Студопедия — Культура первобытного человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура первобытного человека






Первобытная культура объединяет ранние этапы развития человечества общим названием, выявляющим органически присущую человечеству потребность в творчестве, в реализации своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира - мира культуры. Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые - культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён в Африке и Латинской Америке, находящихся примерно на уровне культуры, что и люди первобытной эпохи.

Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм — комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных, компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора труда "Золотая ветвь", посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемого [11].

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже тогда связывалось с внедрением обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Известные исследователи первобытных форм культуры Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страд쮪ниях, настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени. На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети). Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать

дождь, обеспечить хороший урожай или удачно охотиться. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что объединяло племя. Из ритуала зарождается миф как универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных - магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей. Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление "человека разумного" неотвратимо ведет к возникновению искусства. "Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг". В основе произведений искусства дописьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли "одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род" (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный, простой формы изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия, глубочайший смысл [9]. В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. Археологи описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки. Изменение с течением времени культуры палеолита.

1. Перигорд (35—30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения— выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графика - древнейший вид изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий (от процарапанных - к нарисованным).

2. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи, вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые, меандры — разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий ("макароны") вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями. К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер (вырезанные из камня или кости изображения женского тела). Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были символом детородного начала, природной мощи, идеалом женской привлекательности. Так осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности.

3. Мадлен (15—8 тыс. лет). Вершиной искусства стала пещерная живопись: пещерные галереи Альтамира, Ласко, Монтеспан. Альтамира - в сев. Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных — бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Качество живописи поражает совершенством. Лошади, мамонты, бизоны воссозданы точно, мощной контурной линией. К концу периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а образы животных сменяются условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи. Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты - культовые сооружения из огромных полуобработанных каменных глыб. Самые

древние из них - менгиры, каменные столбы, расставленные в строгом, предопределённом ритуалом порядке (менгиры длиной более 21 м, весом до300

 

тонн). В Карнаке (Франция, Бретань) менгиры поставлены рядами в виде каменных аллей. В Западной Европе и на юге Украины распространены также дольмены: это состоящие из трех камней трилиты. Иногда камни располагаются в виде круга – это кромлехи (алтарь Солнца Стоунхендж, долина Солсбери, Англия). В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 741. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия