Студопедия — Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.






Возможно, она называлась просто «О природе» - такое наименование носили многочисленные поэмы греческой натурфилософии. Жанр: дидактическая поэма.

Формальный ее адресат — Гай Меммий Гемелл, прекрасный знаток греческой литературы и автор любовных стихотворений.

«О природе вещей» написана дактилическим гекзаметром (по аналогии с греческими дидактическими поэмами). По-видимому, Лукреций не привел ее в окончательный вид, потому что много шероховатостей чувствуется и в середине поэмы, и самый конец отсутствует.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Содержание и композиция:
Поэма состоит из шести книг, и каждая открывается особым вступлением. Наиболее развернуто вступление первой книги, имеющее характер введение к поэме в целом.

Вступление:
а) обращение к Венере (этот выбор уместен, так как Венера являлась фамильным божеством адресата поэмы Меммия).

«…Одна ты в руках своих держишь кормило природы,
И ничего без тебя на божественный свет не родится…»

«…Ты ведь одна, только ты можешь радовать мирным покоем
Смертных людей, ибо всем военным делом жестоким
Ведает Марс всеоружный, который так часто, сражённый
Вечною раной любви, на твоё склоняется лоно…»

б) острая критика религии.

Религия – источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений.

«Безобразно влачилась жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом».

Религия – мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возожженного учением Эпикура.

«Эллин (Эпикур) впервые один осмелился смертные взоры Против неё (религии) обратить и отважился выступить против.»

Показательно то, Лукреций, ставящий себе целью опровергнуть представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения.

Книга первая. Здесь поэт последовательно рисует механическую картину мира, разработанную античной материалистической мыслью.

- Ничто не возникает из ничего.

«Если бы из ничего в самом деле являлися вещи, Всяких пород существа безо всяких семян бы рождались; Так, например, из морей возникали бы люди…»

- Ничто не обращается в ничто.

«На тела основные природа всё разлагает опять и в ничто ничего не приводит. Ибо, коль вещи во всех частях своих были бы смертны, То и внезапно из глаз исчезали б они, погибая…»

- Существование атомов (само Лукреций не использует этот термин).

«Существуют тела, которых мы видеть не можем».

- Существование пустоты.

«Не будь пустоты, то не только вещи никак не могли б пребывать в непрестанном движеньи, Но и на свет никогда появиться ничто не могло бы, Ибо лежала б всегда материя стиснутой всюду…»

- Атомы плотны, вечны и неизменны.

- Критика философии Гераклита (все из огня ), критика Эмпедокла (все из 4 стихий: земля, вода, воздух, огонь), критика Анаксагора.

- Бесконечность пространства и материи.

Книга вторая. Вступление: рассуждение о том, мудрости и спокойствии человека, находящегося на берегу моря и не участвующего в морских бурях.

Далее изображаются свойства атомов и появление сложных тел из простых.

- Движение атомов.

«В пустоте находясь и витая по ней, неизбежно Первоначала вещей уносятся собственным весом или толчками других…»

- Разнообразие их форм. Они «многообразны» и «разнородны по фигурам», «иначе дети своих матерей узнавать не могли бы».

- Соединения атомов.

«Нет ни одной из вещей, доступных для нашего взора, Чтобы она из начал состояла вполне однородных…»

- Бесконечное множество миров.

- Возникновение и гибель миров. Знаменитое рассуждение о том, что движение в мире постепенно замедляется и что приближается "вечная смерть" мира. Для обыденного античного сознания небесные светила были высшими существами божественного порядка, и приравнивание их к смертным созданиям являлось революционной идее.

Книга третья. Вступление: восхваление Эпикура. «Не состязаться с тобой я хочу, но, любовью объятый, жажду тебе подражать…»

Вся книга излагает доказательство материальности духа и души. Лукреций олицетворяет природу и вкладывает в её уста наставление человеку о необходимости сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи и ужасы при мысли о смерти.

Лукреций различает «душу», как центр жизни, и дух, как «сознанье живое и разум», но указывает на их теснейшую взаимосвязь. Он признает душу и дух реальностями и старается вскрыть их материальную природу как частей человеческого тела. Они рождаются вместе с телом и вместе с ним умирают.

В конце книги автор подходим к центральному пункту всего учения: если душа умирает вместе с телом и никаких ощущений после смерти уже не будет, то смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас.

Книга четвертая. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с познавательными свойствами души и с различными душевными состояниями. Основой для объяснения ощущений и восприятий служит учение о материальных «отображениях», «призраках», (Есть у вещей то, что мы за призраки их почитаем; Тонкой подобно плеве, от поверхности тел отделяясь, В воздухе реют они, летая во всех направленьях»), которые отделяются от тел и проникают в наши органы чувств.
В заключение книги Лукреций рассуждает о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой. Лукреций всецело следует учению своей школы, внося, однако, элемент острой горечи в изображение бесплодных томлений влюбленного.

Книга пятая. Посвящена происхождению мира, его развитию и его теперешнему устройству. Особенное внимание уделяется развитию Земли, которая, по мнению Лукреция, постепенно идет к истощению. В полемике с теориями целесообразности мироздания подчеркиваются несовершенства, устраняющие мысль об участии сознательных сил в сотворении мира. Последний раздел книги – история культуры. Человеческая культура молода и еще совершенствуется. Движущая сила её развития – «нужда», потребность. Но Лукреций видит в культуре не только прогресс, но и отрицательные стороны – алчность, честолюбие, властолюбие. Величайшая ошибка человечества – религия.

Книга шестая. Здесь Лукреций дает естественнонаучное объяснение явлений, кажущихся непонятными и страшными. Речь идет о громе, молнии и других метеорологических процессах, о болезнях и эпидемиях и т.д. Заканчивается поэма ярким описанием чумы в Афинах, основанным на сообщении Фукидида.

Книги всей поэмы, за исключением шестой, имеют особые концовки. В последней ее нет, поэтому существует мнение, что эпос не закончен. Однако недостающая часть текста не должна быть очень большой. В начале VI книги поэт заявляет, что приближается к концу. Начав с праматери римлян, с подательницы жизни и всего того, что есть в мире — с Венеры — и доказав, что все, что появляется, неминуемо должно исчезнуть, Лукреций логично заканчивает поэму описанием чумы. Эти два образа — начала, появления, рождения и смерти — как бы рамки всей поэмы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Все шесть книг по главным их темам можно разделить на три группы: I и II — атомистическая теория; III—IV — психология и физиология человека; V—VI — космогония и история цивилизации.

Содержание развивается весьма последовательно и логично, переходя от общего к частному.

· в первой книге - самое общее учение об атомах и пустоте, во второй - о возникновении сложных физических тел из простых атомов.

· в третьей - о таком же атомистическом возникновении и разрушении духа и души, в четвертой - частная психология.

· в пятой - история мира и человека; в шестой книге - рационалистическое объяснение отдельных областей природы и жизни.

Лукрецию кажется, что человеческие пороки вытеснили добродетели, что гражданские войны и прочие волнения происходят из-за стремления к власти, почестям, могуществу, которое охватило римлян. Поэт берется за роль учителя общества, его целителя, пророка.

Особенности стиля поэмы:

· Ярко выраженная монументальность. Вся поэма написана в архаическом стиле, с восхвалением Энния, которому Лукреций действительно во многом подражал, стремясь придать своей поэме высокий стиль. Необычайная динамика художественных образов. Она появляется не только в многочисленных космических картинах, но и в виде напряженных образов человеческой и вообще всякой жизни на Земле.

· Стремление очеловечить философскую отвлеченную теорию (сравнение движения атомов с летанием пылинок в световом луче).

· Человеческими чувствами проникнуты у Лукреция и часто встречающиеся у него картины природы. Лукреций особенно любит восход солнца. Описание солнечного восхода свидетельствует об остроте глаза у поэта и о его живописно-четкой образности.

· Постоянно чередование динамических картин бури и космических катастроф с картинами тихой, мирной жизни.

Особенности языка:

· Обилие архаизмов (особенно в области мифологии)

· Стремление к использованию народных слов и выражений, использование языка повседневной разговорной речи, пословиц и поговорок

· Обилие неологизмов.

Пытается выработать свою научную терминологию, хотя отнюдь не гонится за ее разработанностью. Для одного понятия "атом" у него можно найти около полусотни разного рода терминов и описательных выражений (ну, например, какие помню – основные тела, семена вещей и т.д.)

Возвышенный и торжественный язык, доходящий до риторических похвальных речей, чередуется у Лукреция с образами и выражениями, полными сатиры и сарказма, крайнего натурализма, и с гораздо более спокойными описаниями, характеристиками, рассуждениями и доказательствами.

Противоречивые черты в мировоззрении Лукреция:

Например, восхваляя прогресс, Лукреций призывает ради сохранения спокойствия духа уйти от всех общественных и политических дел, углубиться в собственное самосозерцание и тем самым предоставить действительности существовать так, как она существует. Он часто поддается пессимизму, и в его эпикурействе активных элементов не больше, чем уныния и отчаяния.

Поэт призывает не верить в мифы, однако он не совсем последователен; некоторые мифы он отбрасывает и критикует, а в некоторые верит. Например, он думает, что была принесена в жертву Ифигения. Кроме того, он творит новых богов: как богиню прославляет Природу и как бога — Эпикура.

Тема 1. Основные понятия теории систем

 

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) – научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействия их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не “физическая реальность”, а “система”, т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

 

Существует много определений системы.

1. Система есть комплекс элементов находящийся во взаимодействии.

2. Система – это множество объектов вместе с отношениями этих объектов.

3. Система – множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A - множество элементов; R- множество отношений между A.

 

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

 

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

  1. Структурное представление связано с выделением элементов системы и связей между ними.
  2. Функциональные представление систем – выделение совокупности функций (целенаправленных действий) системы и её компонентов направленное на достижение определённой цели.
  3. Макроскопическое представление – понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой.
  4. Микроскопическое представление основано на рассмотрении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы.
  5. Иерархическое представление основано на понятии подсистемы, получаемом при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента – неделимого на более мелкие части (с точки зрения решаемой задачи). Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами.
  6. Процессуальное представление предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

 

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаим­ной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют сис­тему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаи­модействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

— пассивное существование;

— материал для других систем;

— обслуживание систем более высокого порядка;

— противостояние другим системам (выживание);

— поглощение других систем (экспансия);

— преобразование других систем и сред (активная роль).

 

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент – любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 674. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия