Студопедия — VI МОЗАИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

VI МОЗАИКА






 

Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как по художественной выразительности и современному звучанию, так и по линии создания лучших составов грунтов (оснований набора) и разработок наиболее целесообразных технологических процессов ведения работ.

В настоящее время в нашей стране мозаикой выполняется подавляющее число произведений стенописи в архитектуре. И сегодня художественные возможности этой техники не исчерпаны, поиски ее художественного и технологического совершенствования продолжаются.

Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков». В русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языков, в которых он звучал как «mazaico» (ит.) и «mozaique» (фр.) [142]

Древнейший памятник мозаики, дошедший до нас,— остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до н. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами.

Мозаики из камней-голышей (морская галька) в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Мастера эпохи эллинизма и древнеримские (IV век до н. э.— IV век н. э.) выкладывали мозаикой в основном из природных цветных (часто полудрагоценных) камней уже целые орнаментальные композиции и сюжетные вставки на полах и стенах дворцов и терм. В те времена довольно широкое использование в мозаиках находила и смальта (глушеное цветное стекло) — основной материал набора мозаик в последующие века и в наше время. Однако следует заметить, что цветное глушеное стекло знали еще древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.), которые окрашивали его окислами металлов при варке и использовали для инкрустаций мебели и других предметов быта.

Небывалый расцвет переживает мозаика в Византии (IV—XV вв.), где смальтой выкладывают огромные площади, украшают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, создают целые ансамбли из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, как, например, в церквах Сан Витале в Равенне (547), Успения в Никее (1065— 1067), Кахрие Джами в Константинополе (1316—1321) и других (ил. 54).

На землю Древней Руси мозаика пришла в X веке и в течение двух столетий ею украшали основные помещения храмов, например в церквах Святой Софии (1043—1046) и Архангела Михаила (1108—1113) в Киеве. В XVIII веке в России мозаику возродил М. В. Ломоносов, разработавший самостоятельно рецептуру варки смальты и построивший фабрику для ее изготовления, создавший из этого материала известную картину «Полтавская битва» (ил. 55 —57).

Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX — начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, велись непрерывно в течение 66 лет. За это время был создан ансамбль картин и орнаментов, отличающийся высоким мастерством.

В последней трети XIX века крупные работы в мозаике были выполнены в ряде городов России: в Москве (храм Христа Спасителя), в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Дальнейшее развитие мозаика получила уже в советское время при создании станций московского метрополитена в работах таких мастеров, как П. Д. Корин (мозаика кольцевой станции «Комсомольская»), А. А. Дейнека (мозаики станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»), и других. Охотно и много работают в этой технике и современные художники-монументалисты (ил. 58—60).

Многовековую сохранность мозаикам обеспечили материалы, из которых они создавались. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью тонов, мерцанием поверхностей набора и заставляли обращаться к этой технике, не взирая на относительную трудоемкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ (набора), не взирая на высокие затраты. Естественный камень, керамика (клинья, плитки, кубики и т. д.) и смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона в течение веков, иногда тысячелетий. Слабым местом мозаик во все времена были их основания — грунты, в которые производился набор. Именно они более всего подвержены разрушениям от различного рода атмосферных воздействий — влаги, ветра, прямых солнечных лучей и т. д. В силу чего гибли и гибнут по сей день произведения искусства — памятники культуры, безвозвратно уходят в небытие свидетели и носители духа прошлых эпох и поколений, гибнут плоды многих лет их вдохновенного труда. И для предотвращения этого, во имя многовекового долголетия мозаик человеческая мысль неустанно и не менее напряженно, чем она работала над вопросами творческими, искала и находила (на уровне возможностей своего времени) соответствующие грунты мозаик, обеспечивающие это долголетие, искала и находила соответствующие приемы и методы ведения работ, исходя из свойств используемых материалов.

Древнешумерские мозаики в городе Ур набраны в глиняный (саманный) грунт, в известковые и известково-масляные грунты набирались мозаики в Древней Греции и Древнем Риме, цемяночно-масляными грунтами для создания мозаик пользовались мастера Византии. Для набора мозаик на стенах храмов и дворцов византийцы применяли известковые грунты. Подобными же грунтами-левкасами пользовались и древнерусские мозаичисты.

Цементно-песчаный грунт для набора мозаики. В конце XIX века был изобретен цемент и появились цементно-масляные грунты, в дальнейшем их вытеснили из практики грунты цементно-песчаные, которые используются при наборах мозаик и в настоящее время благодаря несложности их приготовления и весьма значительной прочности (ил. 63).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия