная Душа народа, Сила Предков (см. РОД НЕБЕСНЫЙ); 3) Род Земной — все сородичи, в Яви живущие (см. РОД ЗЕМНОЙ). ТРИ МАТЕРИ РОДНОВЕРА — земная мать, которая породила тебя на свет, Мать-Родина и Мать Сыра Земля. ТРИ ПЛАМЕНИ — оные суть: 1) Белое Пламя Творения — Пламя Сварожьей Кузни, Небесный Огонь, рождающий миры; 2) Красное Пламя Жизни — Перунов Огонь, Живино Пламя; 3) Чёрное Пламя Растворения — Пекельное Пламя Вещего Владыки, очищающее души от невежества и ведущее к обновлению миры. ТРИ СВЯТЫНИ РОДОСЛАВИЯ (РОДОБОЖИЯ) — Природа-Родина-Народ. ТРОИЦА (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) — см. ДЕНЬ ТРОЯНА. ТЬМА — отсутствие света; 10.000 (иногда используется в значении: «очень много», «бессчётное количество»). ТЬМА ПРЕДВЕЧНАЯ — Вселенский Лик Тёмной Матери Морены, из Лона Которой народилось всё сущее. УБРУС (УБРУСЕЦ) — платок, полотенце, рушник. УД — гой, мужской член. УДЕС Ы — члены тела. УЗЛЫ ЯРИ (КРУГИ ЯРИ) — сплетения животоков в тонком теле человека. Главнейшие из УЗЛОВ ЯРИ — следующие семь: зарод, живот, ярло, сердце, горло, чело и родник-колород. УКЛАД СОСЛОВНЫЙ — естественное разделение общества на четыре основных душевных склада людей и четыре соответствующие им Сословия: 1) Жреческое, связанное со Стихией Воздуха, — Сословие священнослужителей, а также людей умственного труда, для которых Духовные цели в жизни являются первостепенными; 2) Воинское, связанное со Стихией Огня, — Сословие князей и бояр, то есть управителей и воинов, для которых смысл жизни заключается в достижении власти, обретении почестей и славы; 3) Купеческое, связанное со Стихией Воды, — Сословие деловых людей, предпринимателей и торговцев, во всём стремящихся найти свою выгоду; 4) Труженическое, связанное со Стихией Земли, — Сословие рабочих, жизненные цели которых обычно не выходят за рамки их плотских нужд. За пределами Сословных границ остаются изгои (выродки) и отрешившиеся от всего земного мудрецы-волхвы. УРЯД — составленное соглашение; план, распорядок какого-либо действа (в том числе обрядового). УРЯДНИК — человек, следящий за исполнением того или иного Уряда; распорядитель на общем празднике, обряде и т.д. УТРО ГОДА — весна (см. ВРЕМЕНА ГОДА). ХАРЯ — см. ЛИЧИНА. ХОЖДЕНИЕ ПО-ЗА МР О Е — путешествие в Навь, Навное хождение. ХОЗЯЕВА МЕСТА — духи-покровители места. ХОРО — см. КОЛО. ХОРС (от древнерус. хоро — «коло», «круг») — Сам Солнечный Лик. Также ХОРС-Зимодар — Бог Зимнего Солнца. В «Слове о полку Игореве» (XII в.) читаем: «Всеславъ князь людемъ судяше, // княземъ грады рядяше, // а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: // изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, // великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». В «Слове некоего христолюбца» (XII в.): «и вѣроують в Пероуна и Хърса...»; в «Слове св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идоломъ и требы им клали» (XII в.): «тѣмъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу...»; в «Слове и откровении святых апостол» (XVI в.): «мняще богы многы, Перуна и Хорса...»; в «Беседе трёх святителей» (ок. XV в.): «два ангела громная есть: елленскiй старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ»; и др. Имени Хорса родственны такие слова, как: хоровод, хорошо, хоромы, хоругвь и т.п. ХОРОВОД — обрядово-игровой пляс, при котором его участники встают во единое коло и начинают движение посолонь (по Солнцу — коло Яви) либо противосолонь (против Солнца — коло Нави); при совершении некоторых воинских обрядов и Духовных радений ХОРОВОД используется как мощнейшая трансовая техника (ХОРОВОДЫ бывают: простые и плетёные, медленные и быстрые, ровные и с ускорением и т.д.). ХОРУГВЬ — общинный или дружинный стяг; укреплённый на шесте знак, эмблема. Также известны обрядовые ХОРУГВИ с изображёнными на них знаками и образами Богов. Чаще всего на ХОРУГВЯХ изображаются знаки Солнца (коловраты) или Сам Солнечный Лик (Хорс). ХРАМ — Хоромы Боговы, крытое Святилище (в отличие от Капища — Святилища под открытым небом). ЦВЕТЕНЬ — апрель-месяц, Кологодный Удел Огнебога Сварожича. ЦЕЛИТЕЛЬ — знающий человек, который помогает болящему устранить не только следствия, но и причины его недугов посредством восстановления целостности его тела, души и Духа. ЦЕЛИТЕЛЬСТВО (Л А ЖЕНИЕ, ПРАВКА) — восстановление целостности тела, души и Духа человека. В отличие от л е карства, ЦЕЛИТЕЛЬСТВО устраняет не только следствия, но и причины недугов, болезней, хворей. ЧАРОДЕЙСТВО (ЧАРОВАНИЕ) — искусство насылания чар (см. ЧАРЫ); в широком смысле — то же, что и ВОЛШБА. Первоначально ЧАРОДЕЙСТВОМ называлась та волшба, которая была связана с использованием чар — обрядовых сосудов. ЧАРОСТАВЫ — мистические знаки, используемые в чародействе; плетёные (составные) чиры (см. ЧИРЫ). ЧАРЫ — волховские (тонкоматериальные, энергоинформационные) влияния; обрядовые и иные сосуды. ЧЕЛО (ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО, «ТРЕТИЙ ГЛАЗ») — узел яри в тонком теле человека, расположенный на уровне межбровья (нижней части плотского чела). ЧЕЛО связано в плотском теле человека с гипофизом, шейным нервным сплетением, головой и головным мозгом, а из волховских способностей — с ясновидением, возможностью воздействовать на других на расстоянии, шаманским даром и т.д. Нормальная работа ЧЕЛА способствует развитию ума и озарениям Разума (обретению Высшей Мудрости), а также развитию воображения, способности визуализации ярких зрительных образов и раскрытию других психических способностей. ЧЕРВЕНЬ — см. КРЕСЕНЬ. ЧЕРНОБОГ — Бог Тьмы, ночи, Владыка Нави, воплощение Разрушающей Силы Всебога Рода. Следующие Шуйным путём почитают ЧЕРНОБОГА как Силу, разрушающую всё отжившее не только в окружающем мире, но и в самом человеке (например, разрушающую наше невежество, страх, сомнения и т.п.). ЧЕРТИ — буквально: «те, кто за чертой», в том числе — за Кромкой, отделяющей Явь от Нави. Многочисленные беспутные духи-кромешники, обитающие на Кромке и за нею — в чертогах Тёмной Нави. Также ЧЕРТИ — изгои, отверженные Родом. ЧЕРТЫ И РЕЗЫ — древняя Славянская письменность, знаки которой чертили (например, шилом на доске) или резали (например, ножом по дереву), состоящая из продольных (ЧЕРТЫ) и вертикальных (РЕЗЫ) линий. В конце IX в. (не позднее самого начала X в.) в Болгарии монах Храбр писал: «Прежде убо словене не имяху книг, но чрътами и резями чьтяху и гадаху погани суще...». ЧЕТЫРЕ ВЕКА — оные суть: 1) Золотой век Сварога — описывается как век Правды, Божественного Знания, лада во всём, справедливости и мира; 2) Серебряный век Даждьбога — век, когда Знание и добродетель постепенно начали терять свою значимость; 3) Бронзовый век Перуна — век, когда нравственность пришла в упадок, и начались войны и борьба за власть; 4) Железный век Кощея (Кощный, Чёрный век) — нынешнее время, на протяжении которого преобладают Духовное невежество, безбожие, насилие и страдания. ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА — Утренняя Звезда, планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА). ЧИРЫ — мистические знаки, волховские буквицы-руны. В широком смысле, ЧИРЫ — всё то, что начертано (написано). ЧУР — то же, что и КАПЬ. Также ЧУР — дух Предка (Чур-Щур-Пращур), Родовой дух-хранитель. ШЕСТОК — Славянское название субботы, шестого день после недели (воскресенья — дня, начинающего седмицу). ШИРИНКА — короткий отрез ткани, полотенце, платок. ШУЙЦА — левая рука. ЩИТ ВЕЛЕСА — планета Меркурий (см. ВЕЩУН). ЩИТ ДАЖДЬБОГА — восьмилучевой колокрес (восьмиконечный крест в круге); Солнце красное. ЩИТ КОЩЕЯ — планета Сатурн (см. ЖНЕЦ). ЩИТ ЛАДЫ — планета Венера (см. ВЕЧЕРНИЦА). ЩИТ МАРЫ (МОРЕНЫ) — Луна. ЩИТ ОГНЕБОГА СВАРОЖИЧА — четырёхлучевой колокрес (крест в круге). ЩИТ ПЕРУНА — шестилучевой колокрес (шестиконечный крест в круге); планета Марс (см. ГРОМОВИТ). ЩИТ СВАРОГА — двенадцатилучевой колокрес (двенадцатиконечный крест в круге); планета Юпитер (см. АЛАТЫРЬ). ЩИТ ЯГИ (БАБЫ-ЯГИ, БУРИ-ЯГИ) — в современном Родноверческом Звездознатстве (астрологии) — планета Прозерпина. Современный Астрологический энциклопедический словарь называет Прозерпину «гипотетической трансплутоновой планетой», то есть ещё не открытой современными учёными-астрономами, но вычисленной астрологами планетой, орбита которой лежит за пределами орбиты Плутона и имеет, согласно законам небесной механики, больший, чем у Плутона, период обращения. (Не путать с одноимённым астероидом, открытым астрономами в 1853 г. и являющимся, согласно астрологическим исследованиям, своего Рода посредником между Явью и Навью — миром Видимым и миром Невидимым.) В Славянской традиции Прозерпине соответствует образ Бабы-Яги Костяной Ноги (или Бури-Яги), Мудрой Ведуньи-Волшебницы, Которая одним может предстать в виде страшной Старухи, а другим — в образе прекрасной Девушки (старость — символ мудрости, девственность — символ Духовной чистоты). В Её избушке всегда eсть алхимическое оборудование, какие-то порошки, снадобья, травы, различные горшки, котлы, в которых это всё кипит. Кому-то Баба-Яга помогает, даёт молодость, неуязвимость, а кого-то может и съесть (см. ЯГА). ЯВЬ — всё Явленное, весь Зримый мир, мир Живых, Срединный мир. ЯГА (БАБА-ЯГА КОСТЯНАЯ НОГА) — один из Ликов Великой Матери Макоши в образе Тёмной Матери Морены. Относительно значения самого имени «ЯГА» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи полагают, что оно произошло от русского ягать — «кричать, вопить», в том числе «кричать при р о дах». Другие склонны возводить его к санскритскому яджня,или ягья, означающему «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения — топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган яга означает «огонь», причём женского рода.) Связь БАБЫ ЯГИ (ЕЖИ-БАБЫ, ЯГОЙ БАБЫ, ЯГИ ЯГИШНЫ, ЛЕСНОЙ ЁШКИ, БУРИ-ЯГИ и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается также тем, что жилище Её — избушка на курьих («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках — расположено на границе Яви и Нави (на опушке леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей, Мудрой Ведуньи-Волшебницы и Хранительницы Путей в Иной мир — Божественной Супруги Вещего Бога, Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь БАБЫ-ЯГИ с Навью — миром Мёртвых. Вместе с тем, такие атрибуты Её, как ступа (символ Женского начала и обрядного умерщвления — «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» — стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеСлавянский обряд «перепекания» ребёнка, родившегося больным или недоношенным), позволяют увидеть в ЯГЕ — за внешним обликом злой колдуньи-людоедки — древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви. Некоторые современные последователи индийского Ведизма в России видят в ЯГЕ олицетворение Йоги (от санскритского корня юдж, означающего «соединение»).
|