Студопедия — Проблемы мотивации в гомеостатических теориях поведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы мотивации в гомеостатических теориях поведения






Пионерами этого направления были Н. Ах и главным обра­зом 3. Фрейд. Придерживаясь вундтовских традиций, Н. Ах пы­тался экспериментально-психологическими методами выявить ведущий компонент когнитивных процессов в якобы пассивно протекающем потоке сознания. Усилия 3. Фрейда были на­правлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, для чего им использовалось клиническое наблюдение, а также методика провоцирования и истолкования странных, необыч­ных содержаний сознания. Оба ученых были едины в том, что поведением человека управляют скрытые, неосознанные про-


цессы. Н. Ах постулировал существование «детерминирующих тенденций», а 3. Фрейд — «бессознательное», в котором он ви­дел ключ к объяснению поведения и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получаю­щих свое фрагментарное и завуалированное выражение в пове­дении и сознательном переживании.

Теория мотивации 3. Фрейда опиралась на идею о том, что «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых не­льзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порож­дают энергию раздражения, которая аккумулируется и от кото­рой требуется «избавиться».

Во фрейдовской теории мотивации ключевую роль играет модель редукции влечения, которая берет начало в принципе мнимизации Г. Фехнера и построена на гомеостатическом и ге­донистическом представлениях. Согласно первому из них равно­весие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения. Согласно второму всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность пси­хического аппарата подчинена принципу удовольствия/неудо­вольствия.

Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (энергию) и психиче­ское (аффект). 3. Фрейд отмечал, что при переходе от рассмот­рения биологического начала к душевной жизни понятие «вле­чение» определяется как пограничное между душевным и сомати­ческим, как психическая представленность раздражений, имею­щих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налага­ется на душевное вследствие его связи с телесным.

Сущность влечения можно описать с помощью следующих понятий:

напряжение влечения — это его моторный момент, сумма
сил или мера усилий, которой оно соответствует;

цели влечения — это состояние удовлетворение, которое мо­
жет быть достигнуто только путем устранения раздраженного
состояния источника влечения;

объект влечения — это то, в чем или посредством чего вле­
чение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый


компонент влечения, связанный с ним не происхождением, а лишь пригодностью для его удовлетворения;

источник влечения — это тот соматический процесс в орга­не или части тела, раздражение от которого представлено в ду­шевной жизни как влечение.

К важнейшим положениям теории мотивации 3. Фрейда от­носятся:

1) влечения могут проявлять себя по-разному. Если при боль­
шой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый
для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания возни­
кают в сознании в виде представлений о прежнем удовлетворе­
нии влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты,
они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на другие
цели) и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказыва­
ют скрытое влияние на переживания (проявляется в содержа­
нии сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных
действиях или невротических нарушениях);

2) душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт
противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде
иерархии трех механизмов: поиску удовлетворения {Оно) про­
тивостоит моральный контроль {сверх-Я), а примирением их че­
рез достижение компромисса занимается механизм приспособ­
ления к реальности (Я);

3) взрослая личность есть результат истории влечений, при­
чем особое значение имеет детство. Препятствия, возникаю­
щие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем
детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный
ущерб способности человека работать и любить;

4) развитие влечений проходит несколько психосексуаль­
ных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных
зон (чувствительных участков кожи вокруг различных отверс­
тий на теле). На каждой из фаз доминирует определенная эро­
генная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувс­
твенное удовлетворение. Порядок смены эрогенных зон следу­
ющий: рот {оральная фаза: сосание, глотание, кусание); задний
проход {анальная фаза: выделения кишечника); половые орга­
ны {фаллическая и гениталъная фазы: мастурбация, гомосексу­
альные и гетеросексуальные половые связи). Развитие влече­
ния может задержаться на одной из фаз (явление фиксации).
Травмирующие переживания могут отбросить развитие на бо­
лее ранние стадии (регресс);


5) ход развития влечений определяет система внутрисемей­ных отношений в «любовном треугольнике»: супружеской па­ры и ребенка (любовника). Ребенок стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (Эдипов ком­плекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном разви­тии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с од­ним из родителей, и тем самым к образованию совести (сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.

Одним из преимуществ теории 3. Фрейда стало то, что тра­диционный статично-описательный анализ компонентов моти­вации был дополнен динамическим.

Н. Ах (1910), занимаясь проблемой измерения воли, в экс­периментальном исследовании приводил в столкновение обра­зовавшуюся при воспроизведении двух слогов ассоциацию, прочность которой он мог варьировать, меняя частоту повтор­ных заучиваний, с инструкцией к выполнению контрастной де­ятельности. Таким образом, волевая тенденция (следовать инс­трукции) как бы конкурировала с привычкой. Если побеждала тенденция к выполнению деятельности в соответствии с новым заданием, то это говорило о преобладании силы воли над уста­новившейся ассоциацией. Следствием этого и других экспери­ментов было постулирование «детерминирующих тенденций», которые, не будучи даны в сознании, тем не менее направляют поведение.

Представитель гештальтпсихологического направления К. Левин показал, что с образованием ассоциаций в ходе науче­ния возникает не репродуктивная тенденция, т. е. психическая сила, как думал Н. Ах, а только связь между прежде несвязан­ными элементами. Чтобы эта связь проявилась в поведении, не­обходимо наличие особой тенденции к воспроизведению вы­ученного. Поэтому Н. Ах в своем эксперименте по измерению воли не противопоставил силу ассоциации детерминирующей тенденции (воле), а заставил работать две различные детерми­нирующие тенденции, приведя их в состояние конфликта. Не меняя существенно содержания понятия, К. Левин (1926) вмес­то термина «детерминирующая тенденция» стал пользоваться термином «квазипотребность». Правда, квазипотребности воз­никают на основе намерений субъекта и принятых им задач.


К. Левин стремился объяснить поведение, исходя из возник­шего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с векторами, исходящими от объектов и областей окружающе­го мира и обладающими побудительным характером (валент­ностью). Эти силы воздействуют на личность и определяют ее

поведение.

К. Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления отдельных центральных или более периферийных областей (глубинных или поверхностных слоев). Каждая область представляла потребность или квазипо­требность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, оставшегося незавершенным) та­кая область представляет собой более или менее напряженную систему, стремящуюся разрядиться через исполнительные функ­ции (например, моторику). Динамические представления такого рода близки воззрениям 3. Фрейда тем, что общим основополага­ющим принципом мотивации был гомеостатический принцип: восстановление нарушенного равновесия.

Поведение, с точки зрения К. Левина, является функцией личности и воспринимаемого окружения:

П=/(Л,О),

где Л — личность; О — окружение.

С помощью своей теории поля, излагаемой в терминах ди­намики, К, Левин стремился дать обобщенный «моментальный снимок» взаимодействия сил психологической «совокупной си­туации» (так называемого жизненного пространства). В эту си­туацию включены не только личность, но и воспринимаемое ею окружение, а поведение выводится из взаимодействия сил как суммарный вектор.

Гомеостатические модели имеют свои недостатки. Ос­новной из них состоит в том, что они не могут объяснить по­требность в возбуждении, стремление искать что-то новое. Этот недостаток преодолевает теория оптимальной активации Даф-фи и Хебба, основанная на законе Йеркса — Додеона (см. под­робнее 17.2). Она гласит: организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволит ему функци­онировать достаточно эффективно.

Из этой теории не ясно, по какому пути пойдет поведение. Современные исследования преодолевают этот недостаток.


В.А. Поликарпов, отталкиваясь от исследования зарождения и развития чувства любви, предложил новую теорию мотивации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось ввести в те­оретический анализ научных фактов категорию времени. В противовес принципу минимизации Г.Т. Фехнера, легшего в основу психоанализа, и принципу оптимального возбуждения Даффи и Хебба В.А. Поликарпов предложил открытый им за­кон обратной tqhпени.ни:личность стремится вернуть­ся в ситуации, наиболее эмоционально насыщенные. Причем мо­дальность эмоций не имеет значения.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия