Студопедия — Консерваторы (охранители)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Консерваторы (охранители)






Менедем, ученик Колота Лампсакского. По словам Гиппобота, он так увлекался чудесным, что расхаживал, одетый Эринией, и говорил, что вышел из Аида к дозору за грешниками, чтобы потом вновь сойти под землю и доложить о том преисподним божествам. Одежда эта была такая: темный хитон до пят, поверх него пурпурный пояс, на голове аркадский колпак, расшитый двенадцатью небесными знаками, трагические котурны, длиннейшая борода и ясеневый посох в руке.

* * *

Таковы жизнеописания каждого из киников. Добавим к этому те мнения, которые для них были общими, – если только мы считаем эту школу философией, а не просто образом жизни.

Логику и физику они отвергают (наподобие Аристона Хиосского) и сосредоточиваются единственно на этике; именно Диогену (по утверждению Диокла) принадлежат слова (приписываемые иными Сократу 117) о том, что исследовать нужно,

Что у тебя и дурного и доброго в доме случилось 118.

Равным образом они пренебрегают и общим образованием: так, Антисфен утверждал, что достигший здравомыслия не должен изучать словесность, чтобы не сбиться с пути вслед за другими. Отвергают они и геометрию, и музыку, и все подобное. Так, Диоген, когда ему показали солнечные часы, сказал: "Полезная штука, чтобы не опоздать на обед!" – а когда ему показали музыкальные приемы, сказал:

Не звоном струн, не дуновеньем флейт –
Мужским умом стоят и дом и град 119.

Далее, мнение их таково, что предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью (так говорит Антисфен в "Геракле"), – точно так же, как и у стоиков, ибо между этими школами есть некоторая общность. Оттого и о кинизме говорят, что это кратчайшая дорога к добродетели, и Зенон Китийский вел свою жизнь таким же образом.

Далее, мнение их таково, что жить нужно в простоте, есть в меру голода, ходить в одном плаще; богатство же, славу и знатность они презирают. Некоторые из них едят зелень и пьют только холодную воду, а живут в первом попавшемся укрытии – даже в бочке, как Диоген, заявлявший, что богам дано не нуждаться ни в чем, а мужам, достигшим сходства с богами, – довольствоваться немногим 120.

Далее, мнение их таково, что добродетели можно научить (так говорит Антисфен в "Геракле"), а потерять ее невозможно. Мудрец достоин любви, непогрешим, друг себе подобным и ни в чем не полагается на случай. Что лежит между добродетелью и пороком, то они почитают безразличным (вместе с Аристоном Хиосским).

Таковы киники. Теперь нам следует перейти к стоикам, первым из которых был Зенон, тоже ученик Кратета.

 

 

Особенности общественного движения второй четверти XIX в.

Общественное движение николаевской эпохи имело следующие особенности:

1) Оно развивалось в условиях жесткого давления со стороны властей, стремившихся всеми доступными средствами уничтожить инакомыслие.

2) Основной формой либерального и революционного движения были литературные салоны и закрытые кружки.

3) Важную роль в идейной борьбе стала играть периодическая печать и художественная литература, формировавшая общественное мнение.

4) Расширился круг людей, активно участвующих в общественном движении. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в 1830 — 1850-е гг. в общественную жизнь вовлекаются преподаватели и студенты университетов, литераторы. В движении появляется разночинский элемент.

5) Важным идейным и нравственным фундаментом для общественного движения 1830 — 1850-х гг. стали взгляды декабристов.

6) Взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, но во 2-й четверти XIX в. внимание участников общественного движения в большей степени привлекали идеи немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), а также французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье).

7) В данный период происходит формирование основных направлений общественной мысли: консервативного (охранительного), либерального (реформаторского) и революционного (социалистического).

Консерваторы (охранители)

Николай I (1825 – 1855 гг.) любил армию потому, что она построена на «спасительном и необходимом» принципе «не рассуждать!». В обществе данное правило в полной мере реализовать невозможно. Поэтому, проводя ультраконсервативную политику, император остро нуждался в четкой и ясной идеологической доктрине, которая бы не только дискредитировала демократическое и либеральное свободомыслие, но и возвеличивала существующий режим, убеждала народ в его боговдохновенности и незыблемости.

В 1832 — 1834 гг. министр просвещения С.С. Уваров сформулировал доктрину, получившую в истории название «теория официальной народности». В 1832 г., после ревизии Московского университета, в отчете царю он написал, что «истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности… последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего Отечества». Православие объединяет государя и народ, являясь порукой нравственной стойкости. Самодержавие — проверенный веками фундамент российской государственности. Народность — уникальное в мировой истории единение общества и монарха. При этом царь ответственен перед Богом за судьбу своего народа, а народ любит царя и во всем покоряется его воле. В 1833 г. Уваров, теория которого очень понравилась царю, получает портфель министра просвещения, а с 1834 г. «официальная народность» внедряется во все сферы духовной жизни общества.

Разумеется, поощряемая правительством доктрина Уварова моментально обрела целый сонм сторонников и почитателей. Среди историков особым подобострастием отличались М.П. Погодин и Н.Г. Устрялов, взявшие на себя нелегкий труд доказать справедливость слов начальника III отделения А.Х. Бенкендорфа о том, что: «прошлое России удивительно, настоящее более чем великолепно, будущее выше всего, что может представить самое пылкое воображение». Погодин, например, заявил, что русский царь вместе с народом способны решить любую задачу «хоть подобную тем, которые предлагаются в волшебных сказках». Этот историк также утверждал благотворность крепостного права и использовал легенду о призвании варягов для доказательства особого единения власти с народом в России.

В публицистике и литературе глашатаями «теории официальной народности» стали Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, Н.В. Кукольник и М.Н. Загоскин. Первые двое на деньги III отделения издавали журнал «Северная пчела», который обошел все остальные официозы в деле пропаганды казенного патриотизма. Современники говорили о «Северной пчеле» и подобных ей изданиях, что «они так грязны, что нельзя читать их иначе как в перчатках». Ф.В. Булгарин не стеснялся в средствах продвижения своих литературных вкусов и политических пристрастий. Он открыто занимался доносительством. Жертвами его «сотрудничества» с III отделением стали Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов и др. Неслучайно Ф.В. Булгарина часто называли «литературным полицмейстером» и даже дали ему прозвище «Фаддей Дубельтович Фиглярин».







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия