Студопедия — III.2. АНТИЧНЫЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ ГРУНТ— ТЕКТОРИУМ (20. С. 41—46)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III.2. АНТИЧНЫЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ ГРУНТ— ТЕКТОРИУМ (20. С. 41—46)






 

Два-три слоя нижнего (грубого) грунта: Известковое тесто....................................................................................................................................... 1,0

Наполнитель (дробленые кирпич, известняк, мрамор, галька, крупный кварцевый песок — в той или иной их комбинации и пропорциях)....................................................................................................................................... 1,75—2,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,2—0,3

 

Каждый слой толщиной в пределах 1 —1,5 см.

 

Три-четыре слоя тонкого грунта:

Известковое тесто.................................................................................................................................. 1.0

Наполнитель (тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник)................................................................................................ 0,65—1,0

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 0,1—0,2

 

Каждый слой в пределах 0,5 см.

Итого: 7 слоев. Общая толщина грунта в пределах 6—7 см.

Растворы делать крутые, с малым количеством воды. Наносить их на стену лопаткой (шпателем), ею же притирать, уплотнять и выравнивать. Верхний слой тщательно выровнять и выгладить до блеска его поверхности[89].

Каждому предыдущему слою перед нанесением последующего дать несколько подсохнуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Такой «слоеный пирог» дает возможность долго по нему работать[90], не растрескивается по высыхании. По свидетельству Витрувия (24), куски античной штукатурки можно было использовать как столешницы — столь велика была их прочность[91].

Опыт античности по обжигу известняков на известь, по ее гашению и приготовлению известкового теста нашел развитие в Византии и в Западной Европе в эпоху Возрождения. На известь пережигали известняки лучшего качества (мраморы) и гасили ее в творилах с избытком воды[92] в известковое тесто. Затем длительное время ежедневно снимали с поверхности воды пленочку углекислого кальция, меняли воду, тщательно перемешивали (перелопачивали) и нередко, как то делалось по греческому способу гашения, «убивали известь пестами», то есть месили ее и мяли специальными бревнами[93]. Альберта (XV в.) свидетельствует, что так известь промывали в течение 3 месяцев; Паломино (XVI в.)— в течение 4—6 месяцев, Поццо (XVII в.) — от 6 месяцев до 1 года, а Гуевара (XVI в.) и Пачеко (XVII в.)— от 2,5 до 3 лет.

При таких промываниях и других процессах известь избавляется от излишней «остроты» и «жара» и превращается в довольно липкую и тягучую массу, содержащую минимальное количество гидрата окиси кальция и состоящую в основном из углекислого кальция кристаллического строения.

Наполнители. И здесь продолжение античной традиции: наполнителями известковых растворов являются галечный и кварцевый песок различной фракции (в нижние слои сюда же добавляют и дробленый кирпич, черепицу, известняк — ракушечник и мрамор). Эти же наполнители, но мелко дробленные (точнее, толченые), вводят и в растворы верхних слоев грунта.

Начиная с XII века и по XIV век в Италии (провинции Византии) в нижние слои вводили незначительное количество рубленой соломы или тресты льна, в верхние (тоже незначительное количество) мелко рубленых волокон льна. Эти волокнистые добавки встречаются, хотя и редко, в грунтах еще XV века.

Во второй половине XIII века в Италии выдающийся мастер стенописи Джотто (1266—1327) первым отошел от византийской традиции, как в иконографии своих композиций, так и в подготовке поверхностей под росписи. Он и его ученики начали возрождать античные традиции. Правда, они не воссоздали античный многослойный текториум, а применяли трехслойные и главным образом двухслойные грунты, но накрывочный (верхний) слой их грунтов тщательно заглаживался и полировался, имел сильный блеск поверхности, как у античных росписей.

Грунт наносили на стену не сразу на всю ее поверхность (как это имело место с текториумом), а по мере продвижения работы. Верхний слой — только на 1 день работы.

Джотто и его ученики писали главным образом жидкими полупрозрачными красками (колерами) по белому, сильно заглаженному грунту с расчетом на просвет его сквозь красочный слой. Широко использовали цветовые подкладки и лессировки. Делали они и многочисленные ретуши яичной темперой по уже просохшему красочному слою фрески, которая является материалом, имеющим малую атмосферостойкость[94] (ил. 31, 32).

Методика работы фреской, разработанная Джотто и его учениками, использовалась почти до конца XV века.

В XV веке работали такие выдающиеся мастера фрески, как Мазаччо (1401 — 1428), Филиппо Липпи (1406— 1469), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), Андреа Мантенья (1431 —1506), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (1452—1523) и другие.

В работах этих мастеров преобладали многослойные и трехслойные монолитные грунты, верхний слой которых — известково-мраморное intonaco— тщательно выглаживался и полировался до блеска поверхности. Для этого в его состав вводили белое мыло. Писали по этим грунтам в достаточной степени жидкими красками (колерами) с расчетом на просвет белого intonaco.

К концу века начинают преобладать двухслойные грунты (в нижнем слое — известково-песчаные), но нередко еще и с добавками дробленого кирпича или известняка); в верхнем (intonaco) — чисто известковые, иногда, с малым количеством мелкого песка. Поверхность intonaco заглаживается уже менее тщательно и все реже полируется. Краски (колеры) все чаще кроющие, не рассчитанные на просвет сквозь них тона грунта. Нередки и многочисленные ретуши (штрихом и точками) по просохшему красочному слою фресок цельнояичной темперой. В последние десятилетия XV века intonaco уже только матовое, незаполированное.

У более ранних мастеров этого века (Мазаччо, Липпи, Гоццоли и др.) заполированность поверхности равномерная (имеющая сильный блеск) по всей фреске. У более поздних (Мантеньи, Боттичелли, Перуджино) лицо и обнаженные части тела заполированы сильнее, одежды, драпировки и прочее — меньше[95] (ил. 33—38).

Трехслойные грунты XV века в Италии. Трехслойные грунты — одни из наиболее прочных, что подтверждено испытанием их временем. Рецептура этих грунтов известна из описаний архитекторов и художников того времени (Леона Баттисты Альберти, Джорджо Вазари и Ченнино Ченнини).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия