Студопедия — Комаров Александр Витальевич. Особые органы центрального управления Сибирью в XVII-нач. XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Иркутск, 2004 233 c. РГБ ОД, 61:05-7/92
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комаров Александр Витальевич. Особые органы центрального управления Сибирью в XVII-нач. XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Иркутск, 2004 233 c. РГБ ОД, 61:05-7/92


















(↑илл.67)


[1] Относительно рецептуры составов (красок, колеров, эмульсий, грунтов и т. д.), приведенной в пособии, нельзя сказать, что она лабораторно точна, но при ее соблюдении практически обеспечивается технически высокое качество работ. Она дана в объемах (в объемных частях) — в литрах и т. д.; так как на строительстве всю рецептуру, опубликованную в литературе в процентах, весовых частях, массах и т. п., приходится переводить в объемы, это практически самый удобный способ измерения. Он позволяет все сыпучие материалы (не говоря уже о жидкостях), плотность которых колеблется на уровне единицы, то есть примерно равна плотности воды, измерять любой посудой, объем которой в литрах известен. Например: 1 л сухого казеинового клея равен по объему 1 дм3 и по весу почти 1 кг; или половина пол-литровой банки кальцинированной соды равна по объему 250 см3, или 250 мл, или примерно 250 г.

Наиболее простой способ определения нужного объема того или иного сыпучего материала (клей в гранулах, купорос, квасцы и т. п.) — насыпать его в какую-либо емкость с мерными делениями. Твердое тело (мыло, клей, воск в кусках и плитках) погрузить в воду в подобной же посуде. Материал, погруженный в воду, поднимет ее уровень на объем, равный его объему. Больших расхождений, заметно влияющих на качество состава, при переводе измерений в объемы, быть не может, так как большинство компонентов, входящих в рецептуры, как правило, имеет примерно одинаковую плотность, кроме наполнителей. Их же количество в составах всегда сильно колеблется.

У каждой рецептуры, приведенной в пособии, если она взята из того или иного источника или он является для нее основой, имеется на него ссылка. Например: в I.2 указано: 35. С. 75, что означает: под номером 35 в списке литературы указаны автор и название источника; 75 — номер страницы.

[2] См. I.2 и I.3. При составлении эмульсий для этих красок в качестве щелочи вводить буру или кальцинированную соду.

[3] «Проклейка» — термин широко распространенный в практике стенописи, обозначает водный раствор того или иного животного клея. Используется для проклеивания различных поверхностей и материалов, а также в качестве связующего клеевых красок и клеевого компонента в искусственных эмульсиях. Этот же термин употребляется и для обозначения самого процесса проклеивания (проклейка холста).

[4] См. I.4.

[5] В практике нередко применяют эмульсию состава: 1 объем 20%-ной проклейки +0,75 объема масла. Компоненты хорошо эмульгируют друг с другом, эмульсия стабильна при хранении — не расслаивается. Последнему способствуют и небольшие добавки в эмульсию ализаринового масла: 2—3 капли масла на 150 мл эмульсии. (Даже расслоившаяся эмульсия при добавке ализаринового масла и последующем интенсивном взбалтывании вновь эмульгируется.)

Казеиново-масляную эмульсию можно приготовить и на основе творога. Нежирный свежий творог положить в дуршлаг (сито, марлю) и хорошо промыть под струей теплой воды. Выложить в какую-либо посуду, залить нашатырным спиртом (25%-ный водный раствор аммиака) и размешивать до получения клея. Клей эмульгировать с маслом — получить эмульсию. Если эмульсия окажется очень густой, разбавить ее водой.

При необходимости казеиново-масляную эмульсию можно получить даже на основе канцелярского казеинового клея: клей — 1 объем, масло — 0,75 объема, вода — 1 объем. Клей хорошо эмульгирует с маслом. Эмульсия сохраняется в закрытой посуде неопределенно долгое время.

[6] Следует помнить, что любой жидкий состав: эмульсию, проклейку, пигментную водную пасту, краску — следует процедить через сито с металлической сеткой, имеющей 600—900 отверстий на 1 см2, или через марлю, или капроновую ткань (чулок), сложенные в 2—3 слоя, и только после этого пускать их в работу.

[7] См. I.4.

[8] Нашатырный спирт—25%-ный раствор аммиака (газа) в воде.

[9] Бура (борнонатриевая соль) — кристаллы или порошок белого цвета. С водой дает щелочную реакцию. Перед введением в клей следует растворить в 3—4 объемах воды. Необходимость добавления в проклейку антисептика (для длительного ее хранения) отпадает, если в нее ввести буру.

[10] Щелочи — бура, сода и углекислый аммоний вводятся в казеиновую проклейку в виде 25—30%-ных водных растворов.

[11] Двууглекислый натр. Водный раствор этой соли в воде дает щелочную реакцию.

При введении в проклейку соды необходимость добавления в нее антисептика (для длительного хранения) также отпадает.

[12] Углекислый аммоний — белая непрозрачная кристаллическая масса с сильным запахом нашатырного спирта (аммиака). Легко растворяется в теплой воде.

[13] Формалин — 40%-ный раствор формальдегида в воде (40 г формальдегида + 60 мл воды).

С этой же целью в проклейку можно ввести 30%-ный водный раствор фенола или нафтола (120 мл).

[14] Желток яйца — очень прочная натуральная (естественная) эмульсия. Имея в своем составе масло, он тем не менее способен эмульгировать еще какое-либо масло в количестве, равном себе по объему.

[15] Карболовая кислота — сильное консервирующее средство. Чистая кислота — бесцветные игольчатые кристаллы с характерным запахом. В продажу обычно поступает 15—20%-ный раствор, который вводят главным образом в клеевые краски, реже в темперные для консервации их связующего.

[16] Тимоловая кислота — бесцветные прозрачные кристаллы, с трудом растворяющиеся в воде. Легко растворяются в спирте, эфире и хлороформе.

[17] Уксус — бесцветная прозрачная жидкость. Различают четыре вида уксуса: а) винный уксус, готовится из сухого вина, содержит 6—8% уксусной кислоты; б) спиртовой уксус, имеет в своем составе воду, уксусную кислоту, уксусный эфир и т. д.; в) уксус, состоящий из 100 частей воды и 5—7% уксусной эссенции (5—7%-ный столовый уксус); г) древесный уксус, получают при сухой перегонке дерева, содержит 4—5% уксусной кислоты (27. С. 100).

[18] Салициловая кислота — белые игольчатые кристаллы. Хорошо растворяются в спирте, эфире и хлороформе. В воде растворяются труднее (35. С. 100).

[19] В практике нередко предпочитают писать на менее жирной эмульсии: желток — 1 (1/2 скорлупы) +масло или масляный лак — 0,07 (6 капель) +пиво — 1 (1/2 скорлупы) + вода — 1 (1/2 скорлупы). Красками на такой эмульсии легче работать, они дают возможность получать более ровные покрытия, мягче идет кисть, свободнее достигаются списывания одного тона с другим. Однако красочный слой на такой эмульсии нередко требует по высыхании дополнительного закрепления. Эту операцию выполняют мягкой кистью. Исходя из целесообразности, один или несколько раз пропитывают чистой или разбавленной водой эмульсией всю поверхность работы или отдельные ее участки, добиваясь необходимого и равномерного закрепления всего красочного слоя.

[20] Сок фигового дерева (смоковницы) входил в рецептуру эмульсии мастеров Италии XV века и рекомендуется Ч. Ченнини в работе «Книга об искусстве, или Трактат о живописи» (81. § 72).

Этот сок имеет вид молока. Его можно получить из вершинок фигового дерева (смоковницы), если их растереть в ступке. Сок этот — натуральная (естественная) эмульсия, состоящая из растительного клея и смолистых веществ. Обладает клеящими свойствами и кислой реакцией, поэтому и хорошо соединяется как с цельным яйцом, так и с желтком, разжижая и консервируя его (35. С. 96).

[21] См. I.14.

[22] Ч. Ченнини в своем трактате о живописи (81. § 72) дает очень краткое описание приготовления цельнояичной эмульсии. Суть его заключается в следующем: яйцо (желток и белок) влить в какой-либо сосуд, туда же прибавить несколько вершинок веточек фигового дерева (смоковницы), и все это хорошо растереть. В полученную смесь добавить (около половины ее количества) разбавленного наполовину водой вина.

На этой эмульсии, которую следует добавлять в краски, по словам Ч. Ченнини, «с умом и практической сметкой» (не слишком большое количество), и готовятся (затираются) краски.

[23] Ч. Ченнини рекомендует перед тем, как доску проклеивать, прокипятить ее в котле с чистой водой. Такое дерево впоследствии не потрескается и не искривится (81. § 113).

[24] О сборке досок в единую плоскость см. 77 и 81.

[25] Ч. Ченнини рекомендует все выбоины и щели заделывать опилками, смешав их с клеем, которым проклеивали доску.

[26] Проклейки из клея, животного, казеинового и желатины, делаются самой различной концентрации. Наиболее распространенные: трех-, четырех-, пяти-, десяти- и пятнадцатипроцентные.

[27] 5 плиток мелко раздробленного столярного клея равны по объему приблизительно 1 дм3 (1 л); если 5 плиток клея принять за 1 объем и развести в 9 л воды (9 объемов) — получим 10 л (10 объемов), или одно ведро 10%-ной проклейки. Для 15%-ной следует взять 7,5 плиток клея.

[28] Когда антисептик вводится в проклейку, добавочное его введение в колер (краску) нецелесообразно.

Фенол и нафтол — 3%-ные водные растворы.

[29] В стенописи того времени, от которого до нас дошли эти грунты и техника письма яичными темперами, грунтами назывались и слои штукатурки для фресок, и наши русские левкасы в этой же технике работы по сырому основанию.

Левкасами в настоящее время мы называем только грунты под яичные темперы. Правда, в последнее время по левкасам пишут и казеиново-масляной, и поливинилацетатной темперами.

[30] Лучше кусковой, карьерный.

[31] См. I.15.

[32] Здесь и далее: весь гипс (активный и инертный) и мел, употребляемые в дело, должны быть сухими, хорошо измельченными (без комков), просеянными (без посторонних примесей).

[33] См. I.15.

[34] В современной практике гипсовые и меловые эмульсионные левкасы делают на эмульсии и более крепкой, более масляной: 1 объем 20%-ной проклейки + 0,5—0,8 объема масла. В горячую проклейку эмульгируют масло и на этой эмульсии затирают до нужной консистенции инертный гипс или мел.

[35] См. I.15.

[36] В наше время это можно сделать горячей, примерно 15%-ной проклейкой животного (столярного) клея хорошего качества; плитки этого клея толщиной до 0,5 см — полупрозрачные, с золотистым отливом на просвет.

[37] В наше время это можно сделать с помощью наждачной бумаги.

[38] Употребляемый Ч. Ченнини термин «извольтерра» не дает возможности понять: инертный гипс или активный. Однако, когда он пишет, как готовить тонкий гипс, он ясно говорит о гипсе активном: «...чтобы гипс погасился и из него ушло все тепло» (81. § 116).

[39] В наше время это можно сделать с помощью наждачной бумаги.

[40] Видимо, залив гипс водой, его следует сразу же, еще долго взбалтывая, перемешивать с водой, чтобы он несколько погасился, в противном случае он застынет в монолитную массу... Ежедневно, слив воду и налив свежей, его следует, видимо, вновь с нею перемешать взбалтывая.

[41] По словам Д. И. Киплика, этот способ грунтовки был, по-видимому, распространен во всех европейских странах того времени (35. С. 55).

[42] Д. И. Киплик считал олифу «поистине варварским лаком» (35. С. 65), так как она со временем сильно чернела, подчас до такой степени, что на иконах совершенно пропадало изображение. Однако многие мастера и по сей день покрывают олифой работы, выполненные желтково-масляной темперой, считая этот лак наиболее органичным в этой системе построения красочного слоя.

[43] См. I.15

[44] См. I.15

[45] См. I.15.

[46] См. I.15.

[47] См. I.4.

[48] При составлении эмульсий (здесь и далее) вводить какую-либо жидкость (раствор, состав и др.) в любую другую только тоненькой струйкой (или по каплям) при непрерывном промешивании той жидкости, в которую вливают. При варке (приготовлении) или подогревании любого состава его следует периодически промешивать, не давая пригорать, и, как правило, не доводя до кипения.

[49] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[50] Состав этой эмульсии разработан известным мастером-альфрейщиком М. Ф. Сахаровским и успешно применялся им в послевоенное время при восстановлении росписей во многих зданиях — памятниках архитектуры Ленинграда.

[51] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[52] О наклейке холстов на архитектурные поверхности см. 73. Если об этом сказать коротко, то это надо делать так: клейстером (приготовление его см. в II.З) намазать холст и стену. Наклеить холст на стену и разровнять шпателем. Просушить.

[53] Приготовление проклейки из желатины идентично способу, описанному в I.15.

[54] Состав и приготовление казеиново-масляной эмульсии см. I.2, в данном случае ввести в эмульсию масла следует 3 объема или 5 объемов. О составе и приготовлении казеиновой проклейки см. в I.4.

[55] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[56] Здесь и далее: все материалы, входящие в различные составы (проклейки, эмульсии и др.) перед использованием должны быть измельчены: медный купорос растолчен, животный клей в плитках раздроблен, мыло и воск мелко наструганы и т. д.

[57] Для новой штукатурки — 0,4 кг.

[58] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[59] Рецептура грунта травянки и вышеописанного купоросного грунта разработана и успешно применялась известным мастером-альфрейщиком М. Ф. Сахаровским, давая прекрасные результаты, в работах при восстановлении в послевоенное время росписей русского классицизма во многих зданиях — памятниках архитектуры Ленинграда.

[60] О рецептуре и методике приготовления проклейки на основе казеинового клея см. в I.4.

[61] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[62] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[63] См. грунты I.30 и I.31.

[64] См. I.15.

[65] Здесь и далее: все шпатлевки, пасты и подмазки, содержащие в своем составе гипс, могут применяться только в сухих интерьерах (помещениях) зданий.

[66] См. I.32.

[67] См. I.4.

[68] См. I.33.

[69] См. I.15.

[70] См. II.З.

[71] См. I.15.

[72] См. I.15.

[73] См. I.15.

[74] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[75] См. I.15.

[76] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[77] См. I.15.

[78] В готовых клеевых колерах содержится 2% клея (считая на 100%-ный, сухой) или 0,2 объема 10%-ной проклейки от общего объема колера.

[79] Если колер рассчитан на долгий срок работы (на 1—4 недели), особенно в теплом помещении, в него следует ввести формалин, что предотвратит в нем загнивание клея. Но это надо делать только тогда, когда формалин не введен в саму проклейку заранее.

[80] См. II.3.

[81] Лучший растительный клей — отвар ржаных или пшеничных зерен, не доведенных до полного их разваривания. Таким клеем пользовались древнерусские мастера стенописи.

[82] Для этой же цели можно использовать и хорошего качества мучной обойный клей.

[83] Дополнительно см. сноску 2 в I.25.

[84] См. I.15.

[85] См. II.3.

[86] См. I.4.

[87] Ярким примером может служить то, что феррарский фрескист Эрколе (XV в.) 7 лет расписывал в Болонье фреской капеллу и затем еще 5 лет ретушировал росписи темперой (38. С. 65).

«Совершенно неверно утверждение отдельных исследователей о том, что Микеланджело, Рафаэль и многие другие итальянские мастера XVI столетия писали свои произведения только техникой одной чистой фрески. Они, так же как и в более ранние века, применяли ретушь по сухой штукатурке и живопись отдельными минеральными красками в виде темперы» (21. С. 458). Хотя такая работа в их время и считалась мастерством не самого высокого класса, так как краски фресковые, конечно, более атмосферостойкие, яичная темпера и известковые — значительно менее... И уж совсем мала атмосферостойкость красок клеевых. Однако Дж. Б. Арменини (XVI в.) в своем трактате пишет о том, что в его время некоторые художники ретушировали фрески даже пастельными карандашами и масляными красками (21. С. 464).

К этому следует добавить, что ни в одном из памятников русской стенописи X—XVIII веков нет росписей, выполненных только фреской,— все они в той или иной мере дописаны по-сухому. Особенно много прописей в памятниках XVII— XVIII веков, когда в круг материалов стенописи вошло много ярких, новых, но нещелочестойких красителей.

[88] Даже в XV веке в Италии это было письмо красками полупрозрачными, с расчетом на просвет фона (белого intonaco) через красочный слой. И это чаще имело место в написании лиц и обнаженных частей тела и даже в драпировках, одеждах и т. п. В большей степени это было все же письмо тонами кроющими.

К этому следует еще добавить, что русская система письма ликов и обнаженных частей тела, утвердившаяся после XII века, была письмом от темных тонов (санкирей), через «вохрения» к светлым движкам (бликам) и, естественно, не могла быть письмом акварельным, была письмом в достаточной степени тонами кроющими.

[89] По некоторым данным, с этой целью античные мастера в него вводили небольшое количество животного клея.

[90] Следует заметить, что Э. Бергер (8) считал античные росписи не фресками, а темперами, выполненными по сухому, нередко цветному в верхнем слое основанию (грунту).

[91] Есть свидетельства, что с этой целью в античные штукатурки вводили казеин (творог) и яичный белок.

[92] Воду рекомендовали использовать только речную, мягкую, не имеющую в своем составе большого количества растворенных солей.

[93] Альберти отмечал, что хорошая известь должна быть очень мягкой и липкой (4).

[94] Об атмосферостойкости и качествах яичной темперы см. главу I. «Темпера (эмульсионные краски)».

[95] Мазаччо, выдающийся флорентийский мастер, строго придерживался методики письма, разработанной Джотто, в то время как его современники от нее уже почти полностью отошли.

Последняя фреска с равномерно и сильно заполированной поверхностью (intonaco) была у Мантеньи (1431 —1506). Первая матовая — у Паломино (1563).

Следует заметить, что Спинелли, работая в конце XIV века, отошел от школы Джотто: писал непрозрачными колерами по малозаглаженной поверхности (intonaco). Его метод получил развитие у мастеров XV века и окончательно утвердился в XVI веке.

[96] Конечно, целесообразно в нижние слои вводить песок более крупный, в верхние — более мелкий.

[97] Нередко intonaco состояло из чистого известкового теста, которое наносили на поверхность специальной лопаткой типа шпателя (см. III.5).

[98] К концу века песок в intonaco вводили все более крупный: лучше идет кисть, более трепетная поверхность красочного слоя, лучшее сцепление красок с intonaco позволяют писать более широко и более долгое время. Меньше опасности забить поверхность краской.

Некоторые мастера даже рекомендовали intonaco специально делать шероховатым (Поццо).

[99] Можно покрыть intonaco и с трех-четырех приемов, но его толщина в целом не должна превышать 1 мм.

При нанесении intonaco в несколько приемов следует последующий слой наносить, изменив направление хода кисти перпендикулярно к ходу кисти при нанесении предыдущего.

[100] Такой intonaco был грунтом в современном понимании этого термина в большей степени, чем это имело место во всех других разновидностях подготовки архитектурных поверхностей под письмо фреской.

[101] Этот способ работы по чисто известковому intonaco в какой-то степени повторяет чисто известковые intonaco XVI века, которые были весьма широко распространены в то время и на которых работали Рафаэль и Микеланджело. Правда, в XVI веке intonaco нередко наносили и на старую штукатурку (конечно, предварительно сильно смочив ее) специальной лопаткой и слоем от 2 до 4 мм толщиной.

[102] Нам думается, что грунтовали не только казеиновой проклейкой, но и проклейкой, смешанной со свежегашеной известью, то есть казеиново-известковым грунтом, который кроме того что грунтовал (закреплял и выравнивал тянущую способность поверхности) еще и выравнивал и создавал светлый тон оснований для росписи; он был действительно грунтом в современном понимании этого термина.

Такие грунты иногда применяют в современной практике (73. С. 15).

[103] Для приготовления грунтов под фреску русские мастера использовали и гидравлические извести из местных доломитов — грунты на этом вяжущем были очень прочные и стабильные во времени. (О них более подробно далее см. в III.18.)

[104] Естественно, что чем жирнее известковое тесто, тем большее количество наполнителя в него следует ввести, но тем жестче получаемый раствор. А чем больше наполнитель отличается по своим физико-механическим данным от нового известкового образования (структура углекислого кальция), тем сильнее грунт подвержен всякого рода влияниям окружающей среды, тем он скорее разрушается.

[105] Очень редко в русской стенописи встречаются монолитные и известково-песчаные грунты.

[106] Редко, но встречаются, видимо, случайно попавшие частицы и бОльших размеров.

[107] Отдельные примеры, когда кварцевый песок является основным наполнителем грунта (40— 58%), имеют место в памятниках XIII—XVII веков и довольно часто в XVIII веке.

[108] В подтверждение этого можно сослаться на то, что в античном и средневековом Херсонесе (V в. до н. э.— XV в. н. э.) такими растворами облицовывали рыбозасолочные ямы.

[109] Более подробно о жидком калиевом стекле см. в главе VII.

[110] Для пропитки штукатурок рекомендуется применять 10%-ный раствор жидкого стекла с модулем 3,3—3,5 (40. С. 26).

Нанесение раствора жидкого стекла на непросохшее цементно-песчаное или известково-песчаное покрытие (облицовку) препятствует испарению влаги, создает тем самым более благоприятные условия для их твердения (40. С. 26), что представляет определенный интерес для профилактического укрепления поверхностей фресок и работ в сграффито.

[111] Адгезия — прилипаемость.

[112] Однако здесь следует сказать, что кремний-органические соединения при частых увлажнениях теряют свои гидрофобные свойства (39. С. 47), что вызывает необходимость в периодических повторениях операций по гидрофобизации. Периодичность зависит от условий, в которых эксплуатируется поверхность.

[113] Как выяснилось со временем, существенным недостатком применения растворов ПХВ является то, что смола создает на поверхности красочного слоя, постепенно желтеющую и, кроме того, паро- и воздухонепроницаемую пленку. В последующем это ведет к угрозе отрыва кусочков (шелушинок) красочного слоя от основания, вследствие того что стена перестает «дышать» (29. С. 4). По мнению сотрудников химико-технологической лаборатории, применение смол, создающих паро- и воздухонепроницаемые пленки, создает реальную опасность отслоения (отдира) красочного слоя от основания, стены. Их использование для укрепляющих целей непосредственно в памятнике (вне музейных условий) недопустимо.

[114] Относительно широкое применение растворы ПВАД как укрепляющий материал имели в практике болгарских реставраторов.

[115] ПВАД должна быть обязательно пластифицирована введением в нее дибутилфталата (0,15—0,2 объема дисперсии). В противном случае на поверхности красочного слоя образуется непрозрачный белесый налет.

[116] Известковую воду для затирания красок фрески и в качестве их «растворителя» рекомендовали многие мастера. Среди них Дж. Мартин (XVII в.), Паломино (XVII в.), М. Кноллер (XVIII в.), анонимный мастер из Германии (XIX в.). Известковая вода, хотя и в значительной степени, укрепляла фресковые краски, затертые на ней, но все же несколько замутняла их цвет и тон.

Англичанин Дж. Мартин рекомендовал еще для этих целей снятое молоко и сыворотку (38).

[117] Обе дисперсии получают на основе материалов сополимеризации (химической связи) ПВА (поливинилацетат) с 2-этилгексилакрилатом (дисперсия ВА-2ЭГА) и ПВА с этиленом (дисперсия СВЭД). Обе дисперсии выпускаются промышленностью. ВА-2ЭГА специально синтезирована на Ленинградском опытном заводе полимеризационных пластиков для нужд реставрации (29. С. 36).

[118] Правда, как подчеркивают работники реставрационной мастерской, эта методика разработана только для музейного хранения памятников (в том числе фрагментов росписей, снятых со стен). Но нам представляется, что эта методика и эти материалы вполне могут удовлетворить художников-монументалистов для закрепления красочных слоев в работах, выполненных на внутренних стенах интерьеров современных зданий и на портативных основаниях, предназначенных в последующем для монтажа на место в архитектуре.

[119] ПВС со степенью гидролиза 92%, 86—92% и 70—80% хорошо растворяется соответственно в горячей, теплой и холодной воде. При гидролизе меньше 65% растворимость резко падает (29. С. 12).

[120] Соотношение компонентов в смеси может меняться в ту или иную сторону. Можно в смеси использовать изопропиловый спирт.

[121] По свидетельству Д. И. Киплика, в составах римских штукатурок был обнаружен клей животного происхождения (38. С. 29). Это, видимо, был казеин, содержащийся в твороге и молоке; последние могли быть введены в известковый раствор в процессе его приготовления.

Немецкий специалист в области стенописи Рельман отмечает, что в текториум помпеянских росписей в качестве добавки, улучшающей вяжущие свойства извести, входил яичный белок, который способен с известью, мелом, с некоторыми минеральными красками и пемзой давать химические соединения большой прочности (37. С. 17—18). Яичный белок, добавленный в штукатурный раствор, вступает в химическую реакцию с определенным процентом едкой извести, находящейся в растворе, образуя с ней альбуминат кальция — вещество, не растворимое водой (38. С. 49).

[122] Трасс — разновидность вулканического туфа, твердая светлая пористая масса, богатая аморфной кремнекислотой.

[123] Для работ в сграффито следует использовать в дело только известь, хорошо загашенную (лучше в течение нескольких лет), так как в противном случае частицы незагашенной извести дадут в последующем на поверхности слоев сграффито так называемые дутики, что безвозвратно погубит работу.

Перед использованием известкового теста для приготовления раствора его следует тщательно промешать, но лучше протереть через стальную сетку.

[124] В любых работах, связанных с приготовлением растворов (известково-песчаных, известково-цементно-песчаных и цементно-песчаных), все наполнители, входящие в их состав, должны быть хорошо просушены, просеяны или промыты; просушены и просеяны, чтобы в их составе не было посторонних включений (различного рода мусора, камешков и т. п.). Песок, как правило, следует употреблять речной, так как карьерный содержит много пыли, которая, если песок не промыть, в дальнейшем сильно ослабит слои сграффито.

[125] Не следует для приготовления растворов-колеров в любых составах сграффито (известково-песчаных, известково-цементно-песчаных и цементно-песчаных) использовать такие пигменты, как парижская и берлинская лазурь, краплак, сажа газовая и другие: некоторые выцветают, и все без исключения дают «отмочки» и «ореолы», то есть цвет просачивается в рядом лежащие слои, что безнадежно губит работу.

[126] Если же речь идет об известково-цементно-песчаном или цементно-песчаном растворах (V.2, V.3), то надо, чтобы и цемент брался из одной его партии, так как в разных партиях он может иметь различные отклонения, как в цвете, так и в тоне, что, естественно, не может не отразиться и на цветном растворе-колере.

[127] Цементно-песчаные растворы по существу являются растворами бетонными, отличаясь от обычных бетонных растворов лишь фракцией наполнителя. Если в обычном бетонном растворе в качестве наполнителя используется щебень или галька, то здесь песок; последний и позволяет пользоваться этими растворами как растворами штукатурными.

[128] Соотношение извести и цемента в сложных растворах может колебаться в ту или иную сторону (от 1:0,1 до 0,1:1), то есть извести в одном случае может быть больше цемента (известково-цементный раствор), в другом — меньше (цементно-известковый).

[129] Серый или белый цемент надо брать, исходя из необходимого цвета и тона раствора-колера. Конечно, нецелесообразно готовить раствор-колер темного цвета на основе белого цемента и наоборот. Но за неимением белого цемента при составлении светлого раствора-колера можно воспользоваться и серым цементом, добавляя в состав раствора-колера цинковые белила или взяв в качестве наполнителя толченый белый известняк и т. п.

[130] Все описанные в этом разделе модификации штукатурных растворов с целью получения более атмосферостойких и прочных штукатурных слоев в полной мере относятся и к укреплению штукатурных оснований под известковые, клеевые и другие краски и могут быть использованы как при создании оснований под те или иные произведения стенописи, так и при ремонте старой штукатурки зданий для выполнения работ в этих материалах. Естественно, что из рецептуры составов, приведенной в разделе V «Сграффито», следует в этих случаях исключить пигменты.

[131] В литературе по технологии ведения штукатурных работ не рекомендуется при приготовлении цветных растворов вводить в них пигмента более 20% к весу (объему) вяжущего (извести, цемента). Однако при введении в раствор полимерной добавки (ПВАД) количество пигмента (инертного наполнителя) может быть доведено до 30%, так как часть его будет связана полимером.

[132] Следует заметить, что в литературе не рекомендуется вводить добавки ПВАД, превышающие 20% к весу цемента (в пересчете на сухое вещество), так как большое количество полимера снижает прочностные показатели бетона. То же самое наблюдается и при введении в цементно-песчаный раствор ПВАД менее 10% к весу цемента.

Добавка поливинилацетатной дисперсии в количестве 5% к весу цемента увеличивает износостойкость бетона в 3 раза, 10% — в 12 раз, 20% —в 20 раз (74. С. 67).

[133] Дивинилстирольный латекс СКС-65ГП выпускается промышленностью в виде 50%-ной водной эмульсии. Цифра в процентах показывает количество стирола, содержащегося в сополимере.

[134] Стабилизатор предотвращает преждевременную коагуляцию




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИЛЛЮСТРАЦИИ | Комаров Александр Витальевич. Особые органы центрального управления Сибирью в XVII-нач. XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Иркутск, 2004 233 c. РГБ ОД, 61:05-7/92

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия