Студопедия — Смотры молодоженов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смотры молодоженов






- ритуал чествования молодоженов во время Масленицы. Время до начала сырной недели издавна считалось в крестьянской среде предназначенным для заключения браков. В первый год после этого молодожены имели в крестьянском обществе особый статус и назывались,,молодые" и находились в центре всеобщего внимания. Поэтому не удивительно, что одним из самых важных моментов в масленичной обрядности считалось чествование молодых супругов, только что начинавших совместную жизнь. Целью этих действий являлась необходимость закрепить в общественном сознании произошедшие в семейном статусе молодых людей перемены, представить окружающим образовавшиеся новые семейные пары и интегрировать их в структуру существовавшей крестьянской общины на правах ее равноправных членов. Большое место во время празднования Масленицы отводилось различным ритуальным действиям, во время которых молодожены-первогодки, как поженившиеся в течение всего года, так и непосредственно перед Масленицей, должны были подчеркнуто продемонстрировать окружающим свою любовь друг к другу и способность к деторождению. По народному представлению, эта важная функция семейных отношений имела огромное значение не только непосредственно для каждого нового возникшего супружеского союза, но через него оказывала свое магическое влияние и на всю окружающую природу, способствуя ее возрождению и плодовитости. Некоторые публичные акции, связанные с этим происходили на катальных горах, куда во время праздника в своих лучших, часто венчальных нарядах, на расписных и богато украшенных санях съезжались все "новожены" ближайшей округи. Там их поджидали ватаги холостых парней и мужчин, которые зазывали каждую из прибывших пар прокатиться выкриками: "Молодую, имярек, на горку!". "Новоиспеченная" жена должна была вылезти из саней и, уважительно поклонившись в пояс на обе стороны собравшимся, подняться на горку к ожидавшему ее там мужу. Отвесив еще три поклона она усаживалась к нему на колени на санки, обнимала рукой за шею и целовала. Чтобы иметь возможность скатиться вниз, ей, по громогласному требованию окружающих, часто приходилось целоваться, сидя с ним, еще несколько раз. Зрители при этом придерживали сани на вершине горы, не давая паре возможности двинуться с места, и со свистом и улюлюканьем требовали "подмазать полозья", в иных случаях доводя количество поцелуев до двух десятков и более. После этого молодых спускали с горки и при этом бдительно следили, чтобы сани отъехали как можно дальше. Считали, что от длины их пробега будет зависеть длина льна в новом урожае. Скатившаяся пара еще раз целовалась и уступала место следующей. Этот обычай, носивший название,,солить рыжики на пост" или "примораживать", получил в конце Х1Х - начале ХХ вв. распространение в Пинежском у. Архангельской губ. В некоторых деревнях молодым оказывали особую честь, позволяя съехать с горы на "ледянке" - политой водой и замороженной шкуре, за что те должны были угощать окружающих водкой. В некоторых губерниях Центральной России, например во Владимирской, жену усаживали на руки к сидящему прямо на снегу молодому мужу и так везли пару по спуску горы или, за ее отсутствием, по крутому склону. Иногда молодых приглашали прокатиться в простых дровнях для перевозки воды. Как только они забирались туда, все присутствующие сразу же начинали наваливаться на них сверху кучей, стараясь уложить пару на дно саней. Часто "куча мала"поджидала молодых и после спуска с горы. В некоторых обрядах, связанных с катальными горами, участвовали только молодые мужья. Один из них, называвшийся "ездить бобром на молодом", существовал в Вологодской губ. Заключался он в том, что группа парней затаскивала приехавшего в гости в чужую деревню "новоиспеченного" мужа в розвальни без оглобель и забивалась туда же сама. После этого вся компания со свистом, криками и улюлюканьем съезжала с горы. В Пермской губ. вместо саней использовали для тех же целей лубяную пластину, на которую толкали плашмя молодожена, а поверх него наваливалось человек двадцать женатых мужиков и парней. Все эти развлечения вызывали у окружавших катальную гору зрителей и у самих участников большое одобрение, радость и смех. Во время праздника молодожены не только гуляли и катались парой, но принимали активное участие и в совместных развлечениях со сверстниками. Им разрешалось посещать все молодежные увеселительные собрания, хороводы, беседы и пр. наравне с незамужними друзьями и подругами. При этом как со стороны последних, так и от взрослых людей выказывалось им всяческое уважение: молодых супругов величали по имени-отчеству и усаживали на лучшие места. Некоторые обряды, связанные со знакомством деревенского общества с молодыми носили характер "откупа" и включали в себя ярко выраженные эротические элементы. К ним можно в первую очередь отнести "целовальник", происходивший в субботу на масленичной неделе. Подвыпившая деревенская молодежь ездила тогда целовать молодушек, вышедших замуж в этом году. Каждая из них должна была поднести гостям по ковшу пива, а те,выпив, трижды целовались с ней. Д ля мужей существовал обычай "сбора дани на меч", когда с них требовали выкуп в виде вина и водки за то, что взяли жен из чужой деревни. В некоторых местностях к теще, у которой в пятницу гостили молодожены, являлись девушки с санками. Они усаживали молодую, обряженную уже в женский головной убор, на санки прямо в сенях избы и вывозили кататься на улицу. За ее возвращение домой муж должен был заплатить им 30 копеек. В субботу молодому мужу, чтобы попасть с женой на улицу, так же следовало откупаться от настойчивых "посетителей" баранками и водкой. Иначе, подперев наружную дверь бороной, их закрывали в доме.     Иногда прямо в избу к молодым, которые уже заранее готовили много угощения - блинов, пряников, орехов, вина и водки, ввозили на санях разбитного старика. Он собственноручно раздавал угощение всем находящимся в помещении. После этого молодая должна была вынести на улицу и раздать взрослым и детям - собравшимся возле дома зрителям, приготовленные для этой цели орехи. В ряде южных губерний России в первой четверти ХХ в. "новоженов" или только молодую с подругами возили по деревне в санях, запряженных вместо лошадей молодыми парнями. Иногда на улице останавливали катающихся в санях молодых, стаскивали с мужа шапку и за ее возвращение заставляли молодую его прилюдно целовать В обоих случаях исполнители действия требовали обязательного в этом случае "откупа", который обычно и получали без сопротивления. Известен обычай "окапывания молодых". Его обычно исполняли только мужчины. Они притаскивали к дому молодоженов с предложением покататься перевернутую зубьями вверх борону и покрытые ковром санки. Если хозяева предлагали пришедшим хорошее угощение, то визит заканчивался всеобщим весельем. Мужа торжественно усаживали на санки, а жену к нему на колени и, громко прославляя ум, красоту и щедрость супругов, провозили по всей деревне. Если же надежды пришедших не оправдывались или угощение казалось слишком скудным, молодых вытаскивали из дома и сажали на борону. Большое значение в череде праздничных масленичных развлечений, связанных со смотрами образовавшейся новой семьи, придавалось обязательному участию ее в общем катании на праздничных санях с лошадьми в составе масленичного поезда. Подобные,,съездки" проводились в деревнях по очереди по заранее оговоренному расписанию в определенные дни. Катались подобным образом и на праздничных базарах. Молодые, разодетые в свои лучшие наряды, находились в санях парой или в сопровождении друзей и родственников. Количество свадеб, состоявшихся в той или иной деревне, значительно влияло на рост ее престижа в глазах окружающих и в этом приехавшие старались перещеголять друг друга. Молодые торжественно и чинно гуляли здесь под ручку длительное время, показывая себя обществу, катались на качелях; посещали балаганы, веселились. Все окружающие при этом их придирчиво и заинтересованно осматривали, нахваливая своих, но не обходя вниманием и чужих. Принимали молодые участие и в так называемых "столбах", суть которых состояла в следующем действии. Пары выстраивали по обеим сторонам улицы, напротив друг друга, и заставляли целоваться на глазах большого количества собравшихся зрителей, демонстрируя обществу таким образом публично свою любовь, уважение и привязанность друг к другу. Жене, кроме того, следовало выказать еще и свою покорность мужу. В Рязанской губ. молодых при этом подводили к "столбу". Мужа ставили к верее ворот, а жену перед ним и заставляли узнавать его желания. Если тот отвечал, что хочет рыбы, то это являлось знаком к определенному действию: молодая должна была поклониться ему до земли и три раза поцеловать. Иногда заставляли целоваться больше. Во время Масленицы, помимо обрядовых действий, в которых участвовали непосредственно сами молодожены, существовала и традиция обхода тех домов, в которых были молодые пары, для того, чтобы смотреть и славить их. В этом обряде участвовали дети и молодые парни. Но на подобные действия предварительно следовало спросить разрешения у хозяев. По своему значению обход напоминал вьюнишник или окликание.,,Новоженов" вызывали на крыльцо и начинали громко расхваливать. Иногда ловили молодую и "допытывались" у окружающих "чья она". Муж в этом случае должен был признать ее своей женой, поцеловать ее и угостить "ловцов". Этот обычай был известен в Нижегородской губ. под названием "сводить молодых". Иногда пели полагающиеся в таких случаях песенки-колядки: "Сисенка, яисенка, Желанная, бескарманная, У тебя-то в кармане-то горошинка, Сама ты хорошенька, Подай, тетенька! Если не подашь- родишь цыганеночка! А если подашь- родишь хорошенького! Подай, тетенька!" За свою песню исполнители получали от молодых мужа и жены деньги, блины и другие подношения. Повышенное внимание, уделявшееся молодоженам в указанное время, было отнюдь не случайным. Оно объяснялось тем, что каждая свадьба оказывалась явлением, имевшим большую психологическую ценность не только для конкретных, участвующих в событии людей, но и для всей определенной крестьянской общины в целом. Она оказывалась как бы соотнесенной со всеми ритмами, на которые оказывал свое структурирующее влияние народный календарь. Поэтому считалось, что своим активным участием во всех обрядовых действиях Масленицы молодожены, находящиеся в браке первый год, должны обеспечить потомство и благополучие не только себе, но, по принципу подражательной магии, повлиять на плодородие земли и богатый урожай, сулившие сытую спокойную жизнь всем соприкасавшимся с ними во время праздника. Все связанные со смотрами молодых брачных пар обряды были основаны на том, что только семейные люди - после свадьбы и рождения первого ребенка - рассматривались обществом, как полноценные взрослые его члены. Для вступления в брак в крестьянской среде существовали определенные традицией возрастные рамки, нарушение которых представлялось предосудительным. Считалось, что такие люди, не исполнили свой жизненный и общественный долг, нарушили установленный ритм жизни. Их называли бобылями, перестарками и воспринимали, как социально неполноценных, живущих "не в законе". Утверждение девушки или парня в группе взрослых людей, даже при достижении половой зрелости физически, в народном представлении не происходило и без перехода их в новое жизненное качество - мужа и жены - и возникновения нового социального образования - семьи. Отношение общества к ним как к "незаконченным" людям не меняло даже возможное наличие внебрачных детей. В то же время, наряду с масленичными обрядами, связанными с молодоженами и с получением ими одобрения совершившегося события в среде родственников, соседей и всего деревенского окружения, существовали и обряды, в которых отражалось отношение коллектива к нарушителям, отступившим от предписанных вековой традицией норм развития жизненного сценария   человека. Один из них носил название "колодка" и был зафиксирован в конце Х1Х -начале ХХ вв. в Воронежской и Смоленской губерниях. Суть его состояла в том, что девушку, не вышедшую замуж в предыдущий мясоед, прилюдно "позорили". К ее ноге привязывали завернутое в холст полено или палку, а иногда платок или ленту и заставляли в таком виде ходить по улице и показываться всей деревне. Известны случаи и аналогичного наказания парней. Другим действием, совершаемым над незамужними был обряд "соления". Намеченную девушку под каким-нибудь предлогом раздетой вызывали из дома на улицу или вытаскивали на катании из саней и заталкивали в вырытую глубоко в снегу яму. При этом старались всеми возможными способами хотя бы частично обнажить наказуемую, засовывали ей снег за шиворот, под рубашку, стаскивали платок, натирали докрасна снегом лицо. Делали это с целью освободить девушку от влияния на ее дальнейшую жизнь случившейся неудачи, чтобы она "не закисла" в следующий мясоед и вышла скорее замуж. Потерпевших неудачу при попытке создать семью молодых мужчин также не оставляли без наказания. Это объяснялось тем, что в народном представлении подобный человек представлял большую опасность для общества, так как мог оказать негативное влияние на предстоящий урожай тем, что не смог исполнить своего основного назначения - стать создателем нового рода. Неудачливого ухажера усаживали на зубья бороны и тащили с улюлюканьем, свистом, песнями на горку, а затем сталкивали с нее. В некоторых случаях удавалось избежать позорного действия: для этого откупались от "общества" изрядным количеством водки или вина и закуски.

 

 

Гостевание молодоженов (позывы)

- ритуальное посещение молодоженами во время масленичной недели родителей невесты и жениха, родственников, повивальных бабок, сватов, кумовьев и всех тех, кто принимал участие в подготовке и проведении их свадьбы.
Поездки в гости начинались в первый день праздника, который в каждой деревне был свой и приходился на дни от вторника до четверга. Обычно это происходило после того, как все предписанные традицией обрядовые действия, связанные с демонстрацией обществу новых образовавшихся семейных пар были исполнены

Первым обязательным послесвадебным обрядом на Масленицу считался приезд молодоженов в гости к родителям невесты. Это посещение родных называлось "поехать к теще на блины" и считалось очень почетным. Молодые гостили здесь сутки, но могли оставаться и до окончания праздничной недели. Появление их в доме предварялось определенным ритуалом, который в разных местностях мог иметь свои особенности.
Обычно тесть или брат молодой в первый вечер праздника появлялись в доме, где жили молодые супруги с приглашением придти на следующий день к тестю и теще на угощение. Приглашение распространялось не только непосредственно на молодоженов, но так же и на свекровь и свекра с семьею. Молодка уходила домой вместе со "зватом"- пришедшим человеком. (Термин ,,зват" перешел в масленичную обрядность из свадебного ритуала, где так называли товарищей жениха, созывавших гостей на свадьбу). Через некоторое время, обычно утром следующего дня, вслед за женой к теще и тестю приходил и муж, а позже остальные гости. "Новоженов" принимали с большой радостью и с почетом усаживали в "передний угол". Кроме приглашенных родственников в гости приходили так же и подруги невесты. Когда собиралось много участников застолья, ставили два стола: за одним сидели молодые, за вторым - остальные гости. Праздничный стол должен был быть обильным и сытным. Угощение насчитывало обычно несколько смен блюд. Первыми подавали соленые огурцы и холодные закуски; затем жареную рыбу, блинцы, каравайцы с коровьим маслом, пшенные лепешки с яйцами - драчены и пр. Специально для зятя теща пекла большое количество блинов, творожники, пироги с разнообразными начинками и, вообще, всячески старалась ему угодить и угостить, как можно вкуснее и лучше. Гости пели и плясали.
В это время происходило окончательное прощание молодайки с родительским домом, что символизировали вручаемые ей родителями ложка и чашка. Этот обычай получил название "ходить с отвязьем". Молодые так же приезжали в гости не с пустыми руками. В качестве подарка они обычно привозили с собой пряники, пироги- "прощенники", изготовлявшиеся специально для Масленицы. Их пекли с изюмом из пшеничной муки и украшали сверху вензелем. В благодарность за приглашение, молодой часто одаривал родственников жены (тещу и золовку) новыми лаптями. Лапти привозили по целому мешку. Если зять сам не умел плести их, то за него это делали отец и братья. В Рязанской губернии этот обычай называли "пойти в отводы".
На следующий день молодые возвращались домой к свекру, где снова происходило угощение и гуляние.
Присутствию молодоженов в доме придавалось большое значение. За их приездом следила вся деревня. Если в какой-то семье не было молодой пары, то старались пригласить в гости новобрачных родственников или просто знакомых. Их принимали с таким же почетом и вниманием, как и молодоженов из собственной семьи. Усаживали за стол на самое почетное место в переднем углу, а остальные гости размещались с ними бок о бок. Хозяйка усиленно потчевала гостей различными кушаньями, а хозяин вином и пивом.
Обязательными считались визиты молодоженов и ко всем, кто принимал участие в их свадьбе. При этом хозяев следовало одаривать пряниками, платками, полотенцами, мылом и пр. Тульские и белевские медовые пряники, вяземские коврижки издавна считались дорогими престижными подарками. На их поверхности часто теснили-"печатали" всевозможные узоры и надписи: "от милого подарок дороже золота", "чин чина почитай, и подарок не забывай", "милости просим нашей хлеба-соли", "за все благости наше низкое челобитьице". Приезжать без подарков считалось большим неуважением к хозяевам и позором для молодой пары. Те, у кого не было подарков, не ездили в гости и старались не показываться на улице во время праздника.
В масленичную неделю молодые не только сами ходили по гостям, но должны были приглашать их и к себе.
В один из дней, обычно во вторник, зятю полагалось позвать на угощение свою тещу. Накануне вечером он обязан был пойти к ней домой и сделать это лично. Утром следующего дня с повторным приглашением к ней посылали нарядно одетых "зватых". Ими, как правило, были обычно дружка жениха на свадьбе или его сват, но могли быть использованы и другие люди. Чем больше "зватых" приходило за тещей, тем больше уважения и почестей оказывал ей новый молодой родственник. При этом обе стороны - и приглашающая и приглашаемая - одаривали посланцев подарками и деньгами.

 

Приглашали в гости либо со всею семьею на обед, либо более скромно - только на ужин. Первое приглашение считалось наиболее престижным и о нем оповещали всю деревню. Этот обычай был широко известен под названием "тещины вечерки".
Молодая невестка так же, в свою очередь, должна была оказывать знаки внимания родным мужа и приглашала их на следующий день на " золовкины посиделки ". Если сестры ее мужа были еще в девушках, то она приглашала своих незамужних подруг. Если золовки были замужними женщинами, то ей следовало пригласить и своих замужних родственниц. Невестке положено было одаривать новых родственниц. Когда все приглашенные собирались вместе, молодуха вместе с ними, на целом "поезде" из праздничных саней, ездила с подарками по золовкам.
Посещения молодоженами родственников во время масленичной недели несли на себе несомненный отпечаток древних ритуальных действий, связанных с семейно- бытовой обрядностью. Они как бы объединяли собой Святки и Масленицу. В период святочных гуляний начинался подбор брачных пар, после этого следовал сезон свадеб, а на Масленицу молодые посещали родню невесты. Во время гостевания молодая чета должна была непременно одаривать хозяев подарками, наибольшую часть из которых составляли продукты земледелия.
Во время приема молодоженов на Масленице главное внимание уделялось наличию обильного и жирного угощения. Совместная трапеза хозяев и гостей за одним столом в данном случае являлась не просто актом насыщения, а представляла собой определенное обрядовое действие, в котором пища служила объединяющим собравшихся началом,

позволявшим установить отношения наибольшей возможной близости и гостеприимства. Пища занимала важное место в масленичной обрядности. Она являлась в данном случае как бы знаковым символом, отмечающим рубеж двух важных временных циклов - свободной юности и семейной зрелости. В народной мифологии,,пища" представлялась магической силой, способствовавшей возникновению состояния жизненного цветения и плодоносящего изобилия. Именно поэтому участие на Масленице в чрезмерно обильном застолье символизировало собой приближение зарождения новой жизни - как в природе, так и в человеческом коллективе. В данном случае, это должно было способствовать успешному исполнению молодоженами их жизненного предназначения - воспроизводству нового поколения.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 742. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия