Понятие "жертва": социологический аспект
1. В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, принятого Государственным Советом Республики Татарстан, Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан на паритетных началах создается согласительная комиссия. 2. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит обнародованию в семидневный срок.
Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев
г. Казань, 6 ноября 1992 года № 1664-XII Аннотация. В статье сформулированы концептуальные основы конструирования "жертвы" как способа создания управляемой конфликтной ситуации; даются определения понятия и сущности "жертвы" с методологических позиций социологии; выявляются причины и основания целенаправленного конструирования; описывается процесс и механизмы конструирования "жертвы"; классифицируются конструируемые типы "жертвы", анализируются конкретные конфликтные ситуации, где сконструированная "жертва" является ключевым элементом. Ключевые слова: жертва * образ жертвы * конструирование * классификация * типы жертвы * этапы и механизмы конструирования * управление конфликтом Во время трагических событий в Южной Осетии (август 2008 г.) многие западные политики и подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию "жертвой агрессии", подвергшейся нападению со стороны России. Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного процесса конструирования из Грузии "жертвы", который осуществляли США и их союзники. Ранее подобная операция по конструированию "жертвы" из косовских албанцев была проведена в Сербском крае Косово. Понятие "жертва": социологический аспект В общественном сознании понятие "жертва" обычно ассоциируется с невинно пострадавшим в результате каких-то событий объектом (человек, животное), который не причастен к данному событию: например, жертвы землетрясения, погибшие во Статья выполнена в рамках проекта Роснауки "Новые явления в общественном сознании и социальной практике" НШ-883.2008.6 (рук. Тощенко Ж. Т.). стр. 63 время боев или терактов мирные жители и др. Однако бытующие представления являются самыми общими, не раскрывающими всю глубину и многогранность понятия "жертва" и определяемого им социального феномена. Ввиду отсутствия социологических исследований феномена "жертва" необходимо проанализировать, как выявляется сущность этого явления в социальной антропологии (этническая культурология), виктимологии, отечественном и международном праве, а также исследовать случаи появления жертв в результате конфликтных действий сторон [1, 37 - 55]. Слово "жертва" происходит из обряда жертвоприношения, где жертва - искупительный дар или плата определенным трансцендентным силам за их благосклонность к людям, приносящим жертву, то есть жертва представляется как некий эквивалент обмена между реальными и мифическими субъектами "взаимодействия". Если обряд жертвоприношения рассматривать как способ урегулирования (предотвращения) конфликта между людьми и некими трансцендентными силами, то жертва становится заместительным объектом виртуального конфликта. В межплеменных конфликтах акт жертвоприношения нередко использовался для нормализации отношений между сторонами. Но здесь уже акт жертвоприношения выполняет не только функцию замещения, но и функцию возмещения (компенсации) ущерба, нанесенного другой стороне. В условиях отсутствия судебной системы, таким образом, решалась проблема восстановления справедливости и подтверждалась готовность продолжать добрососедские отношения. При этом жертва играла двойную роль: первая связана с установлением и поддержанием отношений с другим субъектом, вторая - с внутригрупповой идентификацией людей, приносящих жертву. Исследование явных и латентных функций "жертвы" в обряде жертвоприношения позволяет сделать следующие выводы: 1) во взаимодействии жертва занимает промежуточное положение, то есть не является ни одной из сторон взаимодействия (сторон конфликта); 2) сторона, приносящая жертву, вправе рассчитывать на равноценный ответный дар; неоплаченная жертва может привести стороны к конфликту; 3) нахождение заместительной жертвы и совершение акта жертвоприношения над ней способствуют обузданию насилия и предотвращению конфликтов внутри социальной общности; 4) общая жертва способствует идентификации людей, приносящих жертву. Виктимология (victima (лат.) - жертва) исследует состояния и факторы, способствовавшие превращению человека в жертву целенаправленного насилия или несчастного случая, а также различные свойства, качества и состояния человека, которые повышают вероятность его превращения в жертву. "Жертва" в виктимологии - это пострадавший в результате целенаправленного насилия или несчастного случая человек, нередко сам способствовавший превращению себя в жертву. Это дополняет наше представление о жертве следующими аспектами: дает представления о социально-психологических основаниях появления жертвы в социально-политическом конфликте и о фрустрационных механизмах трансформации жертвы в субъект социально-политического конфликта; позволяет считать жертвами не только реально пострадавших людей, но и тех, которые ощущают себя потенциальной жертвой возможного насилия. Понятие "жертва" используется также в отечественном и международном праве. В отечественной юридической теории и практике под "жертвой" понимается человек (сторона), пострадавший в результате действий другого (другой стороны). Например, "жертва политических репрессий", под это определение подпадают люди, признанные Верховным Судом РФ (СССР) невинно пострадавшими в результате неправомерных действий государственных (политических) органов власти, то есть жертвой стали невинно пострадавшие люди, которые не представляли реальной угрозы своим посягателям. Что касается международного права, то в Женевских конвенциях и в Дополнительных протоколах регламентируется право жертв на получение помощи, а также право и обязанность воюющих государств и третьих стран оказывать помощь жертвам. При этом, к жертвам отнесены следующие категории граждан: раненые, больные (будь то гражданские лица или военнослужащие); лица, потерпевшие кораблекрушение; гражданское население, затронутое конфликтом, которому угрожает голод; заложники, депортированное гражданское население; люди, незаконно содержащиеся под стражей, вынужденные переселенцы (беженцы) и др. Однако приведенный перечень, значительно расширяя общее представление о том, кого следует считать пострадавшим в ходе вооруженного конфликта и кому необходима гуманитарная помощь, даже в международном праве не дает однозначного определения понятия "жертва", нет и четких разграничений между понятиями "жертва", "потеря", "пострадавший". В эпоху войн жертвами становятся жители захваченных городов и поселений поверженных и еще воюющих сторон конфликта, то есть люди, хотя и имеющие какое-то отношение к противоборствующей стороне, но прямого участия в конфликте не принимающие и не представляющие непосредственно никому угрозу. Жертва, как правило, не вооружена и беззащитна перед участниками конфликта, жертвой становятся люди, лишенные жизни и подвергшиеся различным видам насилия. При этом важно, чтобы фактическое наличие жертв получило формальное признание со стороны "значимых других". Рассмотренные выше представления о жертве позволяют выделить несколько критериев определения понятия и сути такого социального феномена как жертва: * пострадавшие - люди, подвергшиеся насилию, в результате которого им причинен определенный ущерб * пострадавшие, которые непосредственно не причастны к конфликту, в результате которого они пострадали, то есть неявляющиеся конфликтующей стороной (субъектом, участником) * непредставляющие непосредственной угрозы своим посягателям; жертва не вооружена и беззащитна перед конфликтующими сторонами * наличие жертвы в конфликте предполагает выявление виновных (посягателей, агрессоров) и принятию мер по их наказанию, возмещению причиненного ими ущерба * общая жертва способствует идентификации и мобилизации людей на борьбу с посягателем (виновником ее появления); она может стать причиной или предлогом для формирования образа врага, виновного в ее появлении * пострадавшие, признанные жертвами со стороны "значимых других" * жертвами могут быть признаны не только реально пострадавшие в результате насилия люди, но и те, которые ощущают себя потенциальной жертвой возможного насилия (например, возможных террористических актов) * в ходе развития социально-политического конфликта жертва может трансформироваться в его субъект. На приведенных основаниях можно сформулировать определение понятия "жертва" - это пострадавшие в результате конфликтных действий противоборствующих сторон люди, которые не принимают непосредственного участия в конфликте и признаны в качестве пострадавших "значимыми другими".
|