Студопедия — Камильжан РАХИМОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Камильжан РАХИМОВ

Время   Место проведения
12.00 Торжественное открытие. Парад Комаров. Главная сцена, слева от палат Строгановых  
12.30 Интеллектуальные игры, проводит Борис Бурда Конкурс на самый ужасный комариный писк
14.00 Конкурс детской моды «Писк моды» (модели одежды индпошива) с поведением итогов и награждением
15.00 Концерт бардовской песни и концерт произведений о комарах. Парад участников спартакиады «Игры победителей»
16.00 Конкурс шуточной песни "Комаринская"
17.30 Награждение участников Спартакиады. Конкурс на самые тощие ноги «Комариные ножки»
18.00 Концерт Бориса Бурды
18.30 Конкурс на самую вкусную девушку
19.00 Закрытие фестиваля с концертом и награждением
 
12.00 Прослушивание на конкурс шуточной песни, 1 тур Открытый навес на площади
С 13.00 Конкурс на лучший сувенир
 
12.00-19.00 Ярмарка: продукты, горячее питание, сувенирка, украшения, туристическое снаряжение, чаи, сладости Центральная площадь
 
12.00 Регистрация участников, репетиции конкурса детской моды, прически для участников Палаты Строгановых, каретная
 
С 14.00 Конкурс шашлыков Аллея у музея Голициных
 
В течении дня Конкурс охотников на живого комара  
 
15.30-17.00 Спартакиада «Игры победителей», спортивные соревнования детей, победивших тяжелые болезни Спортивная поляна
 
15.00 Архитектурные и исторические памятники древнего Усолья (пешеходная экскурсия по территории комплекса) Музей Голициных
16.00 Детская игровая программа «А я чайничала, самоварничала»
     
22.30 Шоу китайских фонариков Палаточный городок

Работа выставок в музеях: Палаты Строгановы, музей Голицыных. Работают Спасо-Преображенский собор.

Детские игровые программы и услуги, катание на лошадях, на катере.

21 июля, воскресенье. Выезд, уборка территорий лагеря

МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

АЛЬ-МУСТАМЛИ АЛЬ-БУХАРИ

ШАРХ АТ-ТА`АРРУФ» В ФОРМИРОВАНИИ

УЧЕНИЯ ХАДЖАГАН-НАКШБАНДИЯ

Камильжан РАХИМОВ

Старший научный сотрудник-исследователь

Института востоковедения им. А.Р.Бируни АН РУз

В прошедшие века наука о тасаввуфе в нашем крае занимало особое место. В частности, Бухара в этом плане на мусульманском Востоке стала одним из авторитетных научных центров. В IX-XI веках в научно-духовной среде Бухары сложились стройные взгляды на учение тасаввуфа и оформились в качестве отдельного самостоятельного направления.

Расцвет учения тасаввуфа в Бухаре, как впрочем и в Центральной Азии, непосредственно связан с именем Абу Ибрахима Исмаила ибн Мухаммада ибн Абдуллаха аль-Музакира аль-Муфассира аль-Мустамли аль-Бухари (ум. 434/1043). Мустамли – выдающийся теоретик тасаввуфа, толкователь писания, хадисовед, знаток Корана, ханафистский правовед, третий из плеяды бухарских «Семи законодателей» («Кузот ас-сабъа»). Он был крупным учёным в области морфологии, синтаксиса, литературы, тафсира, хадиса, юриспруденции, теологии, тасаввуфа, философии, логики, истории, а также теоретических и практических нравственно-этических знаний. Он жил и творил в одно время с такими выдающимися мыслителями как Абу Райхоан Бируни (973-1048), Абу Али ибн Сино (980-1037), Хаджа Абдуллах Ансари (1006-1088), Шейх Абусаид Абулхайр (957-1049), Дакики (ум.приблизительно в 977г.), Фирдауси (940-1010), Фарухи (Х в.) и Манучехри (Х в.).[1] он был известен под нисбой «Мустамли Бухари». Его произведение «Шарх ат-Та‘арруф ли-мазхаб ат-тасаввуф» («Комментарии к ознакомлению с путём тасаввуфа») считается одним из первичных известных научных теоретических источников, созданных в школе тасаввуфа Бухары.

До настоящего времени эволюция тассавуфа в Бухаре и во всей Центральной Азии, его широкое распространение в этом регионе трактовалось в непосредственной связи с именем Хаджи Юсуфа Хамадани (1048-1140)[2].

Наряду с этим, по мнению проф. В.Маделунга в цепи передачи хаджаган-накшбандия многие знаменитые предания и истории искусственно связаны с именем Юсуфа Хамадани[3]. Также, известный специалист по истории тасаввуфа в Центральной Азии проф. Девин Де Уиз утверждает, что идеи, провозглашённые первыми шейхами тариката хаджаган, в основном сформировались в Х-ХI веках и были повзаимствованы у тариката кубравия [4]. Однако, оба эти учёные не приводят веские аргументы, подтверждающие их мнение. Вероятно, эти исследователи не были знакомы с упомянутым произведением Мустамли.

А между тем, во-первых, когда Мустамли скончался, Хаджа Юсуф Хамадани едва достиг возраста пяти лет и ещё не бывал в Бухаре. Во-вторых, согласно относящихся к тарикату накшбандия источников, Хамадани приехал в Бухару в 1125 году и тогда же начал здесь свою деятельность. Самая же старая, известная на сегодня копия рукописи трактата Мустамли Бухари «Шарх ат-Та`арруф» завершена написанием в 1081 году. То есть, между написанием самой древней копии рукописи и прибытием Юсуфа Хамадани в Бухару разница в 44 года, а между кончиной Мустамли и приездом в этот город Юсуфа Хамадани прошло 82 года. Отсюда становится очевидным, что идеи тасаввуфа не проникли в Центральную Азию с Юсуфом Хамадани, но основы науки тасаввуфа были заложены в регионе ещё до его появления здесь. Отсюда следует, что Юсуф Хамадани всего лишь практикующий шейх, который распространял среди людей теорию тасаввуфа, созданную Мустамли Бухари.

«Шарх ат-Та`арруф» был одним из основных научно-теоретических источников как для учения хаджаган-накшбандия, так и для созданных в ХII-XIV веках знаменитых суфийских произведений – «Кашф ал-махжуб ли-арбаб ал-кулуб» Худжвири, «Кашф ал-асрор ва уддат ал-аброр» Абу аль-Фазла Рашидиддина Майбуди, «Тазкират аль-авлиё» Фаридуддина Аттара, «Фасл ал-хитоб ли –вусул ал-ахбоб» Хаджи Мухаммада Порсо[5].

В этой статье мы хотим обратить внимание на отдельные положения, касательные учения хаджаган-накшбандия, изложенные в трактате «Шарх ат-Та`арруф».

Как известно, тарикат хаджаган-накшбандия вышел на сцену как учение, совершившее большой поворот в истории тасаввуфных теорий. Иначе говоря, это учение выполняет своеобразную революционную преобразовательную миссию в суфийско-научном образе мышления, вообще в реформировании основного содержания и сути тасаввуфа. Дело в том, что ко времени Хаджи Абдулхалика Гиждувани (1103-1179) различные тасаввуфные учения, напитанные идеями отшельничества и отречения от мира, проникли в различные социальные слои общества, стали приобретать определённое ценностное и общественное значение. В результате, при сохранении обращенности – тавваджуха ко внутреннему миру – батын, основным смыслом тасаввуфа стало полноценное существование в мире явном, неуклонное исполнение общественных обязанностей, жизнь за счёт собственного честного труда при сохранении любви в сердце и исполнение богослужения в форме внутреннего зикра. По сути своей, это и стало основной причиной широкого распространения этого тариката на обширных географических пространствах, роста его популярности, жизнеспособности и социальной адаптированности.

Здесь возникает закономерный вопрос: где находятся основные корни тариката хаджаган, краеугольные камни которого заложил Хаджа Юсуф Хамадани (1048-1140), в какой тасаввуфной доктрине или из каких источников он берёт своё начало? Оказали ли на него влияние предшествующие тасаввуфно-научные источники? К сожалению, этот вопрос доныне ждёт своего ответа. При том, что на тему хаджаган-накшбандия написаны десятки серьёзных исследований, трактатов, сотни научных статей в Узбекистане, Таджикистане, Иране, Турции, России, Германии и других странах, об этом аспекте не было сделано ни одного мало-мальски серьёзного исследования, хотя бы на уровне статьи. Естественно, такое положение вещей рождает предположение, что учение хаджаган-накшбандия, не будучи звеном в цепочке суфийской мысли, возникло само-собой, на пустом месте. Однако, после знакомства с корнями школы тасаввуфоведения Бухары становится ясно, что такое мнение абсолютно безосновательно. Так, источники, представляющие школу тасаввуфоведения Бухары, сформировавшиеся на основе вероучения ханафистского толка и матуридистской теологии, свидетельствуют о преобразовательских тенденциях задолго до тариката хаджаган-накшбандия. Трактат «Шарх ат-Та`арруф» наглядное тому подтверждение.

В произведении Мустамли, жившего и творившего почтиза сто лет до Хаджи Юсуфа Хамадани, содержатся ряд терминов, понятий и правил тасаввуфа, а также толкования, которые, вне всякого сомнения, послужили научно-теоретической основой для тариката хаджаган. С учётом этого, приехавшего в последующее время в Бухару Хаджу Юсуфа Хамадани и заложившего краеугольные камни тарикатов хаджаган и яссавия, было бы справедливым назвать не личностью, вознамерившейся внедрить своё учение, а мутасаввифом, вдохновившимся произведениями великих бухарских шейхов Х века, таких как Калабади (ум. 990 или 995) и Мустамли (ум.1043), и вознамерившимся продолжить их традиции. Это суждение подкрепляют и четыре первых источника или «рашха» зикра, авторство которых приписывается Хадже Юсуфу Хамадани, впервые примененные и прокомментированные Мустамли.

В частности, один из «одиннадцати источников» - девиз «Внешне будь с народом, внутренне же сИстинным» или рашху «Уединение в обществе» (Хилват дар анджуман) Мустамли поясняет примером из преданий, связанных с Зуннуном Мисри (796-859):

«Когда Зуннуна спросили «кто является просвещённым?», он ответил: «Просвещённый – это такой человек, который, хоть и находится с ними в одном месте, но духовно бывает отделён от них. То есть, внешне он пребывает с людьми, однако, его внутреннее оторвано от людей. Господь так благовестит об Избраннике (с.а.с.): «(О, Мухаммад!) Скажи: «Всего лишь человек я, вам подобный». [6] Пророк (с.а.с.) же так говорит об отделённости от людей внутреннего (сирр) человека: «Я таков, как ни один из вас». Здесь подразумевается, что внешнее человека подвластно шариату (то есть, людским законам), а внутреннее подвластно Истине (то есть, находится с Истинным Господом)». [7]

Кстати, именно этому понятию в тарикате хаджаган-накшбандия уделяется также много внимания. В частности, как повествует Салах ибн Муборак, написавший самый достоверный трактат о Хадже Бахауддине Накшбанде (1319-1389), тот, возвращаясь из хаджа, в пути достигает города Герата. Представитель династии Курт принц Амир Муиззиддин Хусейн (1339-1370) собирает в его честь собрание и удостаивается его беседы. Во время беседы Амир спрашивает у Хаджи: «Оказывается, у вас нет громкого зикра, уединения и радений? На чём же тогда основывается ваш тарикат?

Тот отвечал: «Есть высказывание от дома Абдулхалика Гиждувани (к.с.), гласящее: «Уединение в обществе». Ещё спросили: «Что означает «Уединение в обществе»? Отвечали: «Во внешнем проявлении быть с людьми, а внутренне – быть с Истинным Господом». [8]

Мустамли с научной позиции обосновал понятия «зохир»(внешнее) и «батын» (внутреннее). Стремясь прокомментировать эти понятия и в узком, и в широком смысле, он пишет, в частности, следующее: «Пророки же представлены с двух сторон, то есть, состоя из внутренней и внешней сторон, внешне они в общении с народом (людьми), а внутренне – они пребывают в общении с Истинным Господом. В качестве подтверждения их представленности в человеческом облике можно привести явленные Аллахом речения:

«(Скажи) Всего лишь человек я, вам подобный.

И мне открылось,

Что ваш Бог – Единый Бог». [9]

Следующий же хадис свидетельствует о том, что внутреннее существо пророков предстоит перед Истинным Создателем: «Я таков, как ни один из вас». [10] В другом хадисе об этих двух смыслах говорится так: «Оба моих глаза спят, но сердце моё не спит». [11]

О разнице между понятиями «зохир» (внешнее) и «батын» (внутреннее), их взаимосвязиМустамли рассуждает в философском контексте:

«Когда у человека имеется истинная вера, в его существе появляется внутреннее видение. Правильное внутреннее созерцание (мушохадат) порождает признаки величия. После появления внутреннего величия внешнее также начинает покоряться внутреннему. Ощутившие внутреннее величие начинают стыдиться совершать предосудительные поступки. Причина этого состоит в том, что члены тела подвластны сердцу, а сердце считается их повелителем. Но (вместе с тем) сердце – пленник Истинного Создателя. Когда повелитель (сердце) становится пленником, его подданные (органы тела) становятся пленниками вдвойне. Следовательно, внешняя стыдливость является проявлением внутреннего величия. Насколько велико внутреннее величие – настолько же велика внешняя стыдливость, чем больше (внешняя) стыдливость, тем меньше совершается неблаговидных дел. (И, напротив), насколько больше совершается дурных дел, настолько меньше стыдливости, насколько меньше внешней стыдливости – настолько уменьшается внутреннее величие» [12].

Об этом Хаджа Бахауддин Накшбанд говорит так:

«Аз дарун шав ошно-у ва-з берун бегонаваш,

Инчунин зебо равишкам мебувад андар жахон». [13]

 

«Будь другом ты в душе, а внешне – оставайся безразличным,

Пути такого красота – большая редкость в мире хаотичном».

Основную суть человеческого бытия и его силу Мустамли связывает с его внутренним миром. По его мнению, внешнее, будучи подвластным внутреннего, являет то, насколько сильно внутреннее обозревание (мушохадат). Насколько крепка любовь человека – настолько более покорны его внешние проявления. Соответственно, насколько ущербно внутреннее содержание человека – настолько же его внешнее выражение будет невежественным и ущербным. Таким образом, недостатки и крайности внешних проявлений человека отражают недостатки и крайности его внутреннего мира.[14]

Понятия «зохир» (внешнее) и «батын» (внутреннее) по-разному трактовались учёными-исследователями тасаввуфа как до так и после Мустамли. Однако, их трактовки не настолько сходны с представлениями Мустамли как трактовка тариката хаджаган-накшбандия. С другой стороны, никто не прокомментировал эти понятия настолько подробно как Мустамли. По нашему мнению, происхождение девиза учения хаджаган-накшбандия «Внешне будь с народом, внутренне же с Истинным» своими корнямивосходит к произведению Мустамли «Шарх ат-Та`арруф». Мустамли поясняет эту идею так:

«Внешнее уединение (таджрид) без уединения внутреннего не приносит никакой пользы. Ибо, внешнее относится к людям, а внутреннее соотносится с Истинным (Богом). Уединение ввиду людей и отсутствие уединения перед взором Божьим считается украшательством внешнего и сокрушением внутреннего. А это качество, присущее лицемерам». [15]

Он говорит также: «Пустыни и пещеры – места уединения. Однако, человек внешне должен быть с людьми. Время нужно использовать для блага народа». [16]

Ещё к теоретическим построениям, связывающим первых представителей бухарской школы тариката накшбандия, в частности, с Мустамли, относятся понятия «Хакк» и «халк» («Истинный Бог» и «народ»). Эти два понятия впервые всесторонне исследуются в «Шарх ат-Та`арруф» Мустамли. После него научно-теологическую трактовку этих терминов даёт великий учёный-богослов Ибн Аль-Араби (1165-1240). В последующем эти понятия вводятся в научный оборот теоретиками накшбандийского учения. Понятия «Хакк» и «халк» Мустамли трактует так:

«Всевышний Господь в отношении великих поступает следующим образом. Сначала Он отъединяет их от людей, после чего они остаются наедине с Истинным. После таинства уединения с Истинным Господом возвращает их в среду людей и они среди народа продолжают оставаться с Истинным. Однако, те, кто не был вместе с народом и не был отъединён от людей, никогда не обретут путь, приводящий к Истинному (Богу)». [17]

Давайте обратим внимание на следующее суждение Мустамли:

«Среди народа не будь с людьми, но будь с Творцом. Вот таким бывает уединение с Богом». [18]

Как бы то ни было, ясно одно: впервые понятия «Хакк» и «халк» пришли в мир тасаввуфа через «Шарх ат-Та`арруф». Из этого положения выкристаллизовался девиз учения накшбандия «Внешне будь с народом, внутренне же с Истинным». Впоследствии понятия «Хакк» и «халк» были более широко освещены в произведениях Ибн Аль-Араби, Хаджи Порсо (ум.1419) и Абдурахмана Джами (1414-1490), которые также в этом вопросе ссылаются на Мустамли.[19]

В тарикате хаджаган-накшбандия есть правило «Сафар дар ватан» (Путешествие по родине), которое рассматривается как введённое Хаджой Юсуфом Хамадани. Смысл его в том, что человек должен путешествовать по родине как странник, шествуя по своей сущности, избавляться от недостатков, приобретать положительные качества. Об этом Бахауддин Накшбанд сказал:

 

 

«Очмай огзингни кула олсанг соз!

Кузсиз яна дунёни кура олсанг соз!

Ултир-да, сафар айла, оёк захматсиз –

Ер куррасини кеза олсанг соз!».

«Смеясь, ни на мгновенье рта не раскрывай!

Ещё без глаз красоты мира ты обозревай!

Весь шар земной ты обойти сумей –

На месте сидя, путешествуй, ног не утруждай!». [20]

В произведении Мустамли мы также встречаем увязку с девизом хаджаган «Сафар дар ватан». Учёный пишет так: «Быть странствующим по родине – дело мужей». [21]

В другом месте произведения он пишет: «Нужно ещё раз подчеркнуть, что путешествие просвещённых – в мудрости». [22]

В следующей части «Шарх ат-Та`арруф» мы опять встречаем идею ставшую основой для знаменитого лозунга: «Путешествие сердец это аналог телесных путешествий. Так, есть много людей, чьё тело статично, а сердце – странник». [23]

В тасаввуфе особое внимание уделяется зикру – вспоминовению Аллаха. В тарикате хаджаган-накшбандия зикр, в основном, практикуется «хафи» (тайно, внутренне). Бахауддин Накшбанд принял внутренний зикр. Об этом он говорит так: «Где бы ты ни был, кем бы ты ни был и чем бы ни занимался! Постоянно будь занят зикром в сердце, но никто не должен быть осведомлён об этом». [24]

В «Шарх ат-Та`арруф» Мустамли отдельно останавливается на непрерывном зикре (ذکر بلا بت) и преходит к подробному объяснению этого термина: «Здесь зикр человека бывает беспрерывным (то есть, человек всё время помнит Истинного Всевышнего). В данном случае имеется в виду не зикр, произносимый языком, а лицезрение сердцем. Ибо, без предстояния сердцем (мушохадат) вспоминовение языком не является вспоминовением, тогда как обращённость в сердце, даже без проговаривания языком, считается зикром. Следовательно, чем больше предстояния в сердце, тем больше и зикр языком. Прекращение предстояния влечёт за собой и остановку зикра». [25]

Комментируя упомянутое положение, Мустамли говорит об источниках «ёд кард»(вспоминание) и «ёд дошт» (памятование), авторство которых в исследованиях по учению хаджаган-накшбандия приписывается Хадже Абдулхалику Гиждувани, говорит следующее:

«Пожалуй, непрерывный зикр может состоять из того, что (когда человек), обозрев оба мира, не находит никого, кто мог бы занять место друга и ничего, что бы занять место этой дружбы. Не найдя никого лучше (Бога), как он (человек) может променять Его на что-либо другое? Итак, непрерывный зикр может состоят не из «ёд кард» [26], а из «ёд дошт» [27]. Поскольку между воспоминаниями не может не быть перерыва, а памятование беспрерывно» [28].

Определённо становится ясно, что источники («рашха») «ёд кард»(вспоминание) и «ёд дошт» (памятование) впервые были теоретически обоснованы и введены в практику не Хаджой Абдулхаликом Гиждувани, но Мустамли Бухари.

Как известно, существование за счёт честного труда – основное требование для принадлежности к тарикату хаджаган-накшбандия. Яркий аргумент в пользу нашего утверждения лозунг, выдвинутый Бахауддином Накшбандом «Даст – ба кор-у, дил – ба Ёр» - «Руки – труду, сердце – Возлюбленному». Именно поэтому люди, вступившие в накшбандийский тарикат, жили своим праведным трудом.

Шейхи хаджаган-накшбандия не принимали в послушники-муриды людей без профессии, не владеющих ремеслом,[29] безусловно, сами при этом занимались каким-либо промыслом. Хаджа Али Ромитани (1191-1321) был ткачом, Хаджа Мухаммад Бобо Саммаси (ум.1335) - садоводом, Саид Амир Кулал (1287-1370) - гончаром, Хаджа Бахауддин Накшбанд (1318-1389) - ткачом-орнаменталистом, сын Амира Кулала – Амир Хамза – охотником, Хаджа Убайдуллах Ахрор (1404-1490) – животноводом и торговцем. Бахауддин Накшбанд говорил, что упование на Всевышнего необходимо сочетать с честным трудом.[30] Духовный наставник (пири увайси) Бахауддина Накшбанда Хаким Термези (ум.320/932), будучи суфийским мастером, придававшим большое значение существованию за счёт своего труда, даже написал на эту тему трактат «Баён ул-касб».

В тарикате хаджаган-накшбандия требуется, непрерывно совершая служение, не оставлять семейных и общественных обязанностей, трудиться на благо семьи, благоустройство страны. Это требование всецело совпадает с идеями, выдвигаемыми содержанием хадисов. Сам Бахауддин Накшбанд, будучи простым, чистым человеком, жил на средства, заработанные своим честным трудом. Великие учителя хаджаган провозгласили: «Нам важнее не рубище, но поприще (идея, ремесло)». [31]

У Мустамли есть толкование и этой идеи. Говоря о занятии делом, он использует выражение «избавление от корыстного чувства» (حسم الاطماع), трактует его так:

«Смысл этого выражения состоит в том, что для избавления от чувства алчности в отношении других людей необходимо заниматься делом. Если человек не занимается промыслом, он вожделеет и надеется то, что кто-либо будет содержать его. Люди, относящиеся к этой категории, в целях избавления от корыстности и подобных ожиданий находят нужным заниматься ремеслом, поскольку нафс – это то, что побуждает человека к плохим деяниям и приводит к грехопадению Если человек испытывает корысть к людям, нафс (эго) становится его идолом. Наряду с этим, корыстность, будучи низким состоянием, низводит человека в глазах других людей. Все блага этого мира не стоят того, чтобы человек унижал собственное достоинство». [32]

По утверждению Мустамли человек обязан содержать членов своего дома по двум причинам. Первая – это требование шариата, поскольку шариат обязывает человека заботиться о тех, кто от него зависит. Вторая – это необходимость иметь силы для сохранения своей веры на основе упования. Потому, что для сохранения своей веры на основе упования человек должен иметь достаточно сил. У людей ущербных на это сил недостаёт. Обязанностью сильных является также забота о слабых.[33]

Мустамли констатирует, что Джунайд Багдади (ум.909) занятие ремеслом называл богослужением.[34]

В тарикате хаджаган-накшбандия особое внимание уделяется обузданию нафса и совершенствованию духа. Об этом Бахауддин Накшбанд сказал так:

«Враждуя со своим нафсом, угнетайте его, ибо, ддля того, кто наряду с милостью Истинного Всевышнего знает вредоносность своего нафса, эта практика не представляет сложности». [35]

В произведении Мустамли «Шарх ат-Та`арруф» ведётся речь о четырёх факторах, отдаляющих дух от Аллаха. Это фактор нафса, фактор шайтана, фактор привязанности к мирскому и фактор привязанности к людям. Здесь человек либо потворствует желаниям нафса, либо отдаётся мирским соблазнам, либо следует шайтану и, если привязывается к людям, становится подверженным их чарам. Потворствуя нафсу, он предаётся эгоизму, привязываясь к людям, становится лицемерным, предаваясь мирскому, оказывается за завесой (то есть, оказавшись окружённым завесой, отделяющей его от Бога, он забывает о мире потустороннем), последовав же за шайтаном, становится идолопоклонником.[36]

Скрывание духовного уровня, сохранение в тайне способности чудотворства, дабы не вызвать поклонения – главная задача в тарикате хаджаган- накшбандия. Шейхи традиции хаджаган-накшбандия, начиная от Абдулхалика Гиждувани и до Бахауддина Накшбанда, равно как и их преемники, стремясь избежать поклонения и славы, особое внимание уделяли сокрытию в тайне своей способности творить чудеса.

Хорошо осознавая разрушительную опасность невежественных, не обременённых знаниями сил, фанатичных псевдосуфиев, призывающих народ к заблуждениям и зашоренности, Хаджа Бахауддин Накшбанд, для противостояния им обновивший традицию изнутри, что принесло ему всемирную славу, категорически отвергал невежество, фанатизм и бездуховность.

Такие высказывания Бахауддина Накшбанда как: «Мы – те, кто связался с благоволением Аллаха»[37] и «Нас провели сквозь врата милости. Наша задача исполнять предписанные Пророком фарз, ваджиб и суннат (обязательное, подлежащее исполнению и желательное)»[38] очень взаимно дополняют друг друга. По его убеждению, о принадлежности к тарикату свидетельствуют именно неуклонное следование практикам фарза, ваджиба и сунната.

Своими стихотворными максимами Хаджа Бахауддин Накшбанд предостерегал от заблуждений показушных «суфиев», чему способствовал девиз «Уединение в обществе», ставший основной программой, которой руководствовались накшбандии. Бахауддин Накшбанд осуждает показное богослужение, ибо, Истинному Создателю благоприемлемо служение в сердце. Без сомнения, совершающие обряды для чужих глаз, спешащие продемонстрировать чудеса «суфии»-показушники будут посрамлены в обоих мирах. Бахауддин Накшбанд считал изъяном и демонстративное совершение чудес. Он утверждает, что такая традиция приводит к чванству, а это, в свою очередь, затягивает в трясину гордыни. И приводит к утрате милости Создателя. Поэтому важно подчеркнуть следующую сентенцию мыслителя о том, что драгоценная жизнь даётся человеку не для демонстрации чудес и не для смущения людских душ, а для прилежного выполнения практик фарза, ваджиба и сунната:

 

«Бирав, ту тарки риё кун, ки дар риё,

Хазор сола ибодат ними жав нахаранд». [39]

«Иди, оставь ты лицемерное служение скорей,

Тысячелетних поклонений напоказ

кусок ячменного хлебца ценней».

Рассмотренные выше положения Мустамли Бухари кратко резюмирует так: «Орифларнинг бути – каромат» (Крест просвещённых – чудотворство). Эта пословица напоминает девиз тариката хаджаган-накшбандия «Офат дар шухрат аст» (В славе есть погибель).

Из примеров, приведённых в нашей статье очевидно, что такие шейхи-идеологи, как Хаджа Юсуф Хамадани, Хаджа Абдулхалик Гиждувани, при формировании хаджаган-накшбандийского учения определённо опирались на сложившуюся до них в Бухаре теорию тасаввуфа, прежде всего на произведение Мустамли Бухари «Шарх ат-Та`арруф ли-мазхаб ат-тасаввуф» и это произведение служило в качестве научно-теоретического источника упомянутого трактата. Мы полагаем, что безусловно необходимо продолжать исследования в данном направлении и такие изыскания очень важны в деле освещения первичной истории тасаввуфа в нашем регионе.

 

 

Перевод на русский язык

Р. Х. Чепкунова.


[1] Однако, в источниках не встречается информации имел ли с ними сношения Мустамли.

[2] Напр. см. О.Ф.Акимушкин. Накшбанд// Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Под ред. С.М.Прозорова. т.I. С.299-301. Основной список литературы приведён здесь.

[3] W.Madelung. The Early Marji`a in Khurdistan and Transoxania and the Spread of Hanafism // Der Islam, 59, 1982. p.32-39.

[4] The Eclips of the Kubraviyah in Central Asia // Iranien Studies. 21/1-2. 1988. p,45-83; тот же автор: The Masha`ikh-i Turk and Khojagan: Rethinking Links between the Yasavi and Naqshbandi Traditions // D. De Weese. Studies on Sufism in central Asia. VI. p.180-207.

[5] Известно, что Хаджа Мухаммад Порсо был учеником-теоретиком Бахауддина Накшбанда. В своем произведении «Фасл ал-хитоб…» он дважды упоминает имя Мустамли и 21 раз ссылается на «Шар хат-Та`арруфли-мазхаб ат-тасаввуф». См.: Ходжа Мухаммад Порсо. Фасл ал-хитоб. Бо мукаддима, тасхих ва таълик Ж.Мисгарнажод.- Тегеран: Марказ-и нашр-и донишгохй, 1381.- с.43;45;66;68;70;71;73;122;131;132;133;136;166;168;170;172;175;178;180;190;191;192;196;199;203;264;266;267;406;456;535.

[6] Священный Коран. Сура «Пещера». 110-аят.

[7] Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф ли мазхаб ат-тасаввуф. Мукаддима ва тасхих Мухаммад Равшан. В 5 томах (рубъ).- Техрон: Интишорот-и Асотир, 1984-1987; Рубъи чахорум.- с.1694-1695.

[8] Салох ибн Муборак Бухорий. Анис ат-толибин ва уддат ас-соликин.- Техрон,1371. – с.3б.

[9] Священный Коран. Сура «Пещера». 110-аят.

[10] Хоким. ал-Мустадрак. 7-том.- с.552.

[11] Этот достоверный хадис приводится в сборниках надёжных хадисов Имама Бухари (3/33; 6/579), Муслима (1/509), Абу Дауда (1341), Насои (3/234) и др. См. Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф… Рубъи чахорум. с. 1642.

[12] Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф… Рубъи севвум.- с. 1058.

[13] Салох ибн Муборак Бухорий. Анис ат-толибин ва уддат ас-соликин.- с.120; Хранилище рукописей ИВ АН РУз. Рукопись РN 1331.- с.616.

[14] См. Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф… Рубъи севвум.- с. 1049.

 

 

[15] Там же. Рубъи чахорум.- с.1425.

[16] Там же. Рубъи аввал.- с.193.

[17] Там же. Рубъи чахорум.- с.1429.

[18] Там же. Рубъи чахорум.- с.1430.

[19] См.: Хранилище рукописей ИВ АН РУз. Рукопись PN 1331.- с.605б.; Ж.Холмуминов. Жомий ва вахдат ул-вужуд таълимоти.-с.181-182.

[20] См.: Фахриддин Али Сафий. Рашахот айн ал-хаёт.- с.22. Здесь перевод стихов Р.Чепкунова.

[21] Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи аввал.- с.214.

[22] Там же.- с.192.

[23] Там же. Рубъи севвум.- с.1108.

[24] Ходжа мухаммад Порсо. Рисолаи кудсия (Тошбосма). Бухоро: Бухорои шариф, 1327.- с.74.

[25] Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи севвум.- с.1052.

[26] Ёд кард (перс.) – вспоминать, воспроизводить в памяти, вспомнить, упомянуть.

[27] Ёд дошт (перс.) – держать в памяти, хранить в памяти, всегда иметь в памяти, постоянно памятовать.

[28]Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи севвум.- с.1053.

[29] Мухаммад ибн Ахмад ибн Аъсад Бухорий. Маслак ал-арифин. Отдел рукописей ИВ АН РУз. №11683-11.- с.16а.

[30] Абул Косим Мухаммад ибн Маъсуд Бухорий. Рисола ал-бахоия. Кайсари (Турция). Библиотека Рашида Афанди. №1110.- с.55а.

[31] Мухаммад ибн Низом Хоразмий Арзангий. Шархи рисолаи азизон.- Исламабад: Библиотека Ганджбанд. №8739.- с.210.

[32]Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи севвум.- с.1107.

[33] Там же.

[34] См. Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи севвум.- с.1108.

[35] Мухаммад Бокир. Макомоти Хужа Бахоуддин Накшбанд. Бухара. Бухоройи шариф. 1327.- с.56.

[36] См. Мустамлий Бухорий. Шарх ат-Та`арруф. Рубъи чахорум.- с.1521-1526.

[37] Яъкуб Чархи. Рисолаи ноийя. Подготовил к печати Халилуллах Халили.- Тегеран, 1375/1996.- с.193; Яъкуб Чархи. Рисолаи унсийя.- с.40.

[38] Салох ибн Муборак Бухорий. Анис ат-толибин ва уддат ас-соликин.- с.123.

[39] Мухаммад ибн Ахмад ибн Асъад Бухорий. Маслак ал-орифин. Отдел рукописей ИВ АН РУз. №11683-11.- с.135а.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мероприятия Фестиваля Русского Комара, Усолье 19-21 июля 2013 года 1 страница | Введение 1 страница.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 692. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия