КамбоджаДревний период. Человек жил на территории современной Камбоджи еще в эпоху верхнего палеолита (хоабиньская культура). В 14 тыс. до н.э. произошел переход к мезолиту (ранняя бакшонская культура). Обитатели камбоджийской территории занимались в тот период собирательством, рыболовством и разведением бобовых и бахчевых культур. С 7 тыс. до н.э. распространяются неолитические культуры собирателей и земледельцев-рисоводов, развивается шлифовка камня и начинает применяться глиняная посуда. В период позднего неолита (6–5 тыс. до н.э.) часть населения из предгорий спустилась в долины средних рек и появились крупные земледельческие поселки, а затем и укрепленные поселения. Этнически население этого времени относят к аустроазиатам, близким к современным горным кхмерам. Они занимались подсечно-огневым земледелием в горных районах и орошаемым в долинах. Уже в 4 тыс. до н.э. здесь выплавляли медь, в конце 3 тыс. до н.э.появилась бронза. В эпоху позднего бронзового века использовались мотыга и плуг с бронзовыми лезвиями, металлические серпы. Большого развития достигли гончарное ремесло (с применением гончарного круга) и ткачество. В последние века до н.э. древние кхмеры перешли к использованию железных орудий. Стали интенсивно развиваться морские и торговые связи, прежде всего, с Индией. Индийское культурное влияние ускорило формирование первых государств на территории Камбоджи. Ок.1 в. н.э. сложилось государство Бапном (Фунань) со столицей в Вьядхапуре. Его хозяйство опиралось на орошаемое рисоводство, широкое применение пахоты на буйволах, высокоразвитые ремесла, торговлю и мореходство (в Камбодже найдены монеты из Римской империи и ближневосточных государств). Строились большие укрепленные города и храмы. Культура и религия Бапнома сочетали кхмерские традиции и элементы буддийской и индуистской культуры Южной Индии. Основной ячейкой общества была община. Во главе государства стоял монарх – «курунг бнам» («царь горы»). Он являлся верховным собственником земли, но мог дарить земли храмам, родственникам и крупным сановникам. Большую роль в хозяйстве играли ирригация и освоение болотистых земель близ дельты Меконга. Наряду со свободными крестьянами имелись рабы – кньомы. Первым царем Бапнома считался индийский купец или брахман Каундинья, женившийся на местной царице. Царь, известный из китайских летописей под именем Хунпяньхуан (вторая половина 2 – начало 3 вв.) подавил восстания местных правителей и поставил управлять провинциями своих родственников. В начале 3 в., когда первая династия пресеклась, царем был избран военачальник Фаншиман. Ему удалось в результате ряда завоевательных войн покорить соседние монские и малайские государства и создать обширную империю, ставшую самой сильной державой Индокитая. Согласно китайским летописям, границы Бапнома простирались на 2 тыс. км. в длину Правление преемников Фаншимана было временем частых переворотов и междоусобиц, с которыми покончил захвативший власть военачальник Фансун (240-е – 280-е). Он поддерживал дипломатические отношения с Китаем, развернул широкое дворцовое строительство, внедрил пышный придворный ритуал. В союзе с Тьямпой (современный Центральный Вьетнам) царь вел успешные войны с войсками китайского царства У на территории современного Вьетнама. В духовной жизни ощущалось сильное влияние буддизма хинаяна. При царе Каундинье II (первая треть 5 в.) в обществе усилилась роль индуизма. Этот период ознаменовался расширением храмового строительства, ростом роли духовенства и развитием связей с Южной Индией. Однако среди населения был распространен буддизм махаяна. Преемник Каундиньи II, царь Шри Индраварман разорвал военный союз с Тьямпой против Китая, с которым Бапном поддерживал расширявшиеся торговые связи. Правление Джаявармана (до 480–514) было временам процветания империи. Но последующие десятилетия стали временем острой внутренней борьбы, которая привела в итоге к распаду державы Бапном. На севере государства, в низовьях реки Мун выделилась собственно кхмерская область Камбуджа (Ченла), в центральной части страны правил царь Рудраварман (514 – около 550), а на юге – его противники. Вскоре после смерти Рудравармана правитель Ченлы Бхававарман (около 550 – около 600) захватил столицу Бапнома Вьядхапуру и положил начало новому государству. Прежняя династия Бапнома удерживалась до 630 в районе Ангкор-Борей. Моны и малайские государства вернули себе независимость. Основателю державы Ченла наследовал его брат Махендраварман (ок. 600–615). В Ченле король оставался верховным собственником земли, а свободное население сельских общин должно было платить государству подати. Существовали светские и храмовые землевладельцы, использовавшие труд рабов-кньомов. Последние получили с 7 в. право иметь семью. Была введена сложная система титулов и рангов. Наряду с дарением земель монархом получили развитие купля и заклад земли. Однако во всех этих случаях верховная собственность на землю сохранялась за государством. Царь Ченлы Ишанаварман I (615–635) завершил объединение кхмерских земель, внедрил индуистский культ Шивы – Вишну, усложнил государственный аппарат и ввел религиозное почитание монарха. Шиваитская ветвь индуизма окончательно утвердилась при дворе при Бхававармане II (635–655). Джаяварман I (655–681) укрепил и усилил армию и, опираясь на нее, начал внешние завоевания на территории современного Лаоса. Но после 681 центральная власть стала все больше слабеть, и в 8 в. держава распалась на две части – Ченлу Земли и Ченлу Воды. Первая располагалась в бассейне реки Мун и долинах среднего Меконга, где не было возможностей для широкого создания ирригационных систем. Вторая охватывала районы к югу от реки Сап и дельту Меконга; она раздиралась бесконечными войнами и сама распалась на несколько княжеств. В конце 8 в. приморские районы подверглись нападениям флота индонезийской морской империи Шривиджайя, и их правители должны были платить ей дань. Ангкорская империя. В конце 8 – начале 9 вв. правитель одного из княжеств Ченлы Воды Джаяварман II сумел объединить под своей властью большую часть Камбуджадеши. Отказавшись от уплаты дани Шривиджайе, он объявил себя царем (802–854). Именно он основал город Ангкор, ставший позднее столицей империи. В период его правления восстанавливаются храмы, поощряется развитие крупного и среднего землевладения (причем земли раздаются, главным образом, чиновникам монарха за службу и храмам), расчищаются и осваиваются прежде необрабатываемые земли. При Джаявармане II окончательно утвердился культ бога-царя, ставший основой прочной и могущественной империи, базировавшейся на едином светско-духовном государственном хозяйстве. При преемниках основателя державы происходит наделение кньомов землей и их превращение в зависимых крестьян, которых дарили вместе с землей. Одновременно происходит переход части земель свободных крестьян к храмам и монастырям. Индраварман I (877–889) завершил объединение кхмерских и бапномских земель и объявил себя сюзереном всех окрестных земель, вплоть до Китая. При нем велось активное строительство ирригационных сооружений к северу от Большого озера, сооружались многочисленные храмы и сформировался кхмерский стиль в архитектуре. Царь Яшоварман I (889 – начало 10 в.) перенес столицу в Ангкор и развернул широкие ирригационные работы. При нем были построены гигантские искусственные озера (бараи), 800 других резервуаров и множество каналов. Было завершено экономическое и социальное освоение западных районов страны. Войска Ангкора совершали завоевательные походы в современном Лаосе и на берегу Сиамского залива. 920-е и 930-е прошли в обстановке междоусобиц и политической нестабильности. Но при Раджендравармане II (944–968) и Джаявармане V (968–1001) государство вновь переживало расцвет. Государственная власть усилила контроль над экономической деятельностью землевладельцев, обуздала крупное духовное землевладение, направляя его в русло государственного храмового хозяйства. Положение крестьян-общинников и кньомов все более сближалось, с деревень взимался оброк. Индуизм сочетался с культом бога-царя. Разбив войска Тьямпы, Ангкор на время установил сюзеренитет над этой страной. В 1006, одержав победу в гражданской войне, власть в Ангкоре захватил буддист Сурьяварман I (1006–1050). Он завоевал и присоединил к империи монское государство Лаво. Во внутренней политике его курс отличался религиозной терпимостью. Большие усилия затрачивались на строительство водоемов и других ирригационных сооружений, воздвижение храмов и строительство дорог. Царю Удаядитьяварману II (1050–1067), который прославился своим покровительством шиваизму и строительством роскошного храма Бапхуон, пришлось подавлять многочисленные восстания в различных частях страны. Он вел неудачные войны с монами на западе. Не добился успеха и царь Харшаварман III (1067–1080), воевавший с Тьямпой. В 1080-х империя распалась на части. Ее вновь объединил Сурьяварман II (1113–1150), ставший одним из величайших правителей Ангкора. Его войска теснили Тьямпу, вьетнамское государство Дайвьет, соседние монские княжества и племена таи. Владения империи простирались на юге до полуострова Кра, на западе граничили с бирманским царством Паган, а на востоке охватывали современный Южный Вьетнам. Державу населяли не только кхмеры, но также моны, тьямы, таи, малайцы и различные горные народы. Все они испытали на себе мощное воздействие кхмерской культуры. Царь продолжал политику веротерпимости, при этом укреплялся культ бога-царя. Символом этого стало сооружение величайшего в мире храма Ангкор-Ват, который считается сегодня символом Камбоджи. Его комплекс занимает площадь 1000 на 850 м. и достигает высоты в 65 м. Но уже при буддисте Дхараниндравармане II (1150–1160) начинается усиление буддизма. Королевство Камбоджа до французского завоевания. Понья Ят укрепил и упростил государственный аппарат и упрочил власть монарха. Однако уже в 1473 вспыхнула борьба между различными претендентами на престол, и один из них призвал на помощь войска Аютии. Те вторглись в страну, расправились с претендентами и поставили у власти своего собственного ставленника – перешедшего на их сторону полководца Тхоммо Реатеа (1474–1494). Новая междоусобица вскоре после его смерти вызвала крупное народное восстание во главе с крестьянином Най Каном. Он провозгласил себя королем (1498–1515), снизил налоги и повинности, облегчил наказания. Поддержанный знатью претендент Анг Тян пригласил на помощь тайские войска и закупил у европейцев пушки и аркебузы. Ему удалось завладеть западной частью страны, а затем избавиться от тайской зависимости, разбив в 1510 войска Аютии под Сиемреапом. В 1515 Анг Тян расправился с силами Най Кана и овладел всей страной. Он вел широкое военное и гражданское строительство и в его правление, по свидетельству европейцев, Камбоджа процветала. Король построил новую столицу в Ловеке и вел успешные войны с Аютией. Его преемник Баром Реатеа (1556–1567) заставил тайцев вернуть последние утерянные в конце 15 в. территории и разгромил лаосское королевство Лансанг. Процветание государства продолжалось и при Сатхе I (1567–1574, фактически правил до 1594). При нем осуществлялось широкое религиозное строительство, расширялись и ремонтировались ирригационные системы. Страна производила и вывозила большое количество зерна, скота и рыбы. Верховная собственность монарха на землю приобрела законченный характер. Развивались ремесло и торговля. Среди торговцев многие были китайцами, но верховная власть и в этой сфере принадлежала королевским чиновникам. В конце 16 в. Аютия возобновила натиск на кхмерские земли. В 1583 тайская армия вторглась в страну, но была разбита. В борьбе с врагом камбоджийский двор пытался заручиться помощью европейцев, просил прислать испанские военные корабли и согласился на приезд христианских монахов. Однако в 1594 силы Аютии взяли Ловек. В 1595 они были выбиты, но в стране вновь полыхали междоусобицы. Прибывший с Филиппин испанский флот не мог спасти положение. При подавлении мятежа европейских наемников король Преах Реам (1595–1596) погиб, и испанские корабли отступили. Ставший королем принц Тон привлек советников-португальцев и вновь призвал испанский флот, однако тот был разгромлен в сражении с силами иностранных купцов и поддержавших их жителей. Новый король был также убит. В конечном счете власть оказалась в руках ставленника Аютии – Барома Реатема IV (1603–1618), который пошел на значительные уступки своим покровителям, ввел при дворе тайские обычаи и т.д. Но его преемник Чей Четта II (1618–1628) вновь отменил их и перенес столицу в Удонг. Он провел важные административные и судебные реформы, разгромил тайские армии и смог на время вернуть Камбодже процветание. Но длилось оно недолго. В 17 и 19 вв. страна становится объектом растущего напора со стороны более могущественных соседей – тайского королевства и Вьетнама. К тому же в страну проникла нидерландская Ост-Индская компания. Голландцы построили свою факторию, которая особенно активно действовала в 1640–1642. В 1643 кхмеры разгромили ее. Восстановленная в 1652 фактория, была вскоре уничтожена вьетнамскими конкурентами. Проникновение европейцев в Лаос и установление французского протектората над Индокитаем. Франция, захватив в 1859 Южный Вьетнам, стала проявлять все больший интерес к территориям, находившимся в долине р.Меконг. В 1861 в Луангпхабанг прибыл и был официально принят французский исследователь Анри Муо. После установления протектората Франции над Камбоджей в 1863 вверх по Меконгу поднялась также экспедиция Дудара де Лагре. Изучением Лаоса занялись исследователи других европейских стран, и Франция опасалась соперничества, особенно со стороны Великобритании, пытавшейся захватить Бирму. В начале правления луангпхабанского короля Ун Ухама (1870-1887) в Лаос из Китая вторглись вооруженные отряды повстанцев, с которыми не могли справиться ни силы Луангпхабанга, ни сиамские армии. В этих условиях Франция активизировала свой нажим на Сиам, вынудив его в 1886 согласиться на открытие французского вице-консульства в Луангпхабанге. После того, как в 1887 повстанцы заняли столицу, в дело вмешались французские войска, и в 1889 Ун Кхам вернулся на престол. От имени зависимого от него Вьетнама Франция выдвигала притязания на территории Лаоса. Наконец, в 1893 ее военные суда подошли к Бангкоку, и сиамское правительство было вынуждено принять продиктованный ему ультиматум. Лаосские территории к востоку от Меконга переходили под контроль Франции. По соглашению 1904 Сиам официально отказывался от сюзеренитета над Лаосом и уступал некоторые земли к западу от Меконга. Таким образом в середине 19 в. Франция подчинила в 1862 три восточных и в 1867 три западных провинции Кохинхины (Вьетнам), которая с 1874 обрела статус колонии. Северная (Тонкин) и центральная (Аннам) части Вьетнама были превращены в протектораты. Все три области вместе с Лаосом и Камбоджей образовали Французский Индокитай, который новая власть стремилась консолидировать в административном отношении с помощью общего бюджета и единой программы общественных работ. В колониальный период была введена государственная монополия на соль, спиртные напитки и опиум и поощрялось строительство мостов, железных и автогужевых дорог.
|