Студопедия — Введение. Разновидности факторинга ориентируются на конкретные потребности:
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Разновидности факторинга ориентируются на конкретные потребности:

Разновидности факторинга ориентируются на конкретные потребности:

1. Внутренние – все участники представляют одну страну

2. Международные – участники сделки находятся в разных странах

3. Открытые – покупатель уведомляется о переуступке счетов

4. Закрытые (конфиденциальный) – покупатель не уведомляется

5. С правом регресса – фактор имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, неоплаченные покупателями в течение определенного срока

6. Без права регресса – обратное требование к поставщику отсутствует

7. Конвенционные (широкие) – комплексное обслуживание поставщика, за которым сохраняются только производственные функции

8. Ограниченные – предусматривает ограниченный перечень услуг

Факторинговые услуги оплачиваются по установленным в соглашении ставкам, которые по своему экономическому содержанию являются процентом за кредит и комиссионными за посреднические операции.

Плата за факторинг включает:

1. Плата за факторинговый кредит

2. Плата за управление, т.е. комиссионное вознаграждение за … поставщика

Кроме того, фактор имеет право получить сумму неустойки, если платеж произведен с нарушением установленных сроков

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М. В. ЛОМОНОСОВА

______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Пересказ книги «Романтические традиции американской литературы XIX века и современность»

Реферат

Студентки 2курса д/о (гр.219)

КОТЛЯРОВА А.С.

Научный руководитель –

Преподаватель Ю.Г. КОТАРИДИ

Москва – 2012

Введение

Коллектив авторов, чьи статьи собраны в единый научный труд, объединенный темой американского романтизма XIX века, включает в себя О.М. Кириченко, Т.Л. Морозову, Г.В. Аникина и других. Всего в книге содержится десять статей, включая введение, автор которого – Ясен Николаевич Засурский. Статьи в основном рассматривают становление американского романтизма наряду с американским национальным самосознанием в целом. Анализируются поэзия и проза, а также философские концепции, лежащие в основе американского романтизма. Период, охватываемый авторами – почти весь XIX век, от первых шести десятилетий, когда американский романтизм пережил свое рождение, становление и расцвет, до последней трети XIX века, когда он завоевал прочные позиции и завершил процесс становления национальной американской прозы и поэзии.

Особое внимание уделяется взаимодействию литературных школ и направлений, проблемам теории, а также различным аспектам становления, развития и типологии американского романтизма; рассматриваются основные проблемы художественного творчества американских романтиков. Отдельные главы посвящены творчеству Эмерсона, Готорна, Эмили Дикинсон, Генри Джеймса. Анализ творчества Э. Дикинсон и Г. Джеймса позволяет глубже выявить значение романтических традиций американской литературы XIX в. для современного литературного процесса.

Таким образом, авторы настоящей книги стремились создать широкую и многообразную картину развития американской литературы в XIX в. и открыть новые возможности для понимания места американского романтизма в истории литературы США не только первой, но и второй половины XIX в., а также путей становления реализма.


 

Открывающая книгу статья Т.Л. Морозовой «Литература США XIX века: основные тенденции развития» открывает читателю пристальный взгляд на исторические и культурные предпосылки для развития такого литературного течения как романтизм, и приобретения им национальных особенностей.

В первую очередь, упоминается долгий процесс национальной консолидации, послуживший причиной столь позднего развития литературного процесса. Затем указывается важность борьбы за создание «национальной, подлинно американской литературы», ставшей «одним из стержневых моментов всей духовной жизни страны»[1]. Идет беспрестанный «поиск Америки».

Важно отметить то, что романтизм господствовал в МША очень долго – на протяжении шести десятилетий, вплоть до завершения Гражданской войны в 1865 году. Крупнейшими романтиками США названы: Ирвинг, Купер, Эмерсон, По, Мелвилл, Готорн, Уитмен и другие. Примечательно, что творчество многих из них либо остается в рамках рождения и расцвета американского романтизма, либо доходит до периода упадка, и тогда очень немногие из авторов успешно продолжают творческий путь. Но, тем не менее, романтизм сохраняет некоторые свои позиции, а значит даже в рамках позднего романтизма творческий процесс таких деятелей, как Эмерсон, Мелвилл, Лоуэлл и Дикинсон не стоит на месте.

Имеет также место и сравнение темпа развития литературы в Европе и Америке (подробнее о связи непосредственно Англии и США будет рассказано далее в статье Г.В. Аникина «Романтизм в США и Англии: некоторые аспекты сравнительного анализа»): «Когда в Европе в середине века завершили жизненный и творческий путь Бальзак и Гоголь, американский романтизм вступил впору своих высших достижений («Алая 6yквa»; «Моби Дик», 1851). В то время как в Европе вслед за классическим реализмом бальзаковского и диккенсовского типа уже появился натурализм, а затем ряд школ и течений, объединяемых под общим названием декаданса, в Америке реализм все еще отстаивал себя в борьбе с романтизмом…»[2]

Т.Л. Морозова не обходит стороной и такой важный аспект, как социальные противоречия, которые долгое время были скрыты «под маской внешнего равенства перед законом, широкого избирательного права, отсутствия сословных привилегий». Это, по мнению автора, и есть причина заторможенности литературного развития. Иными словами, отсутствие социального конфликта, некого «идейного размежевания», которое в Европе ведет к мировоззренческому противостоянию таких художников, как Байрон и Саути, Гюго и Шатобриан, Гейне и Новалис.

Однако, с течением времени, в рамках медленно набирающего темпы романтизма появляется течение под общим названием «аболиционизм». Это одно из самых радикальных общественных движений, нашедших отклик в романтизме. Дух антирабовладельческой борьбы, атмосфера общественного подъема, царившая в США в годы, предшествовавшие Гражданской войне, не могли не оказать на литературу заметного активизирующего воздействия.

В остальном же, согласно Т.Л. Морозовой, американскому романтизму присущи антипросветительский пафос, идейное и эстетическое своеобразие, нередкое новаторство, опережение своего времени (Мелвилл, Уитмен, По и др.). В начальном этапе романтизма (20—30-е гг.) это в основном индейская тема, связь с Просвещением, оптимистическое мироощущение, идеализация Европы, утопический социализм. Благодаря связи с трансцендентальными учениями, романтизм второго этапа обретает «особую философскую глубину», характеризуясь пристальным вниманием к основополагающим этическим темам. Творчество По, Мелвилла, Готорна и других – яркий тому пример. Предвоенные годы наполнены обнажившимися социальными конфликтами: рабовладельчество, «золотая лихорадка», захватнические войны и многое другое. Наконец, третий этап в развитии романтизма – годы Гражданской войны. Литература, как и вся страна делится на два лагеря. В послевоенные годы романтизм начинает сдавать позиции, уступая место реализму.

Ю.В. Ковалев в своей статье «Американский романтизм: хронология, топография, метод» продолжает уже начатую тему своеобразия американского романтизма в рамках истории и культуры XIX века. Также он рассматривает труды современников, в особенности советских литературоведов, например Н. И. Самохвалова, М. Н. Бобровой, А. Н. Николюкина, указывая на некоторые неточности их заявлений.

В статье Г.В. Аникина «Романтизм в США и Англии: некоторые аспекты сравнительного анализа» выносятся основные тезисы, отличающие становление романтической традиции этих двух стран. Автор начинает с общей характеристики обеих школ, справедливо связывая их своеобразие с историческими событиями. В первую очередь, он подчеркивает зависимость США от Европейских стран, в том числе и Англии. Этой стране Америка обязана буквально всем своим естеством – историей, языком, культурой. Используется цитата Ф. Энгельса, вполне объясняющая положение вещей простым утверждением: «…в социальном отношении Англия, несомненно, далеко опередила все прочие страны». Исторический контекст также обязывает автора упомянуть о связи романтических тенденций США с войной против Англии в 1812-1814 гг. Американцы вынуждены постоянно сопоставлять Америку со своей прародиной, отсюда проблема создания национально-самобытного искусства. По мнению Белинского, американская литература не была подражанием английской, хоть и являлась ее продолжением.

Большинство американских романтиков – в первую очередь сознательные граждане своей страны, моральные проповедники, противники буржуазной цивилизации, так скоро обнаружившей «свои язвы и пороки», имеющие некую «американскую мечту» и ратующие за становление национального самосознания. Так, Ирвинг и Эмерсон были уверены, что Америка – страна больших возможностей; Мелвилл верил, что американская демократия станет образцом для всего мира, а Лонгфелло в финале поэмы «Песнь о Гайавате» показывает «величественную картину жизни новых народов, которые сливаются в одну нацию и осваивают дикие просторы Америки, преобразуя их в цивилизованную страну». Но в то же время им присуща трезвость взглядов. Торо в памфлете «О гражданском неповиновении» оценивает Америку с «высшей», «высокой» и «низкой» точки зрения, отмечая, что наряду с политическими успехами, которыми можно гордится, есть и такие проблемы, как рабство и ведение несправедливой войны. Большинство романтиков, как утверждает автор, «придерживались как «низкой», так и «высокой» точки зрения на Америку: они отмечали в ней и позитивные, и негативные начала; но наиболее дальновидные — Торо, Мелвилл, аболиционисты — отрицательное видели в большей степени доходили до радикальных выводов».

Отдельно автор выносит взаимосвязь литературы и культурных традиций, утверждая что «для англичан важна была их многовековая история, для американцев – становление их культуры в данный момент». Отсутствие «преграждающих путь средневековых развалин», с одной стороны, дает поэтам США свободу создавать новое, с другой – создает преграду в виде отсутствия культурного источника. Опять же, это ссылка на главный катализатор становления американского романтизма – острое сознание «недостаточности национальных традиций и исторических ассоциаций». В связи с этим создаются исторические романы («Неделя на реках Конкорд и Мерримак» Торо, 1849), таким образом, помогая поэтам осмыслить миссию современной им Америки через призму прошлого. Создается романтическая концепция истории.

Что касается решения проблемы личности, то за неимением на раннем этапе национальных типов, имелись «национальные прототипы», а именно популярные персонажи американского фольклора Даниел Бун, лесоруб Поль Баньян, лодочник Майк Финк, охотник-горец Кит Карсон. Автор отмечает, что «для американского автора важен одинокий, энергичный Человек, утверждающий себя в столкновении со стихиями и обществом, цивилизацией, создающий сам свое «я», свою личность». Во многом это трактовка мифа об Адаме. Важно отметить, что в американском романтизме, в отличие от европейского, также есть конфликт личности и общества, но он иной. Личность суверенна, божественна, идет с обществом на равных, хоть и противостоит ему.

Нельзя забывать и про связь с религией. В романтизме США постановка моральных проблем часто неотделима от отношения к пуританским религиозным догматам, как было в творчестве Эмерсона и Готорна. Эмерсон также выдвинул теорию «компенсации», согласно которой всякое нарушение законов любви и справедливости наказывается страхом.

Также автор подчеркивает роль природы, воображения, отдельно выносит особую систему жанров (мемуары, роман, что-то там). В заключение он отмечает, что «в последующем развитии американской литературы романтическое начало будет сохранять свою значимость».

О. М. Кириченко в своей статье «Американская поэзия первой половины XIX века (от Брайента до По)» прослеживает становление американской поэзии «в русле романтизма». Автором упоминается точное замечание Н. Я. Берковского о том, что «романтизм — эпоха стиха и стихотворцев, когда даже прозаики писали стихи». По мнению автора, первым полноценным поэтом-романтиком в США был Уильям Каллен Брайент, впоследствии названный Паррингтоном «отцом поэзии США» В период его творчества обнажаются внутренние противоречия страны, давая пищу для размышлений и творческой деятельности. Первым значительным произведением стала поэма «Танатопсис». В его творчестве присутствуют «отголоски пуританского дидактизма», чуждость религиозного экстаза и безвольного смирения, искренность («он оригинален потому, что искренен»), идея свободы («К облаку»), еще не пошатнувшаяся вера в американскую мечту, патриотизм («Века», «Америка») и антирабовладельческие мотивы («Африканский вождь»). Лоуэлл говорил о нём: «Одного не хватает в нем – он не способен вдохновлять». Однако его творчество явилось «своеобразной прелюдией национальной поэзии США и начальным этапом развития романтизма».

Далее речь идет о Ральфе Уолдо Эмерсоне, чье поэтическое наследие «невелико, но весьма разнообразно». Ощущая в поэзии скрытое призвание, Эмерсон экспериментирует с формой: метром, рифмой. По складу ума он не был консерватором и охотно откликался на новые веяния. Его трактату «Природа» (1836) присущи лаконичная метафоричность и богатство воображения. Это относится и к стихам, предваряющим трактаты Эмерсона («Природа», «Политика» и др.), и к стихам, где он стремится в концентрированной форме выразить патетику своего учения. Но стоит лишь Эмерсону отойти от своей схемы, возникает поистине поэтическое видение, как, например, в стихотворении «Снежная буря» (1841).

Следующим поэтом, достойным упоминания, становится Г. У. Лонгфелло. Его называли наиболее европейским из всех американских поэтов его поколения. О.М. Кириченко упоминает его «рациональный дидактизм в сплаве с пантеизмом», предопределивший умеренность его позиции. По словам автора, «он не уходит, как По, в мир печалей и горестей даже в трагические для себя моменты», хотя сравнение с По тоже присутствует – упоминается поэтический триптих Лонгфелло «Башня в Брюгге», где явно слышится перекличка с будущими колоколами Э. По. Более того, автор дополняет сравнение схожестью стихотворения Лонгфелло «Старые часы на лестнице» с появившемся почти в то же время «Вороном» По, ведь в обоих присутствует «знакомый рефрен «forever-never» («навсегда-никогда»)». Важно отметить, что Лонгфелло активно осуждал рабовладение, однако даже создав «Стихотворения о рабстве», имевшие огромное значение для аболиционистского движения, он не смог стать активным борцом против него. Также упоминаются такие его произведения, как «Погребение Миннисинка» и «Индеец-охотник», «Mezzo Cammin» и «Комендантский час».

Джон Гринлиф Уиттьер – известный поэт, «бард аболиционизма», оставивший после себя немалое творческое наследие, в котором, как ни странно, почти не было места антирабовладельческой лирике – он все силы положил на реальную политическую активность. Среди основных черт его поэзии выделяются романтическая индейская тема (поэмы «Могг Мегон» и «Женитьба Пеннакука», «Откуда появилась малиновка»), пейзажная лирика («Занесенные снегом», «Мейбл Мартин», а также лирические зарисовки «Цветы на стекле» или «День»). Наконец, место, отведенное аболиционистской лирике, занимает стихотворение «Охотники за людьми», где он со страстностью обрушивается на существующий порядок, чувствуя себя «Гулливером среди лилипутов», за что не смог добиться расположения современников.

Одним из важнейших представителей младшего поколения американских романтиков является Джеймс Рассел Лоуэлл. Долгое время он оставался в тени, так как на годы его дебюта пришелся расцвет творчества Эмерсона, Лонгфелло, Уиттьера и По. Первоначально был известен как редактор («Атлантик Мансли», «Североамериканское обозрение»), что, по мнению автора, в будущем придаст его творчеству «особый сатирический колорит». В его раннем творчестве присутствуют многократно повторенные до него темы патриотизма («Отечество», «Колумб»), жизни одиночки-бунтаря («Прометей»), индейская тема («Легенда о Чиппеве») и другие. Однако выход знаменитых «Записок Биглоу» в 1846 году приносит ему славу, ставшей неожиданностью для Лоуэлла, так как они были изданы под именем вымышленного персонажа Осие Биглоу. Секрет успеха «Записок» был в «грубоватом провинциальном юморе», «варварском, провинциальном языке» и антирабовладельческой теме, зазвучавшей по-новому с этими выразительными средствами.

Наконец, Эдгар По. Критик, теоретик, поэт, оставивший после себя небольшое, но очень внушительное наследие, создававший «лучшие образцы в теории, а не на практике», выдающийся человек, обреченный на одиночество. Желание эпатировать публику повесило на нем ярлык «эстетствующего поэта». Автор проводит параллели поэзии По с поэзией Байрона, Шелли, Кольриджа, однако не забывает подчеркнуть и его резкое своеобразие. Поэзия По динамична, лаконична, готична, она глубока психологически. Внечеловеческое, внеземное, космическое интересует По. Внутренняя эволюция личности, переживающая наивысшую потерю – вот что для него привлекательно. Лишенный религиозного догматизма, ставший «служителем ада многих правоверных» По создает бесплотные лики Елены, Линор, Аннабель Ли, Улялюм – «бесплотные лики», олицетворяющие деву Марию. Мотив мужество противостояния страху преобладает в «Вороне» – одном из самых зрелых его стихотворений. Автор подчеркивает: «Печаль присуща поэту – страх никогда». Его стихам присуща особая музыкальность. Важно также отметить, что По, как истинному американцу, присущи неимоверное упорство и трудолюбие. Он «перерабатывал свои ранние стихи с огромным усердием, шлифуя метрику, заостряя образ» Именно поэтому его творческое наследие невелико, но близко к совершенству.

Т.Л. Морозова начинает свою статью «Учение Эмерсона о «доверии к себе» и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни» с занимательной цитаты некоего американского исследователя, который вынес такое наблюдение: «кто хочет понять Америку, тот должен понять Эмерсона». С этим сложно не согласиться, хоть автор и допускает известное преувеличение в этих словах. Нравственная философия Эмерсона оказала огромное влияние на его современников независимо от того, принимали они ее или отвергали. Эмерсон как бы очертил круг духовных исканий американских романтиков. На родине Эмерсон приобрел репутацию «мудрейшего из американцев, духовного наставника молодежи, «национального патриарха» еще при жизни, в то время как в Европе он не сразу был оценен по достоинству. Этот разносторонний человек выступает и как философ, и как поэт, и как оратор, а также проповедник, теоретик искусства, эссеист и т.д. Сердцевиной его этического учения, по мнению В.Л. Паррингтона, был «апофеоз индивидуализма», причем надо иметь ввиду, что индивидуализм здесь – не отрицательное понятие. Главным его трудом, как ясно из названия, является доктрина «доверия к себе» (self-reliance). Автор выделяет в ней несколько наиболее важных аспектов: во-первых, особые исторические условия, в которых проходило становление американской нации, где «дилемма вставала до очевидности простая: или помогите себе сами, или никто вам не поможет», а пионеры, уходя на новые территории, были сами себе хозяева. Отсюда самостоятельность, предприимчивость, инициативность. Во-вторых, все та же проблема создания в США собственной национальной культуры. Эмерсон справедливо заметил, что «изучая Шекспира, Шекспира не создашь». Причиной этой проблемы он видел отсутствие «доверия к себе» на национальном уровне. В своих лекциях он призывал соотечественников «освободиться от комплекса национальной неполноценности». По Эмерсону, поездки заграницу – недостаток национального самоуважения; человек, подобно гуманистической и просветительской традиции, – высшая из существующих в мире ценностей; отсюда вытекает идея равенства. Его индивидуализм имеет демократический оттенок, но по-прежнему остается буржуазным. Он ставит под сомнение сострадание как этическую категорию, он призывает умерить пыл тех энтузиастов человеколюбия, которые посвящают слишком много времени заботам о больных и престарелых. Богатые и бедные, по Эмерсону, в равной степени поддерживают своим участием функционирование этой системы, хотя и находятся на ее противоположных полюсах. Однако Т.Л. Морозова считает несостоятельность такой аргументации очевидной: «Можно ли говорить об «эгоистичности» классовых интересов вообще, игнорируя то обстоятельство, что в антагонистическом обществе один класс присваивает себе плоды труда другого?» времени. Свое отрицательное отношение к обществу Эмерсон переносил и на государство. Это прямой вывод из его доктрины! «Любое государство порочно,— писал он в 1844 г.— Порядочные люди не должны слишком усердно исполнять законы». Он ждет, когда государство создаст «мудрого человека», и затем «отомрет». Здесь можно проследить влияние Годвина. Далее автор сравнивает Эмерсона с Толстым, чьи взгляды на всеобщее равенство и узурпаторство государства были схожи. Также упоминается эссе «Земледелие», где Эмерсон показывает свой взгляд на фермерскую жизнь. Главное для Эмерсона – нравственное совершенствование личности, это панацея от всех бед. Далее автор сравнивает Эмерсона и Ницше, взявшего за основу ход мыслей Эмерсона и пришедшего от всеобщего равенства к сверхчеловеку. Второй раздел статьи полностью посвящен краткому экскурсу в историю США, где идет упоминание религиозного и государственного строя, основные документы и сравнение американского и европейского индивидуализма. Следующий раздел показывает отношение современников к доктрине Эмерсона: от Торо, целиком и полностью принявшего ее и развившего в ней демократическое начало, и Уитмена, чей путь, «связанный с Эмерсоном и трансценденталистской философией привел его в стан наиболее пламенных приверженцев демократии», до Готорна, Мелвилла и По, которые были не согласны с точкой зрения философа. По, открыто высмеивавший оптимизм и потерявший веру в потенциальные возможности американской демократии, «прошел мимо философии Эмерсона как бы по касательной, едва задев ее своей язвительной критикой», в то время как Готорн, далекий от культа человеческого «я» и опасающийся излишнего «доверия к себе», пытается найти концепцию совершенного общества без особых успехов; а Мелвилл превращает полемику с доктринами трансценденталистов в одну из центральных тем своего творчества, и в частности романа «Моби Дик». Далее идет упоминание влияния концепции «доверия к себе» на жизнь и труды таких писателей и общественных деятелей, как Маргарет Фуллер, Хемлин Гарленд, Генри Форд, Марк Твен, Эрнест Хемингуэй и др.

По мнению автора, важным по сей день вопросом остается «вопрос о связи между традиционным национальным кредо «self-reliance» и захлестнувшей страну стихией вседозволенности». По ее мнению, «эта дилемма остается открытой, так как в буржуазном обществе писателю нелегко преодолеть привычные индивидуалистические каноны мышления. Очевидным остается одно: историческое саморазрушение концепции, которая, несмотря на отдельные заложенные в ней позитивные моменты, не выдержала проверки временем и действительностью».

Статья М. М. Кореневой «Романтическая поэтика Готорна» открывается восторженными мнениями его современников: По, считавший что среди современных американских писателей он «обладает самым чистым слогом, самым тонким вкусом, самой полезной эрудицией, самым тонким юмором, самой большой трогательностью, самым светлым воображением, величайшей изобретательностью» и Мелвилл осмелившийся поставить американского писателя рядом с Шекспиром, «перед которым его преклонение было поистине безгранично». Лонгфелло тоже довольно лестно отзывался о его творчестве, а после смерти Готорна, когда его жизнь и творчество были преданы забвению, ему, первому из американских писателей, была посвящена книга, в которой рассматривался весь его творческий путь. И написана она была написана не кем иным, как Генри Джеймсом.

И, несмотря на то, что среди собратьев по перу он пользовался успехом, критики встречали его сочинения равнодушием, а «если его вообще замечали, то лишь для того, чтобы «кислой похвалою осудить». Так были проигнорированы два сборника новелл, «Дважды рассказанные истории» (1837 и 1842) и «Мхи старой усадьбы» (1846). Отсюда и кажущаяся неплодовитость автора. Мнениям современников также противопоставлено и мнение современных исследователей, стремившихся доказать «что Готорн — слабый писатель, специфическая манера которого обрекла его на полное «посмертное одиночество», что он замкнут навсегда в своем времени, представляя для современных читателей и писателей не более чем исторический интерес».

Далее автор подробно раскрывает тезисы джеймсоновского анализа, замечая неточность в том, что «за Готорном стоял уходивший в прошлое романтизм, за Джеймсом — едва народившийся, совсем еще не окрепший реализм», соответственно трезвая оценка маловероятна. Ограниченность социального видения Готорна поставлена Джеймсом в прямую историческую связь с особенностями американской нации. Отрыв от реальности и вследствие этого известная разреженность романного пространства вольно или невольно выдвигаются в качестве главного признака творческой манеры писателя. Также М.М. Коренева приводит основные положения анализа По, приходя к выводу, что «суждения. Джеймса и По, с их сильными и слабыми сторонами, составили в основном фундамент последующих исследований о Готорне». Традиция укрепилась – Готорна продолжали сравнивать с Диккенсом, Джордж Элиот, Троллопом, т. е. писателями, представлявшими иную художественную систему – систему реализма. Что касается более современных работ, то в исследовании профессора Паркса не обходится и без упоминаний аллегории, которая не устраивает критика, так как не «дотягивает» до символизма. Уинтерс, в свою очередь, осуждая привязанность Готорна к аллегории в принципе, считал, что писатель не мог порвать с ней.

Надо заметить, что Готорн по образу жизни и складу характера был «затворником», любившим тишину своего кабинета, «не принимавшим буржуазного общества, что побуждало его искать воплощения идеала в мире грез и фантастического вымысла, в то время как изображение действительности, с eё зловещими, мучительными для сознания художника чертами, приобретало для него фантастический облик, далекий от реального мира». Ему помогает обрести равновесие саркастический налет повествования, такой, как в новелле «Новые Адам и Ева». Готорн не боялся показаться неэстетичным и потому любил говорить «открытым текстом». Например, в рассказе «Деревянная статуя Драуна» он иронизирует по поводу собственного народа следующим образом: когда герой говорит, что создал скульптуру не ради денег, его приятель недоумевает: «Янки и отказывается от случая сколотить состояние! Он сошел с ума, и вот откуда эти проблески гения!» Автор утверждает, что «конфликты современной действительности осмысляются Готорном как конфликты именно буржуазного общества, а разочарование писателя порождено присущими этому обществу социальными отношениями, трагически отзывающимися в области духа».

Далее автор приступает к подробному анализу «Алой буквы». Сам Готорн назвал ее «психологическим романтическим романом». Джеймс писал о ней: «Она проще и завершеннее других его романов, с большим совершенством достигает того, что ставит себе целью, и отмечена тем трудно поддающимся определению очарованием, какое мы все встречаем в произведении художника, когда он впервые достиг своей вершины,— своеобразной прямотой и естественностью воплощения, забвением своего читателя и свежестью интереса к теме». Автор считает, что на фоне традиционного романтического исторического романа «Алую букву» выделяет всякое отсутствие идеализации прошлого, что характерно и для всей новеллистики Готорна. Скорее наоборот, в отношении к нему безоговорочно доминируют интонации осуждения. Готорн - сын пуританской Новой Англии, творчество этого писателя невозможно понять вне связей с ее пуританскими традициями, верованиями и предрассудками. Здесь он предстает скептиком. Современность порождает у него самые мрачные раздумья, приобретавшие откровенно трагическое звучание B «Алой букве» господствует убеждение, опирающееся, несомненно, на национальный исторический опыт, что мрачным временам пуританства придет конец, что нацию ждет не упадок, а духовное возрождение, далекой провозвестницей которого и была героиня романа.

Действие в книге становится по ходу повествования более камерным. Жизнь города и «твердокаменных пуритан» выпадает из повествования, писатель сосредоточивает внимание на трех участниках трагедии - Диммсдейле, Чиллингворте и Эстер. Изображение душевной драмы Диммсдейла занимает в романе большое место. Здесь дается классическое для Готорна решение темы скрытой вины, греха и его искупления. Пастор Диммсдейл совершил грех не только в мыслях, но и на деле. Но поскольку никто, кроме Эстер, не знает об этом, его грех остается тайным. Муки совести приводят его на площадь, к месту, где когда-то была осуждена его возлюбленная, и заставляют его покаяться перед народом. Так страдание, хотя бы и незаслуженное, становится источником роста и духовного обогащения личности. В романе все имеет свой знак.

Автор также анализирует усложнившуюся систему повествования в «Доме на семи фронтонах» и «Романе о Блатдейле». Расширяется социальный фон романа. Подводя итог, автор упоминает влияние творчества Готорна на таких писателей XX века, как Фолкнер, Вулф, и другие, «сочетавшие в своих произведениях многообразие типов повествования, отвечавших как задачам воссоздания реального человеческого существования и окружающего мира, так и задачам художественного обобщения и универсализации». Получили продолжение в американской литературе XX в., как уже говорилось, традиции готорновского психологизма. Это относится как к формам описательно-аналитическим, так и к формам воплощения интроспекции, примерами которой у Готорна может служить новелла «Истерзанный дух», с одной стороны, «Следы на морском берегу» или «Воскресенье дома» — с другой.

Статья завершается мыслью о том, что творческий опыт Готорна по-прежнему расширяет сферу возможностей современной американской прозы в постижении тайн бытия и человеческой души.

Логическим продолжением рассуждений о Готорне становится статья А. М. Зверева « Герман Мелвилл и XX век», где описываются драматизм и парадоксальность его судьбы. В его жизни было место как личной драмы (сумасшествие отца и самоубийство сына), так и профессиональной. Мелвилл искал «тайну, лежащую за зримой чертой», и потому остался непонятым буржуазными современниками. Он переживал конфликт с собственной эпохой, а потому «Моби Дик», одно из величайших произведений американской литературы всех времен, не только не был оценен по достоинству в свое время, но и означал парадоксальное крушение репутации Мелвилла в литературных кругах. Достаточно сопоставить «Бенито Серено» с самым выдающимся произведением литературы аболиционизма — созданной в это же время «Хижиной дяди Тома», и, вуаля, произведение Мелвилла остается никем не замеченным.

Автор посвящает свою статью вниманию к Мелвиллу исследователей XX века, признанию, пришедшему к нему так поздно. Он анализирует труды Мамфорда, Лоуренса, Миллера и других с целью понять и объяснить, почему творчеством Мелвилла заинтересовались лишь столетие спустя. Ответ на этот вопрос кроется в том, что «и философское содержание открытых Мелвиллом конфликтов, и новаторское качество его поэтики приобрели в наш век непреходящее значение». Мелвилла считали «уверовавшим в свою роль пророка и с презрением отвергшего прозаизм текущей жизни.» Он же, наряду с Готорном и По, осознает себя «одиночкой среди равнодушной толпы».

Также А.М. Зверев упоминает творчество Харта Крейна, Чарльза Олсона и Роберта Лоуэлла— «тех, кто непосредственно обращался в своем творчестве к образам Мелвилла или к его творческой и человеческой судьбе». Маттисен рассматривает «Моби Дика» как «трагедию мстителя», поднимающую одну из «вечных» тем искусства, за каждым мелвилловским образом прослеживая символический смысл, а за каждой мыслью — отголоски философских и теологических споров, восходящих еще ко временам Платона. Хемингуэй, в свою очередь, противопоставлял Мелвилла современникам, «обладателям крохотной, засушенной, безупречной мудрости унитариев» — Эмерсону, Готорну. То, что Хемингуэй называет «изюмом в плум-пудинге», как раз и явилось объективной корректировкой отвлеченных категорий «настоящими вещами», что составляет самую примечательную черту художественного мышления и поэтики Мелвилла. Также он отмечает и его характерную особенность – романтическое двоемирие. Однако характер его творческих устремлений, по мнению автора, ясно говорит «о неудовлетворенности Мелвилла господствовавшим в его эпоху принципом романтического двоемирия, которое — при всех различиях между крупнейшими американскими писателями того времени — создавало в литературе разрыв между идеальным и действительным, так что субъективный мир героя, мир желаемого, оттеснял на периферию произведений истинный мир».

Кроме того, упоминаются не менее важные произведения Мелвилла, такие как «Тайпи» — произведение о «глубокой дисгармоничности» цивилизации, в которой господствует «грубость морали и социальное неравноправие», обнаруживавшее связь с учением Эмерсона; чьей центральной проблемой была осуществимость руссоистского идеала, а также «Ому» и «Белый бушлат», где Мелвилл «подчеркнуто внимателен именно к тому «эмпирически ничтожному», что у других американских романтиков приглушено или вовсе устранено ввиду несоответствия «возвышенной формуле»; служащих доказательством того, что романтическое двоемирие уже подорвано изнутри признанием реальных сторон жизни и внимания к ним. «Тайпи» также имеет большое значение благодаря началу полемики Мелвилла с некоторыми широко распространенными убеждениями своей эпохи, созданию особого типа руссоистского героя, созвучие Байроновскому «Озеру». Сам Мелвилл отзывается о нем так: ««Я убежден, что интерес книги почти полностью заключается во внутренних достоинствах самого рассказа,— все остальное, как бы оно само по себе ни было интересно, только мешает ему».

В первой же мелвилловской книге сквозит недоверие к романтической философии. В дальнейшем это недоверие усиливалось, и в «Моби Дике» разгорелся открытый спор. Литературоведы строят разные теории на этот счет, от упора на полученном Мелвиллом кальвинистском воспитании, рано привившем будущему писателю мысль о греховности человеческой природы, до «чувства изолированности, боли и одиночества», которое писатель «считал важнейшим во всем человеческом опыте», о романтическом дуализме разума и сердца, у Мелвилла осложнявшемся «борьбой богоподобных и низменных начал в самой душе индивида». В этом смысле Мелвилла сближают с Готорном.

Еще одной характерной чертой творчества Мелвилла была установка на подлинность, строгое следование фактам. В данном случае важна не только достоверность созданных Мелвиллом картин, но и его стремление следовать повествовательным канонам литературы дневников, путешествий, географических записок — документальной литературы того времени. В некот




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы экономической работы с клиентами и кредитный договор | 

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 459. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия