Студопедия — Глава 15. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ 15.1. Понятие потребности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 15. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ 15.1. Понятие потребности






Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства (рис.22).

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека к окружающим, как он воспринимает и осе знает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страстьсильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г. Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии:

1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г. Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей... Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».

Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).

Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

 

Глава 15. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ 15.1. Понятие потребности

Большинство психологов разделяют точку зрения о том, что потребность выполняет функцию побуждения активности (по­ведения, деятельности) человека. И это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Понимание сущности потребности и ее роли в мотивации человека — вот что является «яблоком раздора».

Потребность как нужда. Согласно справочной литературе слово «нужда» имеет два значения: 1) недостаток чего-то необ­ходимого (дефицит); 2) потребность, надобность в чем-нибудь.

В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме животного или человека и именно в таком значении она интерпретируется как потребность. В принципе, при таком толковании понятие «потребность» ка­сается всего, что является нужным для организма, но чем в дан­ный момент он не обладает (Д.Н. Узнадзе).

Вместе с тем потребности человека связаны не только с де­фицитом, но и с избытком чего-то вредного для нормального функционирования организма, в связи с чем и появляется по­требность в ликвидации этого избытка. Например, речь идет о некоторых физиологических потребностях, знакомых каждо­му, когда необходимо «сходить по нужде». Потребность может появляться и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а из-за определенных характеристик появившегося объекта. Это было подробно изложено при рассмотрении осо­бенностей эмоциогенных ситуаций.

В российской психологии наиболее распространенной явля­ется точка зрения, согласно которой потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К.К. Платонов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные потребности).


Л.И. Божович считала, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно по­буждают индивида к активности. Однако потребность никак нельзя отождествлять с наличием объективно существующей нужды. Нужда, не отраженная в соответствующем пережива­нии, не становится побудителем поведения. Поэтому под по­требностью она понимала отражаемую в форме переживания (а не обязательно осознаваемую) нужду индивида в том, что не­обходимо для поддержания организма и развития его личности.

М.М. Филиппов рассматривает потребность как психиче­ский образ нужды.

Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается пси­хологами неоднозначно. У разных авторов результатом отраже­ния являются различные психологические феномены: ощуще­ния, переживания, состояние напряжения, испытываемая не­обходимость. С.Л. Рубинштейн писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психоло­ги за потребность принимают предмет ее удовлетворения. У не­которых же потребность выступает сразу в нескольких качест­вах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.

Потребность как предмет удовлетворения нужды. Достаточно часто потребность рассматривается как отраженный в созна­нии человека предмет (объект), который может удовлетворить (устранить) нужду.

Многими потребностью считается не только психический об­раз предмета (объекта), но и сам предмет (объект). При данном толковании потребность как бы выносится за пределы психиче­ской жизни человека. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы рассматриваются как средство раз­вития потребностей. Следуя этой логике, выходит, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако это совсем не так. Думается, что речь должна идти, ско­рее, об обогащении способов и средств удовлетворения потребнос­ти, а не о появлении новых потребностей (Е.П. Ильин).

Потребность как отсутствия блага. Потребность как цен­ность. Основу этого подхода составляют понятия сохранения и развития (совершенствования) человека, научным и обыден­ным сознанием воспринимающиеся как проявления его благо­получия. Поэтому для их обозначения используется термин благо (B.C. Магун). Им обозначаются состояния и процессы


субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) сохранения и развития этого субъек­та. Поскольку таких причин может быть много, а главное, что между ними существуют множественные причинно-следствен­ные связи, вводится понятие порядков. При этом под благом первого порядка понимается, например, состояние сытости, под благом второго порядка — хлеб, затем — зерно, мельница, поле, на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага определяется как потребность. Находясь в таком состоянии, человек как бы требует восстанов­ления своей нарушенной целостности (сохранности), или раз­вития, или появления условий, обеспечивающих эти результа­ты. Отсутствующее благо, следовательно, будет выступать как предмет потребности. Итак, потребность в благе X— это состо­яние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.

Таким образом, потребности превращаются для человека в определенные ценности. Это дало повод утверждать, что удов­летворение потребности (и возникающая при этом удовлетво­ренность) не всегда приводит к исчезновению или ослаблению силы потребности, а наоборот, может приводить к ее усилению (B.C. Магун). Предполагается, что эту закономерность можно описать следующим образом:

сила соответствующей потребности

удовлетворенность = —----------------------------------------- —-------

объем реально полученного блага

Это опровергает точку зрения о существовании обратной за­висимости между силой потребности и удовлетворенностью: чем больше удовлетворяется потребность и снижается ее сила, тем большее удовлетворение испытывает человек. Однако дан­ная зависимость была бы справедливой, если бы делимое (объ­ем реально полученного блага) было постоянной величиной. В действительности же делимое (величина блага) изменяется, и это может привести даже к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворенностью, т. е. чем больше удовлет­ворение, тем сильнее потребность, и наоборот, чем сильнее вы­ражена потребность, тем большее удовлетворение испытывает человек. Таким образом, удовлетворенность может влиять на потребность двояко: по мере роста удовлетворенности потреб­ность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться.


Потребность как необходимость. В некоторых подходах потребность определяется как объективная необходимость (Б.Ф. Ломов), Однако, как уже отмечалось, нужда — это внут­ренняя необходимость. Следовательно, в данном случае по­требность может отражать не только внешнюю, объективную, необходимость, но и внутреннюю, субъективную. В справоч­ной филологической литературе необходимость трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой не обой­тись. Однако если соотносить потребность с любой надобнос­тью вне конкретного временного отрезка, то это, как и в пре­дыдущем случае, будет слишком абстрактно (Б.И. Додонов, ПА. Рудик). Например, организму, чтобы нормально развивать­ся, в принципе необходимы (нужны) белки, жиры, углеводы, со­ли, витамины. Но понимание и словесное обозначение этого является просто констатацией факта, обозначением знаний че­ловека о зависимости его организма от этих веществ, но не обозначением нужды в них в данный момент и тем более не переживанием нужды в них. Нужность и нужда — разные вещи. Если нужность в каких-то веществах обеспечивается регулярно без нарушения внутреннего гомеостаза, то и нужда как особое, специфическое потребностное состояние не возникает. Для то­го чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. Но и в этом случае соотношения между необходимостью и потреб­ностью могут быть разными, не всегда совпадающими. В жиз­ни случается так, что человек не всегда хочет то, что ему необ­ходимо, и в то же время он может сделать что-либо, не испыты­вая потребности. Например, человек может поесть «в прок», зная, что потом долго не представится такой возможности. Как отмечает Е.П. Ильин, это как бы удовлетворение предвидимой потребности, которая должна появиться в будущем, а по сути -предупреждение ее возникновения.

Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факто­ров внешней среды, существенных для собственного сохране­ния и развития. Именно так некоторые авторы и понимают потребность, т. е. как зависимость от чего-то. У Б.И. Додонова потребностьэто внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, с одной стороны, зависимость от усло-


вий существования, а с другой — необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать.

Потребность как состояние. Довольно большое число психо­логов рассматривают потребность как состояние, в частности как состояние напряжения. Действительно, переживание нуж­ды, как и само появление нужды, свидетельствуют об изменени­ях состояния организма и личности (нарушении гомеостаза). Другое дело, какое это состояние и является ли оно единствен­ным выражением потребности, т. е. достаточно ли сказать, что потребность есть специфическое состояние организма и личнос­ти. Б.И. Додонов, называя переживание нужды потребностным состоянием, считает, что оно еще не потребность, так как не яв­ляется первоисточником активности человека и вроде бы не вы­полняет свою главную функцию — побудительную. С его точки зрения, потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности или не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации, т. е. без активизации познавательной де­ятельности. Потребностное состояние заставляет искать причи­ну «страдания», выяснять, чего человеку не хватает.

Исходя из этого И.А. Фурманов предлагает различать со­держательный и динамический компоненты потребности. Со­держательный компонент определяет предполагаемую направ­ленность поведения опосредствованно через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выпол­няет собственно побудительную функцию.

Заметим, что близкое к этому разделение потребностей име­ется у Ш.Н. Чхартишвили, который различает два понятия: по­требность и идею потребности. Потребность — это динамиче­ское состояние данного момента конкретной личности, реаль­ный процесс ее жизни. Идея потребности — это знание, отража­ющее потребность вообще, вне указания на какого-либо конкретного индивида. Поэтому она доступна не только тому, кто фактически имеет эту потребность, но и тому, кто никогда не переживал ее непосредственно. Обладание идеей потребнос­ти, по Ш.Н. Чхартишвили, не означает наличия самой потреб­ности. Идея потребности лишена силы (энергии), нужной для возбуждения к действию индивида.

Следует различать словосочетания «испытывать (ощущать) потребность» (А. Пьерон, пишет, например, что испытывать потребность — это, в сущности, ощущать нехватку чего-либо),


«иметь потребность» (не осознавая ее) и «быть обладателем потребности», т. е. ее носителем как живым реактивным сущес­твом (наподобие того, как человек обладает разумом, способ­ностями, психическими функциями и т. д., которые в данный момент вовсе не обязательно должны находиться в актуализи­рованном состоянии). Следует иметь в виду, что для человека потребность является одной из побудительных сил, детермини­рующей его активность (прежде всего психическую).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 583. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия