Студопедия — Темпо - ритмическая композиция представления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Темпо - ритмическая композиция представления






(публичное)

Учебно-методический комплекс

 

Редактор:

 

 

Издательство ЮРИФ РАНХ и ГС

 

Тема 1

Темпо - ритмическая композиция представления

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом».

Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Темп- быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей движения или звука к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере. Темп- скорость или медленность. Темп укорачивает или удлиняет действие, ускоряет или замедляет речь. Выполнение действий, произнесение слов требует времени. Ускорил темп - отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп - освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможностей ещё лучше доделать и досказать важное.

Темп несёт в себе ещё и характер движений. Он может быть плавным, скачкообразным, убыстряющимся, замедляющимся и так далее. Темпы движений человека очень разнообразны и сложны среди всех признаков, характеризующих движения, темп является ведущим, так как он чаще всего отражает — состояние психики человека. Например, на похоронах идут очень медленно, но никто не видел медленной драки.

Ритм физического действия не может существовать без темпа, но темп не может также существовать сам по себе, вне действия, а значит, вне ритма. Эти понятия неразрывно связаны.

Возможность частой смены темпо-ритмов и их активности требует от исполнителя высшего уровня ритмичности. Ритмичный человек правильно улавливает темпо-ритм сценической жизни и верно в него включается. Игра в правильном темпо-ритме обеспечивает верное общение с партнерами, а это помогает сознанию сценического ансамбля.

Наиболее высокий вид ритмичности - гармоничность движений, выполняемых актёром на сцене. Движения при этом отличаются особой выразительностью и музыкальностью, которая проявляется и тогда, когда в спектакле нет музыки.

Темпо-ритм нужен нам не один сам по себе, а в связи с предлагаемым обстоятельствами, создающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе.

Пьесы и спектакли имеют также свой темпо-ритм. Значит ли это, что однажды налаженная скорость и размеренность должны бессменно держаться весь вечер конечно, нет. Темпо-ритм Т.П. тоже не один, а целый ряд больших и малых комплексов, разнообразных скоростей гармонически соединенных в одно большое целое.

Все темпо-ритмы в совокупности создают определенное настроение.

Значение темпо-ритма для всего спектакля огромно. Не редко прекрасная пьеса,

хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха, потому что она исполняется в чрезмерно замедленном и неестественно быстром темпе. В самом деле, не возможно сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе трагедии!

Говорить о перспективе применительно к режиссерскому строению спектакля - это, значит, разуметь перспективу развивающегося действия.

"Новая мысль, новое событие неизбежно ломает или изменяет темпо-ритм предшествующего действия. От акта к акту меняются темпо-ритмические краски, и нарастает их острота. Ритм создает цвет, линию, объем, конфигурацию, а не только звук. Гармония отличается от хаоса потому, что у неё есть ритм. Театр представляет синтез

ритмических рядов:

а) Ритм в творчестве отдельно взятого исполнителя - это чередование

эмоционального подъёмов.

б) Зоны активного и пассивного действия, зоны звучания и зоны молчания.
А так как представление - это работа целого коллектива, ансамбля, то и
ритмические ряды всех актёров или совпадают, или контрастируют, образуя
сложный ритмический узор. Ритму подчиняется не только эмоциональный
строй спектакля, создаваемый ансамблем, но и все выразительные средства,
световые эффекты, музыкальные фрагменты, режиссёрские приёмы, мизансцены.
Применение такого выразительного средства образует определённую

ритмическую линию.

Темп в театрализованном представлении - это скорость движения сценического действия. Законы построения темпов в театральном представлении отличаются от законов спектакля. Если в спектакле есть постоянное чередование темпов, то в силу насыщенности, в силу временных параметров театральное представление немного короче и идёт по нарастанию. Конечно, внутри отдельных эпизодов колебания темпа наблюдаются, но в целом линия нарастания сохраняется. Особая роль в организации театральной композиции принадлежит музыке, ибо она сама подчиняется законам темпа и ритма, она организует театральные ряды других выразительных средств, под музыку двигаются исполнители, меняются мизансцены, передвигаются декорации, используются кинофрагменты, слайды, световые эффекты, но таким образом можно попасть в иллюстративность. Чтобы этого не случилось, нужно помнить, что наиболее предпочтителен способ соединения выразительных средств - контрастный и ассоциативный. Итак, в театрализованном представлении темпо-ритм представляется как верный и важный подбор и выполнение конкретно поставленных сценических задач в ограниченном пространстве сцены и со скоростью, соответствующей логике и эмоциям внутренней жизни сценического героя.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2648. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия